Коррупция в милиции и других правоохранительных органах становится одним из важнейших факторов террористической угрозы. ИА REGNUM организовало опрос политиков, представителей правоохранительных органов и общественности относительно эффективности мер, противостоящих коррупции. На вопросы ИА REGNUM ответила председатель Орловского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Марина Ивашина.

На Ваш взгляд, ведут ли милиция и другие правоохранительные органы на местах борьбу с терроризмом в плане устранения коррупции в собственных рядах?

Продажность сотрудников правоохранительных органов и милиции, высокая коррупционная среда в этом секторе государственной власти предопределили полную функциональную неготовность противостоять терроризму. Очевидных примеров борьбы с коррупцией и самоочищения своих рядов в правоохранительных органах и милиции Орловской области мы еще не наблюдаем. Да собственно в чем она может выражаться? Если "самоочищаться" от "оборотней" по идейным соображениям и по призыву Президента, то ждать "прорыва" в этом вопросе от самих органов просто нереально. Поскольку не работает механизм неотвратимости наказания за взятки, все те же низкие заработные платы у правоохранителей, все также нерациональны, неоптимальны и загромождены структуры милиции и правоохранительных органов. Наверно уже стало ясно, что способ "наводить порядок" числом, а не умением, развратил людей в погонах. В бизнес-среде наиболее наглядно прослеживается вся "гнилость" системы правового обеспечения деятельности субъектов хозяйственной деятельности со стороны государства. Не наблюдается изменений в таких обычных форматах работы орловских правоохранителей. как "проверка" по заказу "конкурента", рейдовые проверки "за штрафами". На орловских предприятиях и рынках все также практикуются составления постановлений без оформления протоколов об административных правонарушениях, с колоссальным количеством отступлений от законных процедур. В ходе нынешней операции "антитеррор" милиция проверяла на рынках все больше такие вопросы как "наличие перевода на ярлыках предметов женского туалета", или "наличие солей тяжелых металлов в сметане". Стоит ли объяснять, что такой разброс "интереса" контролеров всегда будет провоцировать коррупционные отношения. Также как и нормы Закона о милиции или Закона об оперативно-розыскной деятельности, оставляют работникам правоохранительных органов широкое поле для единоличной инициативы по отношению к проверяемым гражданам (изъять документы, остановить деятельность, изъять товары или средства связи). А при полном срастании "оперативников" с прокуратурой, при отсутствии реального надзора со стороны прокуратуры, поле для коррупции всегда будет в оранжерейных условиях.

Что должны сделать местные власти, чтобы массовая "низовая" коррупция сократилась?

Местные власти, к сожалению, достаточно серьезно сами провоцируют коррупционные отношения. Не секрет, что на планерках в администрациях города, районов зачастую даются задания, например, "проверить предпринимателей Центрального рынка", или "закрыть, наконец, ту или иную фирму". И поводов здесь много, от личностного неприятия, до компрометации предпринимателя, или понуждения уложить за его счет тротуарную плитку. И милиция, Госторгинспекция, СЭС "идут на дело", не взирая на Федеральные законы о регламенте и основаниях для проверок. "Заказной" характер проверок - не только "базис" взяткоотношений. Он отвлекает правоохранительные органы и милицию от их насущных функциональных обязанностей, порождает веру в собственную безнаказанность, когда можно "мочить" того, на кого укажут. Чтобы массовая "низовая коррупция" сократилась, надо как минимум лишить правоохранительные, контрольно-надзорные органы и милицию право "беакцептного" взимания штрафов. Только через суд. Отпадет шантаж, как взятко-стимул. "Низовую" коррупцию может и должна пресечь административная реформа на местах: максимально отдаление чиновника от доступа к денежным потокам, от надуманных и нецелесообразных, государственных смыслах, виз, согласований, разрешений. "Низовую коррупцию может пресечь широкое развитие "снизу" общественных движений, гражданских институтов, которые должны обеспечить прозрачность и подконтрольность на "болевых" коррупционных точках. Другое дело, что именно местным властям, именно этого-то и не надо. Годами сложилась и поддерживается оптимальная для власти коррупционная пирамида управления. И "сломать" ее нужна политическая воля, а не только заверения властных элит на местах о поддержке курса Президента и реформ вертикали управления.