В Краснодарском клубе гражданского образования состоялся круглый стол по теме "Местное самоуправление в России: сегодня и завтра", на котором докладчиком выступила главный редактор научно-методического журнала "Муниципальная власть" (Москва) Екатерина Жилякова. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Центре информационной поддержки НКО ККОО "Гильдия журналистов и специалистов PR", в заседании круглого стола приняли участие как специалисты по местному самоуправлению, так и люди, интересующиеся этой темой. Среди собравшихся были и постоянные участники клубных заседаний и недавно пришедшие в клуб молодые лидеры общественных организаций, студенты Краснодарских ВУЗов.

Докладчик предложила сравнительный анализ нового закона о местном самоуправлении, который вступает в силу с 1 января 2006 года и закон 1995 года, пытавшийся решить те же проблемы местного сообщества, что и новый. Первый закон был достаточно продуман и прогрессивен, однако только две трети страны воспользовались им, остальные 30% населения не предприняли попыток изменить уклад жизни. Но и там, где закон был воспринят, происходили его извращения. На ряде территорий, например в Татарстане, главы муниципальных образований продолжали назначаться президентом республики. Централизация консолидированного бюджета регионов привела к тому, что доля доходов местных бюджетов неуклонно сокращалась и составляла от 11 до 18% от бюджета региона. Так и не было создано реального механизма вовлечения граждан во власть. Через несколько лет, когда стало ясно, что закон не работает, а реформу местного самоуправления проводить все-таки надо, было принято решение написать ещё один закон, поскольку такой выход оказался более простым, чем попытка внести поправки в предыдущий.

Екатерина Жилякова рассказала о принципиальных отличиях нового закона от старого. Особое внимание она обратили на многоуровневую систему выравнивания бюджетов, изменения в имущественном кодексе и механизм отзыва глав местного самоуправления. А главный плюс этого закона, по мнению докладчика - детализированный механизм привлечения граждан к самоуправлению. Это открывает новые перспективы для мелких муниципалитетов и ограничивает произвол местных чиновников. Но, тем не менее, это закон переходного периода и необходим значительный период времени, чтобы оценить его эффективность.