"Так не доставайся же ты никому".

(Время новостей. 26.10.04. А.Климович)

Бывший глава Уярского района пытался сорвать выборы своего преемника

В Уярском краевом суде начался беспрецедентный для Красноярского края процесс. Василия Масальского, бывшего главу администрации Уярского района, (примерно 200 км на запад от Красноярска) судят за "препятствование осуществлению избирательных прав граждан". Самое мягкое наказание по этой статье Уголовного кодекса РФ - 200 тыс. руб. штрафа, самое строгое - пять лет лишения свободы.

В конце марта в Уярском районе прошли выборы нового главы местной администрации. Василию Масальскому, уже два срока занимавшему этот пост, краевые власти накануне дали понять, что пора заняться чем-нибудь другим. Казалось бы, невелика прибыль - руководить небогатым сельским районом, в котором проживает чуть больше 25 тыс. человек. Однако Василий Масальский решил все-таки сохранить за собой это кресло. Прямое противостояние с краевой администрацией было чревато серьезными последствиями, поэтому опытный чиновник решил сорвать выборы. Это позволило бы Василию Масальскому при хорошей юридической поддержке "поуправлять" родным районом еще год-полтора.

Через короткое время в Уярский суд поступила жалоба на нарушения избирательного законодательства от одного из жителей района: По неофициальным данным, столь внезапную гражданскую сознательность этот гражданин проявил по настоятельной просьбе Василия Масальского. Суд действительно обнаружил некоторые формальные нарушения закона со стороны территориальной избирательной комиссии, однако они не могли стать основанием для отмены результатов выборов. Позднее это подтвердила и независимая юридическая экспертиза. Тем не менее Василий Масальский решил рискнуть - за пару дней до дня голосования он распорядился закрыть в районе все избирательные участки. Очевидно, предполагалось, что краевые власти просто не успеют восстановить статус-кво.

Однако в Красноярске отреагировали на случившееся быстро и жестко. Прокуратура направила главе Уярского района предписание немедленно отменить свое незаконное решение. Законодательное собрание обратилась к региональной администрации с требованием обеспечить проведение выборов. За день до выборов главы района все избирательные участки в Уяре были открыты. За ходом голосования в этом маленьком районе следил один из заместителей губернатора - были опасения, что дезориентированные избиратели (то им говорили, что выборы состоятся, то - что выборы незаконные) просто не придут на участки. Однако жители Уярского района выбрали себе главу администрации в первом же туре.

Тем не менее краевые власти решили примерно наказать возмутителя спокойствия - столь откровенная попытка сорвать выборы не должна была остаться безнаказанной.

Прокуратура возбудила против Василия Масальского уголовное дело и довела его до суда. Правда, как показывает судебная практика, в Красноярском крае Фемида зачастую доброжелательна к бывшим чиновникам. Даже за самые тяжкие преступления они иногда получают условные сроки наказания. Поэтому местные политические наблюдатели полагают, что Василий Масальский будет приговорен всего лишь к крупному штрафу.

"На запасном пути".

("Континент Сибирь", №37, Максим Графшин)

Губернатор Александр Хлопонин рассчитывает на серьезные инвестиции крупного бизнеса в экономику края. У главы "Интерроса" Владимира Потанина такие средства есть.

Красноярский край имеет все предпосылки для того, чтобы стать "локомотивом российской экономики". Именно такое громкое заявление губернатор Александр Хлопонин сделал в апреле 2004 года в Красноярске на Инвестиционном форуме регионального развития. Спустя пять месяцев "КС" попытался получить ответ на вопрос "Насколько продвинулся Красноярский край в этом направлении?".

Администрация края ставила перед собой задачи продемонстрировать миру ряд важных моментов. Во-первых, что в крае достигнута политическая стабильность, в том числе и во взаимоотношениях между двумя ветвями власти. Во-вторых, сейчас край является экономически стабильным регионом с благоприятным климатом для всех промышленных структур, имеющих интересы в Красноярском крае. И третье (что мы хотели понять в большей степени для самих себя), есть ли у края реальный потенциал развития и в чем он состоит. И благодаря форуму мы увидели эти реальные направления деятельности", - заявил первый заместитель губернатора края Лев Кузнецов 28 апреля 2004 года на форуме.

В ходе работы форума Совет администрации сообщил участникам о присвоении краю рейтинга кредитоспособности по национальной рейтинговой шкале "А", который является признаком "устойчивости налоговой базы, высокого качества финансового управления, эффективной политики управления государственным долгом и значительного ресурсно-экономического потенциала региона".

К числу базовых инвестиционных проектов краевые чиновники относят завершение строительства Богучанской ГЭС, возможное строительство алюминиевого завода и развитие Нижнего Приангарья, освоение Ванкорского нефтяного месторождения, создание в Красноярске мультимодального узла и реформу ЖКХ. "Такого месторождения, как Ванкор, нет нигде в России, - сказал 21 сентября губернатор Александр Хлопонин. - Это будет одно из самых лучших месторождений". По словам губернатора, реальность превзошла все ожидания. Сегодня скважина дает до 490 тонн нефти в сутки, что примерно в 70 раз больше, чем на месторождениях Западной Сибири.

