Армянские и азербайджанские СМИ об осенней сессии ПАСЕ. Россия, Турция и карабахский конфликт. Армения и Азербайджан. Нагорный Карабах.

Армянские и азербайджанские СМИ об осенней сессии ПАСЕ

Газета "Айоц Ашхар" анализирует "ситуационно неадекватные и поверхностно-противоречивые положения" доклада бывшего докладчика ПАСЕ по вопросу Нагорного Карабаха, а ныне генерального секретаря Совета Европы (СЕ) Терри Дэвиса, имеющего "отличные отношения" с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "В 4-м пункте докладчик отметил, что "НК конфликт на самом деле является конфликтом двух принципов: территориальной целостности и правом наций на самоопределение". Однако почему-то он игнорирует тот факт, что Нагорный Карабах (НК) самоопределился еще в 1988 году и окончательно утвердил свою независимость посредством референдума в 1991-м - раньше, чем Азербайджан, заявивший о своей независимости в рамках "территориальной целостности 1918-1920 годов", то есть без Карабаха, пишет "АА". Далее, продолжает газета, в 17-м пункте доклада отмечается, что "население Нагорно-Карабахской области в настоящее время не включено в переговорный процесс Минской группы ОБСЕ". "У докладчика было достаточно времени, чтобы ознакомиться с нюансами переговорного процесса и не путать трехсторонний (Карабах-Азербайджан-Армения) формат Минской группы, начало которому было положено еще в 1992 году, с проходящими в последнее время двухсторонними переговорами президентов двух стран". Газета отмечает, что трехсторонние переговоры были заморожены исключительно по причине неприятия Азербайджаном Нагорного Карабаха в качестве независимого субъекта переговоров, поскольку, по мнению Баку, этим НК мог быть признан независимой государственной единицей. Особое внимание "AA" обращает на 25-й пункт доклада, в котором отмечено, что конфликт может быть решен в контексте как независимости НК, так и территориальной целостности Азербайджана. При этом упоминается, что "в своем подробном докладе г-н Андреас Гросс (докладчик Мониторингового комитета ПАСЕ - прим. ИА REGNUM) приходит к выводу, что высокая степень самоуправления может быть лучшим решением, чем отделение или независимость". Газета считает, что таким образом делается попытка настроить депутатов ПАСЕ на главенство территориальной целостности по отношению к праву на самоопределение. Все это "Айоц ашхар" назвала "партией с заранее предрешенным исходом".

Газета "Аравот" приводит слова руководителя армянской парламентской делегации в ПАСЕ Тиграна Торосяна: "Что касается доклада Терри Дэвиса, то я не хочу кого-либо обвинять, но хорошо известно, что наша делегация никогда не занималась вопросом Карабаха - этот вопрос не входит ни в круг наших обязанностей, ни в круг наших полномочий. Все знают, кто занимался этим вопросом, кто проводил встречи, поскольку доклад составлен по результатам этих встреч". Газета отмечает, что в ходе визита Терри Дэвиса в регион конфликта с ним встречались президенты Армении и Нагорного Карабаха, министр иностранных дел Армении, министр обороны и бывший руководитель армянской делегации в ПАСЕ. "Аравот" обратилась к пресс-секретарю президента РА Ашоту Кочаряну с просьбой ответить на вопрос: можно ли, исходя из обилия содержащихся в докладе Дэвиса неблагоприятных для Армении формулировок, заключить, что ни президенту Армении Роберту Кочаряну, ни другим высокопоставленным лицам не удалось убедить докладчика в истинности аргументов, приводимых Арменией? "Доклад Терри Дэвиса юридической силы не имеет, - ответил Ашот Кочарян. - Господин Дэвис выразил свое личное и в высшей степени субъективное мнение. Для нас важна резолюция, которая будет поставлена на голосование и принята в начале следующего года. Так что будем продолжать работать с новоназначенным докладчиком, господином Аткинсоном". Может ли неубедивший Дэвиса убедить Аткинсона? - спрашивает "Аравот".

По словам члена армянской делегации в ПАСЕ Шаварша Кочаряна, пишет в другой своей статье "Аравот", армянская делегация предложила всего одну поправку, которая не была принята. "Поправка была очень ясной и соответствовала и действительности, и урегулированию вопроса. Мы добавили всего одно предложение - переговоры не дают ощутимых результатов также по причине невовлеченности Нагорного Карабаха в качестве стороны переговоров. Поправка, к сожалению, не прошла".

