Как сообщает КоммерсантЪ, вчера представители японской корпорации Toyota motors посетили Борский район Нижегородской области. Японцы осмотрели площадку, предлагаемую для размещения сборочного производства автомобилей Corolla и Camry. Завод по сборке Toyota в России должен быть построен к 2006 году. К концу 2004 гоода Toyota motors должна определиться с площадкой для строительства завода, выбрав между Нижегородской областью, Подмосковьем и Санкт-Петербургом.

Неофициальные переговоры о возможности размещения в России сборочного производства автомобилей Corolla и Camry ведутся с начала 2003 года. В сентябре 2003-го полпред президента в ПФО Сергей Кириенко посетил штаб-квартиру Toyota в Японии, в октябре того же года председатель совета директоров корпорации Toyota motors Хироси Окуда побывал с частным визитом в Нижнем Новгороде. При этом российские чиновники регулярно заявляли о перспективах сотрудничества Нижегородской области с японским концерном, но сами представители Toyota motors от официальных комментариев воздерживались. 9 сентября в ходе экономической миссии предприятий ПФО в Японии глава Toyota motors Хироси Окуда впервые официально объявил, что к 2008 году корпорация намерена построить завод мощностью 15 тыс. автомобилей в год. Предполагаемый объем инвестиций в проект - около 10 млрд. иен (90 млн. долларов). Точное расположение завода Окуда не указал.

Готовность принять производство выразили Калининград, Московская область, Санкт-Петербург, Ростов и Таганрог. После сентябрьской экономической миссии круг претендентов на инвестиции Toyota motors, по мнению экспертов, сузился до Нижегородской области, Санкт-Петербурга и Подмосковья. Более того, по словам заместителя главы Борского района Нижегородской области Александра Киселева, в августе 2004 года корпорация Toyota анализировала условия размещения производства на одной из площадок района. В качестве условий возможного сотрудничества обсуждалось создание школы с преподавателями японского языка и магазинов с англоговорящим персоналом.

Администрация Борского района обладает серьезным опытом привлечения иностранных инвесторов: на Бору с 1997 года успешно работает бельгийская группа Glaverbel, входящая, в свою очередь, в японский концерн Asahi Glass. В районе, который чиновники неофициально называют инвестиционной столицей Нижегородской области, представлены также немецкие предприятия Jovat (производитель синтетических клеев для мебельной промышленности), Troplast AG (производитель полимерной пленки для автомобильных стекол), Bericap (лидер производства пластиковых укупорочных средств для пищевой, химической, нефтехимической и фармацевтической промышленности).

Главной целью визита представителей Toyota motors стал осмотр площадки, предлагаемой как полигон под строительство сборочного производства. Все мероприятия, связанные с визитом японцев, были закрытыми для прессы. Такие условия выставила японская сторона, которой не нужен "лишний шум" вокруг проекта.

В свою очередь руководство округа и региона не спешит с новыми оптимистическими заявлениями по итогам вчерашнего визита менеджеров Toyota motors. Спикер заксобрания Нижегородской области Евгений Люлин, участник вчерашней встречи с представителями Toyota motors, выразил надежду, что японская корпорация "придет именно в нижегородский регион, потому что законодательная база в сфере инвестиционных программ в Нижегородской области лучше, чем в Московской". Интересно, что губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, вернувшись из Японии 11 октября, уверенно объявила, что достигла "определенных договоренностей" о строительстве завода Toyota в черте северной российской столицы.