"Зимовать будем спокойно".

("Красноярский рабочий", 22.10.04)

В Омске губернатор Александр Хлопонин впервые на правах председателя провёл совместное заседание совета Сибирского федерального округа и совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение".

Одним из основных вопросов было рассмотрение готовности коммунального хозяйства наших регионов к зиме. По этому поводу красноярский губернатор отметил: "Несмотря на трудности, в Сибири жилищно-коммунальное хозяйство к зиме подготовлено гораздо лучше, чем в предыдущие годы. Но это не повод для успокоения. Большой износ основных фондов, долги в отрасли и отсутствие инвестиций - серьёзные проблемы, которые надо решать, в том числе и на федеральном уровне. Красноярский край на фоне соседей выглядит достойно. Но нам есть чему поучиться и у других регионов".

Например, в Томске практически во всех домах уже установлены приборы учёта воды и тепла, что позволило серьёзно снизить оплату услуг ЖКХ для населения. С учётом опыта томичей на заседании было принято решение обратиться в Госстрой РФ с предложением изменить строительные нормативы и во всём вводимом жилье устанавливать не только водяные счётчики, но и приборы учёта тепла, системы очистки воды. Было отмечено, что в сибирских регионах очень остро стоит проблема газификации и переселения людей из ветхого и аварийного жилья. По словам Александра Хлопонина, Красноярский край включён в федеральную программу по переселению из ветхого и аварийного жилья. Этого же должны добиваться и наши соседи.

"Как вы яхту назовете...".

("Известия-Красноярск", 22.10.04, Семен Головко)

Я - постоянный читатель газеты "Известия", выписываю ее уже 10 лет. Хочу обратиться к жителям края и чиновникам. 55 лет я отработал на Севере (в Норильске и на Таймыре), из них 44 года - на подземных рудниках. Думаю, что с полным правом могу считать себя жителем Красноярского края. В последнее время внимательно слежу за публикациями в прессе о грядущем слиянии территорий и новом названии объединенного региона. Предложений и мнений по поводу того, как назвать новый укрупненный край, много, я хотел бы высказать свое мнение. Наша богатырская река Енисей берет начало в Саянских горах, течет через весь край, омывая земли, где живет множество народов. Именно поэтому будет логично, если наш новый регион будет называться Енисейским со столицей в городе Красноярске. Думаю, многие земляки меня поддержат. Мы живем в суровых условиях, но эта холодная неласковая земля нам дорога, и нам не все равно, какое название она будет носить.

"Певец Владимир Ефимов: "Я всегда был премьером".

("Красноярский рабочий", 22.10.04, Эдуард Русаков)

Его проникновенный красивый баритон знают и любят многие красноярцы, ценители вокального искусства. Еще в 70-е годы прошлого века несравненная Ирина Архипова назвала его в десятке лучших певцов страны. Им исполнено множество оперных партий, таких, как Скарпиа в "Флории Тоска" Пуччини, Григорий Грязнов в "Царской невесте" Римского-Корсакова, Фигаро в "Севильском цирюльнике" Россини, Жермон в "Травиате" Верди. В прошлом году народный артист России, солист Красноярского театра оперы и балета Владимир Викторович Ефимов отметил 30-летие своей театральной деятельности, а нынче в августе в узком семейном кругу справил свой 60-й день рождения.

ТИХИЙ ЮБИЛЕЙ

Друзья и поклонники (в том числе и наша газета), конечно, поздравили замечательного певца с 60-летием. А вот местные власти, как это ни удивительно, ухитрились "не заметить" славную дату и ни единым словом не поздравили юбиляра. Впрочем, сам Владимир Викторович относится к этому внешне вполне спокойно.

- У нас сейчас многие большие артисты не отмечают своих юбилеев, - говорит он. - Видимо, не хотят слышать в свой адрес казённых слов, лукавства, неискренности. Недавно Спиваков, к примеру, отметил своё 60-летие рядовым концертом. А проколоть дырочку в пиджаке для медальки или почётного знака... к этому я не очень стремлюсь. Мне куда дороже признание людей, зрителей. В любом случае проведение юбилейных торжеств не должно быть моей инициативой.

- С Красноярским театром связано 26 лет вашей творческой жизни. Помните, как это всё начиналось?