Ждет своего часа и инвестиционный меморандум о завершении строительства Богучанской ГЭС, подписанный с компанией "Базовый элемент". По информации Минэкономразвития РФ, экспертиза стоимости, сроков и различных вариантов финансирования достройки Богучанской ГЭС будет закончена до 1 ноября. А 28 сентября глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс заявил, что энергетики сумели наконец-то договориться с "Базэлом" и "острая ситуация с Саяно-Шушенской ГЭС и допэмиссией акций Красноярской ГЭС, связанной с достройкой Богучанской ГЭС", исчерпана.

"Континент Сибирь" планирует регулярно обращаться к теме инвестиционного потенциала самой большой сибирской территории. В следующем номере "КС" читайте материал о перспективах развития энергосистемы края, в котором будут затронуты следующие вопросы: источники инвестиций в ОАО "Красноярскэнерго", способность энергокомпании удовлетворить растущие потребности развивающихся отраслей экономики края, структура расчетов с энергосистемой предприятий различных отраслей.

Большие надежды Совет администрации Красноярского края связывает с развитием лесопромышленного комплекса региона. "У нас уже есть проекты "ЕвразХолдинга" и "Континенталь Менеджмента". Постоянно появляются новые потенциальные инвесторы. На днях я встречался с инвесторами из Америки - представителями компаний Harvard Management Company, Inc. и JJ Forestry AB. А чуть раньше крупная китайская компания из Пекина заявила на Байкальском форуме, что Красноярский край - самая предпочтительная в Сибири площадка для строительства целлюлозно-бумажного комбината. Мы поддерживаем контакты с гонконгской компанией "Лянь фа", которая планирует построить в Бирилюсском районе завод по производству пиломатериалов. Стоимость проекта - 1,8 млрд рублей. Словом, инвесторов в целом на территории края очень много. И мы для всех пытаемся создать равные условия. Но, пожалуй, самый значительный проект - это строительство в крае ЦБК. Сейчас мы совместно с китайскими инвесторами прорабатываем различные варианты его месторасположения. Речь идет о сумме, превышающей миллиард долларов", - заявил "КС" 28 сентября заместитель губернатора Андрей Гнездилов.

Дружественные отношения складываются у краевой администрации с ОАО "Российские железные дороги". По словам вице-президента компании Владимира Якунина, стороны говорят на "внятном экономическом языке". На сегодня достигнуто соглашение об увеличении объемов закупок РЖД на территории Красноярского края шпальной продукции в два раза. Речь идет о 4,5 млн шпал в год. "В настоящий момент Внешторгбанк готов заключить кредитные договоры для предоставления оборотных средств на производство этих шпал. Экономический эффект уже чувствуют компании, производящие шпалы, а также леспромхозы в районах", - заявил "КС" Андрей Гнездилов. "Достигнутая с железнодорожниками договоренность даст дополнительный стимул для развития экономической эффективности наших предприятий", - подытожил вице-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.

Неопределенность всегда пугает

Вместе с тем данные краевого комитета статистики об инвестициях в основной капитал в крае за январь-июнь 2004 года говорят о значительном снижении темпов роста вкладываемых в экономику края средств. Так, общая сумма вложений выросла по отношению к аналогичному периоду 2003 года с 13,6 млрд до 15,2 млрд рублей - на 3,2%. В то же время в прошлом году прирост составил 109,7% по отношению к 2002 году. "Не знаю таких данных крайкомстата. У нас есть свои данные. Они также основаны на статистическом сборе информации. Так вот нынешняя динамика выше динамики прошлого года. Наибольший рост инвестиций показывает жилищное строительство. Жилье по-прежнему считается очень выгодным вложением средств, это ликвидный товар, правда, он демонстрирует, к нашему большому сожалению, быструю динамику роста цен. И если люди имеют, с одной стороны, потребность, с другой - возможность выгодно вложить деньги, они это делают на рынке жилья", - заявил "КС" заместитель губернатора Красноярского края Николай Глушков, курирующий строительную отрасль.

Это уже не первый случай, когда данные крайкомстата вызывают у краевых чиновников недоумение. Подобное расхождение во мнениях было и тогда, когда крайкомстат подводил итоги социально-экономического развития края за первое полугодие 2004 года. По версии крайкомстата, в январе-июне 2004 года красноярскими предприятиями было произведено продукции на сумму 144,4 млрд рублей. Это меньше, чем в первом полугодии 2003 года, на 0,3%. "Никакого падения нет. Вся разница в методологии", - заявил тогда "КС" Лев Кузнецов. "Крайкомстат многие годы работал с показателями, которые называются "государственные капитальные вложения". Но кроме этого, есть личные средства граждан, есть дополнительные внебюджетные источники. Их тоже необходимо учитывать. Отсюда и неточности. Может быть, также сказывается не очень жесткая финансовая дисциплина многих компаний. Раньше искажение статистической отчетности преследовалось по закону, сейчас же многие просто ни перед кем не отчитываются", - считает заместитель губернатора Глушков.