Газета "Авангард" пишет, что жесткие формулировки, содержащиеся в докладе Терри Дэвиса, стали причиной тому, что разные политические силы охарактеризовали доклад как откровенно антиармянский, а партии, входящие в правительственную коалицию, назвали его в одном случае "позорным", в другом - "пристрастным". "Более того, советник президента РА по вопросам безопасности видит в докладе "следы английской нефти". По словам газеты, сказано обо всем, кроме главного - появление подобного доклада является свидетельством серьезного дипломатического поражения Армении.

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", руководитель парламентской делегации РА в ПАСЕ Тигран Торосян в ходе своей пресс-конференции посоветовал журналистам "набраться смелости и прочитать принятую ПАСЕ резолюцию по Азербайджану". "Я уверен, что если бы подобный документ был принят в отношении Армении, то многие бы лишились чувств". Вместе с тем, он призвал не успокаиваться в связи с благоприятной для Армении резолюцией ПАСЕ. "Нас не должна успокаивать такая оценка. Мы должны быть готовы к новым вызовам, первым из которых будет готовящийся по Карабаху доклад".

Бакинская газета "Зеркало", описывая развернувшуюся между армянской и азербайджанской делегациями полемику, отмечает, что ее кульминацией стало обсуждение 11-й поправки к тексту проекта резолюции. В частности, согласно представленной Шаваршем Кочаряном поправке, предлагалось включить в процесс переговоров по карабахскому урегулированию армянскую общину НК. Как сообщает газета, Ш. Кочарян мотивировал это тем, что в 1994 году достижение режима прекращения огня стало возможным благодаря участию в этом процессе армянской общины НК и что после исключения ее из переговорного процесса каких-либо существенных результатов в деле урегулирования конфликта не было достигнуто. "Представитель Азербайджана Асим Моллазаде указал, что предложенная поправка не соответствует духу предыдущих резолюций ПАСЕ, докладу А. Гросса и А. Херкеля, а также докладу Тэрри Дэвиса, резолюциям Совета Безопасности ООН, документам ОБСЕ и мандату Минской группы ОБСЕ". По словам Моллазаде, пишет газета, предложенная армянской стороной поправка нацелена на закрепление результатов "агрессии и этнической чистки в Нагорном Карабахе", легитимизацию сепаратистского режима путем обеспечения его участия в переговорах. "В итоге большинством голосов поправка, предложенная армянской стороной, была отклонена". Газета считает, что, хотя попытка армянской стороны включить в резолюцию ПАСЕ пункт о необходимости подключения представителей Нагорного Карабаха к мирным переговорам не удалась, это не может являться поводом для большой радости азербайджанской стороны. "Скорее всего, ПАСЕ решила на данном этапе в отношении армяно-азербайджанского конфликта придерживаться тактики "ни нашим, ни вашим". Достаточно вспомнить, что ранее ПАСЕ из другой своей резолюции, по настоянию армянской стороны, исключила термин "агрессивный сепаратизм", который был предложен азербайджанской делегацией..."

В ходе дебатов армянские депутаты, обвинив своих азербайджанских коллег в использовании карабахской проблемы в политических целях, сами использовали трибуну ПАСЕ для обвинений в адрес Азербайджана, пишет бакинская газета "Новое Время". Армен Рустамян заявил, что после 1994 года война не закончилась и Азербайджан ведет ее иными средствами: блокадой, торпедированием участия Армении в проектах ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ. Антиазербайджанскими выпадами были отмечены также выступления Карапетяна и Шаварша Кочаряна. Тигран Торосян заявил, что между представителями большинства и оппозиции в армянской делегации был достигнут консенсус по проекту резолюции и поправкам к ней. В ответ на обвинения армянских депутатов, пишет газета, представитель Азербайджана Рафаэль Гусейнов сказал, что Армения является "государством-оккупантом, захватившим 20 процентов территории Азербайджана". Он призвал СЕ применить санкции против Армении, "нарушающей основополагающие принципы СЕ". Гусейнов также напомнил о том, что в июне этого года Роберт Кочарян, выступая с трибуны ПАСЕ, с гордостью заявил, что участвовал в войне в Карабахе.

