Обзор СМИ о ситуации в Красноярском крае за 28 октября 2004

Красноярск, 28 октября 2004, 15:16 — REGNUM  

"Лучше быть богатым муниципальным руководителем, чем бедным губернатором".

(Время новостей. 28.10.04)

С 1 января 2006 года вступит в действие федеральный закон о местном самоуправлении. На днях Таймырская дума приняла решение придать Таймырскому автономному округу статус муниципального округа в составе Красноярского края с 1 января 2006 года. Губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа Олег БУДАРГИН рассказал в интервью корреспонденту "Времени новостей" Дмитрию АНДРЕЕВУ о том, какие выгоды принесет объединение жителям региона.

- Есть ли минусы в объединении Таймыра с Красноярским краем?

- Как коренной норильчанин, который в свое время был мэром Норильска и уже полтора года руководящий округом, могу сказать: при объединении Таймыр только выиграет. У нас есть такая формула: Норильск в Таймыр, Таймыр в Красноярский край. При объединении мы ликвидируем существующую несправедливость административного деления, которая заключается в том, что на территории Таймыра находится Норильск, не принадлежащий Таймыру. И налоги, которые платятся на территории Норильска, не входят в состав доходной базы Таймырского автономного округа. Вроде бы мы такой богатый регион, и в то же время дотационная территория.

Я чувствовал себя гораздо комфортнее, когда был мэром Норильска, донорской территории. У нас в бюджете было 15 млрд руб. доходов, причем из них только 8 млрд руб. нужно было для жизни и развития города. Сегодня бюджет округа - 3 млрд 200 млн руб. и только 2 млрд руб. собственных доходов. Остальное приходится просить в Москве. Поэтому с учетом вхождения в Таймыр Норильска от объединения мы только приобретем. Кроме того, Таймыр, Эвенкия и Красноярский край - это одно социально-экономическое пространство. У нас единая социальная политика, единое экономическое поле, и делить здесь нам нечего.

- Отразится ли объединение на отношениях с другими регионами и крупными компаниями? Ведь сейчас они работают с самостоятельным субъектом и его губернатором, а вскоре вы станете всего лишь главой муниципального округа...

- Что нужно компаниям? Их не волнует, какие у тебя погоны или лампасы. Их волнует только социально-экономическая и политическая стабильность территории. Мы и сегодня являемся стабильной территорией, а нестабильность заключается в том, что есть Норильск и есть Дудинка как столица Таймыра. В Норильске 6 тысяч федеральных чиновников, в Дудинке 3 тысячи федеральных чиновников. Там прокурор и здесь прокурор. Там начальник федеральной структуры и тут тоже. И когда к нам приходят бизнесмены, им приходится дважды согласовывать свои действия - и в Норильске, и в Дудинке. Крупные компании, которые у нас уже работают, говорят, что при объединении им было бы проще и понятнее. Объединение - это и есть правило "одного окна". А сегодня на Таймыре есть "два окна".

Что касается взаимоотношений с другими территориями, после объединения будет больше правильного контакта. У той территории, которая не просто себя обеспечивает, но и имеет финансовый потенциал и может кому-то другому помочь, совсем другой статус. Лучше быть богатым муниципальным руководителем, чем бедным региональным политиком.

- Какое количество субъектов в составе Российской Федерации вы считаете оптимальным?

- Я не могу сказать, какое число оптимально, - это с позиции государства виднее. Сколько надо - 20 или 30? Мне кажется, чем меньше, тем лучше. Я считаю, что территории однозначно должны быть донорские, потому что быть субъектом федерации и при этом являться дотационным регионом, наверное, нелогично. Субъект не должен быть дотационным. И еще надо просто посмотреть, что нас объединяет. У нас, например, одна река Енисей, одна транспортная связь, люди учатся в Красноярске, там же дети учатся. Все должно быть логично для социально-экономического развития.

Лично мне кажется, что количество субъектов - это элемент системы управления государством, а не предмет всеобщего референдума. Мне кажется, государство должно сказать, вот именно так выгоднее управлять страной. Даже в советское время у руководителя страны было 15 заместителей. А сегодня у руководителя России 89 заместителей. Это, наверное, многовато. Представляете, сколько чиновников. Я не говорю, что все они плохие, хотя в семье не без урода. Но это большая нагрузка на "человека с лопатой", который приносит доход.

- Как вы считаете, не подорвет ли идея назначения мэров по согласованию с местными органами самоуправления, которую сейчас высказывают многие губернаторы, демократические устои общества?

- Я бы не спешил по мэрам. В принципе, я считаю, надо сейчас окончательно сформировать штаб реформ, в который войдут правительство и губернаторы. В максимально сжатые сроки провести те реформы, которые были озвучены. Все, их более двадцати, - бюджетную, социальную, административную. А после этого стабилизировать ситуацию и подумать. Конечно, когда мы начали масштабную демократизацию страны, допустили ряд ошибок, которые спровоцировали иждивенческие настроения людей в ходе избирательных кампаний. У людей, обещавших золотые горы, было больше шансов выиграть, чем у тех, кто объективно оценивал ситуацию и говорил правду.

Самое главное - как губернатор отчитывается о своей работе? Может быть, произносит общие фразы раз в год. А многие, может быть, и этого не делают, ограничиваясь красивыми пиар-техническими мероприятиями. Отчитаться перед законодательным собранием гораздо сложнее, депутаты более-менее профессиональный народ, которые понимает историю вопроса. Им лапшу на уши не навешаешь и пиаровской технологией не победишь. С одной стороны, президент формирует вертикаль ответственности за те реформы, которые проводятся. С другой стороны, население через своих избранников контролирует.

Наверное, к реформированию местного самоуправления можно будет в перспективе подойти. Но здесь надо понять, что это именно местное самоуправление. Я бы не торопился.

"Красноярские депутаты пожалели денег".

