В Мурманске на территории ремонтно-технологического предприятия (РТП) "Атомфлот" идет строительство берегового хранилища для долговременного сухого контейнерного хранения отработанного ядерного топлива. Как сообщает ГТРК "Мурман", этот российско-британский проект выполняется по программе глобального партнерства в области ядерной безопасности.

Отработавшее ядерное топливо атомных субмарин - сегодня самая серьезная проблема реабилитации Кольского полуострова. Скопилось его на технических базах региона больше, чем на действующих подлодках. Вывезти топливо на переработку на челябинский "Маяк" первоочередная задача. Именно поэтому два года назад на саммите Большой восьмерки в Кананаскасе решено было соединить все производимые работы в четкую технологическую цепочку.

Мурманское морское пароходство, РТП "Атомфлот", трест "Апатитстрой"- три предприятия Мурманской области, участвующие в российско-британском проекте по строительству берегового хранилища отработавшего ядерного топлива - выбор правительства Великобритании, выделившего на эти цели 15,2 миллиона фунтов стерлингов, понятен. Плавтехбазы Мурманского пароходства участвуют в выгрузке лодочного топлива и транспортируют его на РТП "Атомфлот", уже отсюда его грузят в спецэшелоны и отправляют на челябинский "Маяк". 26 октября отсюда ушел последний спецэшелон. Всего же с 1994 года, с тех пор как пароходство включилось в процесс, за пределы Мурманской области отправлено 49 таких эшелонов.

Плавтехбаза пароходства "Лотта" забита топливом, не подлежащим переработке. Из 16 мест хранения активных зон реакторов им занято 14. Береговое хранение, которое само по себе безопаснее плавучего, разгружает плавтехбазу. "Лоте" не приходится делать лишние морские переходы за топливом, храниться оно будет не в баках, как раньше, а в современных контейнерах. Люди, особенно для РТП "Атомфлот" получат работу. Надо отметить, что британское правительство полностью доверяет техническим специалистам "Атомфлота" и пароходства, контролирует только расход финансов. Тендер по строительству хранилища выиграл "Апатитстрой", имеющий опыт подобного строительства.

Пройдя все виды многочисленных экспертиз, этот российско-британский проект выдержал и общественную. Проверяла его на прочность всем известная Норвежская экологическая организация "Беллона".