"Три региона станут одним".

(Парламентская газета 04.11.04)

На встрече с Владимиром Путиным руководители исполнительных и законодательных властей Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа передали главе государства их обращение "Об образовании нового субъекта Российской Федерации - Красноярского края".

На карте страны он может появиться 1 января 2007 года. Но до этого в трех регионах должны пройти референдумы, проведение которых намечено на 17 апреля 2005 года. Если большинство жителей выскажутся положительно, то в Госдуму будет внесен соответствующий проект федерального конституционного закона.

"Борис Золотарев, губернатор Эвенкийского автономного округа: От объединения выиграют все".

(Парламентская газета. 04.11.04. А.Статейнов)

Весной следующего года в Красноярском крае пройдет референдум, на котором жители этой земли будут решать, объединяться им в единый большой регион или нет. Борис Золотарев, как известно, выступает за объединение. Но свою беседу мы начали с вопроса не на эту тему, а на другую - о подготовке к зиме. Однако и эффективное решение этих проблем тоже напрямую зависит от того, насколько складно и оперативно пойдет процесс регионального объединения.

- Борис Николаевич, впереди столько снегов и морозов, что выдержать их способны только самые закаленные северяне. Готовы ли к сибирским холодам?

- Жить ли в тепле и со светом, решают деньги, а не погода за окном. Зима у нас десять месяцев, холодная, нудная. Но люди привыкли к этому краю и уезжать никуда не собираются. Кроме трудностей здесь ведь и много соблазнов: рыбалка, охота, северные красоты. Значит, власти обязаны обеспечить соответствующие условия жизни. На бюджет этого года грех жаловаться. Мы получили необходимые доходы, накопили средства, чтобы подготовиться к зиме. Даже больше скажу, рассчитались с долгами, которые брали в банках.

Повторюсь: год был удачным. Завезли уголь в полном объеме на всю зиму, хватит и солярки, и бензина. Отремонтированы и четко работают дизельные станции, котельные. Не вижу причин для беспокойства.

- На Севере есть такая проблема - дальние поселки. В поселке, где живут сто-двести человек, а начальство за пятьсот километров, каждый сам себе командир. В итоге горят дизельные двигатели, электростанции. Причем все это случается, как правило, в сильные морозы...

- Было такое. Первый год губернаторства я потратил на решение острых вопросов в жизни людей в дальних поселках. Сначала сообща навели строгий учет в хранении нефтепродуктов. Солярка, а особенно бензин считались самой ходовой валютой. Они особо не учитывались, делились в поселке по принципу "сват - брату". На самом деле этим создавалась напряженная ситуация. Завозили горючее по нормам, а солярка кончалась раньше времени, бензин - тоже. Сейчас везде строгий учет. Ставим счетчики, население покупает бензин и солярку за деньги. Дизельные станции, которые производят электроэнергию за счет сжигания солярки, получают ее строго по нормам. Погасли дармовые приработки, крепче стала трудовая дисциплина. Провели тщательную инвентаризацию оборудования, которое вырабатывает электроэнергию. Либо ремонтировали, либо меняли на более экономичное.

Изменилась сама организация службы. Раньше снабжали электроэнергией малые поселки, совхозы, которые уже давно не существуют. Остатки этих совхозов долго теплились в виде котельных и дизельных станций. По существу важные объекты в поселках никому не принадлежали. Люди не получали заработной платы, соответственно отсутствовала система стимулирования труда. Пришлось эту службу во всех поселках объединить. Теперь это муниципальные цеха по выработке тепла и электроэнергии. Со временем мы отобрали сюда добросовестных людей, обучили. Где не получается, завозим людей на вахту из районного центра. Теперь дизелист - престижная, высокооплачиваемая должность. Квалифицированный дизелист регулярно получает достойную заработную плату. Значит, проблема упиралась не столько в людей, сколько в управление. Из-за безденежья существовала и гуманитарная помощь. В поселок привозили муку, люди делили ее и были рады подачке. Когда я прилетал в первые месяцы своей работы в дальний поселок, люди обычно спрашивали: гуманитарку привез? Сейчас задают другие вопросы: у нас в магазинах нет бананов, свежей картошки, лука, хороших костюмов. Почему? Везите быстрее.

У нас в самых дальних поселках сегодня освоены сложнейшие комплексы связи, которые просто невозможно было представить тут еще лет пять назад. Раньше новая радиостанция считалась большим достижением, а сейчас работает электронный комплекс, который принимает Интернет, электронную почту. Уже в двух поселках стоят АТС. В маленьких поселках есть телефоны и компьютеры. Жизнь стала более цивилизованной. Но кадровые и технические проблемы существуют. Я бы сказал - технические даже больше. Отечественная промышленность не шибко занимается разработками новых, прогрессивных технических средств, которые позволили бы экономить топливо, обеспечивать продление ресурса работы дизелей. Мы работаем на дизель-генераторах 50-х годов. Ничего нового в последние годы не изобретено. Западные образцы, к сожалению, стоят немыслимых денег, но работают значительно дольше. Мы согреваемся в некоторых поселках "шкодами", которые по ресурсу превышают наш отечественный дизель-генератор.

