"Далай-лама приедет в Россию?" - спрашивает еженедельник "Номер один в Бурятии". Еженедельник ссылается на заявление президента Калмыкии Кирсана Илюмжинова. "13 ноября ровно в полдень Его Святейшество прилетит в Элисту", - сообщил он. В столице Калмыкии Далай-лама пробудет с 13 по 17 ноября. "Официальный представитель Далай-ламы в России, странах СНГ и Монголии доктор Таши связался с секретариатом Его Святейшества, который сейчас находится в Йоханнесбурге, Далай-лама очень обрадовался и назвал дату своего прилета в Калмыкию. Дата приезда согласована с Министерством иностранных дел, которое выдало въездную визу Его Святейшеству", - сообщил глава республики Калмыкия. В то же время никакой официальной информации по этому поводу нет.

"Вопрос об исключительно пастырской поездке Далай-ламы в Россию рассматривается. В нашей стране с уважением относятся к пожеланиям буддистов, которые неоднократно обращались к нам с просьбой выдать визу их духовному лидеру. В настоящее время вопрос о возможности, подчеркиваю, пастырской поездки далай-ламы и ее условия рассматриваются", - сказал официальный представитель в российском МИДе Михаил Троянский. Если вопрос с визой решится положительно, не исключено, что Далай-лама посетит и Бурятию. Ведь тогда ему ничто не сможет помешать, отмечает еженедельник "Номер один в Бурятии".

"Мэрия и "Бурятэнерго" ищут крайних", пишет еженедельник "Номер один в Бурятии". Прошлая неделя ознаменовалась первым в новом отопительном сезоне крупным происшествием в жилищно-коммунальном хозяйстве. Это дало "Бурятэнерго" и администрации Улан-Удэ лишний повод "при всем честном народе" в очередной раз "повыяснять" отношения между собой. И это несмотря на то, что на основании ими же подписанных документов, сторонам придется долгие годы быть неразлучными партнерами.

По версии пресс-службы администрации города, которую обнародовали многие, в том числе и общероссийские СМИ, 3 ноября при регулировке автоматики контрольно-измерительных приборов была допущена грубая ошибка специалистов ТЭЦ-1. В результате чего в первой тепломагистрали давление повысилось до 12 атмосфер. Из-за гидравлического удара произошел разрыв труб в 18 домах Железнодорожного района. Пострадали дома на улицах Комсомольской, Октябрьской и Лимонова. Обветшалые коммуникации не выдержали, из труб и радиаторов хлынула горячая вода. Особенно сильно повреждено сантехническое оборудование в подвалах, где в срочном порядке на трубы поставили хомуты, а в 6-7 квартирах пришлось обрезать вышедшие из строя радиаторы. Уже через 12 часов после происшествия теплоснабжение (в том числе и в аварийных квартирах) было восстановлено. Ремонтные работы продолжаются в плановом порядке. Главный инженер ПУЖКХ "Коммунальник" Виктор Гаврилов опасается, что у аварии через несколько дней или даже недель могут быть последствия. Из-за сильного давления в трубах домов, которые обслуживает теплотрасса №1, могут произойти разрывы. И то, что некоторые коммуникации благополучно пережили саму аварию, еще не означает их стопроцентной надежности.

Спустя день, 5 ноября, ОАО "Бурятэнерго" провело пресс-конференцию по поводу случившегося. Версия энергетиков кардинально отличается от версии администрации города. Первый заместитель гендиректора "Бурятэнерго" Валерий Маньков посчитал, что никакой аварии не было, произошел лишь технологический сбой при переключении оборудования на ТЭЦ-1. В качестве доказательства он отметил отсутствие на местах инцидента сотрудников ГО и ЧС. Тем не менее, он признал факт ошибочных действий персонала станции и заверил журналистов, что виновные будут наказаны. В результате неисправности регулирующего клапана на теплотрассе давление повысилось лишь на 25%, поэтому, по мнению В. Манькова, во всем виноваты донельзя изношенные коммуникации и, соответственно, муниципальные коммунальные службы. А администрация города повела себя некорректно, раструбив на всю Россию о том, что в Улан-Удэ чуть ли не катастрофа. Руководство "Бурятэнерго" также посчитало завышенным число пострадавших. По мнению энергетиков, реально пострадали аптека, расположенная на первом этаже жилого дома, и квартира на ул. Октябрьская, 21, в которой прорвало батареи. Причем, как было сообщено, сотрудники "Бурятэнерго" лично обследовали место происшествия.

