Пропагандируя успехи псковского губернатора Евгения Михайлова во внешней политике России член Совета Федерации от Псковской области Михаил Маргелов указал, что "в свое время идея паромной переправы между Россией и Эстонией многим казалась крамольной, сейчас, пусть и тяжело, но этот проект реализовывается". Однако по данным ИА REGNUM реализуемый администрацией Псковской области проект судоходной линии Псков-Тарту и сегодня вызывает различные оценки с эстонской стороны, а методы его реализации псковскими властями, приводят жителей Эстонии в недоумение.

Идея об организации этой судоходной линии была выдвинута эстонскими предпринимателями еще в 1997 году, но до сих пор не реализована, как утверждают источники в Эстонии, по вине российской стороны. Когда в начале сентябре 2004 года стало известно об очередном переносе начала пассажирского сообщения, начальник эстонского целевого фонда развития судоходства на внутренних водоемах Ээро Микенберг (Eero Mikenberg) сообщил агентству BNS: "До самой этой недели мы были уверены, что во вторник отправимся в Псков. Но, как пояснили российские пограничники, погранпункт Стороженец все еще не принят в эксплуатацию, и нет надежды на то, что будет принят до конца сентября". Выражая скепсис по поводу открытия линии он пояснил: "Выяснилось, что российская сторона сама планирует первые рейсы на начало октября, что из-за погоды представляется весьма сомнительным, поскольку подойдут уже осенние штормы". Выбор администрацией псковской области Сторожинца пунктом таможенного и пограничного контроля на пассажирской линии Тарту-Псков также не понятен эстонской стороне, так как его использование привело к пятидесятикилометровому отклонению от прямого маршрута, что значительно снизило рентабельность и скорость пассажирских перевозок. Только на установку пропускной системы "Каскад", затребованной пограничниками для нерентабельного Стороженца, областные власти выделили 1,5 млн. рублей. Однако эстонская сторона не торопится сделать аналогичные капитальные затраты, подготовив временный погранпункт на барже. "Эстонские пограничники провели в Праага учения и опробовали выполнение всех пограничных процедур. В случае запуска линии они возьмут с собой с кордона Варнья лэптопы и наладят работу плавучего погранпункта", - собъяснил Микенберг.

Впрочем, долгострой даже выгоден эстонской стороне, которая, не отвлекая на данный проект средств эстонских налогоплательщиков, лишний раз имеет повод получать средства из Европейских фондов, например целевое учреждение Tartumaa Turism ходатайствовало о выделении в рамках программы Phare денег на всестороннее исследование осуществимости проекта судоходного сообщения с Псковом. В Эстонии к этому проекту относятся как к бизнесу, поэтому удивление вызывали приходящие, по словам Микенбергa, с российской стороны, сообщения о том, что им хотелось бы, чтобы билет на судах стоил меньше автобусного, то есть менее 150 крон. "Однако Tartu Sadam (Порт Тарту - ИА REGNUM) - все-таки коммерческое предприятие, и он просто не заинтересован в дотировании линий", - указал Микенберг. Недоумение эстонской стороны вызывает неподтвержденная информация о том что, опасаясь, конкуренции со стороны эстонских судовладельцев, администрация Псковской области намерена ограничить продвижение эстонских судов по России до порта Сторожинец. Далее пассажиры вынуждены будут пересаживаться на российские суда уже действующей линии "Сторожинец-Псков". Эксперты-экономисты отмечают, что в этом случае столь разрекламированный многострадальный проект псковских властей скорее всего перестанет быть интересным для эстонских предпринимателей.

Неоднозначную оценку вызывает проект водного сообщения по Чудскому озеру и у русских жителей Эстонии - старообрядцев Причудья, жизнь которых связана с регионом Чудского озера. Геннадий Кульков, мэр города Муствеэ, отметил корреспонденту ИА REGNUM, что "порт Сторожинец уже действует и готов к приему грузов". Но по информации Кулькова, порт не может быть открыт из за пограничных проблем с судоходной линией Псков - Тарту. Он сообщил, что с эстонской стороны тоже пробуксовывает идея открытия такого же международного порта в Муствеэ: "руководство Эстонии поддерживает нас на словах, но дело не сдвигается с мертвой точки". По его словам, для решения вопроса об этом необходимом русским жителям Эстонии порте нужны кроме серьезных инвестиций, международные договоренности об организации пограничной и таможенной служб. Кульков подверг критике весь проект грузового судоходства Псков-Тарту пояснив, что "до Тарту путь длиннее на тридцать процентов и проходит по устью реки Эмайыги, в котором постоянно меняется уровень воды и происходит намывание песка. Требуется и лоцманская проводка, что заметно удорожает транспортировку". По мнению Куликова эстонско-российское водное сообщение Сторожинец-Муствеэ будет и экономически выгоднее, чем уже заявленное Псков-Тарту. Со ссылкой на проведенные исследования, Кульков заявил ИА REGNUM, что по маршруту Сторожинец-Муствеэ могут перемещаться контейнеровозы с 30 контейнерами на борту, что делает трансграничный провоз заметно дешевле ныне существующего автомобильного и активизирует промышленную и транзитную жизнь всего региона. Комментируя по просьбе ИА REGNUM, информацию об очередном переносе открытия международного порта Сторожинец глава городского собрания, другого поселения старообрядцев - Калласте Леонтий Кромонов так же выразил сожаление, что порт Сторожинец остается закрытым для сотрудничества с Причудьем, отмечая что такой порт нужен давно. По его словам, "нет логического объяснения, почему этот вопрос в Пскове не решается". Кромонов предположил, что дело в каких-то особенных обстоятельствах с российской стороны, которые ему не известны.

Впрочем, духовный глава старообрядцев Павел Варунин к идее о превращении города в международный порт, стимулирующий развитие всего региона, относится осторожно. Он считает, что успешное развитие региона связано не с инвестициями, а с демографической ситуацией. "Молодежь уезжает, а кто будет в порту работать? Наши пенсионеры? Или завезут иностранцев, арабов, иноверцев? Смотреть надо не только в завтрашний день, но и послезавтра" - заявил он в интервью ИА REGNUM. Варунин считает, что развитие водного сообщения по Чудскому озеру может стать катализатором кардинальных изменений старобрядческих порядков, существовавших в Причудье веками.