Белорусская общественность продолжает добиваться от властей установки памятников святой равноапостольной княгине Ольге и князю Александру Невскому. После скандальной установки в Витебске памятника литовскому князю Ольгерду, в редакцию ИА REGNUM поступила статья Татьяны Ивановой (г.Витебск), в которой обосновывается целесообразность возведения в этом городе памятника общерусской святой. Редакция ИА REGNUM считает необходимым ознакомить читателей с выводами автора, интересными не только с точки зрения краеведения.

Согласно преданию, город Витебск основан великой княгиней киевской Ольгой в 974 г. "В лето 974 года Ольга, разбив ятвягов и печенегов, переправилась через реку Двину, заночевала с войском и, облюбовав гору, заложила деревянный замок, назвала его от реки Витьбы Витебском. Выстроила каменную церковь в Верхнем замке святого Михаила, а в Нижнем - Благовещения. Два года прожив, уехала в Киев" [3, с. 21]. Естественно, дата основания города не является точной, ведь Ольга умерла в 969 г. Историки предполагают, что Стефан (Степан) Аверка, сын бургомистра города Гавриила Аверки, переписывая и дополняя "Витебскую летопись", написанную в XVIII в. мещанином Михаилом Панцирным, допустил ошибку, переставив две цифры. Предположительно, город основан в 947 г. Но так сложилось, что традиционные торжества в честь города приурочены к году, упоминаемому в "Витебской летописи". В древнерусских же летописях Витебск упоминается с 1021 г.

Следует заметить, что, по мнению историков Б. Рыбакова и Л. Алексеева, княгиня Ольга крестилась в 953 г. Известны факты принятия христианства князьями и членами их семей несколько ранее даты официального принятия. Вместе с тем, многие историки утверждают, что в 947 г. на Витебской земле еще не распространилось христианство, и, соответственно, еще не строили церквей. Официальная дата начала распространения христианства на восточнославянских землях - 988 г.

Дата и обстоятельства крещения Ольги остаются неясными из-за разногласия источников наших, византийских и западных. Поездка Ольги в Константинополь - факт, удостоверенный подробным описанием её приема в труде императора Константина Багрянородного. Аудиенция русской княгини у императора прошла 9 сентября 957 г. Ольгу приняли по тому же ритуалу, какой существовал для иноземных послов, а не как влиятельную особу. Цель и характер этой поездки Ольги в Византию не указаны и могут быть изложены только предположительно. О крещении Ольги здесь не сказано ни слова - нет даже указания на то, что император принимал христианку. Правда, в перечне членов свиты Ольги назван священник Григорий. Но в церемониале приема ему отведено место столь невысокое, что едва ли его считали духовником княгини. И называет император свою гостью "Helga", т. е. скандинавским языческим именем, не упоминая ни разу ее христианского крестного имени Елена.

С Ольгой были в Византии её племянник (не названный по имени), несколько родственниц, русских княгинь, и большая свита - 18 женщин, 22 посла, 42 купца, 12 переводчиков-толмачей. В таком составе посольства видят указание на его обычную цель - торговые и политические переговоры.

В памятнике киевской письменности, так называемой "Похвале Владимиру Иакова Мниха", говорится, что Ольга умерла в 969 г., прожив в христианстве 15 лет. По этому расчету ее крещение приходится на 954/955 сентябрьский год. Поэтому часть историков готова признать крещение Ольги в Киеве ранее поездки в Византию, а саму поездку объяснить желанием побывать в столице новой веры. Указанные особенности рассказа Константина Багрянородного о приеме Ольги тогда следует объяснить тем, что ее христианство было, так сказать, неофициальным, и что поэтому её священник не был важным лицом при княжеском дворе. Историк А. Пресняков, как и В. Приселков, считают, что запись приема Ольги может быть отраженным недовольством греков тем, что русская княгиня не склонилась перед Греческой Церковью, "была против приниженных форм церковно-политической зависимости Киева".

