"Больше - "за". Меньше - "против".

(Парламентская газета. 29.10.04)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ ОБСУЖДАЮТ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА

После того как 28 сентября Владимир Путин внес в Госдуму пакет поправок к федеральным законам "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", в региональных парламентах прошли обсуждения этой законодательной инициативы. Сегодня в Государственной Думе состоится рассмотрение в первом чтении поправок к упомянутым законопроектам. Напомним, что согласно им руководителей субъектов должны утверждать региональные парламенты по представлению Президента РФ, а в случае двукратного отклонения законодателями представленной кандидатуры Президент назначает и.о. главы региона и получает право распустить местный парламент. О том, как отреагировали на эти поправки в местных законодательных органах, рассказывают собственные корреспонденты "Парламентской газеты".

Красноярск

Внеочередная сессия Законодательного собрания края, по информации собкора "ПГ" Анатолия СТАТЕЙНОВА, по проекту федерального закона приняла специальное постановление. Инициативу Президента поддержали все выступающие по этому вопросу, здесь разногласий не было. Красноярские законодатели рекомендуют включить в законопроект нормы об участии региональных отделений политических партий в процедуре выдвижения кандидатур для их последующего представления главой государства законодательному органу региона. Кроме того, депутаты настаивают на предварительных консультациях с фракциями региональных парламентов относительно представляемых Президентом кандидатур. Должен быть введен и запрет на внесение одной кандидатуры более двух раз, а также запрет на назначение и.о. руководителя исполнительной власти региона из числа кандидатур, отклоненных региональным парламентом. Также кандидат должен сам предоставлять свою программу действий, сведения о доходах и имуществе, гражданстве, наличии неснятой и непогашенной судимости. При голосовании предлагаемых поправок депутаты практически единогласно были "за".

"Енисейский меридиан как вертикаль власти".

("Известия-Красноярск", 29.10.04, Полина Зайцева)

Краевые власти готовят правовую базу для объединения региона.

Несмотря на то, что референдум по объединению регионов назначен на апрель будущего года, его подготовкой краевые депутаты и чиновники всерьез озаботились уже сейчас создана инициативная группа по подготовке и проведению этого мероприятия, первое заседание которой состоялось в минувший вторник. А вчера все документы, разработанные на заседании, переданы в краевую избирательную комиссию. Главный вопрос по проведению референдума, который сегодня необходимо решить региональной власти, - это финансовая и правовая база. Подобные проблемы накануне обсуждались на заседании комиссии по государственному строительству под председательством Алексея Клешко.

Пожалуй, на сегодняшний день объединение Красноярского края - главное политическое и экономическое событие в регионе. Поддержать первое заседание инициативной группы, состоящей из 32 политиков и предпринимателей, прибыли губернатор края Александр Хлопонин и спикер регионального парламента Александр Усс. По словам Хлопонина, задача власти - предложить жителям края оптимальный механизм его объединения.

- Необходимо донести нашу точку зрения до каждого отдельно взятого человека, а это очень серьезная совместная работа. Нужно разъяснить каждому жителю края, в чем конкретно для него преимущество объединения.

Стоит отметить, что 2 ноября Александр Хлопонин и Александр Усс приглашены на встречу с президентом Владимиром Путиным. На эту встречу приглашены губернатор Таймыра Олег Бударгин и глава Эвенкии Борис Золотарев, а также спикеры законодательных органов этих территорий.

В ближайшее время на территории Эвенкии должен быть сформирован единый Эвенкийский муниципальный район. По мнению Бориса Золотарева, для того чтобы изменения в законодательстве не отразились на уровне жизни населения Эвенкии, необходимо взаимодействие с Красноярским краем.

- Регион в состоянии обеспечить насущные потребности Эвенкии, поэтому присоединение к Красноярскому краю является более чем целесообразным шагом. Главной задачей власти будущего муниципального района будет защита интересов населения Эвенкии на краевом и федеральном уровнях. Для максимальной эффективности этого процесса планируется, что каждый населенный пункт Эвенкии будет иметь своего депутата в представительном органе Эвенкийского муниципального района.