Краевые законодатели в отличие от представителей исполнительной ветви власти не так восторженно смотрят на текущую динамику роста инвестиций. На первой после летних каникул сессии Законодательного собрания, которая прошла 29 сентября, депутаты приняли во втором чтении краевой закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае". При этом председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного собрания края Юрий Захаринский довольно прохладно оценивает инвестиционную активность в регионе. Депутат считает, что изменения после Инвестиционного форума, безусловно, произошли, но не в тех масштабах, которые ожидали. "Если и есть какие-то подвижки, то это все на стадии предварительных договоренностей и переговоров", - говорит Захаринский.

Его коллега по краевому парламенту Светлана Андронова видит проблемы в несогласованности действий между краевыми властями и энергетиками. "В Лесосибирске иностранная фирма захотела построить цех на лесокомбинате, они обратились в соответствующие инстанции, но им отказало "Красэнерго", мотивируя это нехваткой электроэнергии. Проект мог дать для города дополнительно около 400 рабочих мест. Очень хорошо, что принимается закон о господдержке инвестиций, но, на мой взгляд, мы просто говорим, что привлекаем инвестиции. Как только столкнулись с реальной задачей - сразу отбой", - заявила Андронова.

Депутат Алексей Клешко опасается, что другие регионы, в которых тоже приняты аналогичные законопроекты, могут опередить Красноярский край в деле привлечения инвесторов: "Подобная деятельность сейчас идет в Ярославской, Ленинградской и Нижегородской областях. Активно движется в этом направлении Матвиенко в Санкт-Петербурге, которая, кстати, предусмотрела еще большие, чем в нашем законопроекте, льготы. Инвестиционные проекты требуют серьезного административного сопровождения на территории края. Говоря проще, люди, которые желают дать нам деньги, не должны простаивать в очередях, чтобы попасть к тому или иному чиновнику".

ЗС поддержало предложение Клешко выслушать к концу года доклад представителей краевой администрации о том, как идет реализация принятого закона. Член Совета Федерации от Красноярского края Вячеслав Новиков считает, что снижение темпов роста инвестиций в региональную экономику реально, но искать его причины следует на федеральном уровне. "Снижение не является следствием неправильной политики властей Красноярского края. Сходный процесс можно наблюдать и на общероссийском уровне. Причина кроется в политических преобразованиях, которые сейчас идут в стране. Растут всевозможные риски. В то же время я думаю, что замедление темпов не достигнет существенных масштабов. И едва ли оно продлится долго", - заявил сенатор "КС".

С ним согласны и представители крупного бизнеса Красноярского края. Вот что, в частности, заявил "КС" генеральный директор ОАО "Красноярский завод цветных металлов имени Гулидова" Игорь Тихов: "Отсчет темпов роста всегда идет от базы. Если в прошлом году рост был большой, то в этом году и база для отсчета, соответственно, больше. В таком случае рост в 3% - это тоже серьезный показатель. Если говорить о причинах замедления, то главной, безусловно, является банковский микрокризис, который произошел этим летом на финансовых рынках. Денег в "кровеносной системе страны" стало меньше, что и стало причиной замедления развития. Я думаю, кризис будет преодолен примерно к концу ноября и рост инвестиций возобновится".

"Эффект будет не раньше 2008 года".

("Континент Сибирь", №37, Анжелика Югрина)

Наиболее значимые предприятия Красноярского края уже давно входят в сферу интересов крупнейших российских ФПГ, которые и определяют экономический портрет края. Насколько существенный вклад вносят эти группы в инвестиционный процесс Красноярья? Об этом корреспондент "КС" АНЖЕЛИКА ЮГРИНА беседует с депутатом Государственной думы, первым заместителем председателя комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям НИКОЛАЕМ АШЛАПОВЫМ.

- Достаточные ли усилия прилагает краевая власть, чтобы создать инвестиционно привлекательный образ края?

- Работу в этом направлении администрация проводит. Но за первое полугодие этого года в Красноярском крае произошло снижение объема валового регионального продукта. Если все регионы Сибирского федерального округа наращивают его объем, то мы - регион с минусом. Тут необходимо серьезно задуматься администрации края и всем объединениям работодателей, чтобы в конечном итоге выполнить задачу, сформулированную сегодня президентом, - об удвоении ВВП.

Можно назвать несколько проектов, которые сегодня уже реализуются, где инвесторы реально зашли на нашу территорию. Например, в лесном секторе работают две компании: "ЕвразХолдинг" и "Континенталь Менеджмент". Они вкладывают деньги в лесопереработку, уже сегодня проплачены контракты на несколько десятков миллионов евро.