Россия, Турция и карабахский конфликт

Утверждение российского сопредседателя Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрия Мерзлякова о том, что без участия Турции "практически невозможно добиться прочного и жизнеспособного" урегулирования карабахской проблемы, с полным основанием можно расценивать как едва ли не официальное признание Анкары стороной конфликта, пишет газета "Голос Армении". "В этом, разумеется, фигурирует немалая доля правды, ибо Турция с самого начала объявленной Азербайджаном войны оказывала ему колоссальную моральную и материальную поддержку. Дважды в 1993 г. она даже готова была сама перейти государственную границу РА, и только вмешательство Генштаба РФ помешало осуществлению этого замысла". Газета отмечает, что в правовом аспекте карабахский конфликт имеет две непосредственные (НК и АР) и две опосредованные (РА и Турция) стороны. Нынешний формат переговоров никак не отражает характер конфронтации, так как предполагает контакт между одной непосредственной и одной опосредованной сторонами. "Утверждения посредников относительно того, что разрешение конфликта зависит от самих сторон, несомненно, справедливы, но только в том случае, если между собой переговариваются НКР и АР, и в данном аспекте не совсем понятен "турецкий подход" Юрия Мерзлякова". Газета отмечает, что позиция официального Еревана по данному вопросу известна: глава внешнеполитического ведомства РА Вардан Осканян уже заявлял о том, что Ереван принципиально против вовлечения Турции в переговорный процесс по Нагорному Карабаху. В связи с этим, утверждает газета, помимо радикальных заявлений турецких властей и военной помощи, оказываемой Азербайджану, особое внимание должно быть уделено вопросу об участии турецкой террористической организации "Боз гурт" ("Серые волки") в Карабахской войне и ее связям с международной террористической сетью. "Армения имеет немало рычагов "нравственного воздействия" на позиции международного сообщества именно по "турецкому вопросу" и обязана использовать их для предотвращения подключения Анкары к переговорному процессу. В конце концов, следует также заявить, что Турция уже однажды - в 1920-х годах - являлась активным участником переговоров по Карабаху и Нахичевану. Что из этого вышло - хорошо известно".

Российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков в интервью радиостанции "Свобода" заявил, что ему ничего не известно о деталях переговоров президентов Армении и Азербайджана в Астане. Он также опроверг сообщения СМИ о существовании "московской формулы" урегулирования, якобы предложенной президентом России Владимиром Путиным. В то же время, по словам Мерзлякова, после встречи в Астане все ожидали, что президенты двух стран выступят с заявлениями, а в конце октября или начале ноября Армения и Азербайджан возобновят переговоры. "Многое уже обговорено, и пора переходить к этапу более детальных переговоров на уровне экспертов, для подготовки документов", - резюмировал Мерзляков. ("Зеркало").

Заявление российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху Юрия Мерзлякова о неизбежности вовлечения Турции в процесс карабахского урегулирования вызвало легкое брожение в политических кругах Армении, силящихся разгадать подтекст неожиданной репризы, пишет аналитический отдел ИА "Де-Факто". Агентство приводит цитату из интервью российского сопредседателя ИА REGNUM: "Россия находится в постоянном контакте с Турцией как с соседом и с одной из ведущих региональных держав. В числе прочих обсуждается и проблема Нагорного Карабаха. На мой взгляд, без участия Турции, скажем так, в процессе подготовки и реализации прочного и жизнеспособного урегулирования обойтись практически невозможно". По мнению "Де-Факто", высказывание Мерзлякова по Турции сродни высказыванию Керри Кавано (американского сопредседателя) по Ирану трехгодичной давности: тогда, в 2001 г., из уст представителя США прозвучало заявление о намерении информировать Тегеран о результатах переговоров президентов Армении и Азербайджана в Ки-Вэсте, дабы убедить Иран, что международные усилия по карабахскому урегулированию не противоречат его, Ирана, национальным интересам. При этом речь не шла о непосредственном вовлечении Тегерана в процесс урегулирования. "А вот с Турцией российский представитель пошел, что называется, дальше - весьма недвусмысленно пригласил к столу переговоров. Но почему Турция и почему Россия? Страны, претендующие, каждая по-своему, на региональное лидерство и влияние". Агентство напоминает, что в 2001 году министры иностранных дел России и Турции подписали очень важный документ, который называется "План совместных действий РФ и Турции по развитию сотрудничества в Евразии". Он предусматривает, в частности, взаимодействие Москвы и Анкары в решении не только важнейших вопросов двусторонних отношений, но и региональных проблем, в т.ч. на Южном Кавказе. В связи с этим агентство предлагает задуматься о значимости дуэта Москва-Анкара в карабахском вопросе. "Тем более, что, как считает политический обозреватель РГРК "Голос России", для Турции решение именно карабахской проблемы в тандеме с Россией на нынешнем этапе выше, чем ее участие в мероприятиях общенатовского "оркестра" того же направления". Причем, отмечает агентство, в данном случае и Турция, и Азербайджан требуют одного и того же: поэтапного решения проблемы, началом которого должно стать "освобождение оккупированных Арменией" районов. "После чего Баку открывает Еревану железнодорожное сообщение к берегам Каспия, а Анкара параллельно гибко решает вопрос об открытии границы". Агентство напоминает также, что в преддверии отложенного в связи с терактом в Беслане визита Путина в Турцию российские, турецкие и азербайджанские СМИ в качестве одной из центральных тем, которые должны были обсуждаться в Анкаре, указывали вопрос о восстановлении железнодорожного сообщения между Турцией и Арменией. "Предполагалось, что Анкара готова пойти на разблокирование железнодорожной магистрали Карс-Гюмри, надеясь таким образом убить сразу двух зайцев: улучшить свой имидж в глазах Евросоюза и подыграть Москве в надежде получить и некоторые другие дивиденды от России". По мнению агентства, подобный расклад чрезвычайно выгоден России. "Парадокс? Вовсе нет". Азербайджанские обозреватели, пишет "Де-Факто", считают, что, во-первых, это повысит вес Москвы на международной арене как влиятельного посредника в решении региональных проблем, а, во-вторых, станет существенным шагом в решении транспортных проблем "сателлита РФ на Южном Кавказе" - Армении. "Следующим шагом Москвы, по всей видимости, станет решение вопроса восстановления железнодорожного сообщения между Арменией и Россией через Абхазию. Соответственно, можно прогнозировать усиление давления на Грузию по данному вопросу, причем очевидно, что давить на Тбилиси будут не только из Москвы, но и из Анкары, которая также заинтересована в получении выхода на Россию по железной дороге". Разумеется, отмечает агентство, по той, в которую не придется вкладывать крупные капиталы, как, например, в проект "Карс-Ахалкалаки-Тбилиси-Баку". Более того, по словам главы МИД Турции Абдуллы Гюля, Россия для них - "стратегический партнер, отношения с которым не зависят от политической конъюнктуры и не выстраиваются по принципу "от кризиса к кризису". "Россия, как и Турция, принадлежит евразийскому пространству, у нас долгая история отношений, и мы хорошо друг друга понимаем". Кажется ли после всего этого заявление Юрия Мерзлякова таким уж странным? - спрашивает "Де-Факто".

