В Ереване состоялось внеочередное заседание правительства Армении, посвященное вопросу монопольной лицензии телекоммуникационного оператора - компании "АрменТел". В ходе брифинга по завершении заседания министр юстиции Давид Арутюнян представил журналистам сравнительный анализ действующей на данный момент монопольной лицензии N60 и вариант измененной лицензии, утвержденной сегодня правительством страны.

Министр отметил, что пункт (а.1) части пятой действующей лицензии посвящен монопольным правам, которые были предоставлены "АрменТел" сроком на 15 лет. В связи с этим пунктом, по словам Арутюняна, муссируется слух, который не соответствует действительности, а именно: "когда-то в сферу монополии компании попадали лишь телефонные услуги, а сегодня вошли и основные телекоммуникационные услуги - это неверная интерпретация", поскольку, по словам министра, данные понятия были разделены по трем различным частям лицензии. По сути, министр указывает на тот факт, что лицензия давала "АрменТел" монопольные права именно на основные телекоммуникационные услуги, которые предоставляются посредством общественной телефонной сети, заявив, что этот подпункт концептуальных изменений не претерпел.

По его словам, существенных изменений не внесено и в плане монополии "АрменТел" на различные таксофоны и картофоны, обслуживающие население на улицах.

"Общественность ожидала, что правительство полностью лишит "АрменТел" монополии в сфере предоставления услуг передвижной (мобильной) связи, однако этого не произошло", хотя, по словам Давида Арутюняна, ряд серьезных изменений все-таки документ включает. Так, "если сегодня "АрменТел" обладает полной монополией на этот вид услуг, то завтра из этого права будут изъяты GSM-услуги, передвижные спутниковые услуги и специальные передвижные радио-услуги".

Касаясь самой нашумевшей части лицензии, позволяющей "АрменТел" быть монополистом в сфере предоставления международного выхода на передачу данных (интернет), министр отметил, что в английской версии лицензии, которая и несла всю юридическую нагрузку, слово "access" переведено на армянский как "выход", хотя в действительности означает "доступ". Правительство, как отметил Арутюнян, достигло того, чтобы вход данных в Армению посредством спутникового сегмента (в результате уточнения перевода данного слова) вышел из сферы монополии компании. По его информации, "объем входящих в Армению данных сегодня превышает объем выходящих данных в восемь раз - это существенная часть трафика. Если "АрменТел" раньше обеспечивал вход данных в республику, а здесь их продавал, то сегодня таким же законным правом обладает любая другая компания. Монопольной остается лишь использование оптико-волоконного кабеля, проведенного "АрменТел"". При этом министр подчеркнул, что тарифы на арендное эксплуатирование этого кабеля будут регулироваться министерством транспорта и связи - "это будет себестоимость плюс разумная прибыль". Министр выразил надежду, что вскоре появятся конкурентоспособные армянские компании, которые по арендованным линиям будут импортировать трафик в Армению от различных провайдеров за пределами страны.

Касаясь еще одной болезненной темы - а именно передачи голоса по интернету (IP-телефония), министр отметил, что изначально спор велся вокруг вопроса - входит ли эта сфера в монополию "АрменТел" или нет. "Действующая лицензия указывает на то, что монополией компании является международная телефонная связь или какая-либо другая внутригосударственная или международная телефонная связь, которая станет возможной в будущем, и которая непосредственно будет конкурировать с другими монополиями компании". По словам Давида Арутюняна, "АрменТел", предоставляя внутригосударственную связь по тарифам ниже себестоимости, пытался окупить расходы на непомерно дорогом тарифе за международные переговоры. Это, по сути, и заставляло граждан активно пользоваться услугами IP-телефонии. Правительство и "АрменТел" решили сделать акцент на сохранении существующих тарифов на внутренние переговоры, оставив пока неизменными цены на международные телефонные разговоры, при этом обязали "АрменТел" предоставлять гражданам республики возможность пользоваться и более низкокачественной, но зато доступной в плане цен IP-телефонией. Напомним, что этот вид услуг, активно предлагаемый гражданам Армении многочисленными частными субъектами, был в свое время приглушен стараниями монополиста, как сфера, составляющая реальную конкуренцию. Арутюнян отметил, что тарифы на IP-телефонию также будут регулироваться государством.

В числе других требований новой лицензии министр отметил обеспечение до 31 декабря 2005 года 800 сел цифровой телефонной связью из расчета в среднем не менее 700 номеров на село с населением 6-10 тысяч человек, и до 31 декабря 2006 года всех населенных пунктов Армении, где проживает более 50 жителей. По его словам, уточнены также положения, которые позволят заставить любого другого оператора связи (если таковой появится в Армении) обеспечить взаимосвязь сетей с другим оператором, что исключит вероятность "блокады" возможного нового оператора.

Министр также обратился к вопросу готовящегося к подписанию Меморандума о примирении правительства и "АрменТел", отметив, что если этот документ не будет подписан в течении 10 дней, то "мы опять вернемся на поле боя". Подписав Меморандум, стороны должны признать, что "ни одна из них ничего не нарушала, второе - стороны отказываются от всех ранее выдвигаемых требований", - заключил Арутюнян.