Одна из целей национального проекта «Образование» — поддержка школ на селе, создание комфортных условий для учащихся, раннее профессиональное ориентирование школьников и привлечение в глубинку квалифицированных учителей. Такой подход должен способствовать сохранению сельского населения, развитию экономики регионов и снижению оттока молодежи в большие города.

Группа компаний «Просвещение» уже приступила к реализации нескольких пилотных проектов по развитию сельских школ.

Подробнее об этом рассказала глава Академии «Просвещение» Татьяна Суханова.

— Проекты по поддержке сельских школ будут осуществляться в рамках нашей академии, работа которой направлена на развитие педагогических кадров и поддержку регионов и муниципалитетов в сфере образования. Сегодня мы сформулировали для себя три направления деятельности.

Прежде всего, это содействие сельским школам (особенно новостройкам) в становлении и развитии. Наше сотрудничество с такими школами начинается с совместной разработки программы развития школы на долгосрочный период, в основе которой лежит идея функционирования школы как центра социокультурной жизни села.

Для сельской школы особо актуальным представляется вопрос об объединении усилий школы и сельского социума. Без такого единства в принципе невозможно выстроить эффективную систему воспитания детей и молодежи, логически закономерным продуктом которой будет готовность выпускников возвращаться на свою малую родину и трудиться на благо своего села.

Поэтому школа обязательно должна объединить жителей села в сообщества для решения образовательно-культурных, благотворительных, воспитательных, этнокультурных и других проблем и способствовать приобщению сельских граждан, включая детей, к общественной жизни школы и села.

Приведу пример одного из наших интересных проектов в Побединской сельской школе Чеченской Республики. С учетом социума, сложившегося в Побединском сельском поселении, в программе для этой школы мы сделали акцент на проект по предпрофильному и профильному обучению школьников через реализацию естественнонаучного направления (агрохимия и агропочвоведение, агрохимия, зоотехника, ветеринария, агроэкология) и технологического (механизация сельского хозяйства, сервис и техническая эксплуатация транспортных и технологических машин и оборудования в аграрном производстве).

Ученики этой школы параллельно с общей образовательной программой будут знакомиться с основами тех профессий, которые востребованы в сельском районе. На базе школы в рамках реализации образовательной программы будут создаваться экологические лаборатории, ветеринарные станции, которые, безусловно, будут мотивировать школьников возвращаться обратно домой после учебы в университетах и техникумах. Ребята будут знать, что у них будет хорошая работа, соответствующая их квалификации. Это новые возможности для каждого молодого человека.

Со своей стороны Академия «Просвещение» оказывает всестороннюю поддержку педагогам данных школ, обучая их работе и с новым оборудованием, и в рамках новых образовательных задач и соответственно результатов.

Как правило, в каждой школе после разработки образовательной программы мы проводим ее презентацию, подкрепляя написанное конкретными мастер-классами и открытыми обсуждениями той среды, которая будет создаваться в школе. Так, например, на презентации программы развития Побединской сельской школы, прошедшей в январе, все жители села стали участниками экологического практикума, в рамках которого провели замеры и исследования почвы и воды своего села.

— Как вы планируете привлекать учительские кадры на село. Ведь хорошо оборудовать школы — мало, нужны еще и соответствующие педагоги?

— Это как раз второе направление нашей работы. Мы активно взаимодействуем с педагогами и предлагаем им как системные программы обучения, так и консультативно-методическую поддержку по всем возникающим вопросам.

Что касается привлечения педагогов, то уже сейчас Академия «Просвещение» готова дать старт всероссийскому конкурсу на замещение вакантных должностей в сельских школах. Система конкурсного отбора и грантовой поддержки позволит привлечь в сельские школы лучших педагогов не только своего региона.

И, конечно, всегда необходимо помнить про мотивацию педагогов, они должны чувствовать поддержку, свою востребованность, вовлеченность в общий процесс и, конечно, видеть перспективы роста.

Академия «Просвещение» активно участвует в подобных мотивационных программах для педагогов, организуя для них мероприятия как образовательного, так и культурно-досугового плана (интерактивные лекции, мастер-классы, образовательные квизы, встречи с интересными людьми по предметному и общекультурному профилю и просто концерты).

— Предполагаются ли программы для повышения квалификации педагогов?

— Конечно! Сегодня в портфеле Академии «Просвещение» более 100 образовательных программ для педагогов. Для сельских школ мы подготовили специальные конвергентные программы, обьединяющие в себе обучение по работе с высокотехнологичным оборудованием и цифровыми технологиями. Ведь именно в этом году в рамках национального проекта «Образование» в более 2000 сельских школ будет обновлена материально-техническая база и сделан акцент на преподавание таких предметов как технология, информатика и ОБЖ.

Чтобы эта материальная база и оборудованные кабинеты приносили пользу, нужны подготовленные педагоги, с соответствующей квалификацией. И здесь наша задача — помочь учителям получить необходимые знания и показать, как с этой техникой работать, чтобы обеспечивать и достигать самые высокие образовательные результаты.