В настоящее время разрабатывается проект строительства платной автомагистрали в Астраханской области. В середине октября правительство РФ предварительно утвердило первоочередные проекты крупномасштабного дорожного строительства на 2004. 2007 годы. Причем речь идет именно платных дорогах.

Платные дороги будут альтернативными, наряду с ними будут действовать прежние, то есть бесплатные трассы. Ориентировочная стоимость проезда по платным автодорогам в России составит 1 рубль за километр. Платные дороги запланированы на тех участках, где минимальная загруженность трассы составляет 25-30 тысяч автомобилей в сутки в целом по обоим направлениям. Но многие финансовые и правовые вопросы такого строительства да и эксплуатации платных магистралей пока не решены, пишут "Астраханские новости" со ссылкой на "Российскую газету".

Точные сроки официально пока не определены. А в проекте госбюджета на 2005 год выделены средства на разработку только самого этого проекта. Вдобавок, по словам министра транспорта РФ Игоря Левитина, "правовой базы для инвестиционного, т. е. государственно-частного партнерства в такого рода проектах пока нет, ибо Закон "О концессиях" уже который год дорабатывается. Сроки же рассмотрения еще одного базового Закона "О платных дорогах" перенесены с октября на ноябрь".

Напомним, в России уже есть платные дороги: это участок на федеральной трассе. Дон. между Воронежем и Тамбовом, часть одного шоссе под Липецком и Новороссийском; работает также пока единственный платный мост в Барнауле. Но фактический уровень их загрузки в среднем на 15 процентов ниже расчетного, что замедляет темпы окупаемости таких артерий и соответственно привлечения инвесторов в этот сектор.

Нынешняя средняя плата за проезд по платной дороге в России достигает одного рубля за километр, а окупаемость таких проектов - 15-20 лет.