РОО "Открытая Россия" предложила чувашским журналистам новую форму общения с российскими экспертами - селекторную пресс-конференцию. Первая такая встреча по телефону состоялась с президентом Фонда "Институт экономики города" Надеждой Косыревой и была посвящена формированию рынка доступного жилья и ипотеке. Организаторами пресс-конференции стали Клуб региональной журналистики "Из первых уст" и Чувашская Школа публичной политики. Отметим, в республике успешно развиваются уже несколько проектов "Открытой России". Это прежде всего "Сельские модельные библиотеки" - сегодня "модельных" библиотек насчитывается около 70. В прошлом году здесь была открыта Школа публичной политики, в нынешнем - Школа гражданского общества. Кроме того, журналисты ведущих СМИ Чувашии являются постоянными участниками московских семинаров Клуба региональной журналистики. Теперь задать вопросы столичным экспертам и федеральным политикам можно будет, находясь дома. Подобные пресс-конференции станут традиционными, заверили организаторы.

Во вступлении президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косырева отметила, что формирование рынка доступного жилья была поставлена в качестве национальной приоритетной задачи год назад. В течение этого года была проделана огромная работа по анализу ситуации на рынке жилья, по поиску путей решения этого вопроса. В результате был подготовлен пакет законопроектов из 27 законов. Часть этих законов уже принята Государственной Думой, другая часть будет рассматриваться во втором и третьем чтении в конце ноября этого года. Мы очень рассчитываем, подчеркнула она, что весь этот пакет законопроектов вступит в силу с 1 января 2005 года. Весь комплекс законопроектов направлен на создание рыночных институтов для того, чтобы жилье стало доступно для граждан в соответствии с их платежеспособным спросом и их потребностями. Условно его можно разделить на пять основных блоков, отметила Надежда Косырева. Прежде всего, это новый Жилищный кодекс, который провозглашает новую государственную жилищную политику: бесплатное социальное жилье будет предоставляться муниципалитетами лишь малоимущим гражданам. А для всех остальных регулирует институты собственности, найма и другие виды решения жилищной проблемы.

Второй блок законопроектов - это поправки в Гражданский кодекс, закон об ипотеке, закон о кредитных бюро и другие - направлен на то, чтобы расширить платежеспособность населения. Сегодня только 12% населения по уровню дохода в состоянии купить жилье в кредит. Увеличить долю населения, которая сможет приобретать жилье с помощью накопительных схем, кредитных схем, возможно не только через макроэкономические меры - повышение реальных доходов населения, снижение инфляции и т. д. Это можно сделать и за счет Жилищного и Гражданского законодательства, снизив риски ипотечного кредитования и других форм жилищного финансирования. И тем самым создать условия для снижения процентных ставок по кредитам. Институт страхования кредитов позволит снизить требования банков к первому взносу. Институт кредитных бюро позволит уменьшить затраты банков на оценку кредитоспособности заемщиков. Все это в условиях конкуренции на рынке приведет к снижению процентных ставок. По прогнозам специалистов, к 2010 году процентная ставка по ипотечному кредиту может снизиться до 7-8% годовых в рублях. Если будут прогнозы правительства по инфляции и будут приняты все эти законодательные меры, уточнила Надежда Косырева.

Следующее направление - повышение строительства жилья. Расширив платежеспособность и не создав условий для увеличения строительства, мы только повысим цены на рынке жилья. А сегодня наша строительная индустрия, строительный рынок имеет очень много проблем. Это и чрезмерная монополизация, высокие административные барьеры, непрозрачная процедура предоставления земельных участков. На решение всех этих вопросов направлен Градостроительный кодекс, закон об инвестиционных соглашениях в коммунальном секторе, о тарифном регулировании в коммунальном секторе, поправки в бюджетный кодекс и некоторые другие.

Четвертый блок законов направлен на снижение затрат на совершение сделок на рынке жилья. Это отмена обязательного нотариального удостоверения договора ипотеки, это повышение эффективности системы регистрации прав на недвижимость. В том числе по усилению прав на рынке недвижимости добросовестных приобретателей, защита прав граждан, вкладывающих средства в долевое строительство и другие некоторые меры. И, наконец, пятый блок - это налоговый блок, который практически затрагивает всю систему налогообложения с тем, чтобы участники рынка жилья были заинтересованы в повышении его прозрачности и более экономической эффективной деятельности. Это и отмена НДС на реализацию жилья и земельных участков, и повышение оснований для получения имущественного вычета по подоходному налогу, и снижение налога на прибыль инвесторам по ипотечным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам и некоторые другие предложения.

По прогнозам экспертов, все эти меры позволят к 2010 году в два раза увеличить объем жилищного строительства, в 10 раз увеличить объем жилищного кредитования, в три раза повысить долю населения (до 30%), которым будет доступно приобретение жилья с помощью кредита. И начиная с 2007 года более или менее стабилизировать реальные цены на рынке жилья, получить базис для нормального функционирования рынка жилья. Сейчас объемы ипотечного кредитования в России составляют всего 10 миллиардов рублей, это одна тысячная процента ВВП. В странах Европейского союза ипотечные кредиты составляют 50 и более процентов ВВП.

Говоря о развития ипотечного кредитования в регионах, Надежда Косырева разделила их на четыре типа. Самыми развитыми рынками ипотечного кредитования являются рынки Москвы и Петербурга. Дальше идут несколько (5-10) крупных городов, столиц субъектов Российской Федерации. Это и Иркутск, и Оренбург, и Чебоксары. Третьим эшелоном идут столицы других субъектов Федерации, которые взаимодействуют с Агентством по ипотечному кредитованию. Четвертый - регионы, где вообще пока еще не предоставляется никаких кредитов и мало развит рынок жилья. Во многих регионах идут свои собственные ипотечные программы, в том числе и Чувашии. И все эти программы имеют как положительные моменты, так и отрицательные. Положительные состоят в том, что в Чувашии развиваются навыки и банковского сектора, и населения по взаимодействию в кредитной сфере. И хоть и в небольшом объеме, но люди улучшают жилищные условия. Отрицательное состоит в том, что это чрезвычайно субсидируемая схема, субсидирована за счет бюджета. И если этих бюджетных средств не будет, то и эти схемы не будут существовать. Постепенно, в том числе и в Чувашии, начинает осознаваться необходимость развития и рыночных условий. А дальше уже - формирование систем субсидирования, участие в этих рыночных условиях вполне определенных групп населения. Не просто кто первый пришел, а бюджетников, молодых семей, еще каких-то конкретных групп населения, которые нуждаются в такой поддержке, подчеркнула президент Фонда "Институт экономики города".