Далеко не лучшие времена переживает сегодня рыбная отрасль. При отсутствии четкой государственной политики по использованию биоресурсов руководителям предприятий чрезвычайно сложно планировать хозяйственную деятельность, и предприятия уже длительное время балансируют на грани экономического краха. В большей степени это касается малых компаний, имеющих 1-2 судна, потому что выделяемые им квоты на вылов донных видов рыбы крайне малы. По мнению генерального директора двух фирм - "Андромеда" и "Мурмансельдь-2", депутата Областной думы Юрия Задворного, даже в этих условиях при разумном использовании имеющихся ресурсов выжить можно.

- И все же, как обстоят дела у вас?

- Нельзя сказать, что очень хорошо. Как, впрочем, и у других флотов. Но в общем все идет, как мы планировали. Всю нашу работу мы заранее координировали на резкое уменьшение объемов выделяемых ресурсов. В этом ключе и идет промысел. В настоящее время на "рыбалке" экипаж "Цимлянска", "Андромеда" в ремонте, готовится для сдачи на класс. А два других траулера "отдыхают" у причала. В июле должны получить новое судно, сейчас в Голландии завершается его оснастка. Под него бережем часть квоты, так что новострой будет обеспечен работой хотя бы на первое время. "Андромеда" после ремонта тоже уйдет в море.

- А до конца года будет ваш флот в полном составе занят на промысле?

- По всей видимости - да. Есть у нас возможность выбрать полярную тресочку, путассу. В море Ирмингера неплохо ловится окунь. В принципе, ситуация сложная, но не катастрофическая. По сути дела большая часть производственных мощностей флотов в простое. А вот говорить о развитии компаний пока не приходится. В основном руководители флотов вынуждены ужиматься в своей деятельности в изматывающем процессе выживания, сворачивать программы по модернизации судов. И к концу года ситуация неминуемо осложнится.

Ведь ни для кого не секрет, что средства на приобретение лотов на аукционе в большинстве случаев брались в кредит. И в ближайшее время придется погашать долги. Однако далеко не все компании смогут это сделать. На мой взгляд, итоги всего произошедшего будут подводиться в сентябре-октябре, когда закончим промысел. Перед многими фирмами встанет вопрос "что делать?". Либо продавать основные фонды, либо залезать в новую долговую яму.

- Вы - депутат Областной думы. Как считаете, можно ли на региональном уровне что-либо изменить в лучшую сторону?

- Мы пытаемся это делать. К примеру, недавно принято временное положение о порядке распределения квот. Я как депутат принимал непосредственное участие в его разработке. Работа эта как бы не видна, но она необходима для разрешения ситуации. В думе, честно говоря, не все просто. До сих пор нет однозначного мнения - кто должен заниматься рыбой, какой комитет наиболее плодотворно будет работать в этом плане: то ли комитет по природопользованию и сельскому хозяйству, то ли комитет по экономике и хозяйственной деятельности. Поэтому рыбная промышленность как бы висит в воздухе. По моему мнению, курировать рыбопромышленный комплекс в целом должен все же комитет по экономике. И ни в коем случае нельзя дробить этот комплекс на составляющие, ничего кроме вреда это не принесет. А то некоторые депутаты считают, что рыбодобычу следует отделить от рыбопереработки, передав ее под опеку комитета по природопользованию и сельскому хозяйству...

Областная дума - очень сложный организм, и, к сожалению, в его работе не всегда торжествует здравый смысл. Иногда берут верх корпоративные интересы, отнюдь не для пользы дела. Получается зеркальное отражение Госдумы в миниатюре со всеми издержками, борьбой фракций.

- Но будет ли реальная польза от этого разработанного и утвержденного "квотного" положения?

- Надеюсь на положительный результат. На основании положения предполагалось принять областной Закон о наделении сырьевыми ресурсами. Это был бы весьма существенный шаг вперед. Однако принятие закона требует значительного времени, которого, увы, нет. А документ, декларирующий прозрачный принцип основной деятельности рыбаков, необходим уже к сентябрю, крайний срок - 1 октября... Я считаю, что положение будет действовать в масштабах региона вне зависимости от решения Госкомрыболовства РФ. Ведь делим мы те объемы сырьевых ресурсов, что уже выделены для нашей области центром.