"Нам выкручивают руки": Интервью начальника бюджетного управления Комитета финансов Читинской области ИА REGNUM

Чита, 28 октября 2004, 12:23 — REGNUM  Изменения межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами федерации, а также изменения налогового законодательства корреспонденту ИА REGNUM прокомментировала начальник бюджетного управления Комитета финансов Читинской области Светлана Доробалюк.

В какую сторону изменится финансирование областного бюджета с нового года, какие новые обязательства появятся у региона?

С нового года на субъекты федерации ложатся дополнительные расходные обязательства. В Читинской области в целом по консолидированному бюджету они составляют более 8 миллиардов. Часть из этих расходов была предусмотрена при формировании бюджета, часть компенсируется из федерального. Недостаток, по нашим расчетам, составляет более трех миллиардов рублей. При этом нам передаются полномочия не только по льготам, но и по образованию, по здравоохранению, по социальному обеспечению, по сельскому и по дорожному хозяйству. Одновременно Правительством и Минфином изменена методика формирования фонда финансовой поддержки регионов. Для Читинской области это привело к уменьшению фонда финансовой поддержки. В новой методике изменился подход к расчету индекса бюджетных расходов, изменились критерии выравнивания фонда поддержки между субъектами. В результате, бюджет Читинской области в 2005 году теряет 1,128 миллиарда рублей по сравнению с суммами трансфертов в 2004.

Тем не менее, в федеральном бюджете предусмотрен фонд сбалансированности бюджетов. По этому фонду федеральный бюджет выделяет Читинской области более 600 миллионов рублей. В 2004 году эта сумма составляла всего 125 миллионов рублей. Часть расходов федеральный бюджет может компенсировать (а может и не компенсировать - тут никакой уверенности быть не может) по итогам финансового года.

Изменение налогового законодательства приводит к тому, что наша область теряет выпадающими доходами более 500 миллионов. Кроме того, большая проблема - выплата кредиторской задолженности по детским пособиям, которая на сегодняшний день превышает 400 миллионов рублей. Кроме этого, у нас постоянная задолженность по заработной плате. На сегодняшний день она превышает 100 миллионов рублей. Совершенно однозначно можно сказать, что на 1 января мы выйдем с кредиторской задолженностью по заработной плате, и задолженность эта в размере приблизительно месячного фонда оплаты труда будет сохраняться в 2005 году постоянно.

Сможет ли регион вовремя произвести индексацию зарплат бюджетникам?

На данном этапе увеличить заработную плату бюджетникам, как это происходит на федеральном уровне, нам даже на 20% очень сложно - это плюс 1,2 миллиарда рублей к расходной части бюджета. Потому хотя бы, что нам уменьшили дотацию на выравнивание. Останься она на уровне 2004 года, выполнить повышение мы могли бы без проблем. Регион скоре всего пойдет на повышение заработной платы, но это вызовет существенный дефицит бюджета. В этом случае мы рассчитываем на помощь федерального бюджета в плане увеличения трансфертов.

Как должен регион поменять свою законодательную базу, чтобы приспособиться к изменениям на законодательном уровне?

Субъект наделен дополнительными полномочиями, и мы обязаны их выполнять - часть должны передать на муниципальный уровень, часть должны перенести с муниципального на областной. Необходимо проинвентаризировать все наши принятые субъектом законы Читинской области. Работа эта ведется. Мы, скорее всего, пойдем по пути сокращения или прекращения финансирования областных целевых программ. Решается вопрос по областным целевым фондам. Прежде всего, речь идет об экологическом фонде и фонде воспроизводства минерально-сырьевой базы. Речь идет либо о сокращении, либо о ликвидации этих фондов. Но здесь решение полностью зависит от нас, как от субъекта федерации. В отличие от этих двух фондов, водный фонд был ликвидирован на уровне федерации, у себя мы не смогли его сохранить, поскольку отчисления в этот фонд Москва полностью забрала себе.

Вы говорите о сокращении финансирования целевых программ. В области их больше 50. Будут ли обозначены приоритеты между социальными программами и программами, так скажем, промышленными или производственными?

Сложно говорить о приоритетах. Есть прямая зависимость от федерального центра. Если программа финансируется и из областного и из федерального бюджета и область перестает ее финансировать, то перестает и федерация. Грубо говоря, нам выкручивают руки, и мы обязаны финансировать программы вне зависимости от их социальной или производственной направленности, боясь потерять финансовую поддержку федерального бюджета.

Как изменится работа с районами в плане межбюджетных отношений?

Мы разрабатываем свою методику фонда финансовой поддержки муниципальных образований, основанную на методике Минфина. Методика эта предполагает существенные изменения в сравнении с применявшимися ранее схемами. Большая часть расходных обязательств, которые раньше лежали на плачах муниципалитетов, перейдет в ведение субъекта. Так, полностью переходит в ведение субъекта финансирование заработной платы работников образования, социальная политика, большинство других направлений.