Такой же муниципальный округ будет образован на Таймыре. Об этом на днях сообщил журналистам губернатор ТАО Олег Бударгин. Этот статус северная территория получит 1 января 2006 года. По мнению Бударгина, объединение Таймырского автономного округа и Красноярского края поможет, ко всему прочему, привлечь дополнительные инвестиций.

- Необходимо ликвидировать несправедливое, на мой взгляд, административное деление, которое сейчас есть. У Таймыра и края одно социально-экономическое пространство.

Как считает Борис Золотарев, в случае положительного голосования населения Эвенкийского автономного округа на референдуме по вопросу объединения Эвенкия войдет в состав Красноярского края как сильная перспективная территория.

- Природные запасы Эвенкии в состоянии поднять экономику единого края на более высокий уровень и привлечь инвестиции. Это, в свою очередь, поможет новому субъекту федерации в полном объеме обеспечить людям достойную жизнь.

На проведение референдума северным территориям выделяет часть средств краевой бюджет. Однако пока неясно, в каком объеме. Причем договоры, заключенные с руководителями округов, хоть и были подписаны одновременно, носят разный характер. В частности, по договору Таймыру обозначены конкретные сроки подачи отчета за использованные средства краевой казны, в соглашении с Эвенкийским автономным округом подобные условия не прописаны. С чем это связано, пока непонятно. Вероятно, ситуация разъяснится после предоставления чиновниками финансово-экономического обоснования затрат на проведение референдума.

Что касается правовой стороны вопроса, то "загвоздка", в частности, заключается в процедуре голосования по открепительному удостоверению. Дело в том, что в ситуации всенародного референдума законом запрещается досрочное голосование. В таком случае "не у дел" могут оказаться те, кто в это время находится в отъезде. Депутаты предложили прописать в краевом законе о референдуме процедуру голосования по открепительному удостоверению. Правда, таким образом отсутствующие смогут выразить свою волю лишь в день голосования - не раньше. А те, кто 17 апреля будет находиться за пределами края, возможности принять участие в референдуме все же не получат.

"Оранжевое небо".

("Известия-Красноярск", 29.10.04, Андрей Андреев)

Экологическая обстановка в крае признана худшей в России.

Неблагоприятные выбросы в атмосферу над Красноярском в четыре раза превышают допустимый уровень - об этом заявили участники "круглого стола" федерации профсоюзов, посвященного экологическим проблемам. По мнению председателя общественного комитета экологического движения краевого центра Николая Николаева, в Красноярске существуют сразу три серьезные природоохранные проблемы. Это загрязненные атмосфера и вода, а также многочисленные свалки, находящиеся в черте города. Такая обстановка, как считают экологи, сложилась из-за многочисленных нарушений законодательства как со стороны предприятий, так и со стороны самих чиновников: "Воздух - это главный жизненный ресурс, но проблема его загрязненности решается очень слабо. Ряд предприятий злоупотребляет вредными выбросами. Но виноваты в этом не только и не столько они, сколько чиновники природоохранного ведомства. Именно они дают такие разрешения", - сказал Николай Николаев.

К сожалению, статус профессиональных союзов и, тем более, "круглого стола" под их эгидой не позволяет применить к нарушителям экологического законодательства какие-либо меры, поэтому подобные разговоры разговора ми и остаются. Но в данном случае общественность имеет дело не просто с галочкой для отчета: сегодня в мире зафиксировано единое и скоординированное выступление профессиональных защитников природы, направленное против отравителей окружающей среды. Пример - ратификация Киотского протокола, о чем "Известия" писали не так давно. В какой-то мере атака экологов на правительства и промышленников развитых стран связана с большим индустриальным переделом: "родители" новых технологий, используя природоохранников, намерены выгнать с рынка конкурирующие с ними предприятия. Но разве для живого организма имеет принципиальное значение, ради чего, в конечном счете, хотят очистить атмосферу? Вопрос этот не является риторическим и по той причине, что в рамках единой мировой экологической акции на днях опубликован по сути уникальный отчет о промышленных выбросах в городах Российской Федерации, отрывки из которого появились на страницах ведущих консалтинговых агентств.