- После окончания Уральской консерватории я семь лет отслужил в Свердловском театре оперы и балета. В 1977 году был на гастролях в Красноярске - и меня пригласили в только что создававшийся здесь театр. В 1978-м мы с супругой подали заявления, меня не сразу отпустили из Свердловска, и с января 1979 года я стал красноярцем.

Конечно, 60 лет - это итоговый возраст, но стариком я себя не считаю. Мне довелось испытать громадное счастье из-за того, что был успех у публики. Я всегда был премьером и по сей день остаюсь таковым. Я и сейчас на сцене испытываю творческую радость, вдохновение, а это для певца очень важно.

- Какими свойствами, на ваш взгляд, должен обладать настоящий оперный певец?

- Умением правильно петь, двигаться на сцене, взаимодействовать с партнёрами, донести свою концепцию. За свою жизнь мне пришлось петь на самых крупных, самых престижных сценах страны, с коллегами, представляющими нашу вокальную элиту. В советские времена я участвовал в очень ответственных концертах - в Большом театре, в Кировском театре, на главных сценических площадках столицы. Много бывал за рубежом, представлял Советский Союз в разных странах. Было очень почётно выступать вместе с такими знаменитыми артистами, как Ульянов, Яковлев, Архипова, - это меня ко многому обязывало. Много выступал по стране, по линии Госконцерта. Но конечно, самые взлётные моменты сопряжены с оперной сценой. С благоговением вспоминаю такие партии, как Гамлет, Чацкий, Олег Кошевой...

ПУТЬ В ИСКУССТВО

- Вырос я в провинциальном южноуральском городе Златоусте, в простой семье, где не было артистов, - рассказывает с улыбкой Владимир Ефимов. - Но меня с детства тянуло в музеи, к искусству, и раньше, чем к пению, появилась тяга к рисованию. Я многое в жизни пытался познавать через восприятие искусства. Много рисовал, много размышлял, слушал по радио музыкальные передачи. Рано пришлось начать работать, учился в вечерней школе. А петь начал в 17-18 лет - сначала пел "для себя", а потом уж друзья уговорили как-то выступить в клубе на каком-то праздничном концерте. Я там спел "А у нас во дворе" Пахмутовой - это было моё первое публичное выступление.

- Помог ли вам ваш голос во время службы в армии?

- По-разному бывало... Между прочим, свой первый наряд вне очереди я получил за то, что отказался петь - вредный старшина хотел заставить нас петь на морозе. Но потом я попал в ансамбль, и всё было хорошо. Можно сказать, что армия дала мне толчок к обретению профессии. Так что в консерваторию я потом пришёл уже сложившимся певцом. И на четвёртом курсе меня пригласили в театр, а консерваторию я заканчивал уже экстерном.

- Ваши любимые партии?

- Я уже называл заглавную партию в опере "Гамлет" Слонимского и партию Чацкого в опере Баньщикова "Горе от ума". Эти партии очень интересны не только вокально, но и по сценическому наполнению, по концепции, по драматизму. Запомнилась партия Киазо в опере Палиашвили "Даиси", за которую в середине 70-х я получил диплом "За лучшую оперную партию". Из классического репертуара хочу назвать прежде всего партии Жермона из "Травиаты" и Ренато из "Бала-маскарада".

Особенно же дорога мне самая первая моя партия, с которой я вступил на оперную сцену, - это Фигаро в "Севильском цирюльнике". Впервые я спел её 5 мая 1972 года (у меня сохранилась афиша!) и вот уже более 32 лет я её исполняю.

УЧИТЕЛЯ И НАСТАВНИКИ

- Мне в жизни вообще везло на добрых людей, многие относились ко мне участливо, я был как доверчивый ребёнок. До сих пор благодарен своему классному руководителю, простой школьной учительнице за её человечность и доброту. С большой теплотой вспоминаю Володю Гулидова, жалею, что близко познакомился с ним лишь в последние годы его жизни.

Благодарен и тем, кто учил меня профессии. Я вбирал в себя всё, что мне было необходимо. Наша профессия не имеет рамок, границ - если, конечно, ты человек творческий. Нельзя останавливаться на достигнутом. Очень много дало мне общение с Борисом Штоколовым, Людмилой Зыкиной, концертмейстером Давидом Ашкенази, Долухановой, Лисицианом, Архиповой.

