"Саратовцев уже давно трудно удивить тем, что гранаты и прочие взрывные устройства встречаются в самых неожиданных местах - на улицах, во дворах, в подъездах и в мусоровозах. Но случай, произошедший субботним (30 октября - прим. ред.) утром на углу улиц Степана Разина и Рабочей, - из ряда вон выходящий, - сообщает газета "Саратовский Арбат". Рано утром хозяйка торговой точки заметила кусок железного рельса под прилавком, накрывавший какой-то предмет. Женщина отодвинула рельс и в ужасе отпрянула: под ним находилась придавленная к земле ручная граната. Хозяйка попыталась выбежать из-за прилавка, и в этот момент прогремел взрыв. Как выяснилось, кольцо гранаты было снято заранее, а чека прижата куском рельса.

Хозяйке лотка осколки поцарапали лицо, плечо и ногу. Ее даже не госпитализировали, и уже на следующий день, оправившись от шока, она вновь приступила к работе. Продавщица и вовсе отделалась испугом, хотя стояла совсем рядом - осколки из-под прилавка полетели в другую сторону.

Окажись там вместо гранаты РГД-5 более мощное взрывное устройство, например, оборонительная граната Ф-1 ("лимонка"), беда была бы больше. Рядом, кроме магазина "Астра", еще несколько торговых точек, в том числе три киоска с застекленными витринами, бар, трамвайная остановка. Место весьма оживленное.

Сейчас во Фрунзенском РОВД возбуждено уголовное дело по статье 213, часть 1, Уголовного кодекса России - хулиганство с применением оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

Газета отмечает, что последний взрыв, вызвавший большой общественный резонанс, прогремел во Фрунзенском районе более двух лет назад, летом 2002 года. Всем памятен случай, когда в магазин на проспекте Кирова вошел человек с "лимонкой". На помощь был вызван наряд вневедомственной охраны. Один из сотрудников, закрыв собой людей, погиб, другой был ранен. Сам "террорист", в руке которого взорвалась граната, также скончался на месте. Предположительно, таким образом он хотел выбить долг у владельца магазина.

Тем временем ситуация в губернии, усугубленная неопределенностью законодательства (губернатора то ли выберут, то ли назначат) развивается таким образом, что из города исчезают в неизвестном направлении известные люди.

Бывший вице-губернатор Владимир Марон в интервью газете "Новые времена в Саратове" заявил, что намерен сменить сферу деятельности. Его, долгое время считавшегося одним из наиболее влиятельных и талантливых политтехнологов губернии, разочаровала политика. Не то чтобы совсем, но "на областном уровне мне совершенно не интересно", - заявляет Марон и продолжает: "Я хочу, по крайней мере, сегодня заниматься бизнесом, предпринимательством. Там, где можно сделать или не сделать своими руками. Быть независимым. И это та сфера, в которой я еще себя не пробовал".

Однако газета "Саратов" на своем сайте уточняет, где именно Марон собирается "попробовать себя в бизнесе": не в России, а в Израиле. По сообщению газеты, бывший вице-губернатор Саратовской области В.М. Марон выехал на постоянное место жительства в Израиль. При этом газета в качестве "доказательств" приводит не домыслы о принадлежности Владимира Михайловича к "богоизбранному народу", а "слухи о якобы близких в своё время отношениях перспективного медика Марона и не менее перспективного бизнесмена Фейтлихера. Не исключено, что их дружеские отношения со временем перешли в деловые и постепенно приняли конфигурацию финансового "насоса". Вот этот самый "насос", по мнению газеты "Саратов", и устроил Марону как второе гражданство, так и срочный отъезд из терпящего бедствие региона.

Газета "Саратовский расклад", рассказывая о Леониде Фейтлихере, утверждает, что его "империя", начавшая свое развитие с рядовой торговли, а ныне представленная финансовыми и производственными компаниями, известными за пределами области, ищет "запасной окоп". Дескать, не случайно часть акций банка "Экспресс-волга" проданы "Пробизнесбанку". И не последует ли сам "местный Ходорковский", как окрестила его газета, на родину предков?

В то время как Россия в целом получает сверхдоходы от бьющих все рекорды мировых цен на нефть, Саратовская область теряет налогоплательщиков-нефтяников, - пишет газета "Богатей". "Для области в целом рост производства имеет смысл только в том случае, если растет прибыль предприятий, и, соответственно, налоги с этой прибыли. А вот если областное правительство прикладывает силы, прибыль растет, а налоги получает кто-то другой, то зачем старались чиновники? Или, точнее, для кого они старались?", - задается вопросом газета и рассказывает об уходе с саратовского рынка компании Лукойл.

