В ходе представления доказательств по делу Ходорковского - Лебедева - Крайнова государственное обвинение действительно доказало то, с чем никто не спорил - то, что определенные события, указанные в обвинительном заключении (покупка акций ОАО "Апатит" и АО "НИИУиФ", применение упрощенного налогообложения ряда компаний и т.д.), действительно имели место. "Но в этих событиях не было ровным счетом ничего криминального", - заявил адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт 4 ноября в ходе пресс-конференции, посвященной подведению итогов первой половины процесса.

Линия защиты Ходорковского строится на двух главных тезисах, отметил он. Во-первых, на том, что во многих случаях его участие в тех или иных эпизодах ничем не доказано. "Неслучайно обвинение прибегло к очень сложной формулировке", - заметил он и пояснил: "Все обвинение построено на том, что Ходорковский создал организованную группу и как ее организатор и руководитель должен отвечать за действия всех других лиц, которые входили в ее состав". Однако, заметил Ю.Шмидт, за несколько месяцев суд так и не смог определить точный состав этой группы. Более того, многие лица, которые, по версии следствия, входили в нее, в суде заявили, что либо не были знакомы с Ходорковским лично, либо вообще никогда его не видели, и никто из них не подтвердил, что выполнял его личные указания.

Вторым компонентом линии защиты Ю.Шмидт назвал оппонирование обвинению, по ряду принципиальных моментов. "Мы бы не выполнили бы свою задачу до конца, если бы простили обвинению перевод всех гражданско-правовых сделок и практически всей деятельности огромных компаний в уголовно-правовую плоскость, - заявил он. - По некоторым событиям мы будем доказывать не только то, что Ходорковский не принимал в них участия, но и то, что в самом составе события никакого состава преступления нет.

Напомним, что после заявления государственного обвинителя о том, что он исчерпал свои доказательства, процесс входит в новую фазу - представление доказательств со стороны защиты.