Пока Армения не покинет "оккупированные азербайджанские территории", турецко-армянская граница открыта не будет. Как сообщает бакинская "525-я газета", об этом заявил в Анкаре на встрече с главой оборонного ведомства Азербайджана Сафаром Абиевым начальник Генштаба Турции генерал армии Хильми Озкек. С. Абиев в свою очередь сообщил, что Армения не намерена покидать "оккупированные" земли и выполнять принятые ООН резолюции по нагорно-карабахской проблеме. Нагорно-карабахский конфликт стал одной из ведущих тем переговоров С. Абиева с министром обороны Турции Веджди Генулем. Последний заявил о том, что Турция оказывает посильную помощь Азербайджану в этом вопросе и намерена продолжать подобную политику. Принимая министра обороны Азербайджана, президент Турции Ахмет Недждет Сезер заявил, что Армения должна освободить "оккупированные" земли. "В этом вопросе мы полностью поддерживаем справедливую позицию Азербайджана... Мы требуем от Армении завершения войны и освобождения оккупированных азербайджанских земель", - подчеркнул он.

В статье, опубликованной 12 октября в турецкой газете "Сабах", ее автор Гюнтай Шимшек дает советы по вопросу армяно-турецких отношений, подчеркивая необходимость открытия границы с Арменией. Как сообщает стамбульская газета "Мармара", идея публициста состоит в том, что границу нужно открыть, но нужно открыть ее "не из-за торговли в несколько грошей, а для того, чтобы открытие границы послужило высшим интересам Турции". "Именно из-за неверной политики Турции сегодня стало невозможно решить проблемы с Арменией", пишет Шимшек. По мнению публициста, если бы после развала Советского Союза Турция не занималась эмоциональной политикой, то сегодня не существовало бы и армяно-азербайджанского конфликта. ("Ноян Тапан").

Цепляясь за Азербайджан, Турция теряет возможность быть посредником. Так, согласно газете "Азг", утверждает турецкая газета "Саббах", вновь рассматривая вопрос открытия армяно-турецкой границы. "Азг" пишет также, что в номере от 14 июня турецкая "Газетем" поместила статью Мехмеда Алтана, который подчеркивает, что "открытие границы Карс-Армения - единственная надежда жителей Карса", "самый эффективный способ преодолеть бедность и облегчить страдания жителей Карса", "судьбу города предопределяет Армения". По мнению Алтана, "несмотря на постоянную эмиграцию, в Карсе никак не могут преодолеть нищету и безработицу". "Азг" пишет, что МИД Турции сообщил газете "Саббах", что "в настоящих условиях открытие армяно-турецкой границы не представляется возможным, так как все указанные Турцией причины остаются неизменными". По словам "Саббах", из-за того, что у Турции с Азербайджаном очень близкие связи, из-за того, что она делает те же заявления и проводит ту же политику, Турция оказалась вне процесса урегулирования и из посредника превратилась в противоборствующую сторону. "Если Турция вместо того, чтобы замкнуться в себе, затруднит себя проверить свою историческую память, то поймет, что тесные связи с Арменией предоставляют ей больше возможностей, чем с США и Европой. И дискуссии, связанные с историческим прошлым, могут дать результат только в этом случае".