Остается добавить, что пока совсем непонятно, как в дальнейшем собираются взаимодействовать и обеспечивать горожан теплом и горячей водой непримиримые партнеры. Несмотря на провозглашенное формальное сотрудничество, очевиден явный антагонизм сторон, подводит итог еженедельник "Номер один в Бурятии".

Священники на службе у российского спорта. Депутаты Государственной думы РФ готовят спорный проект закона о введении должности священника в сборных командах страны, пишет еженедельник "ИнформПолис". Представители традиционных конфессий в Бурятии отнеслись к идее этого нововведения крайне противоречиво. Поводом послужил призыв Леонида Тягачева к болельщикам молиться за победы нашей сборной на Олимпиаде. Инициатором проекта стал депутат Александр Чуев. По его мнению, это нововведение резко повысит число верующих спортсменов, а ежедневная соборная молитва и соблюдение постов могут уже сегодня дать чудесный результат и привести наших олимпийцев к успеху.

Первыми откликнулись представители православной церкви. Во многих храмах тут же отслужили молебен "О победе игроков российских". "В Бурятии в наших храмах такие молебны не проводились, поскольку не было централизованной команды по всем православным приходам", - сообщил Благочинный Бурятского округа отец Олег. - "Но у нас часто бывают случаи, когда тренеры юношеских сборных республики приводят своих воспитанников в церковь накануне соревнований. Просят помолиться за удачный исход. Я считаю, такой законопроект - очень доброе начинание.

Известный православный просветитель дьякон Андрей Кураев написал книгу "О нашем поражении". По его мнению, история показывает, что наиболее успешными всегда были сборные государств, в которых большое значение имела церковь, - Англии, Испании, стран Латинской Америки. Доказывает свою точку зрения победой Греции на чемпионате Европы по футболу. Дьякон Кураев неудачи наших команд в некоторых видах спорта объясняет десятилетиями атеистического воспитания, которое привело к уходу от церкви спортсменов и, как следствие, возникновению дефицита духовного единства, воли к победе.

Его поддержал главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, который считает, что новым законом можно решить проблему употребления допинга. "Воцерковление российских спортсменов поможет убить двух зайцев. Никто не будет употреблять допинг, поскольку это грех, зато побед будет больше, потому что молитва и пост эффективнее любого допинга", - поддержал он депутатов Госдумы.

Иудеи, напротив, считают, что такое нововведение очень опасно тем, что может привести к межконфессиональным противоречиям. И не обязательно к открытым. Верующий спортсмен проигравшей команды может просто засомневаться в истинности своей религии, особенно если победила команда страны, где исповедуют другую веру, считает председатель еврейской общины Бурятии Евгений Чистяков. "К тому же спорт - это другая область деятельности человека, где неизбежно присутствуют агрессия, перехлест эмоций и т.д. Если соперники будут из таких разных по конфессиям стран, как Турция и Испания, то страшно подумать, во что может вылиться конфликт тех же болельщиков. И без того драки между ними стали головной болью организаторов всех соревнований. По этому поводу есть еврейский анекдот, прекрасно иллюстрирующий несовместимость надежд на Бога и спортивные победы. У одного раввина спросили, за чью команду на чемпионате мира по футболу он будет болеть и молиться. Раввин ответил, что за сборную Англии. После проигрыша англичан раввина ехидно спрашивают: "Вы плохо молились?". Раввин отвечает: "Нет, просто Бог в тот день молился за другую команду".