Из западных хроник о крещении Ольги вспоминает хронист короля Оттона I. Он под 959 г. сообщает, что "пришли к королю, как после оказалось лицемерно, послы Елены, королевы ругов, которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе". Что руги - руссы, а Елена - Ольга, видно из других западных хроник, где говорится о прибытии к Оттону послов от русского племени [6, с. 128-129].

Высказывается мнение о вынашивании Ольгой мысли о введении на Руси христианства [6, с. 131]. Христианский культурный мир стоял перед ней организованным в две империи - западную и восточную. Обе половины когда-то единой Римской империи несли в себе дух универсализма, лишь углубленного и усиленного связью империи со Вселенской христианской церковью, еще формально не разделенной на две части. Русь могла примкнуть к любому из них. К миру восточному её привязала не Византия, а Болгария как посредница между христианской культурой и восточным славянством. Вопрос остался нерешенным при Ольге. Быть может потому, что сама Русь была ещё не достаточно готова к какому-либо решению [6, с. 132].

В Витебске в 947 г. Ольга могла оказаться, согласно "Повести временных лет", в связи с тем, что в этот год киевская княгиня находилась в поездке в Новгород. И вполне возможно основание Витебска как одного из новых административно-управленческих центров, центров складывающейся системы сбора дани в раннефеодальном государстве. Историки говорят и о том, что, возможно, речь идёт о нарицательных храмах как центральных пунктах города (погоста). В принципе, легендарно-религиозный характер истории основания Витебска напоминает легенды основания других городов, что соответствовало традиции и менталитету соответствующего исторического периода [4, с. 172]. В историческом центре Витебска и ныне располагаются Благовещенская и Ольгинская церкви. Топоним "Ольгово" сохранился на окраине современного Витебска, а также в районе озёр Межа, Сосно, Чернясто, Сесико в Городокском районе Витебской области (на порубежье Городокского и Усвятского племенных образований).

Интересно, что родилась будущая княгиня недалеко от этих мест - на территории Псковской земли. Гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты - родина княгини Ольги, установлен в 1993 г. перед Ильинским храмом г.Пскова.

В Ильинском храме продолжительное время хранились сани великой княгини Ольги. На расстоянии одного километра на северо-восток от названного храма находится основание Ольгинского камня, взорванного в ХХ в. Здесь установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом, освященный в 1994 г. Рядом с камнем в 1888 г. была построена кирпичная Ольгинская часовня (до настоящего времени не сохранилась) [5].

Река Великая по течению ниже Выбут разделяется островом на два рукава. Правый рукав реки, более глубокий, носит название "Ольгинские ворота", левый (мелкий, с каменным дном) - "Ольгины слюды" (из-за наслоений известняка на дне реки; слуда - подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча Прекрасы с князем Игорем. Князь Игорь охотился в этих местах, и когда ему понадобилось переехать на другой берег реки, он с удивлением обнаружил, что перевозчик - красивая девушка, которая сразу покорила князя своей гордостью, смелостью и рассудительностью. А княжеское имя Ольга Прекраса, став женой Игоря, получила в честь князя Олега [2, c. 21].

Воспитывалась Прекраса у своей богатой тетки в м.Пристань недалеко от Выбут. В этих местах и прошло её детство (а также вблизи сёл Ерусалимское, Паничьи горки). Несколько выше по течению реки находится м.Ольгинец, также названное в честь Ольги (местечко также известно под названиями Волжино, Волженец, Выдор). Развалины большой каменной постройки называют Ольгинском дворцом (возможно, это развалины церкви). Крестьяне считали это место святым и не распахивали его (хотя развалины находились посередине поля) и предлагали устроить часовню в честь св. княгини Ольги. В этой деревне до сих пор пользуются колодцем, выдолбленном в крупной береговой известковой скале. Он заполняется водой из "Ольгинского ключа", из которого, по преданию, брала воду сама княгиня Ольга. В 1998 г. около фундамента и у колодца прихожанами храма св. А.Невского установлены киоты с иконами св. княгини Ольги [5].

В 4,5 километрах вверх по реке Великой можно попасть в с.Покровское, которое согласно преданию являлось вотчиной Ольги, здесь же располагался и основанный ею монастырь. Монастырь был разорён литовскими племенами, позже его развалины были смыты рекой Великой.

