Прошло два месяца со дня трагедии в Беслане, но эта тема по-прежнему остается на страницах чеченских СМИ. Статью "Беслан: найти врага" ("Чеченское общество", №20, автор Мурад Магомадов) журналист предваряет словами: "Опасения по поводу возможности массовых столкновений между осетинами и ингушами после истечения 40-дневного траура по погибшим в Беслане не сбылись. Возможно, что некоей панацеей от вооруженного конфликта явилась "находка" "новых врагов"". И этим "врагом", по мнению автора, стала директор бесланской средней школы №1 Лида Цалиева. В статье дана такая картинка: "На стенах школьных коридоров и классных кабинетов множество надписей: "Лида, тебе нет пощады!", "Лида, приди сюда и застрели себя!", "Лида, ты предала своих детей!", "Лида, ты будешь наказана!", "Смерть директрисе!"

Дальше автор поясняет: "Лида - это директор школы № 1 Лидия Цалиева, пожилая женщина-диабетик. Во время штурма здания она была ранена в ногу и перевезена на лечение в больницу в Москву. Люди, пишущие надписи на школьных стенах, говорят, что трагедия Беслана произошла во многом из-за нее. Она, якобы, получила деньги от боевиков, вместе с ними ела сникерсы, а также задешево наняла бригаду строителей-ингушей, которые спрятали в подвале школы оружие, использованное впоследствии боевиками".

Вторым "врагом", по мнению автора, стал экс-президент Ингушетии Руслан Аушев. "Как бы для этнического баланса в непростых осетино-ингушских взаимоотношениях, вторым "врагом" оказался бывший президент Ингушетии Руслан Аушев, - пишет газета. - Оказалось, что спасенных им детей боевики планировали выпустить и так. А зачем туда приехал незваный Аушев - непонятно". И еще: "К Аушеву много вопросов. Почему он вмешался в ход расследования, почему он вывел накануне штурма из здания школы 26 человек и кто они были? - заявил член комиссии по Беслану депутат Госдумы Савельев. - Что за заложники были выпущены? Почему боевики выпустили Аушева, хотя приглашали троих людей с целью убить их?"

Далее - выводы автора статьи: "Конечно, с политических, или скорее даже государственных позиций все объяснимо - куда легче указать на явного врага, пускай даже мнимого. А возможно, и хорошо, что мнимого. Во-первых, отвлекается внимание от истинных виновников, которых еще нужно найти. Ведь гораздо проще указать на Аушева, чем захватить Басаева или снять Дзасохова. Во-вторых, как бы снимаются и проблемы, которые на самом деле стоят за трагедией Беслана - конфликт в Чечне, бессилие спецслужб. С этой точки зрения вполне возможно, что тема "40 дней", после которых осетины пойдут убивать ингушей, была закинута в толпу специально. В те сентябрьские дни важно было сбить ку-клукс-клановский настрой беслановцев, остановить его хотя бы на время. Ведь ясно, что за 40 дней все чувства могли перегореть. А чтобы не дать им разгореться снова, и были указаны "новые враги" - Цалиева и Аушев. Они оказались теми козлами отпущения, которых отдали на заклание новому молоху - "усилению вертикали власти".

