Cправка ИА REGNUM: Кулахметов Марат Минюрович родился в 1954 году в городе Пензе, в семье военнослужащих. Окончил Ленинградское ВОКУ и военную академию им. Фрунзе. Прошел все командные должности от взвода до дивизии. До прибытия в Южную Осетию был командиром 19-й дивизии.

Югоосетинская сторона не раз заявляла о том, что в зоне конфликта присутствуют незаконные вооруженные формирования, не принадлежащие к Смешанным силам по поддержанию мира (ССПМ). Что Вы можете сказать по этому поводу?

Да, безусловно, незаконные вооруженные формирования есть. Это, прежде всего те люди, как с грузинской, так и с югоосетинской стороны, у которых есть оружие, которые как бы находятся в промежутке между Министерством обороны Грузии, Министерством обороны Южной Осетии, правоохранительными органами Южной Осетии, полицией Грузии и миротворцами. Это и создает напряженность в зоне конфликта. Практически постоянно происходит провокационная ночная стрельба.

Ее провоцируют именно незаконные вооруженные формирования?

Зачастую да.

Какие меры Вы намерены предпринять для уменьшения их численности или полной ликвидации?

Дело в том, что с миротворческих сил, к сожалению, убрали функцию поддержания правопорядка. Этим обязаны заниматься милиция, полиция, это их функции.

Не так давно, согласно Вашему приказу, количество миротворческих постов в зоне конфликта было увеличено. С чем это связано?

Решение об увеличении постов принял не только я, оно было принято и на заседании Смешанной контрольной комиссии. Основная причина - резкое обострение обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта за последние два месяца. Дополнительные посты были призваны стабилизировать ситуацию. Например, в одном из населенных пунктов конфликт между грузинами и осетинами разгорелся из-за...яблоневого сада. Начались перестрелки. Пришлось поставить трехсторонний миротворческий пост. В настоящее время российские миротворческие посты дополнительно выставлены в районе населенных пунктов Ванати, Мегврекиси, Нули, совместные посты - в районе Тамарашени, Приси, Тквиави и так называемого "паука". Кроме того, временно выставлены посты от Республики Северная Осетия-Алания в райнах телевышки и Квемо-Монастери. А так, миротворцы стоят в Арцеви, Ередви, Кехви, Суниси, Мугут, Громи, Цинагари, Ионча, Цнелиси и других населенных пунктах.

В последнее время очень часто из-за конфликтов на бытовом уровне жители грузинских сел перекрывают автомагистраль, связывающую Южную Осетию с Россией... Вы полагаете, что подобные эксцессы подогреваются определенными факторами извне?

За последний месяц стало уже просто ненормальной традицией перекрывать дорогу по любому поводу. Я не раз заявлял господину Карелии (губернатор региона Шида Картли- ИА REGNUM), что в районе анклавов Тамаршени-Кехви (грузинонаселенные села, расположенные непосредственной близости от Южной Осетии) только из-за того, что сосед на соседа косо посмотрит, моментально перекрывается дорога. Чисто бытовые вопросы переходят в политическую сферу.
Что касается факторов...да, на мой взгляд, определенную роль здесь играет администрация региона Шида Картли. Например, совсем недавно, грузинская сторона задержала автобусы, следующие из Цхинвала в осетинские населенные пункты, это было незаконным действием. Руководство ССПМ направляло письменное уведомление сопредседателям Смешанной контрольной комиссии (СКК). Грузинская сторона, а конкретно администрация региона Шида Картли, требовала, чтобы путевая документация и надписи на автобусах были бы оформлены на грузинском языке. Это нарушение. Мы же не требуем, чтобы в зоне конфликта вся бы документация грузинкой стороны была бы на русском языке. И таких примеров - не один... Например, задержание грузинской стороной российского гуманитарного груза в зоне конфликта, что осуществлялось также по указанию администрации региона Шида Картли.
Решением СКК было принято, что любой гуманитарный груз в зоне конфликта должен доходить до пункта назначения беспрепятственно. Ведь миротворцам все равно, грузинский это груз или осетинский. До недавнего времени было все нормально, пока задержание гуманитарного груза вновь не имело место. Была задержана российская машина, перевозившая груз в район Громи. Опять-таки машина была остановлена по приказу губернатора Карели, был предпринят физический демарш, из машины были вытащены водитель и старший, груз был угнан в Гори.

Чем же руководствуется грузинская сторона в подобных случаях? Какую документацию использует?

Не существует никакой документации, предусматривающей задержание миротворческих машин в зоне конфликта. Я понимаю, что господин Карелии не всемогущ, за ним конкретно кто-то стоит, он просто является исполнителем поставленных ему задач.

В последнее время участились случаи несакционированных полетов вертолетов над зоной конфликта. Какова реакция грузинской стороны на Ваше письмо по этому поводу?