Уверен, что раннее увлечение искусством, живописью помогло мне в дальнейшем профессиональном развитии. Людям, любящим искусство, легче овладевать нашей профессией. Узкий же, примитивный человек неинтересен в любой отрасли. К сожалению, эта широта в наши дни не приветствуется. А ведь не случайно в России всегда рождалось много самородков - благодаря широте русской души!

КСТАТИ, О САМОРОДКАХ

- Одного природного дара, конечно, мало. Нужна школа, нужна культура. А то ведь приходится иногда встречать таких самородков "от сохи" - есть они и у нас, в нашем крае - с неоправданными амбициями профессионального певца и с полным отсутствием школы, певческой культуры.

Помню, в Свердловске был певец Олег Плетенко, без специального образования, но он сам постоянно стремился впитать культуру, навыки профессионального мастерства. Великий Шаляпин очень многого добился самообразованием. Мне тоже многие говорили, что я мог бы не заканчивать консерваторию, но мне нужно было общение с мастерами. Профессиональная школа должна переходить от поколения к поколению.

ГЛУХАЯ ВЛАСТЬ

- Мне всегда было непонятно - как можно управлять культурой? - недоумевает Владимир Ефимов. - Наши чиновники и раньше отличались непрофессионализмом. Помню, в 1985 году, в разгар противоалкогольной кампании, мне в Москве довелось петь с ансамблем старинной музыки, и я должен был исполнить "Экспромт Карлоса о вине" Бортнянского. "О вине - не пойдёт!" - заявили чиновники, и объявлено было так: "Экспромт Карлоса Овинье"... И все остались довольны!

- А как дела обстоят сегодня?

- И сегодня чиновники думают о чём угодно, только не о духовном здоровье нации. Ситуация даже ухудшилась, особенно в нашем крае. В сильном государстве должна быть высокая духовность, высокая культура. Если вспомнить то время, когда создавался наш театр, то местная власть тогда стремилась, чтобы люди постигали высокое искусство. И к театру тогда отношение было уважительное, а сейчас - никакого отношения со стороны власти, вся сфера культуры пущена на самовыживание. Если бы я в 1979 году, приехав сюда, увидел то, что вижу сегодня, я бы развернулся и уехал назад... Без оперы прожить можно, конечно, но ведь нравственность формируется в комплексе. Музыкальное искусство - самое высокое, самое эмоциональное, самое необъяснимое и самое универсальное. А многие люди власти, к сожалению, глухи к искусству.

Власть должна тянуться к талантам. Не о себе говорю, талантливых людей у нас много. Надо беречь их, чтобы не уезжали, а то ведь многие уже уехали, ощущая здесь свою невостребованность.

Федирко когда-то ходил на мои концерты, а вот в последние годы я не видел на своих концертах ни одного высшего чиновника. Это говорит о их духовной бедности. Музыка Рахманинова, Бетховена, Чайковского их не волнует. А что же их тогда волнует? Попса? Когда приезжают так называемые звёзды эстрады, то полно их машин, все чиновники рвутся на их концерты.

- Шоу-бизнес живёт по законам рынка...

- Плохо, что всё подавляет попса! Не должна быть одна только развлекаловка. И когда в театре пытаются тоже только развлекать, меня это возмущает. Наш жанр требует другого - наш жанр воспитующий. Для чего человек обращается к религии, к небесам? Чтобы найти решение своих проблем, найти отклик на свои душевные смятения. Нельзя дурачиться на серьёзной сцене - это дешёвка, которой не должно быть места в нашем театре. Если мы будем выхолащивать наш жанр, то как же мы станем воспитывать молодых людей? Мы должны им нести высокую культуру. За что они будут бороться? Ведь отстаивать интересы страны надо не только на войне, но и в искусстве. Раньше меня всегда наполняло чувство гордости, что я - советский человек. И сегодня я хочу гордиться тем, что я - русский артист.

Вот почему я считаю, что культурная политика в нашей стране должна быть срочно и радикально изменена.

ЩИТ АРТИСТА

- Не для чиновников, а для своих поклонников я хочу вскоре устроить творческий вечер. Будет ли это спектакль или концерт из лучших номеров, пока ещё не решил.