В погост "Выбуты" пожертвована икона "Святая Ольга", написанная болгарским иконописцем Георгием. Отцом архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) переданы иконы: княгиня Ольга, св. равноапостольный Владимир, большое постовое Евангелие.

Имя княгини неоднократно упоминается в "Повести временных лет". В частности, здесь говорится о разгроме древлян Ольгой, мстившей за гибель мужа, князя Игоря, во время полюдья в древлянской земле.

По мнению историка А.Е. Преснякова, борьба с древлянами была столь упорна потому, что у древлян были свои племенные князья - издревле и как организационный момент, выступивший на сцену по необходимости ради самой борьбы. Драматические эпизоды этой борьбы Киева с древлянами А.Е. Пресняков сравнивает с характером суровой дикости и эпической силы, какими веет от северных саг [6, с. 125]. Нами усматривается здесь указание историка на норманнское происхождение первых князей Руси. Летопись приписывает Ольге правила раздела древлянской дани: две части дани идут Киеву, а третья Вышегороду к Ольге, "бе бо Вышгород град Вользин".

Известно, что в Новгородской земле Ольга ввела вместо полюдья сбор дани в определенном размере (оброки) путем повоза, т. е. доставки в определенные пункты, погосты. Тесная связь Новгорода с Киевом просматривается со времен Игоря до времени упадка Киевской Руси. "Путь из варяг в греки" - ось не только политической карты, но и политической жизни Киевской Руси.

После Игоря в деятельности Ольги и её сына Святослава сказалась с особой наглядностью двойственность в ранней деятельности русской княжеской власти: противоречие стремлений к прочной организации киевского государства и усвоению новой культуры вследствие болгарского влияния и старых порывов боевой силы к богатому югу [6, с. 127].

Памятники княгине Ольге установлены во Пскове, Киеве, а также в украинском городе Коростене. В честь Ольги названа улица в Киеве. Образ княгини увековечен на украинских памятной монете и почтовой марке.

Имя княгини Ольги объединяет три славянских народа - русских, украинцев и белорусов. Это и понятно, ведь существовала единая Киевская Русь, которую населяла древнерусская народность, прародительница этих народов. Имя княгини Ольги известно и другим славянским народам. Образ княгини Ольги - один из самых любимых в Витебске.

В 2009-2010 гг. в Витебске состоялся конкурс на создание памятника легендарной основательнице города. Планируется установка памятника в центре Витебска.

Хотелось назвать и имя девушки-витебчанки, которая на театрализованный праздник в честь рождения Витебска ежегодно наряжается в костюм княгини Ольги - это Елена Метлюк, участница народного клуба исторической реконструкции "Варгенторн", действующий при городском Центре культуры "Витебск" [1, с. 4].

Литература

1. Дроздова, Н. Витебск в лицах. А женщина женщиной будет /Витьбичи. - 2013. - 23 апреля. - С. 4.

2. Иванова, Т., Волкова, Л. В гостях у княгини Ольги / Витьбичи. - 2013. - 27 июня. - С. 21.

3. Память: Гіст. - дакум. хроніка Віцебска. У 2-х кн. Кн. 1-я / Рэд. кал.: Г.П. Пашкоў (гал. рэд.) і інш.; Маст. Э.Э.Жакевич. - Мн.: БелЭн, 2002. - 648 с.: іл.

4. Савич, Д. Религиозно-мифологическая парадигма об основании Витебска святой равноапостольной княгиней Ольгой / Крещение Руси в судьбах народов Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути: материалы Международной научной конференции. - Минск, 6-7 июня 2013 г./ ред. кол.: В.Г. Гусаков [и др.]. - Минск: Изд-во Белорусского Экзархата, 2013. - 351 с. [16] іл.

5. Сайт Храма А. Невского в Пскове. Дата доступа: 24.05.2013. Время доступа: 22.10.

6. Пресняков, А.Е. Киевская Русь. - Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012. - 384 с.

Татьяна Иванова (г.Витебск)