Норильск, гордость Красноярского края, назван в отчете "бесспорным чемпионом по загрязненности воздуха". Только в прошлом году предприятия города выбросили в воздух 2020 тысяч тонн загрязняющих веществ, в то время как любой другой мегаполис страны (в том числе самые неблагоприятные Мирный, Владикавказ, Санкт-Петербург, Новодвинск, Магнитогорск, Новороссийск, Корсаков, Тюмень, Архангельск, Стерлитамак, Кингисепп, Уфа, Новосибирск, Барнаул, Кемерово) - не более 600 тысяч тонн каждый. В то же время, как отмечают экологи, количество норильских выбросов сократилось за последние 12 лет на 200 тысяч тонн - сказались вложения "Норильского никеля" в экологические программы.

От неба, фигурально выражаясь, не отстает и земля: экологи намерены серьезно разобраться с накоплением смертельных ядов на свалках. Обратной стороной развития мировой индустрии является наращивание больших объемов потенциально опасных химикатов, проблема утилизации которых становится неразрешимой задачей для одних, способом заработать для других и причиной превращения собственной территории в огромную свалку ядовитых отходов для третьих. В России имеют место все три аспекта проблемы.

Превращение отдельных российских территорий в нежизнеспособные пространства происходило постепенно. На начало 2003 года на территории России в отвалах, полигонах, хранилищах и несанкционированных свалках было накоплено более 1,4 миллиарда тонн отходов производства и потребления, представляющих непосредственную или потенциальную опасность для здоровья и деятельности населения, а также состояния окружающей природной среды. Особую опасность загрязнения окружающей среды представляют отходы, размещаемые в местах неорганизованного складирования (несанкционированные свалки) - около 100 тысяч тонн, среди них такие отходы первого класса опасности, как отходы гальванических производств, отходы, содержащие ртуть, хлорорганика. К началу 2002 года, по данным "Демоскопа.ру", объем накопленных токсических отходов достиг 2 миллиардов тонн. Только в 2001 году на предприятиях промышленности образовалось 130 миллионов тонн токсичных отходов, что на 9,2 процента больше, чем в 2000 году. Основной объем токсичных отходов образовался в отраслях черной металлургии - 39 миллионов тонн (на 25 процентов больше, чем в 2000 году), цветной металлургии - 33 миллиона тонн (на 2,9 процента меньше, чем в 2000 году), топливной промышленности - 17 миллионов тонн (на 6,7 процента больше, чем в 2000 году), химической и нефтехимической промышленности -14 миллионов тонн (на 5,6 процента больше, чем в 2000 году).

В абсолютном выражении больше всего токсичных отходов образуется в Сибири, меньше всего - на Дальнем Востоке и на юге России.

Деньги на среду

В 2003 году на охрану атмосферного воздуха было направлено 10,9 миллиарда рублей инвестиций (30,8 процента от общего объема инвестиций на охрану окружающей среды), что в 7,4 раза больше, чем в 2002 году. Основным источником инвестиций на охрану атмосферного воздуха являются собственные средства предприятий (98,1 процента). На строительство установок для улавливания и обезвреживания вредных веществ из отходящих газов было использовано 5,6 миллиарда рублей, или 51 процент от общего объема инвестиций, направленных на охрану атмосферного воздуха. В истекшем году было введено в действие таких установок общей мощностью 4,4 миллиона кубометров газа в час.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

В первом полугодии 2004 года увеличение выбросов в атмосферу от стационарных источников отмечено в трех федеральных округах: Уральском - на 402 тысячи тонн (на 4,7 процента), Сибирском - на 141 (5,3 процента) и Южном - на 6 тысяч тонн (1,6 процента). Существенный рост выбросов в атмосферу наблюдался на территории Ханты-Мансийского (на 272 тысячи тонн, или на 23,8 процента) и Ямало-Ненецкого (на 163 тысячи тонн, или на 44,6 процента) автономных округов, Красноярского края (на 145 тысяч тонн, или на 12,4 процента). Больше всего токсичных отходов накоплено в Приволжском федеральном округе - в среднем 374 тонны на квадратный километр. Высок уровень загрязнения токсичными отходами в Южном (267 тонн) и Центральном (211 тонн) федеральных округах. В Уральском федеральном округе он составляет 190 тонн на квадратный километр, в Сибирском - 139, Северо-Западном - 70, Дальневосточном - 16.

"Президент без каски, а горняки без маски".