Еще один активный инвестор на территории края - "Русал". Он достаточно энергично работает над увеличением объемов производства алюминия и на нашей территории, и в Хакасии. Самый серьезный проект - достройка Богучанской ГЭС. Такие крупномасштабные инвестиции не может себе позволить ни одна компания России. Это даст реальную прибавку регионального продукта, занятости, а в целом будет способствовать улучшению экономической ситуации. Другое дело, что некоторые проекты уже начали реализовываться, а в некоторых пока решаются организационные вопросы, особенно по проекту Богучанской ГЭС. Решение до сих пор еще не принято, и оно будет приниматься как минимум на уровне второго лица в государстве - премьер-министра. Из того, что знаю я, вариантов по достройке второй очереди ГЭС, кроме как благодаря привлечению к этому проекту алюминщиков, просто нет. РАО "ЕЭС России" может это сделать, только собрав со всех потребителей деньги и включив в тариф, то есть за наш счет увеличить свою капитализацию. Это, естественно, никого не устраивает. Один реальный инвестор, который существует сегодня, - компания "Русский алюминий", у которой есть интерес в этом проекте и которая реально что-то делает для его реализации.

- Участвует ли Союз промышленников и предпринимателей края в этих проектах?

- Эффект от всех этих проектов будет. Но даже если пойдет все очень гладко, в лучшем случае - к 2008 году. Необходимо время на строительство, запуск, отладку технологий и т. д. В рамках нашего союза мы очень плотно занимаемся внутрикраевой кооперацией. Компании, особенно крупные, закупают оборудование, сырье, материалы на стороне, мы же стараемся предложить им в качестве подрядчиков организации, располагающиеся на территории нашего края. Это касается производства нестандартного оборудования либо строительно-монтажных работ.

Мы все для этого делаем, и нам идут навстречу и "Русал", и "Норильский никель" - два наших основных заказчика, у которых объемы заказов исчисляются сотнями миллионов долларов. Также мы стыкуем между собой средние предприятия. Например, комбайновый завод выступает в качестве не только подрядчика, но и заказчика - мы предлагаем им краску, спецодежду, произведенные организациями - членами СПП. Но если кто-то со стороны предлагает гораздо качественнее и дешевле, то у нас аргументов нет, мы сделать ничего не можем.

- Как относитесь к господдержке инвестиционных проектов за счет компенсации части ставки рефинансирования?

- Это одна из проблем, которую мы решали вместе с краевой администрацией, - заложили в бюджете края 100 млн рублей на компенсацию процентной ставки из расчета компенсации 50%. Это абсолютно правильно, потому что прямое финансирование любых проектов является расточительством - у нас не так много денег в бюджете и много социальных программ. Компенсация процентной ставки позволяет предприятию брать не очень дорогие кредиты и привлекать средства. Например, 100 млн рублей компенсации позволяют привлечь почти 1,5 млрд рублей. И под ставку не 16%, а всего 8%.

- Как бы вы оценили деятельность ФПГ, базирующихся на территории края?

- На мой взгляд, правильную политику сейчас ведет СУЭК. Они погасили старые долги, ведут ряд социальных программ.

Про "Агромашхолдинг" пока сложно что либо говорить - там прошла продажа контрольного пакета новым собственникам. Надеюсь, что когда в одних руках сосредоточены активы, будет оперативнее проводиться инвестиционная программа. Но надо отдать должное бывшим собственникам завода - они показали довольно эффективную работу, и объемы производства на комбайновом заводе значительно выросли. Они завоевали приличную часть рынка, в том числе отвоевав его у своих конкурентов. Сейчас, надеюсь, этот процесс пойдет более интенсивно, так как у нового собственника больше возможностей по инвестированию.

Что касается Ачинского НПЗ, все зависит от того останется ли он в составе ЮКОСа либо будет продан за те долги, которые ЮКОСу насчитали. Для края главное, чтобы завод работал на прежнем уровне, продукция его востребована, и единственное, что меня здесь волнует, - это рост цены на нефтепродукты. В Государственной думе мы будем принимать определенные меры против всевозможных трестов и картельных соглашений, которые существуют.

- Как вы оцениваете перспективы инвестиционных процессов в целом в Красноярском крае?

- Инвесторы - это "штучный товар", мы их знаем наперечет. У нас мало компаний, инвестирующих серьезные средства в расширение или создание бизнеса, и это основная беда. Сегодня отсутствует как таковая промышленная политика.

Например, благодаря конъюнктуре цен на мировом рынке растут все сырьевые отрасли, особенно в области энергетики, "нефтянки". Мы показываем там рекордные результаты, но остальные отрасли - машиностроение, деревопереработка, углубленная переработка "нефтянки" - нефтехимия, то есть предприятия, где уже формируется конечная добавленная стоимость и занята основная часть людей, - находятся в плачевном состоянии. В выигрыше только те крупные компании, которые в свое время успели поучаствовать в приватизации, и к сожалению, деньги этих компаний никуда не вкладываются.

