18 октября в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области состоялось расширенное заседание правительства Самарской области под председательством губернатора Константина Титова. С основным докладом выступил министр сельского хозяйства и продовольствия области Александр Румянцев. Он, в частности отметил, что в 2004 году посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 1 миллион 852 тысячи гектаров, что на 61 тысячу превышает уровень 2003 года. Под зерновыми культурами было занято 1 миллион 276 тысяч гектаров, из которых 332 тысячи (26%) составлял озимый клин. Однако в результате засухи общие площади, подлежащие уборке, сократились до 1 миллиона 803 тысяч гектаров, в том числе зерновых культур - 1 миллион 228 тысяч гектаров (в 2003 году - 1039 тыс. га). Картофель и овощи размещены на площади 6,1 тысяч гектаров, или на 1,4 тысяч больше предыдущего года. Посевы кормовых культур - на 307 тысячах гектаров.

Уборка урожая была организована более слаженно, чем в прошлом году. Силами 440 звеньев механизаторов она была проведена за 35 рабочих дней. Были активно привлечены технические средства машинно-технологических станций в количестве 268 комбайнов, в том числе 170 комбайнов - Областной МТС, из них 87 комбайнов "Кейс". Общая площадь, убранная всеми МТС, составила 115 тысяч гектаров, или 10% площадей, что на 30% выше уровня прошлого года.

Общий валовой сбор зерна по области составил около 1,5 млн. тонн, что на 8% выше уровня прошлого года. Средняя урожайность - 12,9 центнеров с гектара. Объем произведенной озимой и яровой пшеницы - 785 тысяч тонн. Доля продовольственной пшеницы (III-IV класс) составляет 57% от общего сбора, что в 2,5 раза выше уровня потребности области в хлебопечении. Хозяйствами "Зернового проекта" убрано 55 тысяч гектаров зерновых культур при средней урожайности 14,2 центнеров с гектара, это выше областного уровня на 11%.

Однако анализ эффективности внедрения ресурсосберегающих технологий показывает, что экономический потенциал, заложенный в областную Комплексную программу развития АПК, используется хозяйствами не на должном уровне. Отсутствие профессионального подхода к организации зернового производства и несоблюдение технологии является причиной того, что в пределах одной и той же климатической зоны хозяйства получают разные производственные результаты. Например, в северной лесостепной зоне в Исаклинском районе получено в среднем по 20,7 центнеров с гектара зерновых культур. Рядом в Камышлинском - 10,2 центнеров с гектара, в Сергиевском - 12,5 центнеров с гектара.

Динамика следующих показателей свидетельствует о тенденции повышения себестоимости продукции и снижения рентабельности ее производства. За последние четыре года себестоимость зерна возросла на 48% (с 112 до 166 рублей за центнер), подсолнечника на 50% (с 169 до 254 рублей). В текущем году при прогнозируемом уровне себестоимости и цен реализации зерна рентабельность составит 16%. Ценовой пресс со стороны посредников и перекупщиков в итоге привел к многократному снижению доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене конечного продукта.

Губернатор Константин Титов в жесткой форме высказался о неудовлетворительных моментах в работе агросектора области. Успехи видны в основном в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, но не на уровне ее производства. Урожай зерновых в 1,5 млн. тонн - это не успех. Засуха и отсутствие денег - не оправдание. Цифры свидетельствуют о том, что по завершении "Зернового проекта" новые технологии не получили широкого распространения, не способствует этому и ежегодно проводимая учеба и обмен опытом руководителей хозяйств. Формы эффективного хозяйствования, предлагаемые системой управления, не доходят до конкретных руководителей хозяйств. По мнению губернатора, это прямое упущение в работе глав сельских районов, которые формально подходят к выполнению своих обязанностей. Это вина и работников министерства сельского хозяйства и продовольствия, которые должны заниматься не только распределением бюджетных денег, но и отслеживать эффективность их вложения. Собственники земельных паев должны иметь возможность изъять их у нерадивых руководителей, лишь разоряющих хозяйства, и передать в аренду более достойным. Но это невозможно без активного процесса оформления государственной регистрации прав собственности на землю, а способствовать этому - прямая обязанность глав районов. По этой же причине не используется механизм долгосрочного кредитования сельхозтоваропроизводителей под залог земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, необходимо более эффективно использовать федеральные ресурсы, выделяемые на поддержку среднесрочного и долгосрочного кредитования, лизинга техники. Губернатор также дал указание министерству сельского хозяйства и продовольствия и министру лично - в кратчайшие сроки разработать план устранения недостатков в работе отрасли.