("Красноярский рабочий", 29.10.04, Татьяна Макогонова)

Одной из ярких страниц новейшего периода семидесятилетней истории края стал визит президента России в Норильский промышленный район, о котором все предыдущие главы нашего государства знали лишь понаслышке. Накануне юбилея региона журналист "КР" взялся пройтись по путинскому маршруту, чтобы не просто услышать, а увидеть и прочувствовать всю величавую суровость Заполярья, его могущество, основанное не только на несметных богатствах подземных кладовых, но и на мастерстве и трудолюбии тех, кто эти богатства осваивает.

Говорят, норильская история делится на ту, что была до Талнаха, и ту, что ведётся после открытия здесь уникального рудного месторождения. Уникального и по запасам, и по составу руды, содержащей в себе почти всю таблицу Менделеева. Около сорока лет назад была выдана первая руда Талнаха - железнодорожным составом её отправили на обогатительную фабрику. За это время под Норильским промышленным районом вырос огромный город. Город горняков. С той особенностью, что в нём нет спальных районов и улицы с односторонним движением, а для железнодорожных и автовокзалов одно название - пассажирские. А самым почётным пассажиром сравнительно недавно был президент страны Владимир Путин.

К визиту ВВП на руднике "Октябрьском" готовились, как хорошие хозяева к приёму гостей. Маршрут руководителя страны был выверен по минутам. За час директору рудника Батразу Кубалову нужно было показать весь или почти весь цикл производства: буровые работы, закладку взрывчатки, отгрузку руды... Волновался страшно, но, как выяснилось, вместе с президентом. Владимир Владимирович стал первым главой государства, отважившимся спуститься "во глубину сибирских руд". Тогда на отметке 800 метров под вечной мерзлотой Заполярья побывала, можно сказать, вся страна.

И вот нежданно-негаданно судьба занесла меня в Норильск, захотелось пройтись по путинскому маршруту. Как выяснилось, не мне одной. Гости на руднике бывают чуть ли не ежедневно. Чаще всего это инвесторы, зарубежные и российские коллеги, журналисты, а также просто гости Норильска.

С чего начинается экскурсия? С того же, чем и заканчивается, - с бани.

Рабочая бани Валентина Чеснокова - сердечная женщина, родом с Украины. Работает на этом ответственном трудовом посту шесть лет. Многих известных людей готовила к выходу в шахту. Путина не довелось, но остались яркие впечатления от знакомства с губернатором Александром Лебедем. Валентина даже примеряла его огромные сапожищи невесть какого размера.

Спецодежда на руднике на женскую и мужскую не подразделяется. Мне выдали желто-сиреневый комбинезон, резиновые сапоги, каску, фонарик с зарядным устройством, прикрепляющимся к поясу, самоспасатель (на случай пожара) и... нижнее бельё. С размером угадали точно, смущало лишь наличие гульфика.

Покрасоваться перед зеркалом не получилось - Батраз Хазбиевич больно торопил. Спуск под землю здесь осуществляется строго по расписанию. Нужно было успеть к десяти.

Перед заходом на посадку отмечаюсь. В прорезь автомата просовываю жетон с номером. Загорелась лампочка - меня посчитали. На случай аварии.

Зашли в горняцкий "лифт" - или "клеть", как её здесь называют. В полумраке разглядела рядом с собой маленькую женщину, маркшейдера. Что это у неё за работа, расспросить не успела. Полетели вниз, и стало закладывать уши, как в самолёте.

Первая остановка - на отметке 600 метров. На едва освещённую площадку выходят горняки и быстро скрываются на горизонте. Мой гид Владимир Баландин, начальник участка N 1, того самого, что посещал Путин, предупредил: "Мы на следующей".

До дна шахты оставалось более полукилометра, когда мы с "экскурсоводом" вышли из лифта и пошли по "городу". Под ногами зажурчала вода, с "неба" закапал "дождик". Но пассажирский вокзал находился недалеко. И нас ждала "электричка".

Чтобы забраться в "купе", пришлось согнуться пополам. Об удобстве больше думают на земле, под землёй - о безопасности. Оказывается, это та самая "электричка", на которой ехал президент. Почти настоящий поезд - только что матерных слов, как на обычном городском или пригородном транспорте, под землёй не царапают.

