22 октября на пленарном заседании Государственная Дума ФС РФ ратифицировала Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Документ поддержали 334 депутата при 73 "против" и 2 воздержавшихся.

Фракция КПРФ в лице первого зампреда думского комитета по экологии Петра Романова заявила о том, что не поддержит "спорный документ", поскольку он угрожает национальным интересам России. П.Романов призвал коллег отнестись к протоколу осторожнее, заявив о том, что КПРФ вообще выступает против торговли квотами. "Мы будем поставщиками энергоресурсов в Европу", - сказал он. Депутат также подчеркнул, что с момента ратификации документа стороны протокола будут следить за Россией очень строго, и страна утонет в штрафах и санкциях. От фракции ЛДПР Алексей Островский выразил удивление, почему никто из экономического бока правительства не присутствует на заседании Госдумы. Почему никто не говорит, зачем нам ратифицировать протокол, сказал А.Островский. "Большинство ученых говорят, что климат меняется вообще по другим причинам", - заявил депутат. По мнению А.Островского, ратификация протокола приведет к падению уровня экономики России на 1% в год. "Почему мы не слушаем Российскую академию наук? РАН против", - заявил депутат, подчеркнув, что в итоге Россия будет платить за чужие квоты.

От фракции "Единая Россия" Валерий Зубов заявил, что, если парниковый эффект не влияет на изменение климата, то, по крайней мире, Россия получит дополнительные экономические "плюсы". Депутат подчеркнул, что те, кто когда-нибудь жил в экологически неблагоприятных регионах, однозначно поддержат ратификацию протокола. От "Родины" Наталия Нарочницкая заявила, что часть фракции будет голосовать против, а часть не будет голосовать вовсе. Депутат подчеркнула, что Россия испытывает сильное международное давление, однако экологическая составляющая Киотского протокола практически равна нулю. Н.Нарочницкая назвала документ "коммерческим договором", подчеркнув, что речь идет о контроле за российскими ресурсами. Фактически, сказала депутат, ратифицировав договор, Россия дает юридическое обязательство оставаться индустриально отсталой страной. "Покупать квоты будет государство, а продавать - РАО "ЕЭС России", - сказала Н.Нарочницкая. "Мы ставим крест на историческом будущем России", - заявила депутат.

От независимых депутатов Светлана Горячева обратила внимание коллег, что США, которые отказались ратифицировать документ, имеют самый большой показатель загрязнения - 30%. Россия же с 15% загрязнения окисью углерода почему-то собирается ратифицировать протокол, возмутилась депутат. "Что же будет с нами!", - сказала С.Горячева. Депутат призвала коллег не повторять прежних ошибок, когда ученых в стране не слушал никто. Сейчас повторяется то же самое, к РАН никто не прислушивается, возмутилась С.Горячева. Депутат сослалась на заявления ученых, в которых отмечается, что Россия получит какие-то деньги только в первые годы, а затем нам надо будет закупать оборудование, стоимость которого гораздо выше, чем мы зарабатываем. "Это дорога в ад", - заключила она. В ходе обсуждения депутаты предоставили слово академику Ибрагиму Исраилову, который, в частности, подтвердил слова С.Горячевой, подчеркнув, что документ неэффективен и не имеет научного обоснования.

Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата был принят в г.Киото (Япония) на третьей Конференции Сторон Рамочной конвенции 12 декабря 1997г. Для вступления Протокола в силу необходима его ратификация не менее чем 55 сторонами Рамочной конвенции при условии, что в их число входят промышленно развитые страны, на долю которых приходится в совокупности как минимум 55% общих выбросов диоксида углерода, осуществлявшихся в 1990 г. всеми промышленно развитыми странами. Протокол был подписан от имени России в г. Нью-Йорке 11 марта 1999 г. на основании постановления Правительства РФ.

Ключевыми моментами Киотского протокола являются количественные уровни обязательств по сокращению выбросов парниковых газов (ПГ); перечень мер по сокращению выбросов ПГ; порядок выполнения обязательств. Отметим, что протокол определяет для каждой из подписавших его сторон обязательства по количественным показателям сокращений эмиссии ПГ в атмосферу только в первый период его действия - с 2008 по 2012 г. Согласно заявлению России к протоколу, также принятому сегодня Госдумой, обязательства сторон во второй и последующие периоды действия протокола будут определяться в ходе переговоров России со сторонами протокола, которые должны начаться в 2005 году.

В настоящее время Протокол ратифицировали 124 государства. Более 170 стран, включая Индию и Китай, не взяли на себя обязательства по снижению выбросов ПГ. Доля совокупных выбросов промышленно развитых стран, ратифицировавших документ, составляет 44,2% общих выбросов, осуществленных странами, включенными в Рамочную конвенцию. В марте 2001 г. США заявили о том, что не намерены ратифицировать протокол. Таким образом, ратификация протокола Россией (доля России - 17,4%) обеспечит его вступление в силу.

В заключении думского комитета по экологии говорится, что Киотский протокол выгоден для России тем, что он берет за точку отсчета в качестве допустимого уровня выбросы 1990 года, когда эмиссия ПГ со стороны отечественных предприятий была максимальной. Для России это означает, подчеркивают в комитете, больший по сравнению с другими сторонами доступ к международным программам и фондам, что открывает возможность в значительной мере решить проблемы энергоэффективности, энергоснабжения и адаптации к климатическим изменениям за счет получения фактически безвозмездных международных средств. В комитете отмечают, что отсутствие достаточных собственных средств хозяйствующих субъектов России не позволяет провести в стране серьезные эколого-экономические реформы. В первую очередь, это касается экологически грязных отраслей по добыче и первичной переработке природных ресурсов в топливном, металлургическом, химическом и других отраслях. К тому же, в комитете заявляют, что на первый период действия Киотского протокола (2008-2012 гг.) национальные интересы России ущемлены не будут, так как по самым пессимистическим прогнозам в этот период эмиссии ПГ со стороны России будут ниже, чем установленные на них протоколом лимиты.

Отметим, что ратификация Киотского протокола потребует от России реализации комплекса обязательных мер. В частности, необходимо разработать федеральные законы о государственном регулировании эмиссии и поглощении ПГ на территории РФ, о праве собственности на объемы сокращенной эмиссии ПГ, о создании рынка квот на выбросы ПГ, а также нормативные правовые акты о создании национальной системы мониторинга антропогенных выбросов и стоков ПГ. К тому же, согласно финансово-экономическому обоснованию документа, участие России в Киотском протоколе повлечет за собой расходы из федерального бюджета. В частности, предполагаются единовременные затраты на первые два года с момента ратификации в размере 20 млн. руб.; ежегодные расходы с момента ратификации в размере 20 млн. руб.; дополнительные ежегодные расходы, начиная с 2008 года в размере 20 млн. руб. Помимо этого, взносы Российской Федерации в бюджет Киотского протокола на административные расходы оцениваются на уровне Рамочной конвенции и составляют в настоящее время около 150 тыс. долларов США.