Пояснительная записка

В настоящее время в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. №5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" (далее - Закон) гражданин РФ изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме, предъявить паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Указанное должностное лицо обязано зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Таким образом, Закон не возлагает на регистрирующий орган обязанность проверять возможность фактического проживания гражданина в указанном им жилом помещении и не содержит оснований для отказа в регистрации гражданина по месту жительства.

Пункт 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года №713, содержавший перечень оснований отказа в регистрации по месту жительства, признан не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 27 (часть 1) и 55 (часть 3) постановлением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. №4-П. Согласно пункту 5 мотивировочной части указанного постановления Закон возложил на Правительство РФ обязанность утвердить Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (часть четвертая статьи 3). Исходя из буквального толкования данной нормы, законодатель уполномочил Правительство РФ разработать только порядок регистрации и снятия граждан с регистрационного учета, не предоставив ему права на установление оснований отказа в регистрации. Такие основания отсутствуют и в самом Законе. В нем исчерпывающе сформулированы лишь условия, при которых допускаются ограничения прав граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ (статья 8). Следовательно, Правительство РФ при утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ вышло за пределы полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, чем Нарушило статью 115 Конституции РФ.

Согласно пункту 7 мотивировочной части указанного постановления пункты 12 и 21 Правил, предусматривающие основания отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства, как следует из их содержания, по существу, предполагают проверку подлинности представляемых гражданином документов, их надлежащего оформления, обоснованности выдачи ордера, соответствия заключенного договора нормативным актам, и т. д.

Однако Закон не возлагает такую проверку на органы, производящие регистрацию, и она не должна ими осуществляться. Иное означало бы неправомерное вторжение органов исполнительной власти и других органов регистрационного учета в сферу гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений. При этом регистрация неправомерно использовалась бы для установления системы контроля за законностью реализации прав и обязанностей граждан в различных сферах, а отказ в регистрации служил бы средством предупреждения и выступал в качестве меры ответственности в связи с незаконной реализацией прав, что Законом не установлено и не соответствует конституционному смыслу института регистрации. Механизм использования такого правового средства, как регистрация, не должен служить целям, не совместимым с ее уведомительным характером, поскольку иное приводит к чрезмерному ограничению прав и свобод граждан в области гражданских, жилищных, семейных и иных правоотношений.

Мотивируя конституционность положений пунктов 12 и 21 Правил, Правительство РФ ссылается на то, что в их основу положены нормы отраслевого законодательства. Однако нормы Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса PCФCP, Семейного кодекса РФ, иных федеральных законов, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства. Таким образом, установление в Законе оснований отказа в регистрации по месту жительства также будет противоречить уведомительному характеру регистрации.

Как отмечено в Определении Конституционного Суда РФ от 23 июня 2000 г. N 147-0 установление иных, помимо прямо указанных в федеральном законе, оснований для введения особого порядка регистрации как условия реализации права гражданина РФ на выбор места жительства является нарушением требований Конституции РФ и федерального закона.

Субъекты РФ не могут самостоятельно вводить ограничения конституционного права гражданина на выбор места жительства, а также предусматривать регистрацию или отсутствие таковой как основание ограничения или условие реализации прав граждан, предусмотренных Конституцией РФ (в данном случае- ее статьей 38). Положения иных, помимо федерального закона, нормативных актов, предусматривающие такие ограничения, не соответствуют статьям 27 (часть 1), 55 (часть 3), 71 (пункт "в"), 76 (части 1 и 5) Конституции РФ с точки зрения установленного ею разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. В силу предписаний статьи 76 (часть 5) Конституции РФ такие акты не могут действовать. Таким образом, вопрос о регистрации большого количества граждан по месту жительства (в Санкт-Петербурге свыше 600 в квартире) на основании договора купли-продажи ничтожно малой доли права собственности на жилое помещение может быть решен только путем внесения изменений в Закон.

При этом представляются возможными следующий вариант решения данного вопроса путем дополнения положения статьи 6 Закона о том, что гражданин представляет в регистрирующий орган документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение, указанием на то, что данное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Статья 6. Регистрация rpажданина РФ по месту жительства Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность rpажданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего rpажданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать rpажданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию.

Проект вносит Комитет по правовым и судебным вопросам

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Принят Государственной Думой

О внесении дополнения в Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Статья 1 Дополнить абзац третий статьи 6 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N2 32, сто 1227) предложением "При этом данное жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям".

Статья 2 Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 3 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации