Отношение курской власти к укрупнению регионов - более чем спокойное

Белгород, 19 октября 2004, 14:35 — REGNUM  Андрей Захватов, обозреватель информационно-экспертного агентства "Курск 21 век": История возникновения и трансформации административно-территориальных образований на курской земле исчисляется уже более чем двумя сотнями лет. Курская губерния как самостоятельная административная единица Российской империи появилась на карте России в 1779 году, когда на территории Курского края в 46,5 тысяч квадратных километров проживало 2 миллиона 750 тысяч человек. Согласно царскому указу, 23 мая 1779 года город Курск был впервые назван не только главным городом Курской губернии, но и утвержден центром Курского наместничества, включавшего также Орловскую губернию.

12 декабря 1796 года институт наместничества был упразднен, и Курская губерния вплоть до 1925 года включала в себя 15 уездов, в том числе - Белгородский. Административная реформа, проводимая советской властью, на этом не только не закончилась, но стала раскручиваться с новой силой. Всего лишь через 3 года, в 1928 году, когда в Советском Союзе было введено областное и окружное деление, Курск стал центром одноименного округа. Еще через 2 года, в 1930 году окружное деление было ликвидировано, а в 1934 году Курский район, входивший в Центрально-Черноземную область с центром в Воронеже, становится центром Курской области.

Интересно отметить, что в 1934 году в состав Курской области входило 60 небольших районов, а в 1935 в результате нового внутриобластного территориального деления - даже 93 района. В послевоенные годы 23 района были переданы во вновь образованную Белгородскую область, и 3 района - в Липецкую.

Сегодня, спустя 225 лет, территория, названная в XVIII веке Курской губернией, уменьшилась в полтора раза - до 29,8 тысяч квадратных километров, а население сократилось вдвое, - до 1 миллиона 400 тысяч человек. После всех административных реформ и переделов границ, произошедших в XX веке, в современной Курской области - три крупных города и 28 сельских районов, на территории которых действуют 512 муниципальных образований.

Весной 2004 года, после мягкого (а потому не очень заметного) объединения развитой Пермской области и депрессивного Коми-Пермяцкого автономного округа в Пермский край, в ряде центральных СМИ прошла серия публикаций о стремлении федерального Центра оставить на карте России не более 30 субъектов федерации, легко управляемых Москвой. Дальше всех в своих прогнозах пошел лидер партии "Родина" Дмитрий Рогозин, прямо заявивший недавно, что "...в конечном счете, у нас будет около 30 субъектов РФ. И эта реформа начнется сразу же после того, как все губернаторы будут переназначены. По моему мнению, реально реформа, связанная с укрупнением регионов, произойдет после первого января 2006 года".

В начале октября 2004 года, после инициатив президента о реформе вертикали власти, обсуждение вопроса укрупнения регионов переместилось в курские, орловские и белгородские коридоры власти. Так по каким же критериям и как будут оценивать возможную трансформацию своего обширного региона политическая элита и население западного Черноземья?

На мой взгляд, повторения уникального случая единодушия и желания объединиться, какой был отмечен российскими политологами в среде политической элиты и населения Пермского края, - ни в Курске, ни в Орле, ни в Белгороде ожидать не придется ни в 2006 году, ни позже. И вот почему.

Причина первая, политическая. Каждая из черноземных областей, по-разному и с разными потерями, но - уже вышла из кризиса, и политическая элита любого из западно-черноземных российских регионов уже сегодня способна привести массу аргументов в пользу того, что именно их областной центр более других достоин стать столицей укрупненной губернии. И изменить эти убеждения окрепшей региональной политической элиты федеральному Центру будет не просто.

Вторая причина - экономическая. Несмотря на некоторое опережение курян по темпам роста производства, и Орел, и Белгород вряд ли смогут в обозримом будущем убедительно претендовать на роль общепризнанного экономического лидера (а, значит, и политического центра) будущей гипотетической Западно-Черноземной области (губернии). Не смогут хотя бы потому, что Курская область сбрасывает с себя гнет долгов в 2 миллиарда рублей, оставленных ей в 2000 году fдминистрацией Александра Руцкого, и в регионе в сентябре 2004 года впервые за последние годы отмечен экономический рост.

Надо полагать также, что уже прочно вставшая на ноги курская бизнес-элита вряд ли добровольно и публично признает свою область депрессивным регионом, который будет рад примкнуть к равным в экономическом плане соседям, ранее числившимся в списке курских уездов. Кроме того, серьезным препятствием для создания новой административно-территориальной единицы станут чувствительные издержки региональных бюджетов всех трех областей на ломку старых и создание новых ветвей власти и управленческих структур.