(Коммерсантъ. 28.10.04 А.Видишев)

Красноярские депутаты пожалели денег

Обещанных Таймыру красноярским губернатором укрупнение регионов

Вчера члены комиссии по госстроительству Красноярского краевого законодательного собрания (ЗС) обсудили договоры об основах отношений между органами госвласти края и двух автономных округов - Таймыра и Эвенкии, подписанные губернаторами трех регионов 29 сентября. Таймырская окружная дума и эвенкийский суглан уже ратифицировали эти договоры, однако красноярские депутаты отказались выносить этот вопрос на сессию, потребовав для начала представить им полноценное финансово-экономическое обоснование договоров.

29 сентября губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, главы Таймыра и Эвенкии Олег Бударгин и Борис Золотарев подписали договоры об основах отношений между краем и автономными округами. В соответствии с соглашениями Красноярск делегирует округам часть полномочий, которые будут переданы от округов к краю с 1 января 2005 года, после вступления в силу новой редакции закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ". Под эти полномочия округам будут выделены средства в форме субсидий.

С докладом по законопроекту о ратификации подписанных договоров выступил и. о. начальника управления Красноярского края по госстроительству Сергей Пономаренко. Чиновник коротко и довольно сухо представил законопроект, сообщив, что помимо субвенций на осуществление делегируемых полномочий Таймыр в следующем году получит еще и 60% налога на добычу полезных ископаемых в Норильском промышленном районе. Зато обсуждение документа выдалось весьма бурным.

- Мне непонятно, почему происходит дискриминация Эвенкии? Куда Таймыр будет тратить деньги от налога на добычу полезных ископаемых? По моим оценкам, это около 700 млн рублей. Почему мы не делимся с Эвенкией? - возмутился депутат Юрий Абакумов.

- Если они ратифицировали договор, значит, они согласны с этими условиями, - парировал Василий Нечаев, избранный в краевой парламент именно от Таймыра. - Мне непонятно, какая будет структура управления округами. Но для меня это все вторичные факторы. Нас поставили перед фактом: мы за объединение или против?

- Гангстер ты, Василий Семенович, - пожурил коллегу депутат Абакумов.

Председатель комиссии ЗС по госстроительству Алексей Клешко напомнил коллегам, что ратификация договоров - "не только политический, но и экономический вопрос":

- Мы ведь наделяем их полномочиями. Если мы не получим сегодня четких финансовых обоснований, что мы будем делать, когда нам будут предъявлены счета большие, чем те, которые тратят округа в этом году? Нам нужен официальный документ, в котором будет прописан и объем полномочий, и объем финансирования. Только тогда мы сможем рассматривать этот законопроект.

- С вашей стороны это попытка политизировать вопрос. По большому счету, Красноярский край не готов в полном объеме исполнять те обязанности, которые на него ложатся со следующего года. Не надо превращать все в политику, - возразил господин Нечаев.

Алексей Клешко в ответ заверил, что для него главное, "чтобы объединительный процесс не превращался в процесс политического шантажа":

- Именно так уже очень долго складывались наши взаимоотношения с Таймыром. Я пока не готов считать листочек, на котором нет ни одной цифры, кроме даты внесения на сессию и номеров федеральных законов, экономическим обоснованием. Мы не имеем права образовывать брешь в бюджете края. Любая цифра должна быть подтверждена, любые полномочия должны быть четко прописаны. Должна быть объективная реальность.

После этого депутат Клешко предложил не выносить проект на сессию до получения полноценного финансово-экономического обоснования. Это предложение и было принято при одном воздержавшемся - Василии Нечаеве.

* * *

Инициаторы референдума закрылись от федеральных СМИ

Вчера в Культурно-историческом центре Красноярска состоялось первое заседание инициативной группы по подготовке референдума об объединении с Таймыром и Эвенкией, в которую вошли 32 человека. Корреспондентов федеральных СМИ на мероприятие не пригласили. "Такой необходимости не было. Федеральные СМИ не приглашались специально. Первоначально планировалось, что группа будет заседать в очень небольшом помещении, поэтому число журналистов было ограничено, - пояснил руководитель пресс-службы администрации края Юрий Репин. - Был короткий визит губернатора, мы выбрали несколько местных СМИ, и все".

Как удалось выяснить "Ъ", в ходе собрания было подписано ходатайство о проведении референдума и определена формулировка вопроса. Сегодня во второй половине дня инициативная группа должна передать все необходимые документы в краевую избирательную комиссию. Вчера же аналогичное заседание инициативной группы прошло и в Эвенкии с участием губернатора Бориса Золотарева и спикера окружного парламента Анатолия Амосова. На днях все необходимые документы о проведении референдума поступят в эвенкийский избирком.

"На Енисее начали готовиться к референдуму".

(Независимая газета 28.10.04 Андрей Бородянский)

Продолжается процесс объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов

Вчера в Дудинке, Туре и Красноярске прошли собрания инициативных групп по проведению референдума об объединении Таймырского и Эвенкийского автономных округов и Красноярского края. Это стало очередным этапом в процессе создания нового субъекта Российской Федерации. "НГ" писала (19.10.04) о том, что после долгих споров и переговоров губернаторы трех регионов Олег Бударгин, Борис Золотарев и Александр Хлопонин пришли к согласию по вопросу объединения, поддержал его и полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Депутаты Законодательного собрания Красноярского края, Таймырской окружной Думы и суглана Эвенкии одобрили инициативу о слиянии трех территорий, после чего необходимо проведение референдума во всех трех регионах. Голосование "против" хотя бы в одном из них сделает объединение невозможным.

Красноярский губернатор Александр Хлопонин, выступая на собрании по организации инициативной группы, сказал, что "этот процесс выгоден во всех отношениях для всех субъектов и каждого жителя наших территорий. Уникальность ситуации заключается в том, что точки зрения совпали на уровне губернаторов и законодательных ветвей власти". Однако подчеркнул, что "окончательно решать будут жители Красноярского края и наших автономных округов".