- Как Эвенкию коснулась реформа системы ЖКХ? Цены на энергию и тепло просто не позволят ввести вам 90-процентную плату за услуги населению.

- Для нас задача первостепенной важности - стоимость энергоресурсов. Цифры вслух называть неудобно. Это от 7 до 15 рублей за один киловатт, в зависимости от того, где находится поселок. Мы подсчитали бюджет следующего года: Эвенкия вынуждена дотировать населению более 500 миллионов рублей, а в целом у нас энергетический комплекс стоит более 1 миллиарда рублей. Это на восемнадцать-то тысяч населения. Цифра совершенно несоизмерима с расходами, которые существуют в России: 500 миллионов на 20 тысяч населения.

Сейчас мы подошли к ситуации, когда необходимо менять сам метод производства электроэнергии. Первое, что сделали, построили три новые котельные, которые заменили порядка тридцати изношенных. Снизили трудозатраты, расход нефти, дешевле стала калория тепла. Теперь нужно сделать следующий шаг: совместить производство электроэнергии и тепла, электрической и тепловой энергии.

Разработали каменноугольный бассейн, благодаря которому удалось привезти 10 тысяч тонн угля с собственного месторождения. А хотим иметь сто процентов своего угля. На подходе - схемы выработки электрической энергии за счет сжигания угля. Греем Туру, заодно турбина вырабатывает энергию. Простенько, но дешевле и удобней. Что бы мы ни думали о реформе ЖКХ, но пока только говорим об этих вопросах, реформы нет и не будет. Надо делать.

- С объединением регионов исчезнет должность губернатора в Эвенкии, не пойдут ли ваши хлопоты насмарку, когда руководить округом будет другой человек? Сделано-то немало, это отмечают и в Москве, и особенно тут, в Эвенкии.

- Думаю, нет. Губернатор уедет, но будет муниципальный район, который продолжит работу. Мы же не говорим, что Севера нужно закрыть, а людей вывезти. Эвенкия достаточно перспективный регион. В любом случае он сам себя будет обеспечивать за счет налогооблагаемой базы. Перспектива есть, в Эвенкии все равно будет обеспечена нормальная жизнь. Пока еще есть трудности, поступления от нефтяных месторождений должны быть, но их пока фактически нет. Пока. Доходы все равно будут. Поэтому Эвенкия не была и не будет нахлебником на плечах края. А то, что сделано для людей, им и останется.

- Еще раз вернемся к проблеме объединения. В апреле будущего года северяне должны проголосовать на референдуме за него. Вы двумя руками "за". К вашему слову прислушиваются, Эвенкия проголосует?

- Сказать, что вся Эвенкия проголосует "за", неправильно. Я хотел бы надеяться, что округ именно так определит свое будущее, и буду лично предпринимать все усилия для достижения этой цели. Уверен, это для нас единственный правильный путь.

- Не жалко уезжать из Эвенкии?

- К тому времени, когда будет вновь создан большой край, выборы будут проходить несколько по-другому. Не факт, что меня могли бы назначить. Конечно, будет жалко, если люди станут жить хуже. А если я уеду, а люди станут жить еще лучше, то о чем мне жалеть? Все оставшееся время до 2007 года планирую потратить на подготовку округа к новой жизни. Тут хлопот выше головы. Эвенкийцы не должны ощутить, что с отсутствием губернатора им стало жить хуже. В этом суть административных перемен - сделать так, чтобы люди стали жить богаче, достойнее, интереснее.

* * *

Справка "ПГ"

В 1822 году сибирские губернии Российской империи были разделены на Западное и Восточное управления. К Восточному управлению были отнесены: Иркутская губерния, вновь учреждаемая Енисейская губерния и Якутская область. Постановлением ВЦИК 7 декабря 1934 года был образован Красноярский край. В состав края вошли 32 округа и района, выделенные из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев, Хакасская автономная область, Таймырский и Эвенкийский национальные округа.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа с 1992 года являются самостоятельными субъектами Российской Федерации.

Общая численность населения Красноярского края - более 3 млн. человек.

Общая площадь - 2339, 7 тыс. кв. км, то есть по размерам край равен половине европейской части России, или всем государствам СНГ (исключая Казахстан), вместе взятым. Площадь его в 10 раз больше территории Великобритании, в 4,5 раза - Франции. Огромную территорию занимает центральная часть Сибири, протянувшаяся с севера на юг, вдоль реки Енисей, почти на 3 тысячи километров. На территории края - 25 городов. В самом Красноярске сейчас проживают 875,2 тысячи человек.

"Решение примет народ".

(Парламентская газета 04.11.04 П.Суглобин)

В Эвенкийском автономном округе состоялось собрание инициативной группы граждан по проведению референдума о создании нового субъекта Федерации путем объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов. В собрании приняли участие губернатор Эвенкии Борис Золотарев и председатель Законодательного суглана Анатолий Амосов.