Предупреждающий гудок машиниста, и мы двигаемся со скоростью 10 километров в час. Темнота. Вдалеке слышны людские голоса. Это и не удивительно: мы едем по подземному городу. Мегаполису, по площади равному Москве. Это малоизвестная подземная столица, не обозначенная на карте.

Через десять минут - пересадка в "маршрутку" номер 126. На самом деле номер говорит о количестве в рудниках автобусов, а не маршрутов. Подземный автобус от наземных отличается прежде всего тем, что стоячие места здесь не предусмотрены. Машина не едет, а скачет, дорог-то нет. Я держалась руками и ногами.

Наконец Владимир открыл дверцу и подал мне руку. Спрыгиваю из автобуса, и понимаю, зачем мне выдали сапоги: дороги не асфальтированы. Владимир Викторович ведёт меня по своему участку туда, где идёт бурение. В породе два гигантских "сверла" проделывают отверстия, в них потом закладывается взрывчатка. В результате взрыва от монолита стены откалываются куски руды. Ковши "пэдээмок" (подземные экскаваторы называются "погрузочно-доставочные машины" - ПДМ) их загребают. Затем добытое поднимают на поверхность.

Кажется, работа не сложная, но требует высокой квалификации. Такой, какая есть сегодня у бригадира участка Николая Шумихина. Ещё пареньком он приехал в Норильск из Калуги. Думал, как все, на три года, но вот уже четверть века пробежало незаметно. Так что было о чём ему поговорить с президентом страны. Николаю запомнилось, что у Владимира Путина твёрдая рука. Мужик, видать, основательный. Свой!

Когда в шахте резко запахло аммиаком, Владимир стал меня успокаивать. Мол, не химическая атака террористов, а плановая подача взрывчатки. Она по новой технологии изготавливается из аммиачной селитры. Чтобы легче было дышать, с земли струёй подали свежий воздух.

Дорога обратно, как мне показалось, была немного короче. Или только показалось?

Под землёй я пробыла вдвое дольше президента. Вышла чумазая, и сразу в баньку, к тёте Вале. Руки отмылись только с порошком, пыльную одежду отправили в стирку. А лёгкие горнякам разве отмоешь?..

ВВП, спустившись в шахту, продемонстрировал своё особое уважение к людям этой профессии. К тому же Батразу Кубалову. Вредному Батразу Хазбиевичу, что не делал поблажек даже руководителю государства - не разрешал находиться под землёй без каски. А потом её подарил.

"Новый фарватер".

("Красноярский рабочий", 29.10.04, Дмитрий Лапин)

Навигация-2004 на Енисее практически завершена - в Красноярском порту разгружают последние суда, доставившие грузы из Заполярья. А на Север, в Дудинку, заканчивая всю навигацию, ещё 8 октября ушёл теплоход "Кисловодск".

С мая 2004 года ОАО "Енисейское речное пароходство" возглавляет Феликс Вячеславович Михайловский, любезно согласившийся ответить на вопросы корреспондента "Красноярского рабочего".

- С чем, с какими грузами вы связываете перспективы развития пароходства?

- У нашего бизнеса есть основа, базис - перевозка грузов для группы компаний "Норильский никель", они составляют 55 процентов в нашем грузопотоке. В то же время экономика в России развивается достаточно динамично, и можно прогнозировать поступательное развитие лесной отрасли и нефтедобывающей промышленности на севере края. То есть нас ждёт не резкий, но вполне стабильный рост объёмов перевозок. Исходя из этого мы и строим нашу политику в отношении модернизации и пополнения флота.

Сейчас на Красноярской судостроительной верфи строится серия барж-площадок грузоподъёмностью 2000 тонн - всего 21 единица. Они предназначены для перевозки леса и заменят устаревшие баржи-лесовозы. Самоходные суда мы пока строить не собираемся, поскольку экономика и мировой опыт подсказывают - выгоднее использовать толкаемые составы, так работают на большинстве рек. К тому же постройка и эксплуатация несамоходных судов обходятся гораздо дешевле, а относительно новых буксиров у пароходства хватает.

- Суда Енисейского пароходства работают и в удалённых бассейнах - на Чёрном и Средиземном морях, Балтике. Насколько я знаю, эти суда будут проданы. Почему?

