Почти полгода в поселке Канифольный работает центр реабилитации для детей с умственными и физическими патологиями. Свободных мест в центре сегодня нет. С каждым годом детей, нуждающихся в помощи, становится все больше. Врачи и педагоги интерната говорят: главная проблема большинства воспитанников - их родители: излишняя опека или, наоборот, боязнь осуждения окружающих. Со временем больной ребенок становится ненужной обузой, на его воспитание в семье нет ни времени, ни терпения, ни знаний.

В центр реабилитации привозят детей с разной степенью олигофрении. Для каждого ребенка в зависимости от его интеллектуальных возможностей составляется индивидуальная программа обучения. Но начинают все с навыков, обычных для трехлетнего ребенка. Надежда Тронина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: "Не всегда дети умеют правильно сделать и вдох, чтобы высказать предложение. Мы и этому учим. Вот с этого и начинается первая ступенька обучения: развитие мелкой моторики, развитию артикуляционного аппарата".

Дальше воспитанников делят на две группы. Первая - дети, которых можно научить чтению. Они учат буквы, читают по слогам. Правда, по словам педагогов, пересказать прочитанное в большинстве случаев не способны. Считают в этой группе, как правило, до двадцати. Детей с большей степенью умственной отсталости, в интернате учат лепить, рисовать, дают слушать музыку. "Мы выезжаем с этими детьми и в театр, и в кино, и в музеи возили их, - рассказывает Надежда Тронина. - Вот это тоже общение, это тоже очень важно для них, для таких детей, чтобы они поверили сами в себя, они ведь не какие-то изгои, а такие же дети, как наши с вами". Курс обучения в центре реабилитации для всех воспитанников два месяца. Но, говорят педагоги, с июля появится специальная группа с пятидневным пребыванием по просьбе родителей, которым разлука на восемь недель кажется слишком долгой.