Инициатива создания нового субъекта Российской Федерации переходит в практическую стадию, сформулирован и вопрос, выносимый на референдум. Он звучит так: "Согласны ли вы, чтобы Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ объединились в новый субъект РФ - Красноярский край, в составе которого Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым Уставом края в соответствии с законодательством РФ?"

Руководители округа уже разъехались по дальним поселкам. Их задача разъяснить людям необходимость объединения. По словам заместителя губернатора Эвенкии Нины Кулешовой, люди с пониманием относятся к необходимости объединения и в большинстве своем поддерживают инициативу. Новый устав сельского поселения и будущий переход округа в статус муниципального района также не встретили возражений среди сельчан. Поездки представителей администрации округа в малые села продлятся ориентировочно до середины ноября. За это время планируется посетить все, без исключения, поселки Илимпийского, Байкитского и Тунгусско-Чунского районов Эвенкии.

А пока члены инициативной группы выступили с ходатайством к избирательной комиссии округа о регистрации. Группа скоро передаст все юридически оформленные документы в избирком округа для проверки. После этого материалы будут направлены в Законодательный суглан, который в свою очередь на ближайшей сессии утвердит вопрос референдума.

"Красноярск, Эвенкия, Таймыр: больше плюсов или минусов?".

(Парламентская газета. 04.11.04 Подготовили А.Линьков, А.Ржешевский, С.Трусевич, А.Ткач)

Валерий ЗУБОВ, первый заместитель председателя Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам:

"Объединение финансовых ресурсов этих трех субъектов Федерации приведет к тому, что наконец закончатся политические споры и руководители края начнут заниматься экономикой. Они станут задумываться над тем, как наиболее эффективно использовать финансовые ресурсы Красноярского края... У меня нет сомнения, что в этом вопросе мы поставим точку 17 апреля 2005 года. И этот пример фактически даст толчок для объединения других регионов страны. Получится важный для страны эффект. Если объединение территорий пойдет по принципу создания сильных экономических регионов-доноров, это серьезно повлияет на то, как будут приниматься решения на федеральном уровне власти. Больше внимания станет обращаться на увеличение благосостояния граждан".

Тамара ФРАЛЬЦОВА, первый заместитель председателя Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи:

"Поддерживаю объединение Красноярского края с Эвенкией и Таймыром. И вообще к подобному процессу укрупнения российских регионов отношусь, конечно же, положительно. Потому что здесь плюсов значительно больше минусов. Например, один из основных (если не главный) положительный момент заключается в том, что экономика объединенного субъекта станет значительно более устойчивой, более равномерно и динамично будет развиваться промышленное производство, а значит, в итоге превратится в эффективную и конкурентоспособную. Ведь сейчас в одних регионах-соседях более развита промышленность, а в других - сельское хозяйство. Как, например, в нашем Кузбассе и соседнем Алтайском крае..."

Николай АШЛАПОВ, первый заместитель председателя Комитета ГД по промышленности, строительству и наукоемким технологиям:

"Объединение Красноярского края с Эвенкийским и Таймырским автономными округами в единый субъект Федерации имеет немало плюсов. Исторически эти территории были едины, и разделение их произошло лишь в 90-х годах. Сегодня объединение позволит значительно улучшить экономическое положение всех участников процесса, так как край получит средства на реализацию ряда важных инвестиционных проектов. А это - вложения в Ванкорское и Тахомо-Юрубченское месторождения, достройка Богучанской ГЭС, развитие лесопромышленного комплекса и другие направления... Кроме того, в 2005 году бюджет Красноярского края помимо трансфертов для автономных округов может получить из федерального Центра дополнительно еще порядка двух миллиардов рублей".

Игорь КАМЕНСКОЙ, представитель в СФ от совета администрации Красноярского края:

"Объединение края - насущная необходимость. В его пользу говорит исторический опыт. Край на протяжении почти всего периода своего существования был единым - это и наличие единой экономической, транспортной и социальной инфраструктуры, и общие экономические проекты. Вообще же объединение - по своей сути инвестиционный проект с тщательно просчитанной экономической составляющей. Уверен, что население края и округов должно от этого только выиграть.

Вячеслав НОВИКОВ, представитель в СФ от Законодательного собрания Красноярского края:

"Считаю, что предстоящее объединение целесообразно по многим причинам. Край лишь в девяностых годах распался на независимые куски, что негативно сказалось на его экономическим состоянии, а также на социальном положении жителей. При объединении многие вопросы отпадают сами собой. Точно так же жители этих регионов получат серьезные выгоды в социальном обслуживании. Поскольку сегодня обслуживание жителей Эвенкии и Таймыра в современных больницах Красноярского края сильно затруднено из-за разницы в бюджетах регионов. То же можно сказать и о системе высшего образования. К тому же для дотационных регионов, которыми являются Таймыр и Эвенкия, будут продлены дотационные трансферты как к регионам, находящимся в стадии объединения... Так что, на мой взгляд, никаких серьезных препятствий для объединения не существует".