- Да, с 1991 года суда Енисейского пароходства класса "река-море" перегонялись в Балтийское и Чёрное моря. Они по сей день работают там в различных судоходных компаниях согласно договору аренды. Эти переоборудованные в 90-е годы суда имеют возраст 40 лет, и сейчас экономически выгоднее их продать, чем получать совсем небольшие средства за аренду.

- В этом году в Красноярске, в нарушение многолетних традиций, практически ничего не было слышно про северный завоз - он прошёл как-то тихо. Что случилось?

- Всё очень просто - эта кампания прошла вовремя и без срывов, 100 процентов намеченных грузов доставлено потребителям. 29 сентября в Новоангарске Мотыгинского района разгружено последнее судно с углем. Тем временем сохраняется задолженность ряда районов за поставки - тот же Мотыгинский район должен нам 10 миллионов рублей ещё за навигацию 2003 года. А всего нам сегодня за северный завоз задолжали около 140 миллионов рублей. Для пароходства это довольно большая сумма - на зимний судоремонт нам требуется примерно 200 миллионов рублей.

- Стоит ли перед пароходством кадровая проблема?

- Существует нехватка среднего командного состава. Старший командный состав, капитаны, капитаны-механики у нас есть, между ними даже существует конкуренция, а вот следующая категория, средний командный состав, из-за того, что в течение нескольких лет работа пароходства была нестабильной, в дефиците. Люди ушли с реки туда, где был постоянный заработок. И сегодня образовался разрыв между поколениями. В то же время для молодых ребят, которые заканчивают учебные заведения, в нашем пароходстве есть хорошие перспективы профессионального роста - грамотные специалисты нам нужны.

- Жизнь некоторых посёлков на Енисее, таких, например, как Подтёсово, целиком зависит от пароходства...

- Хотел бы подчеркнуть следующее: пароходство даёт людям работу, выплачивает зарплату. Так мы понимаем социальную ответственность предприятия. И обременять себя несвойственными функциями (например, поддержкой коммунального хозяйства) мы бы не хотели - для этого есть местные власти. Та же Подтёсовская РЭБ (ремонтно-эксплуатационная база) работой обеспечена - объёмы ремонта и модернизации судов значительны, зарплату людям выплачиваем вовремя.

Социальная политика пароходства такова, что большинство наших сотрудников так или иначе охвачено социальными программами. Например, мы поддерживаем массовый спорт и физкультуру. Не содержим профессиональные спортивные команды, а развиваем "малый" спорт, особенно помогаем тем спортивным организациям и секциям, которые работают в удалённых посёлках на Енисее.

У нас в крае огромное количество ветеранов пароходства - им мы делаем небольшие доплаты к пенсии. Есть детские социальные программы - организуем летний отдых детей речников, помогаем кружкам, спортивным секциям.

- Оказываете ли поддержку специализированным учебным заведениям?

- Конечно, ведь система подготовки кадров Енисейского пароходства позволяет готовить грамотных специалистов-речников. Кроме того, спонсируем детское речное пароходство в части снабжения топливом походов юных речников на теплоходе "Юнга".

- Кроме Енисея и крупных притоков, пароходство работает на малых реках. Не собираетесь оттуда уходить?

- Нет. Честно говоря, кроме нас, с завозом грузов на малые реки никто не справится - у нас в пароходстве самые квалифицированные судоводители, имеющие бесценный опыт экспедиционных завозов. Это очень сложная, с точки зрения судовождения, работа. Стоит отметить, что карты некоторых рек наши капитаны составляли сами, поскольку до них там никто не проходил.

- Какие перспективы вы связываете с началом освоения нефтяных месторождений на севере края и в Эвенкии?

- Поскольку промышленной добычи нефти ещё нет, поток грузов в сторону Ванкора пока невелик. Для нас это будет обычная работа - завоз технологического оборудования, труб. Кстати, до Ванкора за всю историю Большой Хеты никто, кроме судоводителей Енисейского пароходства, не ходил, и никто этой реки не знает.

- В последние годы экспорт леса сдерживался ставками "ледового сбора" по трассе Северного морского пути - из-за этих ставок лес из Игарки возить невыгодно. Ситуация как-то изменилась?