Скептически относится к этому и протоиерей древлеправославной церкви в Бурятии отец Сергий. Для старообрядцев спорт в его современном понимании, превратившийся в шоу-бизнес, - не совсем духовное занятие. Отец Сергий не помнит, чтобы в его старообрядческую церковь приходили спортсмены помолиться перед поездкой на соревнования. "Любой человек молится перед дальней дорогой, экзаменами и т.д. Но специально держать штатного священника в спортивной команде и считать это панацеей от всех неудач в состязаниях - это слишком материалистический подход к религии. В армии совсем другое дело. Там у каждого воина должен быть свой батюшка, который поможет духовным чадам сохранять веру, благочестие и молитвенное настроение. И я в какой-то мере согласен с опасениями иудаистов в том, что в сознании верующих спортсменов может возникнуть конфликт. Если его команда проигрывает православной Греции или католической Аргентине, мусульманской Турции, что он должен подумать о священнике своей команды? Отсюда недалеко до разочарования в собственной вере. Еще страшнее, если играют друг против друга две православные или мусульманские команды. Кого винить потом в проигрыше?".

Но есть опасения и у православных священников из-за возможностей проникновения в область спорта тоталитарных, деструктивных и неоязыческих сект. "Если сегодня в спортивный зал придут мормоны, богородичники, муниты, последователи церкви Христа и другие современные ловцы душ, то завтра все наши спортсмены, а послезавтра и их болельщики превратятся в зомби, станут машинами, биороботами, а тогда уже никакие кубки нам будут не нужны", - предупредил депутатов Александр Дворкин, заведующий кафедрой сектоведения православного Свято-Тихоновского богословского института.

Новый законопроект послужил поводом для широкой полемики в общественных кругах в связи с опасностью монополизации православной церковью духовного воспитания спортсменов. Ведь, по данным всероссийского центра исследований общественного мнения, только 15 процентов российских спортсменов считают себя православными, но при этом только 8 процентов утверждают, что верят в Бога. О необходимости требования, чтобы духовники спортивных команд были разных вероисповеданий, высказался уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин. "Среди спортсменов есть большое число представителей мусульманских, буддийских культур. Спорт интернационален и, значит, должен быть интерконфессионален. Поэтому мы рекомендовали депутатам внести поправку к проекту, в соответствии с которой в команде, кроме батюшки, должны быть ксендз, раввин и мулла, а в некоторых видах спорта, пожалуй, необходим и лама", - считает В. Лукин.

Глава буддистов России, пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев тоже приводит пример того, что в царской России учитывалась многоконфессиональность государства в армии. В каждом бурятском и калмыцком казачьем полку были штатные ламы. К тому же в буддизме занятия спортом всегда считались упражнениями, закаляющими вместе с телом дух верующего. Не случайно Буддийская традиционная сангха сейчас во главе движения за возрождение национальных видов спорта. "Буддисты каждое утро начинают с молитвы за мир во всем мире для всех людей, независимо от их происхождения. Буддийский священнослужитель никогда не спросит у человека, пришедшего к нему за помощью, какого он вероисповедания. Раз пришел, значит, у человека что-то случилось. Тем более если это спортсмен, для которого состязания каждый раз становятся стрессом. Наши участники Олимпийских игр Бальжинима Цыремпилов, Борис Будаев и другие известные спортсмены всегда приходят в дацан перед поездками на соревнования. Другое дело, что спортсменов из буддийских регионов в сборной страны мало. Конечно, если им понадобится, то выделим священнослужителя, и он будет молиться за всю команду", - говорит пандито хамбо-лама.

Волосы и ногти хамбо-ламы Итигэлова взяли на экспертизу, феномен нетленного тела начали исследовать ведущие российские ученые, пишет еженедельник "ИнформПолис".

"Когда я увидел Итигэлова, то первые мои мысли были: я не должен этого видеть, это сон, это не реальность. Этого не может быть!" - признался режиссер кинокомпании "Неизвестная планета" Кирилл Борятин в беседе с хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым. Ученые молча закивали в знак солидарности с этим эмоциональным возгласом. После осмотра нетленного тела Итигэлова они стали очень осторожны в проявлении эмоций и подборе слов. Доктора исторических наук Российского государственного гуманитарного института Галину Ершову трудно чем-то удивить. Она не раз вела археологические исследования как директор центра мезоамериканских исследований имени Юрия Кнорозова. Поэтому ехала в Бурятию, по ее словам, немного скептически настроенной. Экспертам казалось, что они встретят не феномен, а очередной обман или мистификацию.