В прошлый понедельник (1 ноября прим. ред.) Дмитрий Аяцков принимал руководителя нефтяной компании "ТНК-ВР" Германа Хана, чтобы обсудить ход выполнения соглашения о сотрудничестве между "ТНК-ВР" и Саратовской областью, с помпой подписанного в январе 2004 года. У "Богатея" осталось впечатление, что вице-губернатор Марон, подписавший документ, "вместе с губернатором просто сдали область на откуп крупному капиталу".

Нефть, как известно, - основа российского бюджета. Но не саратовского. Саратовский филиал "ТНК-ВР" не является крупным налогоплательщиком в области, и, по неофициальным данным, сумма его налога на прибыль за 2003 год составила 11 миллионов рублей. Дело в том, что налоги платятся по месту регистрации компании, а поскольку компании "Сиданко", "Саратовнефтегаз", "Саратовнефтепродукт" вошли в филиал "ТНК-ВР Поволжье", то налоги в саратовский бюджет перестали платить. Так что рост добычи, который обещала компания, практически никак не сказывается на делах области.

Налогооблагаемая база в области сокращается не только усилиями федерального центра, но и сама по себе. Например, недавно из области "ушел" "ЛУКойл", который, несмотря на то, что здесь у него находится производство, теперь налоги будет платить в Волгограде, где расположился приволжский центр компании. Где, спрашивается, было наше правительство, если оно озабочено доходами области в целом, а не чьими либо еще? - этот вопрос журналиста газеты "Богатей", видимо, так и останется без ответа.

"Уходом" из саратовской политики и бизнеса известных людей саратовцев не удивишь. Гремевшая в свое время на весь Саратов группа компаний "Самолет" город покинула еще 6 лет назад; три года назад покинул область Владимир Родионов, много лет пытавшийся сделать "Автодор" лучшим российским баскетбольным клубом. Финансово-промышленная группа "Нарат" также исчезла со страниц прессы - и в качестве рекламодателя и в качестве ньюсмейкера. Однако, как оказалось, самый неожиданный "уход" был еще впереди.

"МК в Саратове" сообщает, что Аяцкова покинул... Ренат Байгузин. Он на прошлой неделе внезапно покинул пределы Саратовской области и отбыл в Москву, не поставив об этом в известность самого Аяцкова. По официальным источникам, Байгузин отбыл в двухнедельный отпуск, что выглядит нелепо, поскольку приступил к своим обязанностям менее полугода назад. В связи с исчезновением чиновника столь высокого ранга "МК в Саратове" выдвигает две версии. Либо Байгузин понял, что работать с Аяцковым невозможно и бесперспективно. Либо его отозвали люди из кремлевской администрации, чтобы не компроментировать себя связью с уходящим губернатором и после принятия известного закона вернуться в качестве нового губернатора, назначенного президентом.

Народ в этой ситуации не безмолвствует, а митингует. В центре Саратова накануне минувшей, судьбоносной для нынешних и будущих губернаторов пятницы, когда Госдума одобрила в первом чтении предложенный президентом новый порядок их назначения, с интервалом в час прошли два митинга, - сообщает газета "Толк". Один, в поддержку вышеупомянутых преобразований, начался в полдень на главной площади города по инициативе Общественной палаты и молодежного парламента области. Второй состоялся у памятника великому революционеру-демократу следом, собранный региональным отделением политической партии Союз правых сил.

На первом митинге - многочисленная толпа, ностальгические лозунги типа "Миру - мир" и более злободневные: "Мир. Законность. Путин", счастливые тем, что их сняли с занятий, студенты и прочие граждане, тоже не обиженные разнарядкой. Громкие, пафосные речи с трибуны о том, что терроризм не пройдет, о роли образования, о том, что "молодежь всегда была рядом с партией".

У памятника Н. Г. Чернышевскому было непафосно и грустно: сотня-полторы от силы человек, все давно между собой знакомые. Один из выступающих вспоминал 90-91-е годы, когда на антикоммунистические митинги на той же главной площади города собиралась тысячами демократическая общественность.

Нынче говорили хорошие слова о том, что люди в нашей стране не научились ценить свободу, что, протестуя против назначаемости губернаторов, отстаивают право на свободу выбора и право быть выслушанными, о том, что социальная апатия, в которую погружается страна, не может сделать ее великой, о том, что история всегда делалась меньшинством. А между двумя площадями, дополняя картину зазеркалья, разъезжал мятежный и веселый депутат Мальцев, и из его машины, усиленное мегафоном, неслось примерно следующее: "Очистим Россию от скверны! Да здравствует Путин! Долой Аяцкова" Все это вместе, видимо, и есть у нас гражданское общество, - горько замечает газета "Толк".