Министр экономразвития и внешнеэкономических связей Хабаровского края Александр Левинталь сообщил общественной организации БРОК, что сдача Тарабарова и части Уссурийского островов Китаю по решению гаранта Российской конституции создала немало проблем не только для компании "Транснефть", но и для всей России. На волну горячей общественной дискуссии в один миг были вынесены застарелые и текущие региональные проблемы - судьба Южных Курил и трасса нефтепровода Сибирь - Тихий океан.

Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в БРОКе, в правительстве Хабаровского края считают, что сдача островов, обжитых хабаровскими дачниками, которые теперь вынуждены убираться, означает неизбежный перенос трассы нефтепровода и изменение всего проекта.

"С повторными общественными слушаниями, согласованиями и экспертизами. Тем более, что прокладка прежней трассы через русло Амура выше Хабаровска и без того была встречена в крае бурным всеобщим протестом, - сообщает руководитель БРОКа Анатолий Лебедев. В краевом правительстве убеждены, что на стадии обоснования инвестиций прокладка трассы нефтепровода на юг Приморья при отвергнутом варианте на порт Ванино выглядит весьма неубедительно.

Ссылка на более суровые ледовые условия в Ванино по сравнению с заливом Петра Великого в Хабаровске кажется слегка запоздалой, поскольку мощный нефтяной терминал компании Экссон уже строится в пункте Де-Кастри в Татарском проливе, а это на 250 километров севернее Ванино. По этой причине власти края недавно отозвали свое согласование по материалам обоснования инвестиций в нефтепровод Сибирь - Тихий океан и требуют от правительства и компании проведения более серьезных экономических расчетов по нескольким вариантам прохождения конечного участка трассы и ее выхода к морю".

Одновременно множество сомнений у специалистов Дальнего Востока вызывает заявленная годовая мощность нефтепровода в 80 миллионов тонн. Нефтеносные структуры Южной Якутии, как известно, гораздо скромнее Западно-сибирских. К примеру, одно месторождение "Медвежье" на средней Оби дало 400 миллионов тонн нефти, что при современных технологиях извлечения означает объем разведанных запасов не менее 2 миллиардов тонн. Тогда как прогнозные запасы нефти Южной Якутии не превышают 200 миллионов тонн, интенсивная разведка может дать прирост не более 400-600 миллионов тонн.

По мнению профессора ДВГТУ, доктора геолого-минералогических наук Владимира Шкабарни, емкость отдельных структур здесь не превышает 20-50 миллионов тонн, поэтому ожидать нефти Тюменских масштабов не приходится. Западносибирская нефть, которая может быть привлечена к перекачке по проектируемой трубе из Тайшета, составит не более 5 миллионов тонн в год. А учитывая процент извлечения - обычно не более 20 % - объемы добычи в Восточной Сибири будут весьма скромными. "Сибнефть" и другие крупные компании ведут сейчас интенсивную работу по разведке нефтеносных структур, но говорить о столь впечатляющих объемах - до 80 миллионов - по мнению эксперта, могут лишь авантюристы.