- Увы, нет. Хуже того, к 2007 году ресурс имеющихся ледоколов будет исчерпан, а новых не строят. Судоходство по Северному морскому пути может совсем прекратиться. Именно поэтому "Норильский никель" начал строить серию судов усиленного ледового класса - 5 контейнеровозов для работы на линии Дудинка - Мурманск. Они смогут работать при минимальной поддержке ледокольного флота.

- Какие перспективы у пассажирского судоходства на Енисее?

- Вполне возможно, что в следующую навигацию водоизмещающие пассажирские суда мы из затонов не выведем. Суда устарели, они изношены и их эксплуатация нерентабельна - пассажирские перевозки планово убыточны. В 2005 году прогнозируемый убыток пароходства от пассажирских перевозок составит приблизительно 25 миллионов рублей. Для того чтобы ввести в эксплуатацию в навигацию будущего года теплоходы "В. Чкалов" и "А. Матросов", необходимо произвести на них ремонтные работы на общую сумму 21 миллион рублей. Кроме того, эти суда не принадлежат Енисейскому пароходству, а являются федеральной собственностью, и договор безвозмездного их использования заканчивается в этом году. Возникает вопрос о целесообразности вкладывания пароходством денежных средств в не принадлежащее ему имущество, приносящее убытки. Мы пытаемся решить этот вопрос совместно с краевой администрацией и федеральными органами.

Много говорят о развитии туризма на Енисее. Мы серьёзно работаем с туристическими фирмами, но сегодня пассажирские суда на Енисее для туристических рейсов не подходят - уровень сервиса не тот, вряд ли кто согласится путешествовать в общей каюте без удобств. Поэтому в основном торговцы на них везут на Север мелкие партии коммерческих грузов - суда используются как грузопассажирские.

Тем не менее мы надеемся на возрождение туристического судоходства на Енисее. В мире популярен так называемый экспедиционный туризм - комфортабельные путешествия в труднодоступные, экзотические и "экстремальные" места. Красноярский край и Енисей как нельзя лучше подходят для таких туров. Но для осуществления этого проекта необходимо создать соответствующий сервис как на судах, так и на берегу. Посмотрите, сколько у нас в Енисейске, Лесосибирске, других городах и посёлках за пределами Красноярска приличных гостиниц. В свою очередь у нас есть проект переоборудования пассажирского дизель-электрохода "Ипполитов-Иванов" в комфортабельный туристический лайнер для 70 отдыхающих. Судно будет переоборудовано и выйдет на линию в навигацию 2006 года.

- Енисейские речники - не просто профессия, это особая каста уважающих себя и уважаемых людей, обладающих крепкой волей, закалкой, многолетними традициями. Как они вас приняли? И что в речниках вас удивило?

- Понравился ли я речникам? Всем не угодишь, и я не стремился быть хорошим для всех. Задача руководителя состоит не в этом. Что касается моего впечатления, я уже неоднократно заявлял и готов ещё раз это повторить - когда я знакомился с пароходством и ездил по его предприятиям, смотрел на работу тех или иных его подразделений, везде меня подкупал профессионализм енисейских речников, их осведомлённость в своей специальности. Нашим сотрудникам, несмотря ни на что, удалось сохранить флот в работоспособном состоянии. Несмотря на солидный возраст большинства судов, мы перевозим грузы со стопроцентной гарантией, работаем стабильно и успешно.

"Новые назначения - на воде...".

("Красноярский рабочий", 29.10.04)

На Красноярском судоремонтном заводе - новый генеральный директор.

Бывшего руководителя Виктора Калинина сменил его заместитель по производству Александр Вац. В Енисейском речном пароходстве такое решение было принято для того, чтобы осуществить переход на новый уровень технологии взаимодействия между КСРЗ и красноярской базой флота "Затон". Вместе они образуют единый судоремонтный узел.

...И В ВОЗДУХЕ

Гендиректором авиакомпании "Сибавиатранс" стал Евгений Гринькин.

Это решение принято внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Сибирская авиатранспортная компания". Ранее компанией руководил Максим Четвериков, который исполнял обязанности антикризисного управляющего. На данном этапе предприятие полностью вышло из кризиса, поэтому генеральным директором стал бывший его заместитель Евгений Гринькин.