"Я долго выжидал после трагедии в Беслане, чтобы сказать о том, что упорно не хотят затрагивать другие, говоря о терроризме, - пишет в "Грозненском рабочем" (№39) Руслан Юсупов в статье "Политика двойных стандартов. Чем отличается террор бандитов от государственного". - Выжидал, уважая чувства родственников, потерявших своих близких в результате этого чудовищного преступления. Ведь для них сегодня другая (чужая) боль не сопоставима с их собственной. И это вполне понятно, да и кто мог бы понять это лучше, чем мы, чеченцы?" Словно боясь быть непонятым, автор издали подходит к той мысли, ради которой и написана статья. Обиду за пережитое своим народом он адресует гражданскому обществу России, которое, по его мнению, откликается на одну беду, и совсем не замечает другую. "Гражданского общества нет в России и в помине, - пишет он. - Если бы оно было, во-первых, сразу после первых терактов в Москве, общественность потребовала бы ответа от руководителей страны, заставила бы власть наказать тех, кто отвечает в этой стране за безопасность граждан". Со ссылкой на газету "Жизнь" автор обращает внимание на опубликованный в одном из номеров газеты длинный перечень всех терактов, совершенных в России в период деятельности нынешнего руководителя ФСБ. "Их непростительно много, - пишет автор. - И очень много жертв". Продолжая размышлять о ничтожной роли гражданского общества в России, автор считает, что "другим подтверждением тому, что в России нет общества, спаянного какой-то достойной идеей, какими-то духовными ценностями, является все, что произошло и происходит в Чечне". И утверждает: "А в Чечне был террор, прецедента которому вряд ли знает история человечества. Террор над целым народом, которого в течение длительного времени подвергали бомбардировкам, артобстрелам, внесудебным расправам, изощренным пыткам и издевательствам, унижениям и оскорблениям. Гибли и страдали ни в чем не повинные люди: мужчины и женщины, старики и дети. Их держали на коленях в ходе зачисток, их травили собаками, они пропадали без вести, увозимые "для выяснения обстоятельств". Сколько их погибло под развалинами домов после "точечных" авиаударов? Их не считали. Потому что не считали за людей".

"Постбеслановский синдром, или без вины виноватые" - в этой статье Иса Закриев ("Молодежная смена", №81) размышляет о том, сколько неприятных минут приходится испытывать каждому чеченцу после очередного теракта. Он пишет: "Как бы ни старался Президент РФ пресечь "косые взгляды" в сторону чеченцев, негативная энергия, аккумулированная терактом в Беслане, нет-нет, да и хлынет через край, словно злобный пес, пользующийся отсутствием хозяина... Несмотря на заявление В.Путина о том, что поддавшиеся на провокации террористов будут рассматриваться как пособники террористов, к сожалению, нашлись в Осетии люди, которые решили "отомстить" чеченцам. Студенты-чеченцы из владикавказских вузов вынуждены перевестись в другие учебные заведения".

Любая новость, связанная с Будановым или Ульманом, тут же находит отражение в местных СМИ. Достаточно долго обсуждалось в газетах прошение Буданова о помиловании. В 37 номере "Грозненского рабочего" в статье под заголовком "Буданов пришел на выручку Путину" Арби Абдуллаев пишет: "В Чечне, где сам факт осуждения Юрия Буданова однозначно сочли справедливым, а 10 лет колонии - недостаточным наказанием, идея о помиловании экс-полковника вызвала вспышку возмущения. По данным опроса, 85 процентов жителей республики сочло приговор слишком мягким". Тема помилования Буданова взбудоражила население Чечни, а "Рамзан Кадыров в те дни пообещал, что ульяновский "жест милосердия" приведет к "выходу людей на улицы", что и случилось. К вице-премьеру Чечни присоединись республиканское отделение единороссов, "Лига молодежи", студенты вузов, простые граждане.... В свою очередь, верховный муфтий Чечни Ахмет-Хаджи Шамаев предупредил, что главари экстремистов могут "широко использовать решение помиловать убийцу Буданова в своих целях, например, для пополнения своих рядов и вербовки террористок-смертниц"". После прошения о помиловании, по мнению автора статьи, "Президент России оказался, мягко говоря, в щекотливой ситуации. Именно он должен был окончательно решить судьбу Буданова.... Но тут сам осужденный пришел на выручку главе государства: Буданов отозвал свое прошение о помиловании".

О ситуации в Чечне и на Кавказе, о своей роли в качестве помощника Президента России размышляет в своем интервью "Чеченскому обществу" (№20) генерал милиции, бывший депутат Госдумы Асланбек Аслаханов. "Но, откровенно говоря, нет у нас контакта с властью... Мы же чеченцы, мы не можем неуважительно относиться к старшим, у нас это не принято. Я когда приезжаю, никто меня не встречает, никто не занимается моими проблемами, никого это не интересует. Если я пишу письма, когда ко мне обращаются, например, по поводу пособий, то мне не дают никакого ответа, игнорируют закон. И, в первую очередь, это временщик по фамилии Абрамов, считающий себя в республике премьер-министром", - сетует Асланбек Аслаханов, размышляя о своих взаимоотношениях с нынешней властью в Чечне. "Чечня - это моя главная проблема, она была, есть и будет, независимо от того, какие кланы будут в этой республике", - отмечает он, признаваясь в том, что "неоднократно Абрамова приглашал к себе, зайдите, говорю, поговорим о механизме восстановления экономики и социальной сферы республики. Но он, наверное, боится приходить ко мне без согласования с кем-то". При этом генерал добавил: "Я готов помочь в служение народу, но не в служении клану".

