Ряд чиновников и политиков Тульской области прокомментировали ситуацию с коррупцией в правоохранительных органах, ответив корреспонденту ИА REGNUM на два вопроса:

Начала ли и как именно милиция и другие правоохранительные органы борьбу с терроризмом с борьбы против коррупции в собственных рядах?

Что должны сделать местные власти, чтобы массовая "низовая" коррупция сократилась?

Олег Татаринов, член Совета Федерации, депутат Тульской областной Думы IV созыва:

Я бы не отделял борьбу с коррупцией в правоохранительных органах от борьбы с коррупцией как таковой. Это уродливое явление существует и среди чиновников, и в бизнесе. Нужен закон о противодействии коррупции. Его принятие является приоритетным в работе обеих палат Федерального Собрания.

Чтобы эффективно бороться с коррупцией, необходимо вести грамотную кадровую политику и гарантировать адекватное материальное обеспечение государственным и муниципальным служащим, а также работникам правоохранительных органов.

Коррупцию порождаем все мы, закрывая глаза на ее проявления, делая "подношения" и откровенно подкупая чиновников и милиционеров различного уровня, что, несомненно, развращает их. Ведь как сегодня многие рассуждают: народ для власти, а ведь должно быть наоборот. Это госслужащие и сотрудники правоохранительных структур должны служить тем, кто платит налоги на их содержание. Только переломив свое сознание, мы сможем победить коррупцию в своей стране.

Анатолий Лукьянов, начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами и воинскими организациями. аппарата администрации Тульской области, секретарь Региональной антитеррористической комиссии, в 1985 - 1997 гг. начальник отдела по борьбе с терроризмом Управления КГБ - ФСБ по Тульской области, полковник госбезопасности:

В стране нужно создать условия для занятости граждан, экономического развития, то есть обеспечения достойной жизни для всех и каждого. Средняя зарплата работников внутренних дел - 3,5 тыс. рублей. Милиционеры вынуждены выживать, "крутиться", некоторые таксуют, некоторые подрабатывают на стороне, кто-то, увы, идет на сделку с совестью. Если мы повысим им зарплаты втрое, это позволит снять экономическую часть проблемы. Но останется идейно-политическая - человек в погонах должен знать, кому он служит. Нужен закон о коррупции. Но в том-то все и дело, что те законодатели, которые громче всех кричат о необходимости его принятия, зачастую сами в этом никак не заинтересованы. Иначе как объяснить тот факт, что такого закона до сих пор нет?

В отношении терроризма замечу, что сегодня произошла подмена терминологии. В свое время мы понимали терроризм как проявление насильственных действий в отношении лиц, облеченных властью, то есть те преступления, которые имели политический подтекст. На мой взгляд, "терроризм" в современном его понимании, на самом деле, следует квалифицировать как чистой воды уголовщину - диверсии и бандитизм.

Борис Жмурко, председатель комитета экономической безопасности управы города Тулы, в 1985 - 1991 гг. начальник отдела военной контрразведки Тульского гарнизона, подполковник госбезопасности:

Я бы не стал борьбу с коррупцией увязывать с терроризмом. Так или иначе, борьба с коррупцией в правоохранительных органах велась всегда. Но раньше существовала очень серьезная кадровая сепарация при наборе в милицию, и тем более в органы госбезопасности. Не брали не прошедших службу в Вооруженных Силах. Кадровики запрашивали в воинских частях, где отслужили кандидаты на поступление в органы, их характеристики, определяли, годен ли человек по своим личностным, деловым, профессиональным качествам для службы в милиции и иных правоохранительных органах. Документы проходили через военную контрразведку. Так что случайные люди в органы не попадали.

Теперь же резко в разы упал общеобразовательный, нравственный, культурный, профессиональный уровень работников милиции. Многие из них не служили в армии, а наоборот, шли в милицию, чтобы "откосить". Существовавшего в советские годы "фильтра" больше нет, и это не могло не сказаться на качестве правоохранительных органов. Сказывается отсутствие нравственных и идеологических ориентиров. Словом, каково общество, такова и милиция.

На мой взгляд, не начнут органы по-настоящему бороться с коррупцией. Сегодня милиция связана другими обязательствами. Есть информация, что чины в ранге начальников райотделов "крышуют" криминальные структуры. А между тем, на местах почти не осталось следователей с высшим юридическим образованием, не говоря уже про уголовно-правовую специализацию. Сама ситуация в стране создает благоприятную почву для коррупции в органах внутренних дел. И не нужно здесь все сводить только к борьбе с терроризмом. Для борьбы с коррупцией на уровне местных властей в частности принято и действует постановление губернатора области о создании соответствующей межведомственной комиссии. Исходя из буквы и духа указа президента РФ, подготовлен проект постановления главы города Тулы о создании межведомственной комиссии по противодействию коррупции в системе муниципальной службы.

Станислав Куприянов, первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат областной Думы III и IV созывов, кандидат политических наук:

Коррупция будет процветать до тех пор, пока зарплата младшего офицера не превышает 3,5 тыс. рублей в месяц.

А для того, чтобы предотвратить это явление в системе государственной и муниципальной службы, также необходимо пересмотреть материальное обеспечение чиновников, поднять им денежное вознаграждение.

Владимир Сарычев, заместитель директора по безопасности частной фирмы, в 1989 - 1995 гг. оперуполномоченный по особо важным делам отдела по борьбе с бандитизмом УВД Тульской области, подполковник милиции:

В органах идет кампанейщина, которую трудно назвать борьбой с коррупцией. А для того чтобы, по крайней мере, уменьшить масштабы этого явления, надо платить нормальные деньги сотрудникам милиции. А отбор в органы внутренних дел должен проходить на конкурсной основе. Мой знакомый, начальник районного управления внутренних дел в Москве говорил: зарплата - 7 тыс. в месяц. Как жить на такие деньги?