Сегодня в Мещанском суде Москвы продолжился допрос свидетелей обвинения по делу Ходорковского - Лебедева - Крайнова, в результате которого представители защиты были вынуждены сделать совместное заявление об оказании представителями Генпрокуратуры недопустимого давления на свидетелей. Его огласил защитник Платона Лебедева - Константин Ривкин.

В результате допроса свидетелей обвинения Юрия Кобзаря и Андрея Устинова выяснилось, что обоих уже после окончания следствия и передачи дела в суд вызывали в Генпрокуратуру под предлогом допроса по другому делу и задавали вопросы, которые затем прозвучали во время допроса на сегодняшнем судебном заседании. Более того, А. Устинову даже дали прочесть его собственные показания, которые он давал в мае, во время допроса.

После того, как в этом факте признался уже второй свидетель, допрошенный за сегодняшний день, адвокат Ривкин счел необходимым привлечь внимание суда к тому, что уже многие свидетели заявляли, что их продолжают допрашивать в Генпрокуратуре, по вопросам, которые являются предметом доказывания по этому делу.

"Данная информация, - подчеркнул Ривкин, - свидетельствует о стремлении гособвинения не допустить выхода свидетелей за рамки показаний, данных на предварительном следствии, и подтверждает очевидные факты не только незаконного ведения Генпрокуратурой параллельного следствия, но и противоправного воздействия на свидетелей, подлежащих вызову в суд, с целью добиться от них показаний, выгодных исключительно стороне обвинения".

"Это параллельное следствие, - заметил адвокат, - необходимо для восполнения массовых пробелов в материалах настоящего дела, о чем свидетельствует запрос гособвинителя Д. Шохина в Генпрокуратуру РФ о необходимости направления ему новых доказательств, если они будут обнаружены в ходе производства следственных действий". Адвокат Ривкин также сослался на частное определение окружного военного суда Москвы в адрес Генпрокуратуры по делу об убийстве журналиста Дмитрия Холодова от 10 июня 2004 года. "Суд написал, что постоянные вызовы в Генпрокуратуру свидетелей обвинения, которые затем должны были давать показания по делу в судебном заседании, он рассматривает, как давление на свидетелей".

К.Ривкин просил суд как-то отреагировать на выявленные факты злоупотребления, но суд ограничился занесением заявлений защиты в протокол судебного заседания.

На доводы адвокатов гособвинитель Д. Шохин возразил, что закон обязывает следователей собирать материалы и доказательства в процессе расследования. По его словам следователи допрашивают свидетелей, проходящих по делу объединенному делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова, по делам, возбужденным в отношении других членов ОПГ, объявленных в розыск. В частности, речь идет о Леониде Невзлине.