Первое посещение Иволгинского дацана было ознакомительным, после чего ученым показали практически все места, связанные с Итигэловым. Сопровождавший делегацию Ганжур-лама привез гостей на место бывшего Янгажинского дацана, где Итигэлов стал послушником. Уже сам обряд у субургана потряс гостей. Звуки молитвы и движения рук священнослужителя завораживали и словно заставляли вибрировать воздух. "Буддийские мыслители называют это отражениями мысли, речи и действий самого Будды, чье тело - весь мир, слово - всякий звук в мире, в чьем сознании соединяются мысли всех, кто в этом мире мыслит", - объяснил Ганжур-лама.

Только после этого он провел гостей на родовое кладбище, недалеко от которого 2 года назад было эксгумировано нетленное тело Итигэлова. Традиционное буддийское кладбище, неогороженные могилы с длинными шестами, на которых развеваются молитвенные флажки, поразило съемочную группу "Неизвестной планеты". К обследованию тела Итигэлова ученые приступили после службы, когда верующие покинули храм. Галина Ершова попросила разрешения потрогать руки великого ламы. Стояла почти минуту, словно прислушиваясь к самой себе. Затем попросила дать ей головной убор. Ганжур-лама выполнил просьбу и с улыбкой наблюдал за ее реакцией. Затем сам бережно погладил Итигэлова по голове. "Учитель вспотел, почти как я. Жарко в храме", - спокойно констатировал Ганжур-лама и для убедительности положил влажную ладонь на руки Галины Гавриловны.

Затем женщин попросили удалиться из храма. Нетленное тело перенесли на второй этаж, где к работе приступил профессор Виктор Звягин. Он остриг прядь волос и кусочек ногтя у Итигэлова. Теперь в Москве ему предстоит сделать спектральный анализ взятых фрагментов. После ученые осыпали вопросами хамбо-ламу. "Это же вызов науке. Почему руки Итигэлова теплее моих?" - первой задала мучивший ее вопрос Галина Ершова. Больше всего ученые были признательны за то, что священнослужители не стали делать из феномена Итигэлова тайну. "Свет учения, как свет солнечный и лунный, светит явно, а не тайком. Его, разумеется, берегут от неумелого вмешательства непосвященных, и все же, главная задача любого буддийского учителя - помочь живым существам, не видящим или плохо видящим этот свет, увидеть его" - объяснил хамбо-лама. Он тщательно подбирал выражения, чтобы лучше донести до собеседников суть явления.

Вся жизнь Итигэлова состоит из вопросов. Почему стал сиротой в пять лет? Ведь в то время у бурят не было сирот, их тут же усыновляли родственники. Почему настоятель Анинского дацана попросил жителей соседнего села платить налоги за то, чтобы Итигэлова, как выходца из казачьего сословия, не забрали в армию? Видимо, он чувствовал, что получил в послушники непростого юношу. Почему действующий хамбо-лама хотел видеть своим преемником именно Итигэлова? Ответить на все эти вопросы трудно даже ламам, которые сходятся в одном - ни образованность, ни острый ум не могут сделать человека подобным Итигэлову. Для этого нужно великое сострадание ко всем живым существам. Для ученых и экспертов оказалось неожиданностью, что буддизм не вступает в противоречие с современной наукой. Трудно опровергнуть такие постулаты буддизма, как взаимозависимость всех элементов бытия, универсальность закона причинности. Ни один из фундаментальных принципов буддизма не противоречит этим теориям. "Для нас феномен Итигэлова в том, что он атеистов заставил сомневаться в своем неверии, у сомневавшихся убрал колебания в их правоте, верующих укрепил в силе духа", - сказал на прощание хамбо-лама. Эксперты пока отказываются давать даже предварительные результаты обследования.