В этом сезоне наш театр собирается поставить "Дон Жуана" Моцарта, и я с удовольствием спою заглавную партию. В текущем репертуаре я занят во многих спектаклях, и каждый мой очередной выход на сцену связан с каким-то переосмыслением образа. Так что всё моё время заполнено творчеством. Если я не пою в театре, то занимаюсь резьбой по камню или живописью. Кстати, одновременно с творческим вечером я хочу провести и выставку своих пейзажей и портретов. Отдыхать же предпочитаю в своём доме в деревне, который я построил собственными руками. Там такая очаровательная природа!

- Ваш дом - ваша крепость?

- Наш мир бывает иногда жестоким, вот и приходится артисту как бы прикрываться щитом от окружающих. Мой дом, моя семья (а у меня двое сыновей), моя живопись - всё это мне помогает оградить себя от зла, уберечь в себе доброе начало.

БЛИЦ

Ваш любимый композитор? - Верди.

Любимые певцы? - Певцов много. В восторге от итальянской певицы Чечилии Бартоли.

Любимый художник? - Репин. Считаю его и философом.

Кто из современников вызывает у вас восхищение? - Мой однофамилец, художник Борис Ефимов. Ему уже 104 года, а он обладает завидной энергетикой и гибким умом.

Ваш девиз? - Не изменять своей звезде!

"Поднять зарплату!".

(Заполярная правда. 22.10.04)

Бюджетники Красноярского края требуют от властей индексации заработной платы на 30%.

Более пятисот человек - работники культуры, образования, медики собрались под стенами краевой администрации в рамках Всероссийской акции протеста против низких зарплат. В митинге приняли участие представители профсоюзных организаций Красноярска, Лесосибирска, Канска, Ачинска, Норильска, Минусинска, Мотыгинского района Красноярского края.

Требования людей выражали лозунги, начертанные на плакатах и знаменах: "Зарплату, индексацию, повышение", "Работающий человек не должен быть бедным", "Требуем индексации заработной платы".

Российское правительство выступает за увеличение зарплаты на 30%, а красноярские чиновники предлагают 8,5% индексации, ссылаясь на то, что в краевой казне нет средств. Предварительные переговоры закончились тем, что стороны остались на своих позициях. "Неконструктивным диалогом" назвала Людмила Магомедова, председатель профсоюзной федерации Норильска, встречу с зам. губернатора Кузубовым. "Одна сторона жалуется. Другая песню поет о том, как она трудится, чтобы всем было хорошо, но завтра... А в магазин нужно идти уже сегодня", - заявила чиновнику представитель Норильска.

"Хотеть и мочь".

(Заполярная правда. 22.10.04)

Из Норильска навсегда хотят уехать 11 тысяч человек.

Эти данные обнародовала вчера на депутатской комиссии по социальной политике начальник управления содействия переселению Валентина Федотова.

Большую часть очереди составляют пенсионеры (более пяти тысяч человек), на втором месте инвалиды - их свыше двух тысяч. Также хотят уехать 110 реабилитированных граждан и 303 ветерана войны. Но, по словам Валентины Федотовой, не все спешат воспользоваться существующими программами.

На сегодняшний день реально работают две программы переселения: федеральная, в рамках закона №125, и Пилотный проект. В условиях федеральной программы предусмотрены достаточно высокие суммы компенсаций за переезд - от 500 до 700 тысяч рублей. Однако скупость государственной казны сводит на нет всю ее привлекательность: финансирование не позволяет охватить и сотой доли желающих уехать. Чтобы удовлетворить интересы всех норильчан, попадающих под действие закона № 125, требуется 8 миллиардов рублей (для сравнения: бюджет всего Норильска в этом году составляет 11 миллиардов). Более реальным в этом смысле выглядит Пилотный проект. По этой программе может уехать любой пенсионер, проживший на Севере 10 и более лет, затруднение только одно - маленький размер субсидий. Это и явилось причиной пробуксовки первой и второй очередей проекта. Но после щедрых финансовых вливаний местного бюджета дело сдвинулось с мертвой точки. Специалисты ожидают, что число участников третьей очереди, действие которой завершается 14 января 2005 года, превысит 500 семей. Суммы субсидий примерно таковы: при 20-летнем стаже работы на Крайнем Севере пенсионер получит около 300 тысяч, семья из двух человек - более 370 тысяч рублей, три человека - почти 450. Практически 70 процентов этих сумм - доля городского бюджета.