"Мы считаем, что в данный момент Турция не заслужила права начинать переговоры", - заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, отвечая в ходе пресс-конференции на вопрос о членстве Турции в ЕС. В то же время, пишет газета "Айкакан жаманак", Осканян заявил о том, что в дальнейшем Турция неизбежно будет играть определенную роль в деле урегулирования нагорно-карабахского конфликта. "То, что на данном этапе Турция не может играть какую-либо роль, - однозначно. В дальнейшем, если изменится ход событий, то она будет какую-то роль иметь, но насколько она может быть решающей, сказать на данный момент не могу".

Армения и Азербайджан

"Четыре резолюции ООН в отношении Армении приняты, однако ни одна из них не выполняется. В отношении Армении не применяется никаких санкций и мер. Это, конечно же, недопустимо", - заявил журналистам президент АР Ильхам Алиев после возвращения из Румынии. "Основной вопрос состоит в реализации важных решений ООН и ОБСЕ. Должен быть создан механизм. К сожалению, такого механизма нет", - сказал И. Алиев. ("Интерфакс-Азербайджан").

Применение двойных стандартов по отношению к конфликтам в мире недопустимо. Об этом заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью бакинским телекомпаниям. По его словам, ситуация вокруг карабахской проблемы будет обсуждаться в ходе январской сессии ПАСЕ. "Азербайджан стремится добиться того, чтобы Совет Европы дал политическую оценку противостоянию", - заявил Алиев, добавив, что "это станет прочной политической базой для решения проблемы". ("Ноян Тапан").

В вопросе территориальной целостности Азербайджан не пойдет на какие-либо компромиссы с Арменией. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил 8 октября спикер Милли меджлиса Азербайджана Муртуз Алескеров на встрече с президентом Болгарии Георгием Пырвановым. По словам спикера, нагорно-карабахская проблема может быть разрешена лишь в рамках территориальной целостности Азербайджана и здесь "нет иного пути, и мы не пойдем на какие-либо компромиссы". Вместе с тем, пишет газета, М. Алескеров подчеркнул готовность к началу переговоров в рамках любой международной организации для достижения мирного урегулирования проблемы.

Спикер Милли меджлиса Азербайджана Муртуз Алескеров в своем выступлении на XXIV заседании Комитета по правовым и политическим вопросам Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества (ПАЧЭС), которое проходит в Баку, заявил, что "членство Армении - страны-оккупанта - в ОБСЕ, ООН, ЧЭС и в других международных организациях недопустимо". По словам М. Алескеpова, эти международные организации не должны допускать, чтобы одна из стран-членов безнаказанно "оккупировала" территории другой страны-члена. По мнению спикера, недопустимо также применение двойных стандартов в вопросах терроризма, экстремизма и сепаратизма. В заседании ПАЧЕС приняли участие представители 9 из 11 стран-участниц организации, кроме Армении и Молдовы, сообщает ИА REGNUM.

Бакинская "Зеркало" пишет, что, по мнению директора Центра политических технологий и инноваций Азербайджана Мубариза Ахмедоглу, позиция Азербайджана в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта становится все более радикальной, что проявляет себя, в первую очередь, в переговорном процессе как на уровне глав государств, так и на уровне глав дипломатических ведомств. "Постепенно Азербайджан прижимает Армению к стенке".

"Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своих выступлениях говорит такие вещи, что мне кажется, он сам себя загоняет в тупик. Может он все это делает для того, чтобы укрепить свою слабую политическую позицию внутри страны? Но он избрал для этого неверное направление и неверную тематику", - заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян в интервью Общественному телевидению Армении, комментируя заявления главы Азербайджана, сделанные им в интервью Reuters. "В своих заявлениях он должен так расставлять акценты, чтобы потом еще более не затруднить процесс тех уступок, которые он таки будет вынужден сделать. Алиев забывает о том, что в процессе урегулирования карабахской проблемы произошли некоторые сдвиги, которые сделали некоторые процессы просто необратимыми. И один из таких вопросов - это вопрос политического статуса Нагорного Карабаха", - отметил Осканян. Глава МИД Армении продолжил: "Мы тоже делаем заявления, но все они касаются непосредственно Карабаха и его статуса, поскольку мы прекрасно осознаем, что иного решения просто нет. Карабах не может быть в составе Азербайджана, он не был в составе Азербайджана ни исторически, ни с правовой точки зрения. Именно с этой точки зрения мы и ставим наши акценты, а именно на том, что Нагорный Карабах не может быть в составе Азербайджана. По другим же вопросам - особенно по тем, в которых стороны должны пойти на компромисс, мы в полемику не влезаем. Мы не делаем заявлений не к месту ради получения политических дивидендов. Но Алиев сегодня это делает. Надеюсь, что он изменит эту политику, поскольку, действительно, его состояние лишь усугубится. Факт остается фактом - Карабах не может быть в составе Азербайджана не только в нашем сознании, но и в сознании международного сообщества. Свидетельством тому - предложение об общем государстве, весь ки-вэстский процесс, да и сегодня у сопредседателей этот вариант - единственный. Единственный вариант, который заключается в том, что Карабах не будет в составе Азербайджана. Колесо истории невозможно повернуть вспять - не знаем, осознает ли это Алиев, но, исходя из итогов и содержания переговоров, нам кажется, что осознает. Во всяком случае, его заявления на переговорах с содержанием выступлений для общественности не совпадают. Очень удручает, что он не направляет общественное мнение Азербайджана в надлежащем русле, что впоследствии приведет его же к проблемам". "Азербайджанские власти, видимо, как и в прошлом, стараются идти по легкому пути - возьмем территории, отложим вопрос Карабаха, пусть решают следующие поколения. Это очень опасный подход, который не может привести к решению. Мы прекрасно осознаем, что Азербайджан не изменит при таком подходе свою политику, а именно не откажется от борьбы, получив какую-то часть территорий. Это промежуточный шаг, который в какой-то мере может снизить напряженность в регионе, но никогда не может быть решением вопроса Нагорного Карабаха. Сегодня решение - это пакетный вариант. То, что мы должны пойти по пакетному варианту во благо долгосрочного мира и стабильности в регионе, безальтернативный подход. Сегодня наша внешняя политика следует этой установке, и, думаем, что за столом переговоров мы в состоянии следовать ему", - заявил Вардан Осканян. Он назвал абсурдной информацию о возможном размещении американских военных баз в трех подконтрольных армянской стороне районах - Зангелан, Физули, Джебраил. "Конечно, размещение военных баз на территории Азербайджана - это не наша проблема. Наша проблема - это территории, которые вы перечислили. Они составляют часть пакета, они не получат единичного решения, Армения просто не готова и не пойдет по этому пути. Так что такие разговоры считаю бессмысленными, даже если это было обсуждено между США и Азербайджаном, в чем я, кстати, сомневаюсь. Это может быть азербайджанской провокацией. Вряд ли США пойдут на такой шаг", - заявил министр иностранных дел Армении. Министр еще раз подтвердил свое прошлое заявление о том, что "Нагорный Карабах не имеет цены". "Нагорный Карабах - это Армения. Он не имеет цены, как и, к примеру, озеро Севан или какая-либо другая часть республики. Я сделал это заявление в ответ на высказывания американского сопредседателя МГ ОБСЕ Стивена Манна, который заявил, что затягивание проблемы Нагорного Карабаха приведет к тому, что Армения окажется вдали от тех или иных экономических проектов", - заявил глава внешнеполитического ведомства Армении. На самом деле, международное сообщество никогда не примет решения об изоляции Армении. Напротив, сегодня Армения, как никогда, активно вовлечена в различные авторитетные международные структуры и организации. "И пусть не пытаются испугать нас изоляцией, добиваясь уступок в вопросе Нагорного Карабаха. Такой прием не срабатывал даже в самые тяжелые для нас годы войны, не сработает и сегодня. Мы смогли так адаптировать армянскую экономику к этим условиям, что она продолжает успешно развиваться", - заявил глава армянского МИД. (ИА REGNUM).

Ничего экстраординарного и тревожного в процессе урегулирования нагорно-карабахского конфликта не происходит, заявил министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, отвечая на вопросы армянских депутатов. По его словам, политические процессы вокруг данной проблемы протекают в том ритме, который устраивает армянскую сторону. "Однозначно, Нагорный Карабах независим и никогда не будет в составе Азербайджана". Он также отметил, что в международном сообществе наблюдаются позитивные для армянской стороны тенденции. "Вопрос обсуждается во многих международных инстанциях. Тот факт, что Карабах не может войти в состав Азербайджана, реально оценивается со стороны международного сообщества". Отвечая на вопрос парламентария: "Почему Армения не признает независимость Нагорного Карабаха?" - Вардан Осканян сказал: "Если Национальное Собрание Армении желает это сделать, то может приступить к обсуждениям". (ИА REGNUM).