Хлопонин сообщил, что обращение с просьбой об объединении, подписанное тремя губернаторами и ратифицированное тремя законодательными собраниями, будет вручено президенту РФ в начале ноября.

Референдум же планируется провести 17 апреля 2005 года. Предварительно нужно собрать около 43 тысяч подписей за его проведение. А на само голосование должны прийти не менее 50% избирателей и половина из них - проголосовать "за", чтобы референдум состоялся.

"Вслед за нами пойдут другие".

("Красноярский рабочий", 28.10.04, Сергей Павленко)

Продолжается процесс создания нового субъекта Федерации на основе объединения Красноярского края и Эвенкийского и Таймырского автономных округов.

Путь воссоединения гораздо сложнее разрушительного, ведь всем известно - ломать не строить. Однако губернаторы трёх территорий в конце сентября обратились к жителям с просьбой поддержать идею объединения, а в середине октября законодательные органы Таймыра, Эвенкии и Красноярского края приняли обращение к президенту России с предложением создать новый субъект Федерации.

Всё должно проходить строго по закону. Потому 27 октября в Красноярске было объявлено о создании инициативной группы по подготовке и проведению референдума. В группу вошли представители всех отраслей, политических партий и разных территорий. "Красноярском в миниатюре" назвал эту группу председательствовавший на состоявшемся в Красноярском культурно-историческом центре рабочем совещании депутат Законодательного Собрания края Алексей Клешко.

Губернатор края Александр Хлопонин сообщил, что идея объединения не нова - ею начали заниматься ещё до губернаторства Александра Лебедя. А в основу объединительного процесса обязательно должен быть поставлен отдельно взятый человек. Поэтому всё было внимательно просчитано и сделан вывод, что процесс выгоден всем - и гражданам, и губернаторам, и депутатам. И всё-таки последнее слово останется за людьми, которые должны будут прийти на референдум и сказать своё веское слово.

- Главная задача - донести точку зрения о преимуществах объединения до каждого, - сказал губернатор.

- Может быть, это станет некой морально-психологической скрепой для нашего края, - продолжил председатель Законодательного Собрания Александр Усс.- Но не будем приуменьшать трудности процесса, зная о пассивности людей и имея в виду не очень хорошую социально-экономическую обстановку в стране. И всё же это важно для России! И возможно, мы пойдём по пути объединения первыми, а нашему примеру последуют другие.

2 ноября губернатор Красноярского края и спикер Законодательного Собрания приглашены на встречу с президентом России Владимиром Путиным. Глава государства намерен побеседовать также с губернаторами Эвенкийского и Таймырского автономных округов и с председателями Суглана Эвенкии и Таймырской окружной Думы. Процесс объединения пошёл...

"Эвенкия - за объединение".

("Красноярский рабочий", 28.10.04)

Руководители округа в эти дни совершают облёт малых сёл Эвенкии с целью проведения сходов граждан и обсуждения вопросов, касающихся исполнения федеральных и окружных законов.

Так, заместитель губернатора Эвенкии, председатель комитета по делам коренных малочисленных народов Севера Нина Кулешова совершила рабочую поездку в посёлок Чиринда Илимпийского района. Она стала уже третьим визитом представителей исполнительной власти региона в эту территорию - ранее сходы граждан с их участием прошли в Кислокане и Юкте.

На этих собраниях жителями был принят новый устав для сельских поселений, разработанный в соответствии с требованиями федерального закона об органах местного самоуправления. Новый документ в значительной степени отличается от действовавшего ранее и позволяет гражданам влиять на работу местной власти путём проведения референдумов и участия в обсуждении муниципальных бюджетов. Также, согласно принятому закону автономного округа "Об образовании муниципального образования Эвенкийский муниципальный район", жители малых сёл утвердили порядок выборов членов районного совета, глав сельских поселений и главы администрации муниципального района.

Ещё одним вопросом, обсуждаемым на сходах граждан, стала перспектива присоединения Эвенкии к Красноярскому краю. По словам заместителя губернатора Нины Кулешовой, эвенкийцы с пониманием относятся к необходимости объединения и в большинстве своём поддерживают данную инициативу. Новый устав сельского поселения и будущий переход округа в статус муниципального района также не встретили возражений среди сельчан. Поездки представителей администрации ЭАО в малые сёла продлятся ориентировочно до середины ноября. За это время планируется посетить все без исключения посёлки Илимпийского, Байкитского и Тунгусско-Чунского районов Эвенкии.

"Постфактум".

("Известия-Красноярск" - "Первый ряд", 28.10.04

Юрий ОЛЕЙНИКОВ

Заместитель губернатора края Юрий Олейников вступился за красноярских журналистов. Это произошло на сессии Законодательного собрания, где Юрий Павлович делал доклад о взаимодействии власти и СМИ. Как сообщают красноярские информационные агентства, господин Олейников весьма тактично пресек попытку депутатов краевого парламента преподать урок грамотной речи местным журналистам.

Инициатором проведения курсов ликбеза для работников СМИ выступил депутат Законодательного собрания края Валерий Усаков. Он обратил внимание заместителя губернатора Юрия Олейникова на чистоту русского языка в средствах массовой информации. По мнению депутата Усакова, "даже в новостийных программах государственных каналов сейчас проскальзывают жаргонные фразы". И на эту проблему давно пора обратить внимание. В свою очередь, Юрий Олейников ответил, что разделяет озабоченность депутатов. Однако добавил: "Мы пока не можем заставить СМИ говорить правильным языком. Ведь язык имеет особенность развиваться, при смене поколений также происходят изменения. В будущем, возможно, и будет найдено решение проблемы". Юрий Олейников также сообщил, что краевая власть не намерена использовать функции регулирования работы средств массовой информации. Даже в случае негативной информации СМИ не будет "отлучено" от общения с чиновниками. Но при этом признал, что сделать это иногда бывает непросто и "ему приходится убеждать своих коллег продолжать сотрудничество с теми или иными изданиями и телекомпаниями". На сессии Законодательного собрания заместитель губернатора Юрий Олейников сообщил, что Совет администрации края старается не допустить информационного вакуума на территориях края. "Мы разрабатываем меры по поддержке районных газет и других СМИ. В частности, за последние два года удалось увеличить объем финансирования районных газет. Так, в 2003 году объем финансирования составил 55 процентов от запланированного, в 2004 же году "районкам" выделено все 100 процентов", - сообщил Юрий Олейников.