"На поддержку коренных".

(Заполярный вестник. 22.10.04. Автор: Е. Иванова)

В текущем году на Таймыре на поддержку коренных народов Севера из окружного бюджета было направлено свыше 12 млн. рублей. Деньги предназначены для реализации двух основных региональных программ, направленных на социальное и экономическое развитие коренного населения, а также развитие оленеводства, промышленного рыболовства и охотничьего промысла в округе.

Сегодня в округе проживают пять коренных народов: ненцы (2780 человек), долганы (5011), нганасаны (718), энцы (124) и эвенки (287). Осознавая важность оленеводческой отрасли, которая является не только производством, но основой самобытной культуры северных народов, администрация ТАО уделяет особое внимание проблемам оленеводства. Из окружного бюджета в течение года гражданам, занимающимся оленеводством, выплачиваются субсидии. Их размер составил 155 рублей за одного оленя. Всего на эти цели израсходовано около 7 млн. рублей, сообщила пресс-служба администрации ТАО.

Также в округе организовано обучение основным профессиям, востребованным в таймырских поселках. На бюджетные деньги закуплено и передано в поселки соответствующее оборудование - швейное, парикмахерское, косторезное.

Серьезным шагом к улучшению жизни коренных народов Таймыра стало создание эффективной транспортной схемы, соединяющей окружные поселки. На местных авиалиниях регулярные рейсы совершают новые самолеты: три "Ан-3" и один "Ан-26-100". Впервые за несколько десятков лет обновился и речной флот округа. В эту навигацию совершили первые рейсы новые грузопассажирские суда "Хансута Яптунэ" и "Таймыр", а также две нефтеналивные баржи.

Серьезные улучшения достигнуты и в образовательной сфере. В 2004 году заключен договор с Санкт-Петербургским педагогическим университетом имени Герцена, в котором обучаются представители коренных народов Таймыра. Документ предусматривает увеличение количества бюджетных мест для северян-студентов, улучшение их бытовых условий и расширение круга специальностей, по которым смогут готовиться кадры для округа.

На 2004 год в бюджете округа запланировано 43 млн. рублей (2000 рублей на одного человека) на выдачу фиксированных компенсаций для лиц, проживающих в тундре.

"Людей унесло на льдине".

(Таймыр. 20.10.04. Автор: А. Солдаков)

Но спасателей врасплох не застанешь

По сообщению пресс-службы Управления по делам ГОиЧС, 16 октября в единую диспетчерскую службу 01 Таймырского автономного округа поступила информация о том, что шестнадцать рыбаков оторвало от берега и относит на льдине в Хатангский залив.

Благодаря оперативным действиям сотрудников МЧС буквально через час командир вертолета "Ми-8" Хатангского авиазвена Юрий Жданов поднимает машину в воздух со спасателями на борту. Еще через час вертолет совершает посадку в Сындасско для уточнения обстановки и района поиска. В двух километрах севернее Сындасско начинается эвакуация людей. Медицинская помощь не потребовалась, так как пострадавших среди рыбаков не оказалось.

Губернатор округа Олег Бударгин за оперативную организацию и спасение людей поощрил денежной премией Юрия Жданова и второго пилота Валерия Жданова - вертолетчиков Хатангского авиазвена ОАО "Авиакомпания "Таймыр", инструкторов-парашютистов региональной поисково-спасательной базы "Хатангский объединенный авиаотряд" Владимира Юрченко и Сергея Полтанова, а также парашютиста-спасателя Игоря Свергунова, начальника поисково-спасательной части № 1 по охране Хатангского района Владимира Логачева, диспетчера Хатангского авиаотряда Людмилу Бедошвили и Валерия Абакумова, исполняющего обязанности руководителя службы управления воздушным движением Хатангского центра обслуживания воздушного движения.

Не стоит строить догадки, что могло случиться с рыбаками, будь спасатели менее расторопны. Не исключено, что результаты могли бы быть очень печальны. Шестнадцать человеческих жизней спасены благодаря профессионалам, которые в любой момент придут на помощь. Они - спасатели.