Политика

Газета "Седьмая столица" на прошедшей неделе затронула тему соперничества Ростовской области с Краснодарским краем. В материале "Столицей ЮФО станет Краснодар?" ответ газете дал председатель Ростовского облкомстата Владимир Емельянов.
По его мнению, действительно, со времён соцсоревнований Ростов и Краснодар - конкуренты. Когда социализм прошёл, говорит Владимир Емельянов, оказалось, что у Краснодара стартовые условия развития значительно более благоприятные. Ведь в СССР существовал план единого развития производства. Когда в Ростовской области возводили машиностроительные заводы, в Краснодаре создавалась огромная база сельскохозяйственной переработки. И вот, рухнуло машиностроение, рухнула химия. Но переработка почти не пострадала. И, конечно, именно поэтому туда устремились инвесторы. Осели же они там по простой причине - их хорошо приняли. Потому что, по словам председателя Ростовского облкомстата, к экономике и бывший краснодарский губернатор Кондратенко, и нынешний Ткачёв, подходят серьёзно.
В Ростове же, что ни завод, то градообразующее предприятие. Эти заводы и дома топили, и работу давали, и налоги платили. Их остановка означала катастрофу. И в этих условиях выжить и перестроиться Ростову было неизмеримо тяжелее, чем Краснодару. Однако у Ростова есть преимущества: транспортная сеть по насыщенности значительно выше. Далее, один из важнейших ресурсов во всём мире это люди. И по своему совокупному потенциалу знаний Ростовская область была, конечно, выше, чем Краснодарский край. НИИ, проектные институты, военные и гражданские учебные заведения здесь были насыщены на порядок больше, чем там. Поскольку Краснодар был ориентирован на сельское хозяйство и отдых, там готовились соответствующие кадры.
Да, потенциал в Ростовской области выше, но, чтобы его раскрыть, были нужны условия и капитал, нужны инвестиции. И здесь, говорит Владимир Емельянов, раз у нас тяжелее стартовые условия и отягощённая инфраструктура, то, по логике, мы должны инвесторам предлагать значительно лучшие условия, чем Краснодарский край. Но всё это в Ростовской области сделано не было, хотя постоянно декларировалось. До недавнего времени процедура прихода сюда инвестора была очень затруднена бюрократическими проволочками. И обычный инвестор, у которого нет поддержки "от Москвы до самых до окраин", очень часто "увядал". Второй момент - если инвестор приходит, а его начинают по кабинетам таскать, и по проценту, по два налево отщипывать, то всё наработанное может рухнуть.
Несмотря на стоящие перед Ростовом проблемы, считает Емельянов, столица Южного федерального округа вряд ли переместится в более успешный Краснодар. Исторически Ростов складывался как центр Юга с точки зрения обороны. Здесь и основные воинские структуры, и каналы правительственной связи. Перенос всего этого вылился бы в огромные затраты. Другое дело - сохранятся или нет сами округа. Если будет происходить укрупнение субъектов федерации, то Ростов и Краснодар, конечно, разведут. Это будет нормально и правильно. Объединение Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей логично. Туда можно подтянуть и Калмыкию, которая сама просуществовать не сможет. И эта объединённая территория получила бы энергоресурс, получила бы выход и на Азовское море, и на Каспий, что очень важно. А к Краснодару можно было бы пристегнуть ряд северокавказских республик и обеспечить их выход на Чёрное море.
"Седьмая столица" обратилась к теме одной из предыдущих публикаций. В материале "Загнанный в угол" газета беседует с Олегом Грызловым, в прошлом заместителем генерального директора ОАО "Центральная компания ФПГ Донинвест", ныне директором ОАО "Ростовский порт". В одном из номеров "Седьмой столицы" Олег Грызлов обратился с открытым письмом к ростовскому губернатору, в котором рассказал о своих проблемах с Михаилом Парамоновым, директором ФПГ "Донинвест". Вновь обращаясь к теме своих взаимоотношений с командой Парамонова, Грызлов говорит, что его противоречия лежат скорее в сфере человеческих взаимоотношений, нежели в сфере экономической. В конце 1996 года, вспоминает Грызлов, после того, как он ушёл на работу, в его дом ворвались три человека, дома были жена и дочка. Их связали и пытали. Требовали деньги. "Когда я увольнялся, говорит Грызлов, - у меня состоялся очень жёсткий разговор с Парамоновым. И я понял, что он был в курсе всего".