Игорь ТИХОВ

Еще не все российские секреты известны нашим конкурентам из-за рубежа. На прошлой неделе этот постулат убедительно доказал красноярской общественности генеральный директор ОАО "Красцветмет" Игорь Тихов. Он не стал показывать германскому консулу Михаэлю Грау производство каталитических сеток на своем предприятии. Это произошло во время ознакомительного визита на завод генерального консула новосибирского консульства Германии Михаэля Грау и заместителя руководителя департамента по сотрудничеству со странами СНГ Министерства экономики и труда Германии Вольфганга Штоппера.

Как позже сообщил журналистам сам господин Тихов, на сегодняшний день его предприятие жестко конкурирует на европейском рынке с немецкими предприятиями. И показать секретное производство каталитических сеток гостям завода значило бы открыть конкурентам все свои козыри. Дело в том, что работники иностранных консульств, действующих в России, помимо своих профильных обязанностей занимаются еще и сбором информации о положении дел в российской экономике. Это нормальная мировая практика, которую, впрочем, сотрудники ФСБ иногда склонны квалифицировать как промышленный шпионаж. По словам Игоря Тихова, в Германии всего два предприятия работают в той же сфере бизнеса, что и ОАО "Красцветмет". А на российском рынке красноярский завод конкурирует с немецкой фирмой "Юникор" по поставкам каталитических сеток. "Мы показали немецким гостям только аффинажное и ювелирное производства, - заверил журналистов генеральный директор ОАО "Красцветмет". - Мы заказали немецкой фирме "Шмидт" оборудование по производству проволоки из драгоценных металлов, использующееся в производстве каталитических сеток. Думаю, в следующие визиты немцев покажем и этот участок нашей деятельности". Но самое забавное в этой ситуации то, что технологию производства каталитических сеток придумали вовсе не красноярские специалисты. Ее "Красцветмету" передала английская фирма "Johnson Matthey".

"Демократия не кончается".

("Красноярский рабочий", 28.10.04, Эрих Пырх)

На внеочередном заседании XII сессии Законодательного Собрания края депутаты выразили своё отношение к проекту федерального закона с длинным названием, который даёт "зелёный свет" известным президентским инициативам по укреплению вертикали власти. Можно было ожидать, что наши парламентарии с учётом поговорки "против лома нет приёма" с той или иной степенью восторженности поддержат путинский законопроект, как это сейчас принято. Однако они не стали "ставить галочку" и подошли к этому вопросу творчески, выработав ряд конструктивных предложений для федеральных законодателей. Об этом мы беседуем с председателем постоянной комиссии ЗС по госстроительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества Алексеем Клешко.

Алексей КЛЕШКО:

- Нужно понимать, ради чего мы отказываемся от принципов прямой демократии. Спустя три-четыре года президенту и его соратникам надо иметь мужество проанализировать, помогла ли эта мера решить поставленные задачи - улучшить управляемость регионами, создать единое правовое, политическое пространство в стране и так далее. Если мы этого добились - хорошо, а если нет - давайте будем искать причины. И признаем - может быть, потому что-то не удалось, что на пути оказалось слишком много тех, кто кричал "ура!" и хлопал в ладоши?

Валентина БИБИКОВА:

- Считаю, что назначение губернаторов не усилит власть самого президента и не является тем спасительным лекарством, которое поможет в борьбе с терроризмом. Когда в 90-е годы шла борьба с советской властью, ей в упрёк ставили как раз то, что нет выборного начала, подлинной демократии, а есть та самая жёсткая вертикаль власти, единая идеология, к которой сейчас и стремится власть. Сегодня подвергается сомнению целесообразность выборных институтов, созданных в эпоху "торжества демократии" и полностью дискредитировавших себя. Россия уже переживала подобные периоды - вспомните наместничество, губернаторов, назначаемых царём. Тогда процветало мздоимство, именуемое сейчас коррупцией, произвол и насилие.

Путинская псевдореформа власти призвана отвлечь внимание людей от насущных проблем, о которых нам прокричал Беслан. Лишь в подлинно демократических выборах я вижу гарантию того, что у нас в России когда-нибудь сформируется гражданское общество, которое продемонстрирует способность защитить себя от произвола, творимого госчиновниками.

Александр СИМАНОВСКИЙ:

- К инициативам президента я отношусь положительно по одной простой причине - власть должна быть управляемой. Мы прошли период всеобщей демократизации с её нескончаемыми выборами. Есть десятки примеров, когда люди избираются, но работают не на народ, а на себя, и снять их с должности невозможно. Можно будет, по крайней мере, предотвратить проникновение во власть в регионах криминальных структур. Для нашей страны, которая привыкла к сильной руке, эта реформа правильная. Как она будет претворяться в жизнь, какими людьми, как будет соблюдаться закон - это уже другой вопрос.

Если говорить юридическим языком, есть два вида республики - парламентская и президентская. То, что есть сегодня в России, - президентская республика, а должна быть парламентская. Когда чиновник назначается, он несёт ответственность за применение федеральных законов на территории субъектов. И, что немаловажно, он вновь будет иметь влияние на федеральные силовые структуры, тогда как сейчас губернатору сложно координировать их работу.

- И всё-таки на сессии чувствовалось, что всё уже предрешено в Москве. Критических высказываний было мало, депутаты прекрасно понимали, что от их мнения мало что зависит.

- Я бы не сказал, что изначально была некая предопределённость. Если бы обе ветви власти трети субъектов Федерации консолидированно высказались против президентского законопроекта, он бы не прошёл. Но это в теории. А на практике почти все губернаторы к тому времени успели выразить дружное одобрение, поэтому мнение депутатов действительно не могло быть решающим.