"Зарплата депутатов станет больше, а владельцы игровых автоматов заплатят сполна".

("Городские новости", 26.10.04, Лариса Шевчук)

Как и предполагалось, одним из основных вопросов ХII-й сессии Законодательного собрания края стала корректировка бюджета текущего года. Заместитель губернатора края - начальник главного финансового управления Александр Новак доложил депутатскому корпусу, что параметры бюджета 2004 года увеличились более чем на миллиард рублей как по доходной части, так и по расходам. При этом дефицит бюджета сократился на 3,8 млрд рублей.

Увеличение доходной части связано с ростом поступлений от "Норильского никеля", КрАЗа, налога на прибыль, взыскания недоимки с крупнейших налогоплательщиков. Кроме того, Александр Новак заявил, что администрация края ожидает увеличение поступлений в бюджет в виде налогов от угольных разрезов. В представленной корректировке впервые в полном объеме отражены средства, поступившие от предпринимательской деятельности и спонсоров.

Что касается расходной части бюджета, то главное финансовое управление предложило направить 340 млн рублей муниципальным образованиям края в качестве дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов. Более 40 миллионов рублей будут перечислены на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ отдельным категориям граждан, проживающим в сельской местности. Администрация края также намерена увеличить расходы на выплату заработной платы молодым специалистам.

Депутаты одобрили представленный администрацией проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон "О краевом бюджете на 2004 год". Единогласно краевыми парламентариями был принят и законопроект об увеличении налоговой ставки на игорный бизнес. Ранее администрация предлагала увеличить ставку налога на игровой бизнес за один игровой автомат на 20 процентов - с 3 тыс. рублей до 3,6 тысячи рублей в месяц, что позволило бы получить дополнительные доходы в бюджет- 18 млн. рублей. Но во время обсуждения данного предложения на заседаниях постоянных комиссий ЗС было предложено установить максимальную ставку за один игровой автомат - 7500 рублей. Председатель постоянной комиссии по финансам, бюджету и налоговой политике Валерий Семенов заявил, что это пополнит краевой бюджет почти на 135 млн рублей.

Еще один законопроект касался повышения стипендий одаренным учащимся. Законодатели проголосовали за то, чтобы увеличить размер именных стипендий с 200 до 600 рублей. На эти цели предстоит выделить из краевого бюджета около 330 тысяч рублей.

Депутаты выразили убеждение, что подобный шаг исполнительной и законодательной ветвей власти послужит стимулом для школьников и студентов Красноярского края в улучшении своих учебных результатов. Спикер краевого парламента Александр Усс также проинформировал депутатов о том, что администрация края готовит законопроект, который предусматривает изменение системы оплаты труда всех госслужащих - от губернатора до работника рядового звена. Согласно этому документу денежное содержание административного аппарата будет увеличено в несколько раз. Повышение зарплаты мотивируется тем, что "таких низких окладов, которые получают в администрации, нет ни в одном регионе России". Законопроект будет внесен в Законодательное собрание в течение ближайшего времени. Это сообщение вызвало у депутатов неоднозначную реакцию. Однако большинством голосов законопроект был все же принят: "за" проголосовало 26 народных избранников, "против" - только трое.

Решением Законодательного собрания жители поселка Коркино получили возможность оформить полученное жилье в собственность, а города Канск, Сосновоборск, Енисейск наделены статусом городского округа. Депутаты ЗС согласились с органами местного самоуправления Сосновоборска, Канска и Енисейска, которые настаивали на присвоении названным городам статуса городского округа, поскольку в этих городах сложилась развитая социальная, транспортная, экономическая и другие инфраструктуры, необходимые для принятия самостоятельных решений. До 1 января 2007 года в Сосновоборске, Канске и Енисейске должны появиться знаки границ, а также их описание, которое в соответствии с федеральным законодательством должно быть у каждого муниципального образования. Средства на эти мероприятия будут выделены из краевого бюджета.

Также депутаты рассмотрели инициативу коллег из Государственной думы о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ, которые касаются изменения количества праздничных дней. Поправки предполагают установить праздничными и соответственно выходными днями 1 - 7 января. При этом старый советский праздник 7 ноября предлагается праздновать 4 ноября. Из-за увеличения количества выходных дней депутаты Госдумы намерены сократить майские праздники - отдыхать только 1-го и 9 мая.

Рассмотрев предложенные поправки, депутаты краевого парламента большинством голосов высказались против изменения праздничных дней.

Самой спорной поправкой является замена 7 ноября, как Дня примирения и согласия, на 4 ноября - в память об историческом событии 1612 года: освобождении Москвы от иноземных захватчиков народным ополчением под руководством Минина и Пожарского. Именно эта дата стала поводом к тому, чтобы в целом дать отрицательный отзыв на поправки Госдумы.