На наше письмо о нецелесообразности таких полетов, которые еще более способны усугубить ситуацию в зоне конфликта, мы получили ответ от Михаила Карели, в котором говорилось, что какой-то одинокий заблудший азербайджанский самолет случайно залетел в зону конфликта, отклонившись от курса. По моему убеждению, это отклонение было совершено с ведома соответствующих структур Грузии.
Мы неоднократно просили грузинскую сторону разобраться в этом, однако в Генеральном штабе Грузии нам сказали, что никаких полетов в данном регионе нет...

Насколько подобные факторы способны дестабилизировать обстановку?

Дело в том, майские события (ввод Грузией тяжелой техники в зоне конфликта ИА REGNUM) развивались по идентичному сценарию. Тогда тоже все началось с несакционированных пролетов. К сожалению, в подобных случаях прослеживается определенная закономерность.

Неоднократно подчеркивалось, что списки грузинского миротворческого батальона не были представлены командованию ССПМ в положенный срок. Югоосетинская сторона также заявляла о том, что во время ротации грузинского миротворческого батальона в зону конфликта проникли незаконные вооруженные формирования. Что Вы можете сказать по этому поводу?

На сегодняшний день руководство грузинского миротворческого батальона представило командованию ССПМ списки своего состава. Грузия произвела ротацию своего батальона позже установленных сроков. В этом году Грузия решает много неотложных задач в Афганистане, Ираке, Боснии и командование ССПМ пошло навстречу. Ротация грузинского миротворческого батальона была произведена через три месяца, в более поздние сроки, хотя это и считается нарушением. Что касается проникновения во время ротации в зону конфликта незаконных формирований... Могу констатировать такой факт - в населенном пункте Ачабети (грузинонаселенное село к северу от Цхинвала - прим. ИА REGNUM) грузинская сторона держит не 50 человек, а около 130 человек - это является нарушением. Однако теперь, когда руководству ССПМ поименно представлены списки всех миротворцев, будет гораздо легче проводить работу по выявлению в зоне конфликта незаконных вооруженных формирований.

Как осуществляется сотрудничество миротворческих сил с миссией ОБСЕ в зоне конфликта?

Мы проводим тесное сотрудничество с представителями ОБСЕ по вопросам мониторинга зоны конфликта. Привлекаем их и к решению многих спорных вопросов, котоые зачастую здесь возникают. В районе населенного пункта "паук" (села Большой и Малой Лиахвы) представители миссии осуществляют круглосуточное дежурство совместно с миротворцами. Кроме того, они присутствуют и на ежедневных совещаниях, которые проходят в штабе ССПМ. Я понимаю, что миссия ОБСЕ хочет все больше внедриться в этот процесс. Я категорически против подмены миротворческой миссии в зоне грузино-осетинского конфликта миссией ОБСЕ. Такие тенденции есть, и они все более становятся явными.

Чем Вы обосновываете свою позицию?

Не миссия ОБСЕ остановила кровопролитие в зоне конфликта, и не она поддерживала здесь мир в течении более чем 12 лет. Есть и другие нюансы. Миссия ОБСЕ неправомочна иметь оружие или применять силу. В случае развития событий она будет просто констатировать факт.

Ваша позиция по поводу введения в зону конфликта международных войск?

Пусть решают политики.

Как обстоит дело с расследованием убийства двух миротворцев осетинского батальона?

Этим занимается Министерство госбезопасности Грузии. Пока никакой официальной информации к нам не поступало. На прошлой неделе я посылал грузинской стороне запрос с просьбой проинформировать о ходе расследования - ответа пока также не поступило.

Как Вы охарактеризуете ситуацию в зоне конфликта на сегодняшний день?

Ситуация напряженная. Буквально на днях в населенные пукты Ахалсопели и Циталубани было введено около 400 человек Министерства внутренних дел Грузии без уведомления командования ССПМ.

Что Вы можете сказать по поводу обучения Грузией резервистов близ границ Южной Осетии, ввода грузинской стороной в зону конфликта дополнительной тяжелой техники?

Да, такие случаи имеют место.

Миротворческие войска приведены Вами в состояние повышенной готовности?

Я не вижу необходимости содержать их в состоянии повышенной готовности каждый день. Все зависит от обстановки. А так миротворцы выполняют свою обычную работу - обеспечивают мир. В этом наша главная задача.

Для справки: Смешанные силы по поддержанию мира были введены в зону грузино-осетинского конфликта 14 июля 1992 года после подписания Дагомысского соглашения между Борисом Ельциным и Эдуардом Шеварднадзе. В настоящее время в столице Южной Осетии дислоцируются осетинский и российский мотострелковые батальоны, в селе Никози (зона, пограничная с Цхинвалом) грузинский батальон. Зона грузино-осетинского конфликта географически охватывает часть территории южной Осетии до населенного пункта Джава и часть территории Грузии до населенного пункта Каралети (5-7 км от г. Гори).