Как сообщает газета "Айкакан жаманак", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян на встрече с депутатами заявил также, что "он не помнит, чтобы за последние 6 лет какое-либо серьезное государство говорило о территориальной целостности Азербайджана, которая включала бы Нагорный Карабах"

"Заявление Осканяна о том, что Карабах не имеет цены - это уже не дипломатия и не политика. Это популистская патетика. А какую цену имела территория Армении, когда говорили о Парижских и Ки-вэстских принципах, которые по сей день продолжают защищать? Ведь согласно этим принципам Армения либо лишается части своей территории, либо лишается возможности ее контролировать", - заявил на встрече с журналистами член правления Армянского общенационального движения (АОД) Давид Шахназарян. По его словам, ни президент Армении Роберт Кочарян, ни глава Азербайджана Ильхам Алиев не хотят урегулирования карабахской проблемы, поскольку используют этот вопрос для того, чтобы подольше оставаться у власти. Однако, уверен Шахназарян, если Азербайджану это выгодно, то для Армении это просто опасно. "В результате политики армянских властей, направленной на неурегулирование конфликта, целью которой является по возможности продлить свою власть, Азербайджан из развязавшего войну агрессора превращается в жертву, что создает для нас все новые и новые проблемы". ("Айкакан жаманак").

Как сообщает ИА REGNUM, интервью главы МИД Армении Вардана Осканяна прокомментировал пресс-секретарь МИД Азербайджана Метин Мирза. "В очередной раз армянским министром делается попытка мистифицировать переговоры в Ки-Вэсте, и он ссылается на некий единственный вариант, на который якобы согласились обе стороны, заключающийся в том, что Карабах не будет в составе Азербайджана. Азербайджанская сторона неоднократно заявляла, и сегодня мы в очередной раз, предлагая господину В. Осканяну найти своему упорству лучшее применение и прекратить игры вокруг Ки-Вэста, говорим, что в результате ки-вэстской встречи никаких договоренностей достигнуто не было". "Мы помним и другой этап процесса урегулирования, когда президент Армении Р. Кочарян дал принципиальное согласие на использование варианта с передачей части территории Армении Азербайджану. Но затем, как бы неожиданно, последовал расстрел депутатов в парламенте Армении, и Р. Кочарян под предлогом осложнения внутриполитической ситуации отошел от этой договоренности", - говорит пресс-секретарь. По его словам, "Азербайджанская Республика твердо и последовательно отстаивает позицию урегулирования конфликта на основе соблюдения норм и принципов международного права. Мы не за то, чтобы, как утверждает армянский министр, отсрочить вопрос Карабаха и предоставить его решение следующим поколениям, а за то, чтобы уже нынешнее поколение азербайджанцев и армян жили в мирном соседстве в нагорно-карабахском регионе в составе Азербайджанской Республики и пользовались определенной степенью самостоятельности, основываясь на соответствующих правовых нормах передовых демократий". "Пытаясь понять причины, побудившие господина В. Осканяна сделать последние некорректные заявления, можем с большой долей уверенности предположить, что, наряду с возможными личными и внутриполитическими мотивами, за этим заявлением стоит цель сорвать определенные подвижки, достигнутые на пражских встречах. Нам остается сожалеть по поводу попытки господина В. Осканяна этим заявлением ввергнуть стороны во взаимные обвинения, в то время как он сам в этом же интервью апеллирует к конструктивности", - подытожил пресс-секретарь МИД АР.

Бакинская газета "Зеркало", ссылаясь на свои источники в аппарате президента АР, а также основываясь на заявлениях российского сопредседателя МГ ОБСЕ Юрия Мерзлякова, утверждает, что стороны достигли соглашения по урегулированию нагорно-карабахского конфликта на основе "пакетно-поэтапного" принципа, что дает возможность для маневра как Еревану, так и Баку. То есть, пишет газета, на суд общественности будет представлен симбиоз двух вариантов урегулирования конфликта. Основными его элементами будут: во-первых, обеспечение сухопутных коридоров Нагорный Карабах - Армения и Азербайджан - Нахчыван. Вряд ли можно считать случайным заявление замминистра иностранных дел АР Араза Азимова о том, что "одним из элементов обсуждения является обеспечение карабахским армянам сухопутной связи с Арменией. Азербайджан, в свою очередь, заинтересован в связи с Hахчываном". Газета считает, что вся проблема в том, под чьим контролем будут эти коридоры. Во-вторых, освобождение всех "оккупированных" территорий, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев в места постоянного проживания и определение будущего статуса Нагорного Карабаха. "Зеркало" предполагает, что стороны согласились на то, что в большом мирном соглашении будет общее положение о будущем статусе Нагорного Карабаха, максимально приближенное к варианту "общее государство", но без употребления этого термина. А более детально статус Нагорного Карабаха будет определен отдельным соглашением.