"Седьмая столица", выслушивая эту несвежую историю, удивляется: разве огласка ваших старых дел кому-то сейчас помогает? По мнению Грызлова, есть один человек, который контролирует весь парамоновский бизнес. Это Инатаев. Он и есть та третья сила, которой было выгодно, чтобы Парамонова на Дону не было как можно дольше. Ведь сейчас проблемы есть и у Парамонова. И пока он здесь не появляется, под борьбу с Грызловым выкачиваются хорошие деньги, создаётся четкая платформа контроля над его бизнесом. Бизнес Парамонова на Дону сегодня - это Азовский комбинат детского питания, кондитерская фабрика и ТагАЗ. Более-менее существенный бизнес в Красном Сулине, Белой Калитве уже продан.
В прошлом году дело Грызлова взял под свой контроль заместитель генерального прокурора России Сергей Фридинский, оно вышло из-под областного контроля, тут все и начали суетиться. В мае возбудили дело в отношении Парамонова.
Потом здесь судом закрывали уголовное дело, возбуждённое прокуратурой ЮФО в отношении Парамонова. В июне это уголовное дело из рук Фридинского забрали в Генпрокуратуру, а оттуда передали обратно в область. Тут дело закрыли и расследование свернули. В чём конкретно обвиняют бывшего замгендиректора ТагАЗа, спрашивает газета. "На меня вешают неуплату таможенных налогов, продажу нерастаможенных машин и отдельной статьёй воровство сорока машин, - говорит Грызлов. - Так вот, я уволился из ФПГ в 2000 году, а последняя машина Люблин была продана в 2001-м. Спрашиваю: ребята, ну что же вы на меня и её вешаете? Я же там уже не работал. А мне отвечают: "Ну, у тебя же руки длинные". После того, как возбудили дело против Парамонова, группа депутатов Госдумы - Шоршоров, Катальников, Степанова - написала запрос в прокуратуру, да ещё с такой формулировкой, что ни в одни ворота не лезет: "следствие идёт не в том направлении". Кто им дал команду? Без Владимира Фёдоровича точно не обошлось. Точно известно, что он писал письмо в Генпрокуратуру в защиту Парамонова". На вопрос газеты, почему Грызлов выносит сор из избы, он отвечает: "Договариваться можно с тем, кто хочет договариваться. На последней пресс-конференции губернатор говорит: "Те, кто что-то где-то публикует, считают, что можно на что-то влиять. Но у нас тут полная демократия". Может, это и есть демократия, - говорит Грызлов. - В отдельно взятом регионе. Но у нас в порту с мая сидит налоговая инспекция, чего она ищет, непонятно. За прошлый год мы заплатили 40 миллионов налогов. В планах этого года почти пятьдесят. Предприятие довольно стабильное, деньги в бюджет идут. Я понимаю, что легче ловить того, кто не убегает".

Экономика

Проблему повышения цены на топливо подняла газета "Город N" в публикации "Инфляционное топливо". Газета обращает внимание, на то, что общий рост цен на ГСМ в области с начала года составляет около 45%. Ростовская область по темпам роста цен на горючее - один из российских лидеров. Если так будет продолжаться, езда на автомобиле скоро станет роскошью. Особенно рост оптовых цен бьет по сельским районам.
Рынок горюче-смазочных материалов в Ростовской области имеет свои особенности, говорит замруководителя областного управления антимонопольной службы Олег Локота. Ни в оптовом звене, ни в рознице здесь нет доминирующих субъектов деятельности. По области в общей сложности около 10 независимых игроков структура рынка не позволяет вести согласованные действия. Тем не менее, с 1 ноября цены на горючее совершили очередной скачок. Ростовские продавцы ГСМ объясняют местный уровень цен в том числе и транспортными расходами.
