По состоянию на 01.10.2004 года налоговыми органами Приволжского федерального округа собрано в консолидированный бюджет Российской Федерации 372 млрд. 572,3 млн. руб., что на 14,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (в среднем по России сбор поступлений по налогам и сборам увеличился на 22,8%).

За январь - сентябрь 2004 года Приволжский федеральный округ обеспечил 15,6% всех налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации, 15,4% поступлений в федеральный и 15,9% в территориальный бюджеты. Основную долю налоговых поступлений в округе составляют поступления от

  • Республики Татарстан - 17,2%,
  • Самарской области - 13,7%,
  • Республики Башкортостан - 13,6%,
  • Пермской области - 11,1%.

Поступления по уровням бюджетной системы в целом по округу распределились следующим образом: в федеральный бюджет направлено 45,8% общих поступлений (в среднем по России - 46,6%), в бюджеты территорий - 54,2% (в среднем по России - 53,4%).

В январе - сентябре 2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается рост объема платежей и других доходов в консолидированный бюджет во всех субъектах округа, кроме Республики Башкортостан, где поступления снизились на 9,9% или на 5 млрд. 589,1 млн. рублей.

Поступления в федеральный бюджет составили - 170 587,9 млн. руб., что на 2,2% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (166 млрд. 965,0 млн. рублей). Показатель темпа роста поступлений по округу в федеральный бюджет ниже, чем в целом по России на 12,2% (в среднем по России поступления в федеральный бюджет увеличились на 14,4%).

Поступления в бюджеты территорий составили - 201 млрд. 984,4 млн. руб., что на 28,4% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года (157 млрд. 346,0 млн. рублей).

Показатель темпа роста поступлений по округу в территориальный бюджет ниже, чем в целом по России на 2,7% (в среднем по России поступления в территориальный бюджет увеличились на 31,1%).

Основная часть доходов консолидированного бюджета (на 90,2%) сформирована за счет поступлений по следующей группе налогов:

  • налог на добавленную стоимость - 82 млрд. 504,7 млн. руб. (22,1%),
  • налог на прибыль организаций - 83 млрд. 448,4 млн. руб. (22,4%),
  • платежи за пользование природными ресурсами - 74 млрд. 616,5 млн. руб. (20%),
  • налог на доходы физических лиц - 62 млрд. 869,8 млн. руб. (16,9%),
  • акцизы по подакцизным товарам - 32 млрд. 684,9 млн. руб. (8,8%).

В январе - сентябре 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года возросла доля в общем объеме поступлений таких налогов, как налог на прибыль - на 4,6%, платежи за пользование природными ресурсами - на 2,5%, налог на доходы физических лиц - на 2,1%. Снизилась доля акцизов - на 4,6% и налога на добавленную стоимость - на 2,3%.

Диаграмма № 1

Удельный вес поступлений от предприятий промышленности по округу составил 53,9% (202 млрд. 639,8 млн. руб.) от налоговых доходов бюджетной системы (в среднем по России поступления от предприятий промышленности составили 48%). Основная доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений по субъекту приходится на предприятия промышленности в следующих регионах округа: в Оренбургской области - 64,8%, Республике Татарстан - 64,8%, Самарской области - 62%, Удмуртской Республике - 58,1%, Пермской области - 57,3%.

К числу основных отраслей промышленности, обеспечивающих большую часть поступлений по налогам и сборам в округе, относятся: топливная промышленность, предприятия которой перечислили в консолидированный бюджет в январе-сентябре 2004 года 101 млрд. 548,6 млн. руб. (50,1% от поступлений в целом по промышленности), машиностроение и металлообработка - 37 млрд. 346,3 млн. руб. (18,4%), пищевая промышленность - 20 млрд. 505,8 млн. руб. (10,1%) и электроэнергетика - 17 млрд. 649 млн. руб. (8,7%).

За январь - сентябрь 2004 года поступление платежей в округе за счет единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, а также средств в счет погашения задолженности предыдущих лет по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды составило 148 млрд. 881,5 млн. руб., что на 23,2% больше поступлений за январь - сентябрь 2003 года (120 млрд. 805,6 млн. руб.), по России темп роста составил также 123,2%.

Из них в Пенсионный фонд РФ поступило 118 млрд. 196,1 млн. руб. (79,39% от общей суммы поступлений), в Фонд социального страхования РФ, с учетом расходов, произведенных на цели государственного социального страхования, - 16 млрд. 164,2 млн. руб. (10,86%), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 825,9 млн. руб. (0,55%) и в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 13 млрд. 695,3 млн. рублей. (9,2%).

По состоянию на 01.10.2004 года общая задолженность по округу по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям составляет 222 млрд. 933,2 млн. рублей (17,5% от общей задолженности в целом по России), в т. ч. по налогам и сборам - 111 млрд. 564,1 млн. рублей (50,04% от общей задолженности по округу), по уплате пеней и налоговых санкций - 111 млрд. 369 млн. рублей (49,96%).

За январь - сентябрь 2004 года произошло снижение задолженности по округу на 6,6% или на 15 млрд. 675,1 млн. рублей. В целом по России задолженность увеличилась на 17,2%.

Диаграмма № 2

Отраслевая структура задолженности по налоговым платежам (включая налоговые санкции и пени) по состоянию на 01.10.2004 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года характеризуется ростом задолженности в таких базовых отраслях экономики, как топливная промышленность (146,34% к задолженности на 01.10.2003 года), легкая промышленность (101,74%), жилищно-коммунальное хозяйство (108,9%), сельское хозяйство (102,11%).

Снижение задолженности по налоговым платежам (включая налоговые санкции и пени) за 9 месяцев 2004 года по сравнению с прошлым годом наблюдается в промышленности (на 10,8%), в отраслях электроэнергетики (на 32,9%), машиностроении и металлообработке (на 6,2%), химической и нефтехимической промышленности (на 30,9%), лесной и деревообрабатывающей промышленности (на 16,6%), коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (на 43,9%).