"Влияние государства на инвестиционный климат снижается".

("Континент Сибирь", №37)

На первой после летних каникул сессии Законодательного собрания Красноярского края, состоявшейся 30 сентября, во втором чтении был принят проект закона "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае". Спикер краевого парламента АЛЕКСАНДР УСС в интервью корреспонденту "КС" АНЖЕЛИКЕ ЮГРИНОЙ рассказал, почему этот закон создает правовые предпосылки для развития инвестиционной привлекательности региона.

- Александр Викторович, чем обусловлено принятие закона?

- Все хорошо знают, что сегодня, к сожалению, наш край не может похвастаться особой инвестиционной привлекательностью с точки зрения организационно-правовых условий. Неслучайно в инвестиционном рейтинге Красноярский край, несмотря на наличие квалифицированных кадров и уникальных запасов природных ресурсов, занимал слабые позиции по России. Теперь, я полагаю, правовые предпосылки и проблемы, которые существовали в этой области, сняты, потому что появился закон, который регламентирует очень многие вещи, в частности, представление налоговых льгот, государственных гарантий, бюджетных инвестиций, бюджетных кредитов, а также информационную и консультационную помощь. Все это позволит краю серьезно продвинуться вперед с точки зрения количества инвестиций, которые придут в регион.

Мы исходим из того, что закон, даже самый хороший, автоматически действовать не будет, поэтому теперь надо пройти вторую половину пути, а именно предусмотреть такие организационные административные меры, которые обеспечивали бы работу этого закона. Все новое - это хорошо забытое старое: в прежние времена существовали планы по реализации того, что намечено, и это давало результат, вот и мы решили воспользоваться опытом наших предшественников.

- Какие отрасли в крае наиболее популярны для инвестиций?

- Красноярский край занимает 60-е место среди субъектов РФ по уровню инвестиционной активности (отношение суммы инвестиций к сумме ВРП), 17-е место по объему инвестиций в основной капитал и 35-е место по объему инвестиций на душу населения (по данным Совета администрации края).

В январе-августе 2004 года на создание новых, приобретение основных средств, бывших в употреблении у других организаций, и объектов незавершенного строительства было использовано 21,8 млрд рублей инвестиций в основной капитал. На создание новых основных средств - 20,7 млрд, или 103,2% к январю-августу 2003 года.

Основным источником инвестиций в течение всей новейшей истории края являются собственные средства предприятий (в первом полугодии 2004 года - 91,5% от общего объема инвестиций). Иностранные инвестиции составляют незначительную величину (за первое полугодие 2004 года - 0,1% от общего объема инвестиции). Подавляющая часть инвестиций в первом полугодии 2004 года осуществлена в промышленном производстве - 62,5% от общего объема инвестиций, в основном в цветной металлургии (47,3%).

"Популярность" отраслей экономики для инвестиций обусловлена финансовым состоянием этих отраслей, поскольку основным источником инвестиций, как указано выше, являются собственные средства предприятий. В частности, цветная металлургия формирует свыше 90% прибыли промышленного производства в крае и, соответственно, располагает средствами для осуществления инвестиций. Относительно высокий уровень инвестиций в сельское хозяйство достигнут за счет средств краевого бюджета.

- Действительно ли инвестиционный климат определяется не только действиями властей, но и конкуренцией с соседними регионами?

- Поскольку государство дрейфует все дальше от реальной экономики, предоставляя ей развиваться по либерально-рыночным законам, влияние государства на инвестиционный климат постоянно снижается. Однако если, к примеру, у двух соседних регионов экономико-географическое положение одинаково, политика властей в отношении инвесторов одного из регионов может улучшить инвестиционный климат в отдельном регионе, в частности, за счет снижения соответствующих налогов. Необходимо отметить, что конкуренция регионов в части привлечения инвесторов путем повышения привлекательности для них законодательства весьма ограничена по своей природе, потому что соседние регионы достаточно быстро могут ввести аналогичные нормы.

- Какие принципы используются в стратегическом планировании привлечения инвестиций?

- В современных условиях инвестиционная привлекательность отдельной отрасли или экономики в целом неразрывно связана с конкурентоспособностью: если товары и услуги имеют рыночную привлекательность и их производство и реализация имеют относительно высокую рентабельность. Следовательно, принцип повышения конкурентоспособности экономики в планировании инвестиций можно считать основным. Для определения стратегии привлечения инвестиций необходимо иметь концепцию развития производительных сил и концепцию социального развития на долгосрочную перспективу, поскольку без этих концепций, вне их стратегии привлечения инвестиций существовать не могут по своей природе.

- Какова динамика налоговых платежей в бюджет края (рост или снижение) на предприятиях, перешедших в собственность ФПГ или других структур?