"Мы не можем торговать себе в убыток", - объяснили газете в отделе сбыта компании "Башнефть-Юг". - "В январе цена, по которой мы закупали дизтопливо на нефтеперерабатывающих заводах, была 7,7 рубля за литр, а сегодня она уже 10 рублей. Мы отпускаем дизтопливо по 11,3 рубля, а на заправках оно еще дороже". В компании "Ростовнефтепродукт" (входит в структуру ТНК-BP) заявили, что с ноября 1 тонна дизтоплива будет стоить около 13 800 рублей. В октябре она стоила 13 400, а в августе - 13 000. На вопрос о природе роста цен здесь затруднились ответить, сказав, что "получают цены сверху".
Ситуация может измениться в ближайшие 2-3 года, считает "Город N" в течение которых "Юг Руси" планирует запустить первую очередь нефтеперерабатывающего завода. "После запуска НПЗ в Ростовской области ситуация вполне может измениться, - считают в "Башнефти-Юг". - Если, конечно, завод будет обеспечивать надлежащее качество и не поведет себя опять же как монополист, сразу взвинтив цену. Если этого не произойдет, мы вполне могли бы там делать закупки". Пока же решения принимаются не здесь, а в головных компаниях ЛУКОЙЛа, Башнефти, ЮКОСа, ТНК-ВР и др. И если верить в то, что продавцы договариваются, то происходит это в Москве. Печально, продолжает газета, что Ростовская область по России в числе лидеров, но особенно удивляет то обстоятельство, что в гораздо более благополучной Москве цены ниже, чем у нас. На первый взгляд кажется, что областные власти не в силах повлиять на ситуацию. Однако можно вспомнить, что в прошлом году в области серьезно стоял вопрос о низкой собираемости бензиновых акцизов. А в мае 2004 года губернские власти организовали встречу с представителями 9 крупнейших игроков местного рынка ГСМ и ситуация заметно выправилась. Значит, договориться все-таки можно? Тогда почему этого не делается сейчас, когда цены растут в полтора раза за год, разгоняя инфляцию, которая как всегда ударит по самым незащищенным слоям общества?!
О продаже контрольного пакета (50,8%) акций ОАО "Десятый подшипниковый завод" ГПЗ-10 московской структуре рассказал на прошлой неделе "Коммерсант - Юг". В материале "Ростовские подшипники укатились в Москву" газета сообщила, что столичный концерн ПРАМО через свои аффилированные структуры приобрел контрольный пакет (50,8%) акций ОАО "Десятый подшипниковый завод" ГПЗ-10. Ожидается, что окончательно структурные изменения на заводе будут закреплены на собрании акционеров 27 ноября.
Весной прошлого года две столичные компании - "Медиавто" и ТД "Гулливер" - предприняли массированную скупку акций ГПЗ-10, консолидировав 11%-й пакет и проведя в совет директоров предприятия своего представителя. Их уполномоченные категорически отказывались говорить, в чьих интересах идет скупка. Наиболее вероятным покупателем назвали московское ОАО "ЭС-групп", специализирующееся на выпуске автомобильных комплектующих. Встревоженный менеджмент завода весной заявил о столичной экспансии и попытался найти поддержку у донских властей. В областной администрации проблему тогда игнорировали, заметив, что не видят ничего незаконного в нормальной корпоративной борьбе за обладание предприятием, не предусматривающей недружественное поглощение.
Как сообщает "Коммерсант - Юг", предложения о продаже своего пакета акций получил и менеджмент ГПЗ-10. Газета утверждает, что покупатель уже консолидировал контрольный пакет (50,8%). При этом блокирующий пакет остается у лиц, близких к господину Мельнику, оставшемуся председателем совета директоров ГПЗ-10. По данным областного министерства промышленности, транспорта и энергетики, на этот раз в качестве покупателя фигурирует столичный концерн ПРАМО, который действует через компанию "Медиавто", кипрский оффшор и ряд физических лиц. В руководстве ПРАМО пока отказались комментировать ситуацию. Общая сумма сделки также не разглашается.