Михаил ОДИНЦОВ, представитель в СФ от Законодательного собрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа:

"Если рассматривать Эвенкию и Таймыр - это огромные территории с минимальным количеством населения по сравнению с другими регионами. А Красноярский край, город Норильск и ряд населенных пунктов в Эвенкии - это некая зона, где располагается до 98 процентов всего населения. И основное управление с точки зрения государства осуществляется именно в этом регионе. В оставшихся же малонаселенных территориях стоят несколько иные задачи в сравнении с индустриально развитыми густонаселенными районами. Поэтому в данной ситуации с помощью объединения этих территорий можно более рационально использовать те средства, которые совокупно выделяются на три региона".

"Президент даёт гарантии".

("Красноярский рабочий", 04.11.04)

Руководители Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов во вторник передали президенту В. В. Путину в Москве официальное обращение об образовании из этих регионов нового субъекта Российской Федерации.

Как сообщает РИА "Новости", обращение подписано губернаторами, а также главами законодательных собраний регионов. По словам главы Красноярского края Александра Хлопонина, у представителей властей трёх субъектов Федерации нет сомнений в "очевидности позитивного характера решения об объединении". Он подчеркнул, что Красноярский край, Таймырский и Эвенкийский АО давно связаны между собой.

"Пенсионеры и молодёжь приезжают из северных районов в Красноярский край, жители северных территорий получают медицинскую помощь на базе наших медучреждений", - заметил Хлопонин.

Губернатор Таймыра Олег Бударгин со своей стороны отметил, что по вопросу объединения в округе предстоит большая разъяснительная работа, особенно среди коренного населения. По его словам, важно объяснить людям, что смена статуса региона не приведёт к смене статуса коренного населения. Также губернатор подчеркнул, что после объединения Таймыр станет более привлекательным для инвесторов.

Как сообщил на встрече с президентом председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс, референдум по вопросу об объединении планируется провести не позднее июня-июля 2005 года. В данный момент его проведение предварительно намечено на 17 апреля. Как сообщили агентству в пресс-службе администрации края, инициативные группы трёх регионов по объединению уже согласовали формулировку вопроса для будущего референдума, которую теперь должны утвердить избирательные комиссии регионов.

В предлагаемой группой редакции этот вопрос будет звучать следующим образом: "Согласны ли Вы, чтобы Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа объединились в новый субъект Федерации - Красноярский край, в составе которого Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определённым уставом края в соответствии с законодательством Российской Федерации?".

Как уже сообщал "Красноярский рабочий", обращение к президенту России по поводу объединения Красноярского края с Таймырским и Эвенкийским автономными округами было принято законодательными собраниями регионов в середине октября.

На прошедшей после встречи в Кремле пресс-конференции губернатор края Александр Хлопонин коснулся вопросов, которые более всего беспокоили президента в связи с происходящим процессом объединения. "Владимира Путина интересовало, не приведёт ли объединение к ухудшению жизненного уровня людей, проживающих на наших территориях. Другой важный вопрос - насколько будут созданы благоприятные условия для развития коренных малочисленных народов Севера. Президент остался удовлетворён теми мерами, которые мы планируем осуществлять в этих направлениях", - отметил Александр Геннадиевич.

Ещё одним из немаловажных вопросов, по мнению президента, является экономический аспект объединения: "Не получится ли так, что новый субъект превратится в дотационную территорию из донорской?" Говоря об этих опасениях, Александр Хлопонин рассказал журналистам о достигнутых договорённостях с Минфином, которые заключаются, во-первых, в сохранении на переходный период существующих федеральных трансфертов. Во-вторых, патронаж со стороны правительства двух крупных инвестиционных проектов (нефтяной - Ванкор и энергетический - достройка Богучанской ГЭС).

Также существует договорённость направления прямых средств, выделяемых из федерального бюджета, на минимизацию рисков, связанных с передачей полномочий. "На 2005 год таких "рискованных" денег бюджет территории получит из Федерации около 2 миллиардов рублей", - отметил губернатор края.

Для всех руководителей Красноярья на этой встрече самое главное и принципиальное - непосредственная возможность получить гарантии лично от президента, что все обязательства по инвестированию и финансовой поддержке нового субъекта будут выполнены. И Владимир Путин, судя по всему, полностью поддержал инициативу субъектов по объединению и по проведению референдума, а также гарантировал поддержку этого процесса со стороны Федерации.

"Слить регионы".

("Известия-Красноярск", 04.11.04, Андрей Хохлов, Максим Царев)

На примере объединения края Россия изменит политическое устройство.

Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил будущее слияние Красноярского края, Таймыра и Эвенкии. Об этом сообщили все ведущие масс-медиа страны, а, кроме того, на кремлевскую встречу откликнулась и мировая пресса: губернатор Александр Хлопонин дал интервью радио "Свобода". На вопрос о том, что волновало Владимира Путина в теме территориального переустройства, Александр Геннадиевич ответил: "Это уровень жизни людей в процессе объединения, и особенно вопросы, касающиеся наших северных территорий. А вы знаете, что уровень бюджетной обеспеченности наших северных территорий выше, чем в среднем в Красноярском крае? Поэтому очень много вопросов, не приведет ли это к ухудшению социально-экономического положения всех жителей, отдельно взятых, и на территории Эвенкии, и Таймыра, и Красноярского края...". По словам красноярского губернатора, президента, безусловно, волновал вопрос, касающийся дальнейшего развития наших коренных и малочисленных народов (на Таймыре проживает пять этносов), а также проблемы, касающиеся самого нового субъекта, самого региона. Не получится ли так, что в процессе объединения субъект каким-то образом превратится в территорию дотационную?

