C прошлым спорить не принято, тем более, если это прошлое родное. Историю Норильска ещё не так давно держали за семью печатями. "Голубые города", возведённые, как многие верили, молодыми энтузиастами, отличались такой спецификой, что если большевики хотели продлить свою власть ещё лет на сто, страницы истории Норильска и подобных ему городов следовало держать полупустыми. Но шила в мешке не утаить. И приезжие отмечали некую специфическую строгость и осторожность в поведении старых норильчан. И когда одни молчали, другие отчаянно демонстрировали свою лояльность.

Московское издательство "ПолиМедиа", продолжая не столь актуальную ныне тему "лагерных" публикаций времён гласности, выпустило книгу, которой несомненно заинтересуются норильские читатели. Это антология воспоминаний старожилов города "О времени, о Норильске, о себе", собравшая под неброской тёмно-синей обложкой 27 заметок и документальных свидетельств о Норильске 40-50-х годов. Открывают сборник воспоминания Евгения Грампа и письма американской гражданки Гертруды Кливанс, относящиеся к 1930-1931 годам, - уникальное свидетельство о России самых "советских" лет сталинского правления. Письма молодой американки, прожившей в Советской России почти год, целиком занимали первые страницы тогдашних американских газет и казались репортажами из огромного сталинского лагеря - впрочем, с настоящими сталинскими лагерями Кливанс ещё суждено было познакомиться. В 37-м муж Гертруды, советский гражданин Александр Грамп, был арестован и объявлен "врагом народа". В 1946 году Гертруда приехала к мужу в Норильск, отказавшись ради этого от американского паспорта...

Не менее важная тема в воспоминаниях старых норильчан - это Норильский комбинат и его создатели. Не секрет, что среди людей, находившихся в Норильлаге, были металлурги, горные инженеры и геологи, которых, как сказано в заметке И.А. Никулина, "мобилизовывали" по 58-й статье "по всем её пунктам".