Газете "Коммерсант-Юг" стало известно о еще одной предстоящей сделке. В материале "Американский трейдер загрузится в Ростове" газета сообщает, что европейское представительство Bunge Limited намерено купить зерновой терминал у ЗАО "Торговый порт". Приблизительная стоимость сделки с учетом запланированного капиталовложения в терминал составляет $10 млн. Если сделка состоится, ростовский терминал станет первым российским пунктом перевалки зерна одного из крупнейших в мире сельхозконцернов. Ростовский терминал призван стать перевалочным пунктом для экспортных поставок в Черноморский, Средиземноморский регион и на Ближний Восток.
Как сообщает газета, по мнению некоторых местных экспертов, выбор Bunge терминала ростовского порта обусловлен стремлением сэкономить на строительстве собственной перевалочной базы. Как считает руководитель элеваторного проекта компании Разгуляй-УКРРОС Алексей Шибанин, Bunge выгодно приобрести уже готовые мощности, так как все остальные на Черном и Азовском морях уже давно поделены между другими игроками.
С другой стороны, генеральный директор еще одного крупного зернового трейдера компании "Югтранзитсервис" Кирилл Подольский заметил, что по большому счету Bunge всего лишь покупает место, так как строящийся с 2001 года терминал еще далек от завершения. В то же время, по его данным, Bunge уже давно без особой огласки сотрудничает с Торговым портом, и в данный момент, возможно, просто узаконивает свои отношения.

Общество

О генеральном директоре недавно открывшегося в Ростове информационного агентства ЮФО.ru Дмитрии Старостине рассказала "Седьмая столица" в публикации "В Ростов со звездно-полосатых нар". Газете стало известно, что пять с половиной лет он провел в тюрьмах США. Из этого Дмитрий не делает секрета и даже написал книгу воспоминаний "Американский ГУЛАГ". И вот четыре месяца назад Дмитрий приехал в Ростов, чтобы отстроить новый южнофедеральный информационный ресурс...
По просьбе газеты Дмитрий Старостин рассказывает о своей жизни в Америке. В Колумбийском университете учатся дети американской элиты, и мысль подработать официантом показалась бы им скорее абсурдной. Летом они практикуются в фирмах, на которые положили глаз. Свободное же время проводят, устраивая музыкальные вечера, выставки, балы-маскарады. Если говорить о среднем американце, то его эмоциональный и интеллектуальный уровень ниже, чем у среднего россиянина. По поводу же их элиты можно только позавидовать - это очень образованные, разносторонне развитые люди, которые думают не только о личном обогащении, но и о развитии своей страны.
В сентябре 1994-го российского студента арестовала нью-йоркская полиция за покушение на убийство. Как он сам рассказывает, "через двое суток я был освобождён под залог $10 тыс. Во время банальной драки в баре я вытащил перочинный нож и ударил противника в плечо. Тогда мне в голову не пришло, что, спасая свою жизнь, можно было просто убежать или вызвать полицию, как это сделал бы американец. Оставалось два варианта развития событий: либо пойти на сделку с прокуратурой, признав свою вину и получив максимум год тюрьмы или вовсе условный срок, либо судиться. Поэтому, по совету адвоката, предпочёл суд присяжных и получил немалый срок - почти 7 лет. Американцы очень жёстко относятся к тем людям, которые идут на суд и тем самым тратят бюджетные деньги".
Присяжные признали его виновным, правда, не в покушении на убийство, а в нанесении телесных повреждений. В итоге - 5,5 лет в семи тюрьмах и изоляторах США. Там он изучил несколько языков, а также окончил университет, но уже сам оплачивал своё обучение - оставались какие-то сбережения от спекуляций на бирже. Вернувшись в Москву, Старостин организовал благотворительный фонд "Родина помнит". Его цель - помогать российским заключённым за рубежом.