- Как по-вашему, знаменуют ли путинские инициативы закат эпохи демократии в России?

- На мой взгляд, то, что предложено, это вовсе не конец демократии. Не надо тут шарахаться в крайности. Не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать значение этой реформы. Вопрос можно поставить иначе - насколько президентские нововведения снижают степень демократии в целом в стране? Мне думается, она вряд ли снизится. На демократию скорее дурно влияли в ряде регионов сами губернаторские выборы, где порой было более чем достаточно всякой грязи.

- Какой логикой руководствовались депутаты ЗС при составлении отзыва на федеральный законопроект?

- Мы рассуждали примерно так. В условиях, когда ввиду новых угроз, нависших над Россией, ради укрепления вертикали власти и усиления её ответственности допускается временное отступление от принципов прямой демократии, нужно соблюсти баланс между волей президента и субъектов РФ. Мы полагаем, что в федеральном законе должны быть предусмотрены некоторые нормы, помогающие достичь такого баланса. Например, обязательно должно быть оговорено, каким образом президент подбирает кандидатуры на должность главы региона. Понятно, что он не может изучить досье приемлемых кандидатов со всей страны.

- Очевидно, в таких случаях президенту кто-то даст совет, подскажет, так сказать, кто достоин быть его фаворитом.

- Вот именно. И не факт, что выбор советчиков окажется оправданным. Поэтому мы предложили, чтобы в процедуре выдвижения кандидатур участвовали региональные отделения политических партий. Может быть, поступят другие предложения - ради бога. Просто мы считаем такой способ выдвижения самым подходящим. Тем более что он носит антикоррупционный характер. Мы с вами знаем сколько угодно примеров, когда аппаратчики убеждают должностное лицо высокого ранга, что данное решение - единственно верное, а на поверку оказывается, что это далеко не так. Если речь идёт о конкретных персонах, такое несоответствие выглядит ещё более выпукло.

Так вот, чтобы президента не "подставили", хорошо бы проводить предварительные консультации с фракциями законодательного органа, которому предстоит рассматривать представленную им кандидатуру. Мы считаем это вполне логичным - вы там, в Москве, выясните, чем дышит регион, изучите ситуацию на месте, чтобы не попасть впросак с выбором кандидата и не спровоцировать конфликтную ситуацию между президентом и депутатами.

- Получается, что временное отступление от принципов прямой демократии Законодательное Собрание края предлагает компенсировать другими демократическими механизмами?

- Можно сказать и так. Наши предложения возникли не на пустом месте. Выступая со своими инициативами на расширенном заседании правительства, Владимир Путин говорил, что в случае с назначением губернаторов должна быть разработана процедура, аналогичная утверждению кандидатуры премьер-министра. А её, как известно, думцы могут согласовывать трижды. Поэтому мы считаем, что в закон необходимо включить нормы о трёхкратном рассмотрении президентских кандидатур и о запрете на внесение одной и той же кандидатуры более двух раз.

Но самое важное, как мне представляется, вот что. Если уж депутаты пошли на трёхкратное отклонение предложенных кандидатур, которые для них в силу веских оснований не приемлемы в принципе, то, даже распустив законодательный орган, президент не вправе назначить ни одного из отклонённых кандидатов временно исполняющим обязанности главы региона. Говорят, дескать, это и так подразумевается. Мы же хотим, чтобы это не подразумевалось, а было чётко прописано в законе.

Точно так же, как и требования к самому кандидату. Подобно человеку, идущему на выборы, он должен представить сведения об иностранном гражданстве, о наличии не снятой и не погашенной судимости, о доходах и имуществе. Законодательному органу нужна полная и объективная информация о президентском выдвиженце, одной биографической справки тут явно недостаточно. А если, скажем, у него есть бизнес в крае и произойдёт конфликт интересов при исполнении им полномочий высшего должностного лица? Мы также считаем, что претендент должен присутствовать при обсуждении своей кандидатуры и выступить перед депутатами с предполагаемым планом действий в соответствии с теми задачами, которые ему определил президент.

- Кто автор всех этих предложений?

- Они - плод коллективного труда. В разработке отзыва участвовали специалисты экспертно-правового управления ЗС, не раз доказавшие свою высокую юридическую квалификацию. Ряд депутатов высказал свои мнения, они сводились воедино, корректировались. В отзыв вошли, конечно, не все предложения, но многие из тех, что были высказаны.

- Да, никаким "одобрям-с" и не пахнет...

- Меня как раз и беспокоит, что после того, как президент выступил со своими инициативами, началось не обсуждение, а одобрение. Это не совсем правильно. Нужно вести диалог, договариваться по основным подходам. Должно быть реальное обсуждение предложений Путина, к примеру, теми же политическими партиями. Раз уж мы решили строить партийную модель демократии, будем по всей стране избирать половину региональных депутатов по партспискам, почему не задействовать здесь этот механизм?

А то вот наши коллеги из Омской области, что называется, побежали впереди паровоза. Как и некоторые политики в крае, они высказали ещё более далеко идущую инициативу - пусть, мол, губернаторы назначают мэров. Самое удивительное, что уже и некоторые главы кричат: "Ах, как это верно! Да, нас нужно, нужно назначать!" Это вообще нонсенс. Как может человек, которому население оказало доверие на выборах, призывать назначать его? По-моему, у него просто нет на это морального права.

- Ну, а что? Укреплять вертикаль власти - так до победного конца!

- Назначение мэров будет прямым нарушением Конституции и ратифицированной Россией Европейской хартии местного самоуправления. В Конституции нет прямого указания на то, что главы регионов избираются. Тем не менее в президентском законопроекте нет и термина "назначение", а описана новая схема, новая правовая конструкция - наделение (законодательным органом власти) полномочиями высшего должностного лица кандидатуры, представленной президентом. Это уже не назовёшь простым назначением.