В этом же номере "Чеченского общества" в статье "Неуловимый Басаев" редактор газеты Тимур Алиев задается вопросом "Почему так трудно захватить Басаева?" "После событий в Беслане Москва с удвоенной силой объявила о новом этапе по захвату Шамиля Басаева. За головы Масхадова и Басаева была объявлена беспрецедентная по сумме награда - свыше 10 миллионов долларов. Вознаграждение было обещано тому, кто сообщит в дежурные части МВД Чечни и России их точное местонахождение. Это был рекорд для Басаева - до сих пор он "стоил" не больше 5 миллионов. Эта сумма называлась Рамзаном Кадыровым во время предвыборной кампании по выборам депутата Госдумы России от Чечни в декабре 2003 года. Еще раньше, после входа в Дагестан в 1999 году, он "оценивался" всего в один миллион долларов", - пишет автор и добавляет: "С момента объявления этого решения прошло больше двух недель, но неуловимый инвалид 2-й группы так и не был пойман. Более того, за это время он опубликовал в интернете письмо, в котором официально взял на себя ответственность за захват школы в Беслане, чем вызвал еще большую ярость спецслужб". Продолжая размышлять о неуловимости одноногого инвалида второй группы, автор приводит в статье откровения бывшего боевика, некоего Руслана, который воевал с Басаевым еще в Абхазии: "Руслан считает, что Басаев не сидит в Чечне, а все время перемещается по Северному Кавказу, используя свои старые связи со времен абхазской борьбы". Например, заслуживает внимания вот это его откровение: "В то время в Абхазии воевали представители практически всех народов Северного Кавказа - кабардинцы, черкесы, балкарцы. Были даже целые казачьи отряды. И, естественно, Басаев, будучи замминистра обороны, контактировал со всеми и продолжает контактировать сейчас". Другой бывший боевик, Магомед сомневается, что "объявленная властями награда за поимку Басаева сможет как-то помочь в его розыске". По его мнению, дело в личном обаянии чеченского полевого командира. "Деньги в данном случае не самое важное. Сам Басаев как раз и отличается от многих тем, что не платит никому денег. Многие его просто так уважают", - считает он.

Вопросы, связанные с выплатой компенсаций за утраченное жилье и имущество, по-прежнему остаются самыми "горячими". Жители республики, некоторое время проживавшие за пределами Чечни, продолжают возвращаться. Теперь главная проблема для них - оформить документы и получить компенсацию. Сделать это непросто, но к прежним трудностям, связанным с восстановлением утраченных документов, сдачей этих документов, с несоблюдением очередности и рядом других проблем, Чечню буквально захлестнула новая напасть. Об этом речь в статье "Купить кота в мешке" ("Грозненский рабочий", №41, автор Аминат Абумуслимова). Тема публикации обозначена в ее подзаголовке: "Проданные несколько лет назад квартиры числятся в списке отказных". Чтобы было понятнее, ситуацию надо прояснить, что автор и сделал. "Оказался в числе людей, купивших кота в мешке, как сам он любит о себе говорить, и Султан Б., житель Октябрьского района города Грозного", - пишет автор. И дальше проясняет ситуацию дополнительными деталями: "За дом пожилой Ольги Ивановны Султан Б. выложил не только круглую сумму зелеными, но и обеспечил ей самые достойные проводы вплоть до Ставрополя. В знак "благодарности" старая женщина по прибытии на новое место жительства отказалась от дома и получила за него компенсацию. Эту информацию Султану недавно выдали в Комитете по выплате компенсаций. Обманутый покупатель обратился в суд".

