Генеральные директора крупных марийских предприятий - на скамье подсудимых за неуплату налогов и невыплату зарплат сотрудникам. Гендиректор ОАО "Биомашприбор" Николай Тетерин 7 октября приговорен к одному году лишения свободы. Условно. Директору ООО ПК "Совиталпродмаш" Андрею Павлову суд назначил наказание в виде 6 месяцев лишения свободы с отбытием срока в колонии-поселении, сообщает "Марийская правда".

Как рассказывает издание, когда началось следствие по уголовному делу в отношении Тетерина, выяснилось, что "Биомашприбор" должен Пенсионному фонду более трех с половиной миллионов рублей. Следователи установили, что Тетерин имел возможность заплатить эти деньги. Фактически руководители криминализировали схему уклонения от уплаты налогов, которая использовалась руководством "Биомашприбора", заявил начальник Управления по налоговым преступлениям (УНП) МВД республики Ростислав Попов. Схема, по словам Ростислава Юрьевича, проста. Предприятие-должник поначалу просто получает от налоговой инспекции требования заплатить налоги. Затем, когда неплательщик переходит определенную грань, налоговые органы направляют в банк, в котором находится расчетный счет предприятия, инкассовое распоряжение. Согласно ему любые средства, поступившие на счет, отчисляются в пользу кредитора. Руководство предприятия (в данном случае "Биомашприбора"), зная об этом, перестало перечислять деньги на расчетный счет. При этом завод продолжал работать. Расчеты осуществлялись через третьих лиц. Например, поставщики материалов получают деньги от покупателей продукции "Биомашприбора".

Следствию удалось доказать, что Тетерин скрыл от налоговых органов более 630 тысяч рублей. По словам Ростислава Попова, реальная сумма гораздо выше. Зато следующий гендиректор завода Николай Трапезников, по данным следствия, сокрыл от налоговиков почти миллион рублей, но пока эти материалы расследуются. Трапезникову еще не предъявлено обвинение. Правда, уже выяснено, что за время его работы на посту руководителя "Биомашприбора" произведено расчетов через третьих лиц на 3 800 000 рублей.

В аналогичном преступлении обвинялся и генеральный директор ООО ПК "Совиталпродмаш" Александра Демешко. Здесь вскрыта немного иная схема уклонения от уплаты налогов. Собственником предприятия является московская фирма ЗАО "Сигма-инвестком. Все имущество "Совиталпродмаша" принадлежит москвичам. При этом завод работает и продолжает копить налоговые долги. Предприятия-поставщики по указанию московских хозяев, завозят на завод материалы. "Совиталпродмаш" производит продукцию, отгружает ее покупателям, а те рассчитываются за товар. Но не с заводом, а с его хозяевами. Естественно, об уплате налогов и речи не ведется. На месте с неплательщика взять нечего: ему ничего не принадлежит. Такая схема работы на давальческом сырье называется толлинг.

По данным следствия, директор "Совиталпродмаша", чтобы избежать ответственности, скрылся за границей. Есть информация, что ныне он работает в Белоруссии, на заводе, скупленном все той же фирмой ЗАО "Сигма-инвестком". Демешко объявлен в розыск.

В марте 2004-го возбуждено уголовное дело в отношении другого гендиректора "Совиталпродмаша" - Андрея Павлова. По данным следствия, он использовал ту же схему сокрытия денег от налоговиков, что и господин Тетерин. Сотрудники УНП МВД выявили расчетов на сумму больше 600 тысяч рублей. При долгах предприятия государству более миллиона. 4 октября Волжский суд приговорил Павлова к шести месяцам лишения свободы с отбытием срока в колонии-поселении.

Еще одно уголовное дело находится в разработке Управления по налоговым преступлениям. Главный его фигурант - генеральный директор ОАО "Силикат" Рафис Сабирьянов. Хотя ему пока также не предъявлено обвинение. Следствие полагает, что Сабирьянов, предвидя банкротство ОАО "Силикат", вывел наиболее ликвидные активы в другие фирмы, созданные при его участии. Общая сумма переданного имущества переваливает за 26 миллионов рублей.

По словам начальника УНП, уголовное дело возбуждено по признакам статьи "Неправомерные действия при банкротстве". Практики судебных разбирательств по таким делам в Марий Эл пока нет. Одно дело сейчас как раз рассматривает суд.