После выборов в парламент 2003 года в общественном сознании укрепилось мнение, согласно которому либеральный спектр российской политики утратил свое влияние и уже вряд ли сможет восстановить свои позиции на политической сцене. Эту точку зрения по просьбе корреспондента ИА REGNUM прокомментировал заместитель председателя партии ЯБЛОКО Сергей Митрохин.

На Ваш взгляд, спустя 10 месяцев после выборов в Думу, каково положение российских либералов, восстанавливается ли их популярность у населения? Можно ли говорить о росте их рейтинга?

Сейчас в политике сложилась такая ситуация, в которой рейтинг практически ничего не значит. Рейтинги практически всех партий находятся в пределах статистической погрешности. Поэтому рейтинг не является показателем. Показателем является реальная активность. Я считаю, что либералы сейчас достаточно активны в тех условиях, в которых их вынуждают работать и в некотором смысле являются более активными, чем до выборов в последнюю Государственную Думу. Они стали силой, которая выходит на улицу, вступает в прямой контакт с населением, реально противостоит попыткам свернуть демократические права и свободы. Поэтому их значение растет, хотя и не измеряется рейтингом.

Можно ли сказать, что либералы стали центром притяжения протестного электората?

Да, безусловно. Я считаю, что сейчас они стали больше похожи на правозащитное движение 60-70-х годов. Тогда речь не могла идти ни о каких рейтингах, но это движение произвело колоссальный сдвиг и, в конечном счете, привело к смене политического режима. Я думаю, что либералы переходят в такую фазу активности. Сейчас нужно разрабатывать стратегию работы именно в таких условиях, и эта стратегия будет более эффективна, чем только участие в политических выборах, учитывая, что выборы все больше превращаются в декорацию.

Как Вы оцениваете социальную базу либералов на данный момент? На кого они гарантированно могут опереться?

Это, конечно, интеллигенция, а также значительная часть бизнеса, в основном малого и среднего бизнеса. Это и, так скажем, постиндустриальный сегмент общества, который связан со сферой услуг, сферой производства знаний, образования.

Насколько велико внимание молодежи к либеральному спектру?

Я думаю, что нет другого пути у молодежи, как прийти в той или иной степени к либеральному движению. Так как невозможно осваивать современные профессии, получать современное образование в условиях отсутствия свобод.

А в какой мере современное либеральное движение ассоциируется со своими "традиционными" лидерами - такими, как Хакамада, Немцов, Явлинский?

Сейчас - в меньшей мере. Сейчас происходит выдвижение части новых фигур. Но при этом важно, что сохранятся влияние и старых лидеров. Либерализм все больше приобретает характер движения, а не каких-то отдельных политических партий. Лидеры его консолидируют, и параллельно выдвигаются новые фигуры, которые также вносят определенный вклад. Структура лидерства становится более сложной, более многомерной.

Как Вы оцениваете деятельность Комитета-2008 на данном этапе?

Это как раз один из позитивных факторов, когда есть структура, решающая конкретные задачи. Например, задачу по согласованию позиций и интересов различных политических сил. Пока Комитет наиболее удачно выступает именно в этом направлении, консолидирует различные партии. И это очень ценно для нынешнего либерального движения.