Состоялось 37 заседание комитета Смоленской областной Думы третьего созыва по социальной политике.

Прогноз социально-экономического развития Смоленской области на 2005 год был рассмотрен в рамках работы над проектом областного бюджета. Основные тенденции и параметры показателей развития экономики Смоленской области определены с учетом экономической политики Правительства России в части снижения инфляции в 2005 году, тарифной политики в сфере регулирования цен на продукцию и услуги естественных монополий, изменений в налоговом законодательстве. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM со ссылкой на информационно-аналитическое управление Смоленской областной Думы, основными целями социально-экономической политики органов государственной власти Смоленской области на среднесрочную перспективу является: повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, обеспечение социальных гарантий населению области, создание условий для достижения устойчиво высоких темпов экономического роста, превращение бюджета в активный инструмент экономической политики. В 2005 году планируется рост ВРП в размере 4,2%. Эти показатели будут обеспечены за счет отраслей реального сектора экономики. Реальные денежные доходы населения увеличатся на 6 %.

Прожиточный минимум возрастет на 9%. К приоритетам социальной политики отнесено: выполнение обязательств государства перед гражданами, нуждающимися в социальной поддержке, создание необходимых условий для удовлетворения потребностей населения области в социальных услугах, социальное развитие села, осуществление структурных преобразований и развитие материально-технической базы в отраслях социально-культурной сферы, модернизация системы обязательного медицинского страхования, создание условий для самореализации молодого поколения, поддержка и развитие физической культуры и спорта. Меры социальной поддержки и развития услуг учреждений социальной сферы планируется осуществить через областные целевые программы. Депутат Г. Яремчук предложила проанализировать структуру дошкольных учреждений на предмет достаточного количества мест и полного удовлетворения потребностей населения в услугах этих учреждений. В связи с отнесением профтехобразования к компетенции субъектов РФ в соответствии с потребностями области в специалистах будет проведена реструктуризация сети учреждений профессионального образования. Конкретные параметры установлены для всех отраслей социальной сферы области. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять прогноз к сведению.

Проект областного закона "Об областном бюджете на 2005 год", внесенный главой администрации Смоленской области, определяет основные параметры областного бюджета на предстоящий финансовый год. В 2005 году планируется финансирование 9 долгосрочных и 3 краткосрочных программ социальной направленности. Это программы в области здравоохранения, образования, охраны труда. Кроме того, планируется продолжить реализацию программ в области обеспечения жильем молодых семей, ипотечного жилищного кредитования, переселения из ветхого и аварийного жилья. Только на целевые программы в сфере здравоохранения предполагается направить около 170 млн. руб. Однако, как отметили депутаты, этот показатель достигнут за счет сокращения средств, ранее направляемых в СОФОМС в качестве взносов за неработающее население, и исключения из бюджета фонда нецелевых капитальных расходов. Таким образом, о реальном увеличении расходов на здравоохранение говорить не приходится. В 2005 году планируется повысить на 20% уровень заработной платы работников бюджетной сферы. Исходя из реальных возможностей бюджета это повышение будет произведено не с 1 января, как рекомендовано федеральными органами власти, а с 1 апреля. Особенностью межбюджетных отношений является создание по аналогии с федеральным бюджетом региональных фонда софинансирования социальных расходов, фонда компенсаций и фонда финансовой поддержки муниципальных образований. Средства фондов в виде субсидий будут поступать в бюджеты муниципальных образований для финансирования перечисленных в законопроекте видов расходов. Для сбалансированности местных бюджетов предполагается выделить дополнительно 54 млн. руб., которые будут распределяться, исходя из ситуации с реальным исполнением бюджетов муниципальных образований. В обсуждении приняли участие депутаты Е. Каманин, А. Прохоренков, И. Сорокин, Г. Яремчук, уполномоченный по правам человека в Смоленской области В. Осин, заместитель главы г. Смоленска Н. Швед. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять проект закона в первом чтении.

Проект областного закона "О внесении изменений в приложение к областному закону "О долгосрочной областной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Смоленской области" на 2003-2006 годы" внесен главой администрации Смоленской области в связи с изменением объемов финансирования мероприятий программы из областного бюджета в 2004 и 2006 годах. Изменения связаны с перераспределением по годам средств, выделяемых на реализацию мероприятий, включенных в подпрограмму "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Смоленской области". Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять проект закона в первом чтении. В заключении Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы отмечено, что внесение предложенных изменений требует корректировки по годам общих объемов финансирования программы в целом. Правовым управлением Смоленской областной Думы предложена соответствующая редакция статей законопроекта.

Проект областного закона "Об областной целевой программе "Развитие донорства крови и ее компонентов в Смоленской области" на 2005-2010 годы" внесен в соответствии с программой законопроектной деятельности, в которую был включен по предложению комитета. Проблема донорства крови и ее компонентов является одной из ключевых для здравоохранения. От ее решения зависит качество оказания медицинской помощи. Областная целевая программа направлена на создание условий для максимально эффективного использования каждой сданной дозы донорской крови. Целями программы являются: обеспечение учреждений здравоохранения достаточным количеством донорской крови и ее компонентов отечественного производства; повышение качества и оперативности оказания трансфузиологической медицинской помощи. Достичь указанных целей на территории Смоленской области предполагается путем привлечения к донорству здорового населения Смоленской области, пропаганды донорства крови, формирование благоприятных условий для реализации донорской функции, повышения безопасности переливаемых пациентам донорской крови и ее компонентов, совершенствования материально-технической базы учреждений здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови и ее компонентов и т.п. В заключении Контрольно-счетной палаты Смоленской областной Думы отмечено, что федеральным законодательством функции по заготовке, переработке и хранению донорской крови отнесены к полномочиям государственных, а не муниципальных учреждений, что потребует корректировки мероприятий программы, касающихся укрепления материально-технической базы отделений переливания крови при центральных районных больницах. Комитет рекомендовал Смоленской областной Думе принять проект закона в первом чтении.