А вот выборы мэров - это конституционный принцип и международное обязательство России. В мире есть назначаемые, избираемые, согласованные с законодателями главы регионов, но нигде в демократических странах нет назначаемых мэров. Потому что общепринято: местное самоуправление по своей природе - это "самостоятельная, под свою ответственность, способность населения решать вопросы местного значения", как записано в Европейской хартии. Если мэр назначается, о такой способности и речи идти не может.

К слову, президент на том же расширенном заседании правительства сказал, что действующее законодательство позволяет органам госвласти влиять на кадровый состав МСУ. Почему-то многие держат в голове только один механизм такого влияния - назначение. Между тем новым федеральным законом N 131 предусмотрено, что глава города или района не может одновременно являться председателем гор- или райсовета и возглавлять исполнительную власть. Если он оставляет за собой полномочия главы райсовета, то глава администрации района нанимается по контракту. При этом в процедуре отбора кандидатур участвуют и представители органов госвласти. Это, согласитесь, тоже влияние.

- Давайте вернёмся к отзыву. Заключительная его фраза звучит так: "С учётом данных предложений Законодательное Собрание края поддерживает предложенный президентом России законопроект". Перечисленные вами предложения для депутатов принципиальны?

- Да. В Госдуме должны знать, что ко второму чтению законопроекта мы пришлём текстовые поправки, в которых найдут отражение все наши предложения, изложенные в отзыве. Мы надеемся, что представители края в Думе будут достаточно эффективно работать на то, чтобы наш голос был услышан.

- А если, как обычно, его в Москве не услышат?

- Если так всё время рассуждать, надо вообще ничего не делать, а удалиться на покой и созерцать. Но если мы, депутаты и граждане, собираемся жить в политических реалиях, то наша совесть должна быть чиста - нужно хотя бы попытаться что-нибудь изменить. Не для того, чтобы для вида прокричать, а именно для того, чтобы постараться улучшить ситуацию. Поступать таким образом - это "фирменный стиль" Законодательного Собрания края, которое всегда отстаивает свою точку зрения по ключевым вопросам жизни страны.

"Много дел - много сессий".

("Красноярский рабочий", 28.10.04)

Теперь сессии Законодательного Собрания края будут проходить каждую пятницу.

Такое решение принято на совещании с участием председателей постоянных комиссий ЗС, которое провёл спикер краевого парламента Александр Усс. Он и высказал предложение о еженедельном проведении заседаний сессий краевого парламента. "Сейчас объём работ таков, что периодичность работы раз в две недели явно недостаточна. Еженедельные заседания по пятницам позволят быстро реагировать на изменения в жизни края",- отметил Усс. По его словам, до конца этого года необходимо рассмотреть ряд важных законопроектов. В частности, депутаты обсудят проекты законов по реформированию ЖКХ, местного самоуправления. Кроме того, парламентариям предстоит рассмотреть проект краевого бюджета на 2005 год. Председатели постоянных комиссий поддержали предложение спикера о переходе на новый график работы Законодательного Собрания. Очередное заседание сессии состоится завтра.

"А давайте мы нам повысим зарплату!".

("Сегодняшняя газета", 28.10.04, Семен Мамонтов)

ДЕПУТАТОВ краевого парламента обуял приступ реализма. Они вдруг поняли, что они тоже простые смертные и тоже любят деньги. Собственно, каждый день сталкиваясь с исполнительной властью в соответствующих коридорах, трудно этого не понять. Но любовь к деньгам, как никакая другая, требует взаимности.

Деньги можно заработать разными способами, основной из которых - все-таки украсть, присвоить, стырить. Но политику краевого масштаба это делать неудобно по разным причинам. Могут заметить и осмеять. Могут даже прийти с обыском и нанести урон политическому имиджу. Вот, помнится, у депутата Сергея Натарова был шурин, он теперь в тюрьме сидит. Обвиняется в хищении казенных и частных денег на сумму во много миллионов рублей. А депутат Натаров хоть и не особо парится по этому поводу (ему-то что, его подписей на тех документах нет как нет), но все как-то неуютно и дискомфортно. "Какой ни есть, а он родня". И с обыском приходили, и дверь ломали. Это уважаемому-то человеку.

Еще имеет распространение такой нехитрый бизнес, как быстрое обанкрочивание того или иного предприятия и назначение туда новым начальником кого-нибудь из депутатов или их близких родственников. Понятно, что такие вещи с кондачка не решаются, без поддержки власти исполнительной - но во власти исполнительной тоже живые люди, у них тоже голос, они тоже хочут петь! Многие тем более приехали недавно и все еще снимают жилье, вместо того чтобы кататься по Бобровому Логу с женой и детишками на экскаваторе.

Тут важно с самого начала правильно себя поставить, вернее, посадить (типун мне на язык, тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить). Посадить в хорошую комиссию. Что-нибудь такое, связанное с промышленностью. А дальше можно просто сидеть за столом и ждать. Сами, как говорится, придут и сами все дадут. В разумных, конечно, пределах. Начиная с квартирки в "коркинском" доме для сына-внука-племянника и кончая небольшой птицефабрикой. Жить можно.

А еще можно жить честно! То есть буквально на одну зарплату. Но для этого ее нужно повысить. Вот, рассуждает средний депутат, я ведь почему ворую? Потому что у меня зарплата маленькая! Давайте мы ее мне повысим, и я сразу стану честный и перестану лоббировать интересы различных промышленных групп. Вы думаете, это фантазия, а это буквально цитата из обоснования проекта, поданного на рассмотрение сессии группой депутатов. Сессия долго колебалась, в основном на тему, какой вой поднимут все эти злополучные избиратели, когда узнают, что их избранники теперь будут получать в несколько раз больше. А нельзя ли это как-то тихо сделать, как-то так изящно? Чтобы никто ничего не узнал? Даже спикер Усс как будто устыдился (а может, знал, что в зале пресса затаилась) - мол, не лепо ли нам, братия, в то время, как народ голодает... Но ничего, порефлексировали и приняли-таки закон - теперь депутат получает не как начальник управления, а как заместитель губернатора. Пока это 11 тысяч, но до конца ноября обещают в несколько раз больше сделать.