Собственно говоря, многочисленные финансовые и социально-экономические детали процесса уже отрабатываются ведомствами федерации и края с прошлого года, поэтому на обеспокоенные вопросы Владимира Путина у руководителей края, Таймыра и Эвенкии уже готов положительный ответ: нет, Владимир Владимирович, хуже не будет. Во-первых, изменения в бюджетном законодательстве подкреплены намерениями Москвы выделить из казны дополнительные средства. Во-вторых, сама идея слияния субъектов России достаточно неожиданно получила самую широкую поддержку не только в красноярской политической элите, но и среди населения. В одном из телевизионных опросов прозвучали слова, которые не могут не найти народную опору благодаря простой житейской мудрости: "Мы всегда были вместе. Что рассуждать о каком-то объединении?". В-третьих, Александр Хлопонин на днях сказал о принципиальной позиции администрации Красноярского края: реализация федеральных экономических и социальных проектов - Богучанской ГЭС, Ванкорского месторождения и других - без объединения регионов просто невозможна. Судя по всему, промышленники и политики страны намерены усовершенствовать модель управления не только краем, но и Российской Федерацией - то есть упростить схему движения финансов и материальных ресурсов, так как одной территорией рулить легче, чем тремя. И это глобальная перспектива Кремля и правительства: хорошо известно, что параллельно красноярскому слиянию начинается общероссийское. По информации издания "Утро", объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого АО уже одобрено Думой. Идут переговоры между главами Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов с Тюменской областью. Усть-Ордынский Бурятский округ сольют с Иркутской областью. На очереди Архангельская область и Ненецкий автономный округ. Кемеровский губернатор Аман Тулеев недавно предложил объединить Кемеровскую и Томскую области с Алтайским краем. По мнению Тулеева, эти регионы объединены географическими и климатическими условиями и, кроме того, имеют единую железнодорожную транспортную сеть. "Сегодня у каждого региона нищий бюджет, а если их объединить - появится мощный ресурс", - убежден кемеровский губернатор. В Центральной России пока тихо, но в кулуарах уже обсуждается возможность присоединения Брянской области к Орловской.

Красноярск, Тура и Дудинка активно готовятся к апрельскому референдуму 2005 года: по выражению активистов инициативной группы, чтобы идею поддержала общественность, "необходимо дойти до каждого". По информации "Известий - Красноярск", на идеологическую кампанию процесса выделяются немалые средства - как заявил наш источник в кругах местных политологов, по своей значимости объединение даже выше, чем выборы губернатора или краевых депутатов. В связи с этим характерна первая реакция крупного бизнеса - если, например, представители ОАО "Норильский никель" поддерживают идею слияния регионов, то некоторые их коллеги по институту ФПГ помалкивают, как говорится, в тряпочку. Вероятно: те, кто сегодня молчит, будут скрыто противостоять объединению территорий, потому что на новом месте их ждут новые налоговые притязания.

Осталось подождать

Теперь на референдуме, который планируется провести 17 апреля будущего года, за объединение должны высказаться больше половины жителей и Красноярского края, и Таймыра, и Эвенкии. "Для Красноярского края риск - явка на референдум", - отметил Александр Хлопонин, помня о низкой явке на последних выборах. Наконец, если жители хотя бы одного округа проголосуют против создания "большого" края, то, как пояснил изданию GZT.ru председатель Эвенкийского суглана (парламента) Анатолий Амосов, новый референдум можно будет провести не раньше чем через год.

А комсомол против...

Появилась первая политическая сила, открыто выступившая против объединения регионов. Это - красноярская комсомольская организация, принявшая решение на IV внеочередной отчетно-выборной конференции регионального отделения Союза коммунистической молодежи. Судя по тексту обращения к землякам, аргументация против спияния выглядит довольно бессмысленно: "Красноярцы никогда никого не уполномочивали на раздел края, поэтому проведение референдума по поводу объединения трех субъектов Федерации, результат которого заранее предрешен, так как власть давно научилась фальсифицировать итоги голосования и на который необходимо потратить астрономическую сумму, выглядит нелепо...". Молодые коммунисты наверняка резвятся не сами по себе, упорно записывая в число предателей и "плохишей" представителей партии "Единая Россия", избранных в российский парламент -Клюкина, Исакова, Оськину... По странному стечению обстоятельств был забыт Николай Ашлапов, шедший год назад в региональном избирательном списке "единороссов" сразу вслед за Хлопониным... Замысел коммунистов и их младших братьев прозрачен и понятен - в свете последних президентских инициатив дискредитировать действующего губернатора в глазах Кремля. Понятно и другое - комсомольцы используются как таран, ибо кошелек у инициаторов бойкота довольно тощ, а потенциальный кандидат на должность главы края вряд ли вызреет в рядах Компартии...

