27 октября Московская городская Дума приняла в первом чтении проект закона, которым предполагается внести дополнения в закон города "Об административной ответственности за правонарушения в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы". Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-центре МГД, цель законопроекта - создать в Москве механизм защиты прав потребителей, в частности, водителей автомобилей, приобретающих моторное топливо, и содействовать сохранению экологии, чистоты воздуха в городе.

Как пояснил заместитель руководителя департамента транспорта и связи Москвы Валерий Антифеев, с отменой в 2003 году лицензирования деятельности по розничной реализации нефтепродуктов власти города утратили возможность контроля за качеством моторного топлива. Не удалось наладить действенной работы и с помощью Мосторгинспекции, так как основной задачей этой структуры является проверка федеральных правил торговли, и у нее нет специального оборудования, методик и средств для проведения экспресс-анализа моторного топлива. При этом, по словам автора проекта, стоимость только одного теста по 4 сортам бензина составляет 12 тыс. рублей.

Согласно данным департамента, в настоящее время в Москве насчитывается 820 автозаправочных станций, из них около 700 принадлежат частным предпринимателям и компаниям. Как заявил В. Антифеев, не все владельцы АЗС ведут честный бизнес: реализуя вместо качественного бензина суррогатный продукт, они получают выгоду до 5 тыс. рублей с каждой тонны топлива. Новый законопроект направлен на ограничение объема махинаций при реализации моторного топлива в Москве. В нем предлагается создать государственное учреждение, которое по поручению правительства Москвы будет осуществлять контроль за качеством продаваемого на АЗС бензина, а также установить административную ответственность за правонарушения в этой сфере.

За обман покупателей предусмотрено два вида наказания: предупреждение и наложение штрафа - от 30 до 50 МРОТ для должностных лиц и от 300 до 500 МРОТ для юридических лиц. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе департамента транспорта и связи г. Москвы, предлагаемый размер штрафа определен исходя из размера дополнительной прибыли, получаемой владельцем АЗС, за счет обмана покупателей. Нижний предел штрафа отражает правонарушение на одном сорте топлива, а верхний - на двух (и более) топливах или за повторное правонарушение. Штрафы, предусмотренные в проекте закона, поступают в бюджет города в полном объеме.

С 1997 года в Москве действовала система контроля качества топлива, которая базировалась на лицензировании деятельности по реализации нефти и продуктов ее переработки. По действовавшему тогда законодательству вопросы лицензирования в сфере нефтепродуктов были переданы Москве. Государственный контроль качества топлива на АЗС, как выполнение одного из основных лицензионных требований, осуществляла по соглашению с правительством Москвы Московская транспортная инспекция. Благодаря этой системе на московском рынке к 2003 году удалось снизить долю некачественного топлива с 23 до 7%, подчеркивают в департаменте. С 1 января 2003 года деятельность по розничной реализации нефтепродуктов исключена из перечня лицензируемых видов деятельности. В результате Московская транспортная инспекция потеряла право контроля качества топлива на АЗС Москвы как выполнения лицензионного требования. Вследствие правовой незащищенности московских потребителей число фактов их обмана на АЗС возросло с 7% в 2002 году до 15-25% в 2003 году.

Депутаты Мосгордумы, отметив актуальность затронутой в проекте проблемы для города и решили поддержать его. Однако, по мнению ряда депутатов документ нуждается в доработке, прежде всего - в приведении ряда его норм в соответствие с федеральным законодательством. Обсуждение законопроекта будет продолжено.