- К сожалению, подобные данные составляют налоговую тайну, согласно НК РФ. Относительно повышения эффективности производства, роста рентабельности и, как следствие, увеличения налоговых платежей уместно отметить, что они не имеют прямой зависимости от принадлежности предприятий к ФПГ. (Определяющее влияние на рост налоговых платежей в цветной металлургии в последние годы оказало увеличение мировых цен на продукцию отрасли). На мой взгляд, главное здесь в том, чтобы у собственников предприятий были возможность и желание вкладывать или привлекать финансовые ресурсы в развитие предприятий.

Прямая речь

Принципы привлечения инвестиций

Сергей Филиппов, генеральный директор ОАО "КраМЗ":

- Полагаю, принципы должны быть скорее у инвесторов, которые решают, куда выгоднее вложить средства. Для предприятий хороши любые инвестиции, в том числе со стороны государства. Особенно если оно является еще и акционером предприятия.

Галина Безрукова, финансовый директор ЗАО "Енисейтелеком":

- Финансовая стратегия компании является элементом общей стратегии предприятия. В ее рамках рассматриваются вопросы повышения эффективности управления ресурсами предприятия, увеличения стоимости бизнеса, повышения инвестиционной привлекательности компании, являющейся основным условием привлечения денежных потоков. Цель финансового стратегического планирования - оценка будущего финансового положения предприятия.

Особенностью финансовой стратегии сотового бизнеса как направления, активно использующего различные источники привлечения денежных ресурсов (кредитование, облигационные займы, фондовый рынок и др.) и характеризующегося высокой конкуренцией, является повышение стоимости бизнеса. Одной из основных составляющих стратегического развития компании является бюджетирование. Прогнозирование динамики развития предприятия, бюджетирование как система оперативного и стратегического планирования играет важную роль в повышении эффективности управления компанией и является главным инструментом при разработке стратегии роста компании в долгосрочной перспективе.

Владимир Донских, заместитель управляющего филиалом ОАО "Внешторгбанк" в Красноярске:

- Предприятия, привлекающие инвестиции, во-первых, должны представлять рыночную составляющую инвестиционных планов. У них должен быть реальный бизнес-план, в котором необходимо обозначить проблему окупаемости и рынка сбыта. Во-вторых, у компании должно быть адекватное финансовое состояние, опыт деятельности. Банки - не венчурные конторы, и каждый вложенный рубль должен приносить прибыль. И в-третьих, необходимо учитывать политическую составляющую.

Эдхам Акбулатов, начальник Главного управления развития экономики и планирования администрации Красноярского края:

- На структуру инвестиций должна повлиять политика органов государственной власти края, направленная на государственную поддержку инвестиционной деятельности. Так, уже сегодня определены приоритетные направления развития экономики Красноярского края, которые сформированы следующими составляющими. Первое - точки роста в реальном секторе, где власть может и должна помочь развитию конкурентоспособных производств. Здесь предполагается задействовать государственную поддержку как в виде финансовой помощи, так и в виде предоставления различных преференций рентабельным предприятиям, которые уже завтра начнут приносить ощутимые результаты. При этом, учитывая ограниченность бюджетных средств, инвестиции в первую очередь будут сконцентрированы в отраслях, имеющих перспективу роста в среднесрочном периоде.

Второе - производственная инфраструктура. Без качественных сетей, электроэнергии, газопроводов, канализационных коллекторов, воды, мостов невозможно развитие реального сектора. Все это приносит реальную прибыль, помогает развиваться экономике региона в целом и как следствие - повышать благосостояние населения.

"Депутатам повысили оклады".

("Красноярский рабочий", 26.10.04, Эрих Пырх)

В минувшую пятницу завершилось второе заседание XII сессии Законодательного Собрания края. С обширной повесткой депутаты управились довольно быстро.

Практически без обсуждения были внесены изменения и дополнения в краевые законы "О ставке налога на игорный бизнес" (установлена максимальная ставка налога за один игровой автомат - до 7500 рублей); "Об административных правонарушениях"; "О краевых именных стипендиях для одарённых учащихся общеобразовательных учреждений Красноярского края" (стипендии повышены с 200 до 600 рублей в месяц); "О материальном обеспечении профессора Красноярской государственной академии музыки и театра Екатерины Иофель" и другие.

Представляя законопроект, вносивший изменения в закон края "Об административных правонарушениях" в части ограничения продажи и потребления пива, Юрий Абакумов подчеркнул, что предложенный документ должен ограничить распитие пива подростками в общественных местах. Нарушение закона влечёт наложение административных штрафов на граждан до пяти минимальных размеров оплаты труда, а на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних - от трёх до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Депутаты признали утратившим силу закон края "О налоговой ставке и льготах для автотранспортных предприятий, содержащих в своём составе автоколонны войскового типа, по налогам, зачисляемым в дорожный фонд". Они удовлетворили протест прокурора края на часть 2 статьи 11.1 Закона края "Об административных правонарушениях" - это касается установления административного штрафа за нарушение правил торговли.