"Александр Новак: "Напрягают изменения в законах".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 03.11.04, Анатолий Мошницкий)

Главное финансовое управление администрации края трудится над главным же финансовым документом -бюджетом 2005 года. Труд этот наверняка вызовет множество нареканий со стороны депутатов ЗС - по сути. Но по форме будет, как всегда, почти безупречен. Профессионализм начальника ГФУ, заместителя губернатора Александра Новака вот уже третий год не ставят под сомнение даже самые отъявленные оппозиционеры.

МК: Александр Валентинович, каким будет бюджет-2005?

А.Н.: Одним из самых непростых за последние годы. Связано это с тем, что происходят существенные изменения в законодательстве. Мы разработали 38 краевых законов, которые должны быть приняты до бюджета - по оплате труда, по видам льгот и категориям льготников. От того, в каком виде эти законы будут приняты, зависят параметры бюджета, сроки его рассмотрения. Эта непростая ситуация связана с тем, что правительство РФ, разрабатывая Налоговый и Бюджетный кодексы, подходило одинаково к территориям-донорам и территориям дотационным. В результате доходы у нашего края забрали на федеральный уровень, а расходами, наоборот, нагрузили. Значит, необходимо найти дополнительные источники финансирования. Тем не менее, мы продолжаем работать с Минфином, изыскиваем и у себя резервы по увеличению доходной части бюджета. Параллельно работаем с Таймыром и Эвенкией по формированию общих позиций наших бюджетов, поскольку с 1 января 2005 года примерно 80% полномочий автономных округов переходят в ведение края. Процесс непростой, но я думаю, к 15 ноября сможем внести в Законодательное собрание проект закона по бюджету.

МК: Работа над бюджетом в ГФУ - на первом месте. Дна втором?

А.Н.: Загибайте пальцы: во-первых, административная реформа, которая проводится на федеральном и краевом уровне. У нас уже готов проект краевого закона, он будет представлен в ближайшее время в Законодательное собрание. Кроме того, вводится новая бюджетная классификация, новая система бухгалтерского учета в бюджетной сфере, которая будет максимально приближена к коммерческой системе учета. Второй год мы вводим в крае систему казначейского исполнения бюджета... И все эти процессы проводятся параллельно.

МК: В октябре исполнилось два года вашей работы в должности начальника ГФУ. А в декабре - четыре года в бюджетной сфере...

А.Н.: Четыре года очень интересной работы. Хотя тогда, в 2000 году, мне казалось, что это ненадолго.

МК: Трудно дался переход из "Норильского никеля" в администрацию Норильска?

А.Н.: Для меня это было очень непростое решение. Я понимал, что много теряю, в том числе материально. Компания - гарант стабильности. Если ты являешься специалистом высокого уровня, в компании у тебя есть возможность двигаться по служебной лестнице, не принимая в расчет политические факторы. Важны профессионализм и адекватность в общении с коллегами, руководством. В органах государственной власти политические факторы, наоборот, могут сыграть решающую роль в судьбе специалиста.

МК: И все же вы рискнули...

А.Н.: Мне советовали многие коллеги, среди которых были настоящие руководители, поработать в администрации Норильска хотя бы некоторое время, с последующим возвратом в компанию. Год работы в бюджетной сфере у нас приравнивается к двум годам в коммерческой структуре. У меня так и вышло - будучи первым заместителем главы города, я получил незабываемый опыт. Поэтому нисколько не жалею об этом выборе.

МК: А потом рискнули вторично, приняв предложение только что избранного губернатора Красноярского края...

А.Н.: Когда Александр Геннадиевич пригласил в Красноярск, для меня это стало новой ступенью в профессиональном росте. Цели, поставленные перед нами, были очень интересны, хотелось показать, на что мы способны. На этот раз трудным был не выбор, а переезд - с моральной точки зрения. Для меня Норильск всегда был самым лучшим, самым красивым, самым современным городом, с которым не могли сравниться ни Красноярск, ни Москва, ни Санкт-Петербург. Там я прожил без малого 22 года. МК: Трудно было?

А.Н.: Я приехал 13 октября, а 14-го, в понедельник, уже вышел на работу. С первого дня нам задали очень жесткий ритм работы - это был период формирования бюджета 2003 года. Губернатор поставил задачу - выплатить всю задолженность (она достигала трех месяцев) по заработной плате в бюджетной сфере. Ситуация была непростая, дефицит бюджета 2002 года составлял около четырех миллиардов рублей... Тогда по инициативе губернатора мы объехали все территории и провели совещания со всеми главами муниципальных образований не в Красноярске, а на местах. Этот бешеный ритм настолько захватил меня, что два года пролетели как один день. МК: С чем в вашей работе сложнее всего смириться?

А.Н.: С непредсказуемостью изменений федерального законодательства. Все вопросы, которые зависят от нас - бюджетный процесс, взаимоотношения с муниципальными образованиями - решаются достаточно легко. Есть и здесь свои сложности, но это не самое трудное. "Алгоритм решений выстроен, необходимы только время и ресурсы. Наша задача - создать систему, которая будет работать. Кроме того, нужна команда, которая будет работать в системе. А когда ты не можешь спланировать работу на год, два, три, даже иногда на месяцы, - это начинает напрягать.