Причина третья - психологическая, уходящая своими корнями в менталитет и массовое общественное сознание населения российского Черноземья. Предположим, Центру удастся убедить просвещенную часть населения укрупняемых областей, что управлять Россией, состоящей из 30 территорий, - намного легче, чем 89-ю субъектами федерации. Но, если удобство и эффективность управления Россией будут достигнуты Центром за счет неудобств, а, тем более, - за счет денежных потерь обнищавшего населения Черноземья, - разговор Центра с лидерами общественного мнения любой "присоединяемой" черноземной области вряд ли окажется успешным. Большинство населения каждой из трех областей и морально и физически устало от инфляции, низкой заработной платы, безработицы.

Поэтому грядущие неудобства, прямые денежные потери, связанные с изменением статуса городов, учебных заведений, рост транспортных расходов для поездок в новый областной центр, сокращение рабочих мест в уже сложившейся сегодня сфере управления, - все эти факторы будут учтены населением западного Черноземья на региональных референдумах об укрупнении регионов. Следует учесть также и тот важный фактор, что население каждой из трех западно-черноземных областей, только-только начавшее привыкать к рынку, с традиционным недоверием относится как к центральной, так и к региональной властям, приступившим сегодня, ко всему прочему, к проведению пока мало понятных людям социальных реформ.

Вместе с тем, сегодняшнее отношение курской власти к ставшей модной в прессе теме укрупнения территорий и интеграции регионов я бы охарактеризовал как спокойное, и даже - более чем спокойное. Но не только потому, что опыта территориальных реформ курским властям - не занимать. Главное, что сегодня беспокоит Администрацию Курской области и областную Думу, - это не новый принцип назначения руководителей регионов и не реформа вертикали власти, в пользу которой уже высказались губернатор Александр Михайлов и другие руководители области, а укрепление достигнутой регионом экономической стабильности. Погашение долгов предприятий по заработной плате, развитие тенденций к росту производства, улучшение инвестиционного климата региона, безусловное выполнение областных социальных программ - вот главные векторы приложения усилий курской власти.

Без сомнения, идея сокращения субъектов Российской Федерации имеет право на жизнь и необходима России. Но объединение регионов должно проводиться властью разумно, по воле народа, с учетом интересов и Центра, и объединяемых территорий, в первую очередь тех, где есть все предпосылки к укрупнению регионов, - так считают сегодня политические наблюдатели в Курске. Судя по всему, эти убеждения разделяют и в Орле, и в Белгороде.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
01.05.17
Кто провожает самолеты
NB!
01.05.17
Зачем Казахстану тело Ленина? Обзор СМИ
NB!
01.05.17
Свалки Ставрополя: посчитать сложно, победить невозможно – фоторепортаж
NB!
01.05.17
Первомай, праздник которого нет
NB!
01.05.17
Еще одна заявка украинских раскольников на официальный статус
NB!
01.05.17
Нефть и газ Казахстана: тенденции и перспективы
NB!
01.05.17
Армяно-индийские отношения: интенсивного развития придется подождать
NB!
01.05.17
Баку подбивает Турцию на неоправданный риск
NB!
01.05.17
Украина против «Газпрома»: крючкотворство и фантастические претензии
NB!
01.05.17
Анимэ в поисках ответов на проклятые вопросы
NB!
01.05.17
Художник, создавший символы свободы и неизбежности борьбы за нее
NB!
01.05.17
Комедия для перенапрягшегося мозга: без претензий и намеков на смысл
NB!
01.05.17
Разводка Японии и Южной Кореи: в чем взаимный интерес США и Китая
NB!
01.05.17
Голый зад в Владимиро-Суздальском музее-заповеднике: невозможное возможно
NB!
01.05.17
Повлияют ли рейтинги губернаторов на итоги президентских выборов?
NB!
01.05.17
Молдавия: 39% — за ЕС, 40% — за ЕАЭС, 61% — за Путина
NB!
30.04.17
Война России и США на Ближнем Востоке: сценарий из недалекого будущего III
NB!
30.04.17
Дети говорят о войне: акция памяти на Ставрополье — фоторепортаж
NB!
30.04.17
Изнасилованная Окинава
NB!
30.04.17
В Калужской области скончался беженец с Донбасса, которому не дали убежища
NB!
30.04.17
Неделя в НХЛ: полуфинал Кубка Стэнли — в самом разгаре
NB!
30.04.17
«Спартак» второй раз в сезоне обыграл ЦСКА