Прибрежные промыслы развиты в Мурманской области - не в пример соседней Норвегии - слабо. Потенциал же их необъятен. В условиях отсутствия соответствующей нормативно-правовой базы и реальной государственной поддержки "прибрежку" с мертвой точки не сдвинуть. Об этом, в частности, шла речь на состоявшемся 28 мая собрании по подведению итогов годовой работы Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана, и это хорошо отражено в докладе генерального директора ассоциации Михаила Готовчица. Предлагаем его текст вашему вниманию.

"Исторически заселение побережья Кольского полуострова связано с рыбным промыслом. В 30-е годы минувшего столетия в Мурманской области насчитывалось более 80 рыбацких поселков с населением 10-11 тысяч человек, пассивными орудиями лова добывалось до 27 (в отдельные годы) тысяч тонн донных видов рыб. Но... Прибрежный промысел практически прекращен в 60-е годы с принятием концепции масштабного развития промышленного морского и океанического лова, концентрации производства в основных портах базирования флотов и ликвидации "неперспективных" поселений. Однако при переходе к рыночным условиям хозяйствования проблема возрождения прибрежного промысла и соответствующей береговой инфраструктуры становится актуальной в геополитическом и социальном планах.

Сегодня в рядах ассоциации прибрежников 36 членов - вдвое больше, чем при ее создании. Наше ежегодное собрание пришлось не на лучшее для прибрежных рыбопромышленников, да и для всех рыбаков Мурмана, время. Приходится работать без ясных критериев по наделению предприятий промышленными квотами. В последних законах об экономической зоне и континентальном шельфе введена платность за морские живые ресурсы. Воспользовавшись тем, что соответствующего закона еще нет и механизм "платности" не разработан, правительство начало вводить платность за биоресурсы административным путем - через аукционы. Не буду углубляться в тему, замечу только, что для прибрежников аукционы вообще невозможны.

В числе первоочередных задач года планировалось провести анализ заявок, технического состояния прибрежного флота и составить конкретные предложения по наделению квотой каждого претендента (из расчета 75% трески и 60% пикши от вылова 2001 года); убедить Мурманский региональный рыбхозсовет (МРХС) в необходимости пополнения прибрежного флота судами, пригодными для установки ярусных и сетных комплексов, с резервированием за ними некоторых начальных объемов квоты; активизировать борьбу с псевдоприбрежниками (скупщиками рыбы), подрывающими саму идею прибрежного промысла; поддерживать научно-промысловые работы в прибрежье по программам ПИНРО по отработке техники и тактики ярусного и сетного промысла.

Кроме того, жизнь подбрасывает срочные "текущие" задачи. Например, в сентябре прошлого года по инициативе ассоциации перераспределена квота предприятий, не приступивших к промыслу до 15 сентября. В результате дополнительную квоту на треску и пикшу получили 8 предприятий: "Арктикфлот", "Арктикпак", "Бионорд", "Круглов", "Павловский", "Прибрежные промыслы", "Севрос", "Эрланг". А 19 сентября телеграммой Мурманрыбвода был прекращен промысел трески в Баренцевом море в связи с выловом ОДУ. Только благодаря активным протестам правления ассоциации и поддержке губернатора запрет для прибрежников отменили и промысел продолжался до конца года. Вводя разрешение на "олимпийку" по пикше, Мурманрыбвод забыл упомянуть прибрежный флот. Своевременным вмешательством руководство ассоциации добилось разрешения на "олимпийку". Консультации с Главрыбводом и пограничниками позволили доказать Мурманрыбводу, что приказ о введении судо-суток не касается судов прибрежного промысла, и теперь мы ведем промысел без ограничения по времени. И последнее, при снижении промышленной квоты на 40% из-за аукционов все же удалось в новом году сохранить квоту на треску на прежнем уровне (1000 т) и увеличить квоту на пикшу в два раза (500 т).

Некоторые задачи, увы, не удалось решить. Например, наши неоднократные обращения в Госкомрыболовства, поддержанные ПИНРО и СРПС, об увеличении прилова черного палтуса, зубатки, других донных видов рыб и краба для судов с пассивными орудиями лова в районах юрисдикции России (по аналогии с Норвегией) так и остались без ответа. Как же мы сработали в 2001 году? Предприятия ассоциации получили 423 тонны трески и 149,3 тонны пикши. При сентябрьском перераспределении квоты дополнительно получили 153 тонны трески и 11,2 тонны пикши. С фактическим выловом несколько хуже. Наши рыбаки (почти половина пользователей прибрежной квоты) добыли 498,8 тонны трески и только 205,6 тонны пикши, даже с "олимпийкой".

В целом прибрежная квота на треску опять полностью не была освоена: вылов составил 823,4 тонны (82%), хотя "олимпийка" позволила освоить квоту на пикшу на 139%. Причина по-прежнему в предприятиях-призраках. Из 58 предприятий, заявленных на прибрежный промысел в 2001 году, только 16 (из них 12 - члены ассоциации) полностью выбрали квоту по треске. 11 предприятий из 58 показали нулевой вылов. Поэтому правление ассоциации остается сторонником перераспределения квоты и в этом году. Более того, правление считает, что предприятия, не освоившие квоту без уважительной причины (ремонт или модернизация судов, строительство новых судов взамен списываемых), не должны получить квоты больше, чем смогли добыть в текущем.

Должен сказать и о проблемах, которые порождаются нездоровой активностью чиновников. Например, продолжающиеся попытки Госадминистрации ММРП взять под свою длань маломерные суда, ранее подконтрольные только ГИМСу. Двойная регистрация судов, кроме дополнительных финансовых расходов, влечет за собой и чисто административные, почти неразрешимые сложности владельцам маломерных судов. НПО "Комплексные системы" при поддержке Госкомрыболовства продолжает продвигать свою идею оснастить ТСК все суда Северного бассейна, независимо от их размеров и возможностей. Но зачем устанавливать дорогостоящее оборудование на маломерные суда, не выходящие из зоны действия береговых радиолокационных станций пограничников и береговой системы наблюдения Северного флота?

Но и в окружении множества проблем ассоциация продолжает совершенствовать навыки и производственные процессы, используя рекомендации ПИНРО и международные связи в рамках совместной российско-норвежской программы развития прибрежного промысла. На семинаре в Варде наша делегация знакомилась с организацией прибрежного промысла в Норвегии, особенностями эксплуатации судов-прибрежников и орудий лова, с береговыми производствами, с практикой регулирования прибрежного промысла и квотирования... В числе задач на перспективу мы для себя наметили необходимость требовать специфических изменений в Правилах рыболовства. А именно: добиться увеличения допуска приловов вплоть до снятия ограничений для ярусоловов, так как использование яруса многокилометровой длины объективно не может обеспечить требуемый процент прилова, в отличие от траловых судов с освещенной гидролокационной установкой в районе работающего трала. Мы предполагаем (на основе рекомендаций науки по районам и времени добычи прибрежных биоресурсов) оценить береговую инфраструктуру, перерабатывающие мощности на побережье и рассмотреть возможность создания новых производств с предоставлением рабочих мест жителям прибрежных поселков.