"А там таких дел - тьма тьмущая", - утврждает заместитель прокурора Ленинского района Ессенгери Харигова, и добавляет: "К подобному мошенничеству отбывающая братия готовилась скрупулезно и задолго до отбытия. Они собирают перед выездом необходимый пакет документов здесь, на месте. По прибытии на постоянное место жительства берут двух свидетелей из таких же, как и они, проживавших в Чечне людей, устанавливают юридический факт проживания, подстраиваясь под определенные годы, и подают соответствующие бумаги в суд. Последний, как правило, удовлетворяет их просьбу, пользуясь своей безнаказанностью".

"До 30 процентов жалоб (из поступивших к нам) касаются факта мошенничества, - сообщил автору статьи и.о. начальника отдела учета и распределения жилья администрации города Грозного Аслан Мусаев. - В месяц мы принимаем до 250-260 человек, консультируем их, даем разъяснения".

Проблеме бродяжничества среди детей и подростков посвящена статья Амины Висаевой "Бродяга я..." ("Грозненский рабочий", №40). "В республике полно беспризорных детей, которым надо дать крышу над головой и возможность учиться", - утверждает автор и при этом сообщает, почему этого невозможно сделать: "Нет в Грозном приемника-распределителя для лиц, не достигших 18 лет! Нет в столице республики и следующих звеньев государственной опеки несовершеннолетних: приюта, детского дома или школы-интерната". А милиции "некуда определить малолетних бродяг и попрошаек".

Статья "Газовая атака" ("Грозненский рабочий", №37, автор Бэла Расаева) посвящена теме перепадов в подаче газа и связанного с этим увеличения количества пожаров. Тема эта сезонная. С наступлением холодов количество пожаров резко увеличивается. Только за зимний сезон прошлого года произошло 200 возгораний. При этом смертность от пожаров очень высокая. В прошлом году в 34 случаях люди погибли целыми семьями.

"В городской казне нет денег", - ответил корреспонденту "Грозненского рабочего" (№39) начальник отдела ЖКХ администрации Грозного Ахмед Джамулаев, когда речь зашла о мусорных свалках на всей территории Грозного. Картина удручающая, хотя власти утверждают, что на борьбу с этой проблемой пущен весь имеющийся у них арсенал. Для этого даже вспомнили об ушедших в историю субботниках. Самый массовый субботник состоялся перед церемонией инаугурации президента. По утверждению чиновников, в нем "приняло участие более шести тысяч человек, 56140 квадратных метров территории высвобождено из-под 995,5 кубометров зловонных куч".

"Строительный процесс идет вяло" - в статье под таким заголовком газета "Вести республики" (№81) подвергает критике ход строительства новых объектов и восстановительный процесс в республике в целом. А "Столица плюс" (№80) в публикации "Новое в компенсационном вопросе" знакомит читателей с проблемами, связанными с выплатой компенсаций, а также с нововведениями в этом вопросе. В этом же номере под заголовком "То, во что верят эти люди, - не ислам", публикует обзор прессы на обозначенную в заголовке тему. В следующем номере "Столицы плюс" помещено интервью генерального директора ОАО "Нурэнерго", Героя России Нурдина Усамова под заголовком "Электроэнергия - это общенародное достояние". Один из ключевых вопросов, который сегодня волнует жителей республики - налаживание системы оплаты за потребляемую электроэнергию. Отвечая на этот вопрос, Н. Усамов отметил: "Чтобы в Грозном был порядок, чтобы линии подстанций соответствовали правилам эксплуатации, техническим условиям, нужен четкий учет потребляемой электроэнергии. Мы ставили вопрос перед правительством республики о передаче на наш баланс всех объектов малой энергетики Грозного". Отвечая на вопрос о том, когда планируется завершить работу по налаживанию учета расходования электроэнергии, генеральный директор "Нурэнерго" пояснил: "Солидная московская фирма работает сейчас над проектом, согласно которому мы будем устанавливать самую современную электронную систему учета на всех точках, входящих в республику. На трансформаторах будут установлены счетчики, которые автоматически будут передавать информацию о потребляемой электроэнергии. Полностью эта работа будет завершена в 2005 году".

В октябре исполнилось сто лет со дня рождения основоположника чеченской литературы Саида Бадуева. Этому событию посвятили свои публикации все газеты республики.