Председатель постоянной комиссии ЗС по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодёжи Светлана Андронова предложила отклонить законопроект "О внесении изменений в статьи 13, 22, 24 Закона края "О социальном партнёрстве", внесённый краевой федерацией профсоюзов. Отметив, что ряд статей представленного законопроекта не соответствует Трудовому кодексу РФ, она внесла свой вариант одноимённого проекта закона. Депутаты не поддержали документ, внесённый федерацией профсоюзов, но приняли в первом чтении законопроект, предложенный Андроновой.

Сессия также рассмотрела проект закона края "О порядке предоставления жилых помещений жителям посёлка Коркино". Законопроект определяет порядок и условия предоставления жилых помещений целевого использования для переселения жителей посёлка Коркино из экологически неблагоприятного района. Председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Юрий Захаринский предложил коллегам поддержать законопроект, и они приняли его сразу в двух чтениях.

Неоднозначную реакцию краевых парламентариев вызвал проект закона "О внесении изменений в Закон края "О статусе депутата Законодательного Собрания Красноярского края". Группа народных избранников предложила приравнять депутатов ЗС, работающих на освобождённой основе, по уровню оплаты труда к заместителям губернатора. Надо сказать, что сейчас председатель ЗС получает зарплату на уровне губернатора края, его заместитель - 90 процентов от зарплаты спикера, а "освобождённый депутат" - столько же, сколько начальник краевого управления. Инициативная группа в составе 22 человек, среди которых коммунисты, лебедевцы, северяне и быковцы, сочла эту сумму недостаточной. "Предлагаемое изменение в оплате труда депутатов Законодательного Собрания края, - написали они в пояснительной записке, - позволит привести к единому порядку в оплате труда всех должностных лиц, относящихся к категории "А", и в то же время не повлечёт существенной дополнительной нагрузки на краевой бюджет".

Ну, это как сказать. Сами организаторы признают, что дополнительные расходы на реализацию закона с учётом инфляции составят 5-5,5 миллиона рублей в год. В финансово-экономическом обосновании черным по белому написано: "Реализация законопроекта в условиях 2005 года потребует выделения средств из краевого бюджета в объёме 19,5 миллиона рублей". А начальник экспертно-правового управления ЗС Любовь Елизарьева заметила, что расходы на реализацию этого закона в краевом бюджете на 2004 год не предусмотрены, поэтому придётся корректировать бюджет. Несмотря на все эти "но", депутаты большинством голосов поддержали законопроект. Логика его защитников такова: чем больше депутат получает, тем меньше у него соблазнов "работать на свой карман" и лоббировать интересы тех, кто платит неофициальный "гонорар". Доводы противников повышения окладов более реалистичны - жители края в большинстве своём как сыр в масле не катаются, и увеличивать зарплату депутатам, работающим на постоянной основе, попросту безнравственно.

Поддержав законопроект края о присвоении звания "Почётный гражданин Красноярского края" бывшему первому секретарю крайкома Владимиру Ивановичу Долгих, сессия рассмотрела более десятка федеральных законопроектов, законодательных инициатив и обращений представительных органов субъектов РФ. Среди них и две законодательные инициативы краевого парламента - "О внесении изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и "О внесении изменений в статьи 7 и 9 Федерального закона "О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации". Депутаты поддержали обе инициативы ЗС.

В числе дополнительно внесённых в повестку сессии вопросов депутаты рассмотрели и приняли законопроекты, вносящие изменения в законы края "Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений и сооружений"; "О краевой целевой программе "Геологическое изучение недр и развитие минеральной сырьевой базы в Красноярском крае на 2004-2006 годы"; "О краевой целевой программе "Обеспечение жизнедеятельности учреждений социальной сферы" на 2004 год".

"Фракции в тени остались".

("Сегодняшняя газета", 26.10.04)

Депутаты Законодательного Собрания отказались принимать в регламент краевого парламента поправки, которые позволяли создавать в ЗС фракции от политических партий. По мнению депутата Алексея Клешко, это позволило бы узаконить сложившуюся в ЗС систему, когда никто официально о фракциях не говорит, но де-факто они существуют. Однако, по мнению депутата Олега Пащенко, этот законопроект не будет способствовать сплочению депутатского корпуса. В итоге "за" проголосовало 18 депутатов. Для принятия законопроекта не хватило трех голосов. Спикер Законодательного Собрания Александр Усс считает, что депутаты не хотят разрушать установившуюся в парламенте стабильность. "Определенное деление по политическим пристрастиям на самом деле в Законодательном Собрании присутствует, - признал он, - и поэтому внесение соответствующих изменений в регламент лишь делает более четким положение дел. Я убежден, нельзя доводить до абсурда такое нормальное дело, как положение о фракциях. Потому что большая часть вопросов, которые рассматриваются на уровне Законодательного Собрания, лишена политической окраски. И поэтому их необходимо решать с позиции здравого смысла, а не с позиции каких-либо политических пристрастий".