МК: Только начинает? По-моему, федеральный центр лихорадит довольно давно...

А.Н.: В последние пять лет в федеральном законодательстве постоянно происходят изменения. Это касается поступления и распределения налогов между Федерацией и краем, определения полномочий. И это абсолютно правильно. Мы, финансисты, давно ждали этого - четкого разграничения доходных источников и расходных полномочий. Министр финансов РФ Алексей Кудрин как-то говорил, что 2005-й станет последним годом реформирования: правила игры, которые будут заложены с 1 января 2005 года, не изменятся. К сожалению, сегодня, когда приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, известны законы по социальным льготам, а мы уже занимаемся формированием бюджета, я вдруг узнаю, что готовятся какие-то поправки, опять меняющие систему. Это и создает трудности, которые от нас не зависят.

МК: Удалось за два года создать команду, которая может работать в системе?

А.Н.: Да. В главном финансовом управлении работают высококвалифицированные специалисты. Хорошо, что сохранился костяк - люди, которые в свое время создавали систему финансовых органов управления на территории края.

МК: Это в какие годы?

А.Н.: У меня работает заместителем Галина Ивановна Буданова. Недавно мы отмечали ее юбилей - сорок лет работы в финансовых органах. Есть начальники отделов, отработавшие по двадцать пять-тридцать лет.

МК: А молодежь?

А.Н.: Молодежи примерно сорок процентов. Я считаю, что у нас сбалансированный коллектив, способный выполнять поставленные перед ним задачи. За два года из ГФУ ушли всего несколько человек - кто-то не выдержал ритма работы, кто-то ушел по семейным обстоятельствам, кто-то - на пенсию. В основном, люди держатся за наши рабочие места. Потому что понимают: таких знаний, как у нас, такого опыта они не получат нигде.

МК: Про вас говорят, что ГФУ работает даже в выходные, когда большинство в администрации отдыхает.

А.Н.: Конечно, в старой системе при Госплане было проще. Пять дней в неделю, с девяти до шести. Сегодня у нас много творческой работы: анализ, подготовка предложений, новых законов, информационных справок для руководства, ответов на депутатские запросы. Приходится много работать с проверяющими и контролирующими органами. Бывают и авралы в виде отчетов. Мне приходится появляться на рабочем месте и в субботу, и в воскресенье.

МК: Какую оценку вы поставили бы себе в вашей нынешней должности? По пятибалльной системе?

А.Н.: Четыре. За эти два года действительно удалось сделать многое - мы приняли новый закон о межбюджетных отношениях, привели в систему закон о бюджетном процессе, т. е. уверенно движемся по пути систематизации. С другой стороны - многое еще не реализовано.

МК: В отличие от некоторых коллег вы, несмотря на напряженный график, в хорошей спортивной форме.

А.Н.: Все детство отдал баскетболу. У нас были тренировки по три раза в день, играли за молодежную сборную города, края. Свободное время посвящал спорту. Хотя мы с родителями успевали в выходные ездить на природу - за ягодами, за грибами. Сколько жил в Норильске, ни разу не видел ядовитого гриба - можно собирать все подряд. А из ягод ведрами набирали морошку, бруснику, ежевику, голубику, чернику... Потом варили варенье.

МК: Но на первом месте все-таки был спорт? А как же охота, рыбалка?

А.Н.: Охотой увлекся в последние "норильские" годы. Мы с друзьями катались по тундре на снегоходах, охотились на куропатку, на зайца... Период охоты на снегоходах очень короткий - с февраля до середины мая. До февраля очень холодно и снега еще мало...

МК: А в мае его - уже мало... Много куропаток настреляли?

А.Н.: Однажды за два часа подстрелил около трех десятков. А как-то раз в тундре началась пурга, и мы заблудились. Хорошо, с нами был опытный охотник, нашел дорогу. Но к знакомым местам выехали часов через пять.

МК: Рыбалкой не увлекались?

А.Н.: К рыбалке меня приобщил Олег Михайлович Бударгин, который тогда был главой города. Ловили на озерах, на Енисее, мелких речках. Правда, на рыбалке мне особо не везло, крупные рыбы не попадались. Мелких ловил - гольца, например. Но сам процесс меня тогда заинтересовал. Там очень хороша летняя рыбалка, но зимой тоже бывает интересно, когда надо сначала прорубить лунку в полутораметровом льду. Его толщина, кстати, достигает и двух с половиной метров.

МК:А спортом в последние годы увлекались?

А.Н.: Увлекался, только уже не баскетболом, а футболом и горными лыжами. С1998 года, когда в Норильске начали проводить традиционные турниры, у нас были соревнования между администрациями города и края, руководящим составом "Норильского никеля" и "Норильскгазпрома", приглашали и администрацию округа. Каждый год готовились к этим турнирам, тренировались по несколько раз в неделю.

МК: А в Красноярске?