Честно говоря, разбирает сочувствие. Депутатской честности никогда не догнать депутатское чувство реальности. Последнее измеряется в миллионах, птицефабриках и контрольных пакетах акций, и зарплату, способную скомпенсировать убытки, связанные с отказом от таких бизнесов, ни один краевой бюджет не перенесет. А значит, воровать все равно придется, но уже сидя на повышенном окладе.

Хотя возможен и такой вариант: наши депутаты - они как срез народной жизни. И там тоже есть малоимущие либо оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (например, в казино проигрался человек, или новая секретарша залетела и требует отступного). Они вот такие чудики шукшинские, сроду не умели никаким таким "бизнесом" заниматься, претит им это. Да и лень просто. Ну и чтобы их не обижать, не создавать условий для социального взрыва, предусмотрели им такое вот... пособие не пособие, а на хлеб-соль достанет. А то ведь многим на поддержку штанов приходится такое пузо отращивать, что сидеть больно. И ботинков не видно.

Не будем лукавить и делать вид, что наши депутаты в этом деле какие-то там пионеры. Скорее следопыты - пример им подал лично президент своим весенним указом о повышении окладов жалованья госслужащим. Там тоже было обоснование, что делается это в рамках борьбы с коррупцией. Хотя довелось услышать от депутата Госдумы Островского (ЛДПР) и другое обоснование, более похожее на правду: мол, нефть дорожает, денег до фига лишних, куда их тратить, никто не понимает. Можно повысить зарплату, но кому? Как кому, говорит Островский, чиновникам! Во-первых, они входят в группу риска - им предлагают взятки; а во-вторых и в главных, их ГОРАЗДО МЕНЬШЕ, чем учителей, врачей и тому подобных жалких недоразвитых существ. А понятно же, что делить на маленькие числа интереснее, чем на большие. Больше получается в расчете на каждого конкретного человека.

Деньги - они ведь завсегда к деньгам.

"Бархатная" корректировка".

("Красноярский рабочий", 28.10.04, Павел Пшеничный)

Как мы уже сообщали, на втором заседании XII сессии Законодательного Собрания края депутаты единодушно и сразу в двух чтениях приняли закон "О внесении изменений в Закон края "О краевом бюджете на 2004 год". Это вовсе не значит, что они чохом одобрили существенную корректировку основного финансового документа края. Её принятию предшествовала долгая и кропотливая работа в депутатских комиссиях.

Не случайно содокладчик по данному вопросу, председатель постоянной комиссии ЗС по финансам, бюджету и налоговой политике Валерий Семёнов отметил вдумчивость и конструктивность обсуждения предложений краевой администрации. Депутаты внесли немало дельных поправок в готовящуюся корректировку.

Итак, каким же образом меняется краевой бюджет? Надо отметить, что его доходы и расходы увеличиваются копейка в копейку - на 1 миллиард 6 миллионов 887,4 тысячи рублей. При этом верхний предел государственного долга края возрастает на 892 миллиона рублей и составит 10 миллиардов 797 миллионов рублей, или 38,7 процента собственных доходов бюджета. Это весьма тревожный показатель.

Но есть и обнадёживающие цифры. По словам замгубернатора, начальника главного финуправления Александра Новака, в нынешнем году краевая администрация ожидает около миллиарда рублей поступлений в бюджет в виде налогов от угольных компаний. Это притом, что объёмы добычи угля, как предполагается, будут меньше учтённых в бюджете почти на два миллиона тонн. Увеличение поступления налога по предприятиям цветной металлургии оценивается более чем в полтора миллиона рублей. Особой заслуги чиновников тут нет - надо "сказать спасибо" благоприятной конъюнктуре цен на мировом рынке цветных металлов и возросшим налоговым поступлениям от "Норникеля".

Что касается расходов, то именно из-за них вокруг корректировки краевого бюджета и развернулась на сессии оживлённая дискуссия. Ситуация обычная - народные избранники лоббируют интересы того расходного сектора, который им ближе и понятней. Одному претит то, что, к примеру, мало денег дают на медицину, тогда как на нужды правоохранительных органов траты значительно увеличены. Другой, напротив, этим фактом вполне доволен, поскольку считает приоритетной задачей обеспечение правопорядка.

Вот и сейчас ряд депутатов высказался за выделение большего количества средств на решение экологических проблем, на ликвидацию последствий стихийных бедствий, на то же здравоохранение. Всеволод Севастьянов вновь привлёк внимание коллег к больной теме - ситуации вокруг птицефабрик. Сами чиновники краевой администрации признают, что для "реанимации" находящихся в глубоком кризисе предприятий отрасли требуется свыше миллиарда рублей. Конечно, такие расходы бюджету не потянуть. Пока решено выделить 44 миллиона рублей в виде субсидий на частичную компенсацию затрат на производство и реализацию яиц.

В целом же расходы на сельское хозяйство и рыболовство увеличиваются на 55 миллионов, на госуправление и МСУ - почти на 5,5 миллиона, на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства - почти на 10,5 миллиона, на образование - почти на 33 миллиона, на здравоохранение и физкультуру - более чем на 31,6 миллиона, на социальную политику - почти на 59 миллионов, а на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС и стихийных бедствий - аж на 88,6 миллиона рублей. В то же время - и это вызвало недовольство некоторых депутатов - почти на 34,9 миллиона урезаны расходы по разделу "Промышленность, энергетика и строительство". Краевая адресная инвестиционная программа при прежней администрации всегда была камнем преткновения при принятии бюджетов и их корректировок. На сей раз до противостояния дело не дошло, хотя уменьшение лимитов капвложений по строительным объектам социального назначения вряд ли порадовало народных избранников.

