За девять месяцев 2004 года Бирюсинский гидролизный завод произвел и реализовал 936 тыс. дал непищевой спиртсодержащей жидкости. При этом, как сообщила 2 ноября заместитель руководителя УМНС России по Иркутской области и УОБАО Ольга Залуцкая, с августа 2003 года предприятие лишено лицензии на выпуск спиртсодержащей продукции. В связи с этим областной арбитражный суд решением от 18 октября 2004 года признал деятельность предприятия по выпуску спиртсодержащей продукции незаконной. Однако завод продолжает выпускать товар, который не имеет права реализовывать. По словам и.о. генерального директора завода Михаила Смоленчука, финансовый оборот предприятия составляет 250 млн. рублей в месяц. Доля выпуска спиртсодержащей продукции на заводе составляет 99%.

Для того чтобы вернуть заводу лицензию на выпуск спиртосодержащих жидкостей, необходимо погасить задолженность предприятия перед бюджетом и внебюджетными фондами. По состоянию на 1 ноября, в суммарном исчислении (с учетом пенни и штрафов) она составляет около 250 млн. рублей. За девять месяцев 2004 года в муниципальный бюджет от Бирюсинского гидролизного завода поступило всего 10 млн. рублей, что составляет 1% от всех налоговых поступлений районной казны. При этом Бирюсинский гидролизный завод, наряду с Тулунским гидролизным заводом, входит в число крупнейших предприятий области. Для сравнения, Тулунский гидролизный завод за 9 месяцев 2004 года произвел 1,1 млн. дал спиртсодержащей продукции. Доля налоговых поступлений от предприятия в муниципальный бюджет составила 10%.

На прошлой неделе вопрос о нормализации деятельности Бирюсинского гидролизного завода рассматривался на заседании областной межведомственной комиссии по осуществлению государственного контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. По решению председателя МВК Александра Битарова, в течение месяца департамент по развитию промышленного комплекса администрации губернатора совместно с другими заинтересованными ведомствами (в том числе ГУВД и налоговой службой) готовит детальный доклад о состоянии дел и возможных действиях администрации в случае вывода БГЗ из кризиса или его банкротства. Администрация области также намерена пригласить к обсуждению проблемы представителя преобразованного Минимущества как владельца 51% акций предприятия. Руководство предприятия должно предоставить документальное подтверждение планов по реорганизации производства и заключенных соглашений с возможными инвесторами. Исходя из реальности предложенных проектов, будет избран дальнейший путь развития предприятия: банкротство или реструктуризация задолженности.