А.Н.: Здесь возможностей для активного образа жизни больше. Знаете, в Красноярске меня поразили "нормальные" времена года. У нас в Норильске лето бывает две недели в году, зима длится девять месяцев, а осени и весны практически нет. И ветров здесь таких нет, как в Норильске. В Красноярске мы тоже зимой катаемся на горных лыжах, в прошлом году научил ездить на лыжах семилетнюю дочку Алину. И супругу, Ларису, мы поставили на лыжи. Мужской компанией катаемся на снегоходах. Летом ездим на Красноярское море - отдыхать, загорать.

МК: А что у вас все-таки на первом месте - семья или работа?

А.Н.: Хотелось бы, чтобы на первом плане была семья. Но так получается, что у меня - работа. В последнее время реже общаюсь с дочерью. Она в этом году пошла в школу. Сейчас Алина рано ложится спать, а я, бывает, задерживаюсь допоздна. В выходные идем на соревнования, концерты, в детское кафе, выезжаем на природу. По утрам стараюсь возить ее в школу. В прошлом году возил в садик каждое утро, сейчас у нас расписание разное, Алину в школу возит Лариса.

МК: Кем она будет? Или еще не решила?

А.Н.: В этом возрасте интересы меняются. Ей нравится рисовать, увлекается английским языком, а когда пошла в школу, сказала, что хочет быть учителем. Говорит, учительница иногда оставляет ее за старшую.

МК: Вы не пытаетесь как-то повлиять на ее выбор?

А.Н.: Нет. Пусть попробует все и выберет то, что понравится. Главное - чтобы выросла хорошим человеком.

МК: Таким же ответственным, как ее отец?

А.Н. Знаете, меня с детства - сначала родители, а потом и мои руководители Джонсон Талович Хагажеев, Александр Геннадиевич Хлопонин, Олег Михайлович Бударгин приучили к ответственности: если взялся за дело, должен доказать, что ты в нем профессионал. Чтобы никто не мог тебе сказать, что ты не на своем месте. Такой подход очень помогает в жизни.

"Долой с обочины".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 04.11.04)

Спикер успел запрыгнуть на подножку поезда "партии власти".

В рядах красноярского отделения "Единой России" - новое пополнение. Вслед за губернатором и мэром в партию вступил председатель Законодательного собрания. Александр Викторович дольше, чем другие ведущие политики края, обдумывал этот шаг, но решение все-таки принял.

По нашей информации, одним из побуждающих мотивов для Усса было намерение возглавить фракцию единороссов в краевом парламенте. Возможность ее создания депутаты, как известно, не поддержали, но и не отвергли окончательно. К этому вопросу законодатели, вероятно, вернутся в ближайшем будущем. Шансы стать руководителем фракции у спикера довольно велики, и это едва ли не единственный его шанс занять значимое место в партийной иерархии. Есть у членства в "Единой России", естественно, и другие плюсы. В нынешней ситуации партбилет является своеобразным страховым полисом от сбрасывания на обочину политической жизни. В случае, если на следующих выборах в ЗС по-прежнему можно будет создавать блоки, никто не мешает Александру Викторовичу организовать каких-нибудь "Наших-2". Если же выборы будут проходить только по партийным спискам, то, имея "корочки" пропрезидентской партии, Усе также не останется за бортом.

Затягивать решение о вступлении в партию становилось опасно. По количеству чиновничьего люда в "Единой России" уже просматривается "перебор", и, возможно, по примеру КПСС, "партия власти" введет квоты: сколько должно быть рабочих, сколько - крестьян, сколько - чиновников. Так что спикеру нужно было успеть запрыгнуть на подножку, пока паровоз не ушел.

"Хлеб стал дешевле".

("Сегодняшняя газета", 04.11.04)

"Норникель" - красноярцам.

В магазинах и других торговых точках компании "Красноярский хлеб" снижены цены на самый популярный сорт хлеба - "Енисейский". Это очередной социальный проект ГМК "Норильский никель", проводимый в рамках программы "Красноярский край - 70 лет вместе".

"Норильский никель", как компания, работающая на территории края, не может не замечать одной из самых острых социальных проблем жителей Красноярска. За последнее время в городе все чаще поднимаются цены на один из стратегически важных для России продуктов питания. Хлеб в Красноярске существенно дороже, чем в других регионах. А доходы горожан - немногим больше.

Именно поэтому "Норильский никель" обратился в компанию "Красноярский хлеб" с предложением о снижении отпускной цены на один из популярных сортов хлеба и нашел там полное понимание. "Красноярский хлеб" теперь продает буханку "Енисейского" на 80 копеек дешевле. При снижении отпускной стоимости качество продукции остается на прежнем уровне.

ГМК "Норильский никель" адресует этот проект всем красноярцам и искренне надеется, что власти и общественность обратят более пристальное внимание на проблему, которая касается каждого жителя нашего края.

Как сообщили в пресс-службе Красноярского представительства ГМК "Норильский никель", понимая свое значение и социальную ответственность бюджетообразующего предприятия Красноярского края, оно и впредь будет реализовать политику прямого и адресного решения социальных задач, важных и значимых для всех жителей региона.