Принятый закон примечателен ещё и тем, что увеличивает на 486 миллионов расходы на предоставление финансовой помощи другим бюджетам бюджетной системы края. В частности, на 19,28 миллиона рублей возрастают субвенции бюджетам муниципальных образований в связи с выделением средств из федерального бюджета на компенсацию расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий". Почти 31 миллион рублей получит бюджет Красноярска на реконструкцию мемориала Победы с прилегающей территорией. Ещё 4 миллиона рублей столице края дадут на реконструкцию нежилого помещения под клинические лаборатории и приёмный покой ГКБ N 3 и на строительство спортивно-оздоровительного корпуса дома детства N 59. Бюджету Кежемского района достанутся 30 миллионов рублей на строительство зоны затопления Богучанской ГЭС, а бюджету Игарки - 6 миллионов рублей на снос ветхого, аварийного жилья и приобретение готовых квартир.

По традиции корректировку бюджета депутаты дополнили постановлением Законодательного Собрания края, в котором учли и конкретизировали предложения, высказанные в ходе обсуждения законопроекта.

"Осенний шелест".

("Известия-Красноярск" - "Первый ряд", 28.10.04, Андрей Огнев)

Краевая казна пополнилась еще на миллиард рублей.

На днях депутаты Законодательного собрания выполнили достаточно приятную миссию - одобрили положительную корректировку краевого бюджета на 2004 год. С докладом по этому вопросу выступил заместитель губернатора края, начальник главного финансового управления Александр Новак. В частности, он заявил, что корректировка основного финансового документа вызвана поступлением дополнительных средств в бюджет. По словам главного финансиста региона, доходная часть казны пополнилась за счет поступления налога на прибыль, взыскания недоимки от крупнейших налогоплательщиков, также поступили средства от "Норильского никеля", алюминиевого завода и ряда угольных разрезов. Заместитель губернатора подчеркнул, что в представленной корректировке впервые в полном объеме отражены средства, поступившие от предпринимательской деятельности и спонсоров - такого в финансовой истории Красноярского края раньше не было. В связи с этим наблюдатели полагают, что мы имеем дело с действительным ростом малого и среднего бизнеса. И еще один динамичный фактор: растет прибыль предприятий, что явствует из увеличения фискальных сборов.

Теперь параметры главного финансового документа на 2004 год изменились так. Доходная часть бюджета увеличивается на 1069 миллионов рублей, расходы - на 1034 миллиарда рублей. Дефицит бюджета таким образом уменьшится на 3,8 миллиарда рублей и составит 2,3 миллиарда рублей. Можно вспомнить, что осенью прошлого года, когда администрация Красноярского края подписывала специальное соглашение с ОАО "Норильский никель", генеральный директор промышленной компании Михаил Прохоров отметил - заполярные налоговые перечисления в краевую казну увеличиваются более чем на два миллиарда рублей. Но год назад финансовая ситуация в регионе была несколько сложнее, чем сегодня. Например, на бюджетные потоки отрицательно влияли известные действия финансово-промышленных групп "ЮКОС" и СУЭК. Сейчас, кстати, важную роль сыграла, по выражению чиновников, "дополнительная работа", проведенная по взысканию недоимки со стороны Красноярской угольной компании: сверх плана погашена задолженность в размере 477,9 миллиона рублей, накопленная в 2002 году. По оценке экспертов краевого парламента, благоприятно сказалось также улучшение финансовых показателей крупнейших налогоплательщиков края и благоприятная стоимость цветных металлов на мировом рынке.

Однако, как говорят в коридорах главного финансового управления, на особо благодушный лад настраиваться не следует. Еще не готовы окончательно межбюджетные документы на тему будущего объединения трех территорий -Красноярья, Эвенкии и Таймыра. А в них, как неоднократно подчеркивалось на совещаниях в администрации края, прописывается дополнительный финансовый рост расходных полномочий общей казны. Речь идет, по разным оценкам, о сумме от 6 до 9 миллиардов рублей.

Всем сестрам по серьгам

В результате корректировки казны бюджетам муниципальных образований предусмотрены дополнительные средства в размере 397 456,4 тысячи рублей, в том числе:

340 692 тысячи рублей - дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов. 43 791 тысячу рублей предлагается выделить на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности;

9 853,4 тысячи рублей направят на реализацию Закона края "О социальных гарантиях для специалистов".

На 256 400 тысяч рублей увеличены расходы краевого бюджета в связи с досрочным расторжением договора доверительного управления ценными бумагами ОАО "Красноярская угольная компания". Средства федерального бюджета в размере 94 477,1 тысячи рублей распределяются следующим образом:

36 927 тысяч рублей выделяются на содержание Государственной противопожарной службы; 19 280,1 тысячи рублей - на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий"; 36 000 тысяч рублей - на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы; 2 270 тысяч рублей - Уярскому району для ремонта Дома престарелых граждан, Красноярскому дому-интернату престарелых. Во исполнение постановления Законодательного собрания "О законе Красноярского края "О краевом бюджете на 2004 год" предусмотрены средства в сумме 57,6 миллиона рублей: сельскому хозяйству края выделяются субсидии в размере 55 миллионов рублей, из них 11 миллионов рублей - на производство мяса свиней, и, кроме того, первоначально предполагалось выделить 44 миллиона рублей на компенсацию затрат на производство и реализацию яиц. По решению постоянной комиссии Законодательного собрания края по аграрной политике, продовольствию и землепользованию указанные средства решено распределить следующим образом: 37 миллионов рублей направить на предоставление кредита ГУП края, производящим яйцо и мясо птицы, а 7 миллионов рублей - на государственную поддержку племенного дела в животноводстве. Также, во исполнение указанного постановления, предусмотрены 7,5 миллиона рублей на капремонт музея-парохода "Св. Николай" и государственной научной библиотеки; дополнительный лимит - 1,1 миллиона рублей на адресную инвестиционную программу "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС"; для завершения в 2004 году реконструкции железнодорожного вокзала в г. Красноярске выделяется 40,2 миллиона рублей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail