В Псковской области зафиксированы необычные "сборщики подписей" из числа волостных чиновников, социальных работников других традиционных представителей "административного ресурса". Необычность заключается в том, что "сборщики" имеют на руках некие листы формата А-3 альбомного расположения, где фамилия, имя, отчество, год рождения и адрес места жительства уже напечатаны машинописным способом (!), что невозможно для традиционных подписных листов и петиций. По некоторым данным, ряд этих "подписных листов" назывался "Список избирателей". При этом сборщики от людей просили паспорта, вписывали их паспортные данные, и просили расписаться. После чего им сообщали, что если им некогда, то на выборы они могут уже не ходить.

ИА REGNUM обратилось за комментарием к специалисту в области избирательного права - адвокату Санкт-Петербургской городской коллегии адвокатов, председателю одой из окружных избирательных комиссий Санкт-Петербурга, члену Псковской областной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Олегу Дрокину.

Ситуация мне знакома, и сильно напоминает то, что было на выборах в 2003 г. в одном подмосковном городе и одном из крупнейших уральских городов. По всем признакам, речь идет о подготовке к легализации массового "вброса" бюллетеней на избирательных участках в день голосования.

Как это делается?

При любом способе "вброса" злоумышленнику необходимо выполнить два действия в любой последовательности: вбросить бюллетень с "правильной" отметкой в урну и провести соответствующую запись в списке избирателей (легализация получения бюллетеня). Тогда "баланс" сходится. Поэтому, когда при подсчете вдруг выявляется, что в урне бюллетеней больше, чем выдано по списку избирателей, или когда в урне меньше бюллетеней, чем выдано по списку избирателей - это говорит о неоконченной попытке "вброса". Штучные расхождения роли не играют - бюллетень мог быть просто унесен избирателем с участка - ни один закон это не запрещает. О фальсификациях говорит массовость.

Существует масса способов "вбросов": "карусель", когда чистый бюллетень выносится за пределы участка, а вносится с "нужной" галочкой; или когда в списки избирателей вписываются лица, не имеющие прописки по данному участку; или когда кто-то получает бюллетень за умершего, но почему-то включенного в список избирателей, и ряд других способов.

Но последнее время получил распространение иной способ фальсификации результатов голосования - посредством использования "двойных" списков избирателей. Его опасность в масштабности фальсификаций и в сложности доказывания и выявления этих фактов. Как это обычно делается? Территориальные избирательные комиссии распечатывают в установленном порядке списки избирателей для передачи их в участковые избирательные комиссии. Список избирателей как раз и представляет собой те самые "подписные листы формата А-3", об использовании которых в Псковской области появились сообщения, - большое количество листов, где машинописным способом внесены данные об избирателе. В комиссии заверяется подписью и печатью последний лист этого списка избирателей. По закону этот список избирателей может выверяться и уточняться до дня, предшествующего дню голосования, и только потом список должен быть прошит и опечатан. В результате под предлогом "уточнения" списка избирателей может быть распечатано неограниченное число его экземпляров. Попав в руки злоумышленников, "уточняемые" листы под разными предлогами могут быть заполнены подписями избирателей (как поддельными, так и реальными) до дня голосования. При этом в участковой комиссии всегда имеется "показательный" список избирателей, доступный для всеобщего обозрения. Ко дню голосования в участковой комиссии может появиться два списка избирателей: один раздается на столы членов УИКа, где избиратели расписываются в получении бюллетеней, а второй, заполненный злоумышленниками заранее процентов на 40%-70%, хранится где-нибудь поблизости в сейфе. Фальсификаторам остается сделать второе действие: вбросить бюллетени (с галочкой в "нужной" графе) в количестве, равном разнице по числу заполненных строк между сфальсифицированным и реальным списком избирателей. Ко времени подсчета голосов список избирателей, применявшийся в голосовании, исчезает и вместо него появляется заранее заполненный сфальсифицированный. Действие же по вбросу прикрывается какой-либо провокационной акцией.

Так, например, в одном уральском городе на выборах мэра на нескольких участках в темное время суток внезапно на 40 минут погас свет, а в светлое время суток развернулась широкомасштабная провокационная акция по "подкупу избирателей" прямо рядом с избирательными участками якобы в пользу конкурента действующего главы города, что с удовольствием демонстрировали по подконтрольным мэру телеканалам. В результате на весь день наблюдатели, члены избиркомов всех уровней, милиция были отвлечены выявлением и "отловом" подкупателей, которых, как и ожидалось, не поймали ни одного! А о том, что творилось внутри комиссий в это время, никто ничего внятно не мог пояснить. Косвенными свидетельствами фальсификации служили сообщения наблюдателей, которые по состоянию на 10 утра дня голосования насчитывали "поштучно" по 100-200 явившихся на участок, а члены УИК в их присутствии по телефону рапортовали в вышестоящую комиссию о явке в 700-900 человек! Могли ли наблюдатели сразу на нескольких участках обсчитаться в несколько раз?!