Это логично с вашей точки зрения?

Логично или нелогично, мы вынуждены принимать политику федерального центра. Для того, чтобы работать в этих условиях, мы меняем нормативы. Можно привести примеры. Если раньше норматив по налогу физических лиц распределялся по схеме 50 на 50 - половину районам, половину субъекту, то с 1 января 2005 года согласно новому бюджетному кодексу, это разделение изменится в пользу областного бюджета - 70% на 30%. Налог на имущество является региональным налогом, и мы сами решаем, как его распределять. Так вот раньше все 100% оставались в ведение муниципалитета, сейчас же мы вносим предложение, чтобы был норматив 50 на 50 с учетом того, что часть расходов переходит на субъект. Что получится в итоге в Читинской области говорить пока рано. По опыту регионов, которые взяли на себя расходы по зарплате работников образования еще в 2004 году, можно сказать, что у них произошло снижение кредиторской задолженности, улучшился контроль по оплате труда. Но не стоит забывать, что при этом огромный объем работы ложится на субъект федерации, а именно на комитет образования и на комитет по финансам.

Готовы ли к таким изменениям районы?

Районам в этом плане легче - у них сокращается объем работы. Опять же, здесь нельзя говорить однозначно. Скажем, то, что касается изменений в системе образования, я считаю правильным, а вот то, что касается социальной политики, вызывает большие сомнения. Ведь на месте глава администрации района гораздо ближе к людям, которую получают адресную помощь - к ветеранам труда, к инвалидам, к пенсионерам, в конце концов. На уровне субъекта федерации определить потребность людей в финансовой поддержке труднее.

Вам не кажется, что такое изменение пропорций между областным и муниципальными бюджетами приведет к увеличению цепочки, по которой деньги доходят до людей на местах?

Конечно, сроки поступления адресной помощи увеличатся.

Какие недоработки в нормативно-правовой базе со стороны федерального центра мешают сбалансировать областной бюджет?

Нормативно-правовых актов не хватает, прежде всего, в субъекте. Но очень много коллизий в федеральных законах. Много нестыковок между бюджетным кодексом и федеральными законами. Такой вал изменений отрицательно сказывается на субъекте. Федерация "вычистила" свои полномочия, избавилась от кредиторской задолженности - у них есть такие возможности. Субъекту тяжелее, к тому же конкретной помощи мы не видим - по закрытию той же кредиторской задолженности.

Со временем эти механизмы "откатаются", будут работать нормально?

Я думаю, что в нашем регионе, как в высокодотационном, не скоро всё встанет на свои места. Наш регион без увеличения помощи федерации просто не сможет выполнять обязательства, которые на него возложены.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
24.04.17
Последняя надежда Петра Порошенко
NB!
24.04.17
Получат ли армяне и азербайджанцы в Грузии статус особой зоны?
NB!
24.04.17
Следователи выявили еще один эпизод хищений в «Татфондбанке»
NB!
24.04.17
Росгвардия опровергла участие бойцов в военных действиях в Сирии
NB!
24.04.17
Условия для падения рубля уже формируются
NB!
24.04.17
Глава ПАСЕ раскаялся в своей поездке в Сирию
NB!
24.04.17
Яровая о «группах смерти»: 720 погибших детей – это чрезвычайная ситуация
NB!
24.04.17
В Москве начался круглый стол ИА REGNUM «Русские Курилы и Япония»
NB!
24.04.17
НДФЛ с депозитов заставит россиян хранить деньги под подушкой
NB!
24.04.17
Военный Донбасс: под Донецком идут бои. ВСУ несут потери
NB!
24.04.17
Стрельба в новгородском ночном клубе: есть пострадавшие
NB!
24.04.17
Матвиенко — Роскомнадзору: Не тем занимаетесь!
NB!
24.04.17
ОБСЕ приостановила работу в Донбассе
NB!
24.04.17
«Нефть сменит позиции в мае»
NB!
24.04.17
Немцев-католиков достали беженцы и отсутствие реакции властей и Церкви
NB!
24.04.17
«Деньги на войну — из карманов буржуазии!»
NB!
24.04.17
Выборы президента: «Справедливая Россия» готова к «неожиданным вариантам»
NB!
24.04.17
Законопроект о страховании счетов бизнеса подготовлен в Госдуме
NB!
24.04.17
КПРФ требует от властей освободить лидера марша протеста в Самаре
NB!
24.04.17
СМИ: База РФ «Арктический трилистник» – пример милитаризации Арктики
NB!
24.04.17
Шаймиев: договор между Татарией и Москвой может быть продлен без изменений
NB!
24.04.17
75% граждан РФ поддержали отказ транслировать «Евровидение»: опрос