Старостин отвечает "Седьмой столице" на один из больных для провинциальной журналистики вопросов о том, что многие журналисты, чтобы состояться, уезжают в Москву, он же, наоборот, приехал из Москвы в Ростов: "Состояться можно везде. Мне не так уж важно, сколько людей меня прочитают, наиболее ценно мнение профессионалов и качество материала". При этом делает замечания местным коллегам: "К сожалению, далеко не все ростовские журналисты, даже хорошие, соблюдают чёткое разделение жанров. Что касается качества изданий, то жёлтая пресса преобладает везде, и Ростов не исключение. Но если в Москве есть по крайней мере 5 серьёзных ежедневных газет ("Коммерсантъ", "Известия", "Газета", "Время новостей" и "Ведомости"), то в Ростове - ни одной. Из еженедельников можно выделить два качественных - "Седьмая столица" и "Город N". Серьёзной областной или окружной газеты и вовсе нет.
По мнению директора агентства ЮФО.RU, интернет-издания имеют перспективы развития в Ростове: ЮФО - неспокойный округ, и сейчас очень важно, чтобы федеральные власти получали объективную информацию о том, что происходит.
Дело о новом ростовском маньяке -расчленителе, приговор которому вынес недавно Кировский райсуд Ростова, проанализировала газета "Крестьянин". В публикации "Неубедительный маньяк" газета рассказывает, что ростовчанин Юрий Трушин сам признался в убийстве двух женщин. В признательных показаниях он написал, что с обеими женщинами он имел интимные отношения, но обеих сильно не уважал. Судя по материалам следствия, одну из женщин, в убийстве которых обвинен Трушин, - 19-летнюю Юлию Йошпе - он ударил по голове пустой бутылкой, она упала на диван и умерла. Трушин увидев кровь, потерял сознание. Очнувшись, увидел, что женщина мертва, решил избавиться от трупа. Как следует из материалов дела, Трушин разделся до плавок, чтобы кровь не попала на одежду, уложил убитую Юлю в жестяное корыто и стал расчленять. Отрезал голову, руки, ноги. Туловище и ноги завернул в полиэтиленовые пакеты, обвязал все веревкой, чтоб кровь не сочилась, сел на автобус и отвез все на Гребной канал, где утопил пакеты. Так было записано в признательных показаниях Трушина, которое было главным доказательством его вины.
Однако, несмотря на признательные показания жестокого убийцы и приговор суда в 21 год лишения свободы, у газеты возникли сомнения. Например, куда делась кровь убитых на квартире Трушина женщин. Трушину вменили в вину две расчлененки, пишет "Крестьянин", и оба преступления он совершил у себя в комнате. "Вы можете себе представить, - спрашивает газета, - чтобы ни грамма крови из 10, а то и 12 литров крови не оказалось где-нибудь на полу?" Правда, продолжает газета, из объяснений Трушина следовало, что он вытер кровь соляной кислотой. Однако при экспертизе микрочастицы крови и следы соляной кислоты все равно бы обнаружились. Однако экспертиза не назначалась. Возможно, потому что на корыте и на линолеуме нет этих следов, предполагает газета.
Далее, родственникам Юлии Йошпе, за убийство которой наказан Трушин, отказываются признать в представленных им останках свою родственницу. И дело не в том, что они обезумели от горя. Представленная им для опознания стопа оказалась 36 размера, а у Юли был 39 размер. Мать Юли в суде заявила, что считает Трушина невиновным в убийстве своей дочери.
По мнению адвоката Трушина, дело в отношении его подзащитного было сфабриковано следствием. Для чего? После обнаружения в Гребном канале фрагментов двух женских тел, следствию надо было на кого-то повесить два висяка, то есть нераскрываемых убийства. Во время процесса в суде, пишет газета, серьезные сомнения по поводу обвинительного приговора суда появились и у газеты. "Почему они не появились у суда?- удивляется "Крестьянин", - ведь неразрешимые противоречия всегда толкуются в пользу подсудимого, это правило мировой юриспруденции. Но, похоже, не ростовской". "Следствие не сделало ничего, чтобы найти настоящего убийцу, - сказал адвокат Трушина в суде, - не допрошены коллеги Юли по казино, не допрошены собственники Юлиной квартиры, а там тоже все не просто она вселялась в квартиру по суду. Похоже, настоящий убийца остался на свободе".