Вторым признаком вброса было сличение числа избирателей по сводным таблицам первого и второго тура. Так вот, за две недели (!), между первым и вторым туром в упомянутом уральском городе число избирателей (взрослое, постоянно прописанное население) возросло аж на 11 с лишним тысяч человек!!! Естественно, что и это на городскую комиссию также не произвело никакого впечатления и победил, как и следовало ожидать при таком подходе, действующий мэр. Поэтому, если верить полученной вами информации, на выборах губернатора Псковской области следует ожидать аналогичного приема по фальсификации результатов голосования. На избирательных участках может начать гаснуть свет, или происходить шумные отвлекающие скандалы, днем вдруг вокруг избирательных участков начнутся отвлекающие "подкупы избирателей", скорее всего, в поддержку оппозиции. А потом выяснится, что явка была невероятно высокой при малом стечении народа на участки - и победил тот, "кто надо".

Кто может организовать такие "операции"?

Да кто угодно. Только надо исходить из реалий. Где находятся помещения территориальных комиссий? Как правило - в районных администрациях. Из какого бюджета финансируются эти выборы, в том числе и оплата труда членов комиссий всех уровней? Из областного. Кто обеспечивает комиссии оргтехникой, кто может посулить членам комиссий улучшение их жилищных условий, социального обслуживания, предложить хорошее место работы? Ответ напрашивается сам собой.

Как же с этим бороться?

Во-первых, должны быть задокументированы реальные жалобы реальных людей, ставших свидетелями происшедшего. Во-вторых, необходимо возбуждение уголовных дел по признакам составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 142 и 142.1 УК РФ (Фальсификация избирательных документов, Фальсификация итогов голосования). В рамках возбужденного уголовного дела можно произвести выемку из комиссий списков избирателей, почерковедческие экспертизы подписей конкретных избирателей, допрос свидетелей и т.п. Однако реально все это растянется на неопределенное время, и неизвестно, когда такое дело закончится приговором суда (если только закончится). И только после этого можно будет обжаловать итоги уже прошедших к тому времени выборов и при этом надо уложиться в годичные сроки.

А в день голосования можно что-то предпринять, чтобы пресечь такое безобразие?

Можно. Самый доступный способ, который зависит от каждого - это явка. Чем выше явка на участок, тем меньше останется бюллетеней, которыми возможно манипулировать. И бдительность в день голосования. При получении бюллетеня обратите внимание на списки избирателей. Если списки избирателей, разложенные на столах, не прошиты и не опечатаны на обороте, а лежат в виде отдельных листов - это дурной, криминальный признак. Закон требует, чтобы ко дню голосования списки избирателей, даже разделенные на отдельные книги, были прошиты и опечатаны на обороте и заверены подписью председателя УИКа. Такое нарушение весьма распространено, листы списков избирателей "путешествуют" по столам, а члены УИКов, отвечают, что "нам так удобно работать". А еще удобно - заменить к моменту подсчета голосов один лист на другой, полностью заполненный, а разницу в количестве бюллетеней - довбросить в урну или уже на стол, где ведется подсчет голосов! Поэтому, увидев в день голосования непрошитые списки избирателей - жалуйтесь в районные территориальные комиссии, Областную комиссию, привлекайте милицию, общественность, прессу, чтобы нарушители чувствовали, что на свои незаконные действия получат достойную реакцию.

Также стоит сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации: если на участке внезапно гаснет свет, учиняется скандал или кто-то падает в обморок, если вдруг показывают по телевизору или вы сами стали очевидцем, что идет "подкуп" за какого-то кандидата - не верьте этому и помните: это, как правило, отвлекающая провокация, а в тени происходит реальное нарушение. И нарушитель - совсем не тот, кого будут с упоением обгаживать ангажированные СМИ под предлогом "информирования о нарушениях". Реальным заказчиком этого шоу будет тот, кому выгодна публичная демонстрация этого шоу. Наиболее оперативно и эффектно на такие события откликается телевидение. Следует напомнить, что в Псковской области все телеканалы - государственные. И кстати, между ФГУП ГТРК "Псков" и Комитетом по СМИ Администрации Псковской области еще 5 января 2004 г. заключен государственный контракт №13 об "информационном сотрудничестве". Так что сами делайте вывод, кто и о чем будет информировать в прямом эфире в день голосования, как, впрочем, это делалось и делается сейчас.