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил премьер-министр Армении Андраник Маргарян.

Господин премьер-министр, в последнее время распространяются слухи о том, что в связи с нагорно-карабахским конфликтом достигнуты определенные договоренности. В частности, говорится о возвращении трех приграничных с Ираном районов.

Переговоры, как знаете, проходят в формате президентов двух стран и сопредседателей, и последняя встреча состоялась в Астане. На сегодняшний день армянской стороне не представлены сформулированные предложения, которые можно было бы обсуждать. А все разговоры о трех, четырех районах - всего лишь предположения, поскольку нет такого документа, и ни одна из сторон переговоров официально таких предложений не делала. Что касается позиции Республиканской партии, то мы неоднократно говорили, что если что-то надо отдавать, то должны твердо знать - взамен чего мы отдаем. А ценой за отданное будут те 4 условия, о которых неоднократно говорилось: Карабах не должен быть в составе Азербайджана, должна быть гарантирована безопасность Армении и Карабаха, в результате переговоров Армения не уступит ни пяди земли, и Карабах с Арменией должен иметь сухопутную границу.

И тем не менее, если предложения выйдут за указанные Вами рамки, какой будет Ваша позиция?

Естественно, резко отрицательная. Я уверен, что мы идем не по пути поэтапного решения, а пакетного, и в этом пакете могут быть определенные этапы. Однако в пакете должна быть четко определена последовательность этих этапов. Республиканская партия выскажет свое мнение лишь после того, как узнает, в какой последовательности будет решаться задача. ("Айкакан жаманак").

Нагорный Карабах

Как сообщает ИА REGNUM, 8 октября в Степанакерте состоялась встреча делегации Армянского общего благотворительного союза (АОБС) с президентом НК Аркадием Гукасяном. Отметив значение визита представителей АОБС в НК, глава карабахского государства заявил: "Мы победили в навязанной нам войне, так как знали, что за нашей спиной Армения и армянская диаспора мира. И очень важно, чтобы сотрудничество и поддержка диаспоры продолжались. И ваш визит в Нагорный Карабах символизирует именно это". Говоря о мирном урегулировании карабахской проблемы, Аркадий Гукасян, в частности, отметил, что переговорный процесс в последние годы был практически заморожен, а периодические встречи на уровне глав Армении и Азербайджана не могут заменить полноценные переговоры. "Альтернативы переговорам нет - альтернативой переговоров является война. Нагорный Карабах готов без каких-либо предварительных условий обсудить с Азербайджаном любые вопросы. Проблема же должна быть решена только за столом переговоров и на основе компромиссов". Гукасян отметил, что Нагорный Карабах никогда не откажется от своей независимости, и международное сообщество должно признать неизбежность независимого существования НК. "Но если, не приведи Бог, Азербайджан снова начнет войну, мы в силах дать достойный отпор".

11 октября президент НК Аркадий Гукасян принял членов Совета директоров Армянского образовательного учреждения США Акопа и Хильду Багдасарян и исполнительного директора филиала этой организации в Армении Степана Налбандяна. Во встрече также приняла участие руководитель отделения Армянского общего благотворительного союза в Австрии Тамара Бабаян. По словам Акопа Багдасаряна, начиная с 1999 года в различных районах республики было отремонтировано и построено 37 школ. В нынешнем году представляемая им организация восстановила 8 школ, ведутся работы по ремонту здания музыкальной школы в городе Шуши. Г-н Багдасарян также добавил, что Армянское образовательное учреждение Америки в 2005 году планирует осуществить ряд проектов по благоустройству улиц и развитию инфраструктур населенных пунктов НК. В заключение встречи, выразив признательность гостям за стремление помочь Арцаху, Аркадий Гукасян вместе с тем призвал их принять более активное участие в благоустройстве и развитии республики. (Информационный портал МИД НК).

В ближайшие дни в Национальном собрании (НС) Нагорного Карабаха будет обсужден проект закона "О средствах массовой информации", после принятия которого действующий закон будет признан потерявшим силу. Как сообщает "Ноян Тапан", парламентская комиссия по внешним отношениям и информации намерена организовать в ближайшее время открытые слушания по законопроекту.

8 октября начался визит премьер-министра Нагорного Карабаха Анушавана Даниеляна в Соединенные Штаты Америки, основная цель которого - содействие подготовке предстоящего здесь в ноябре под эгидой Всеармянского фонда "Айастан" телемарафона по сбору средств для строительства в Нагорном Карабахе автомагистрали "Север-Юг". В первый день визита в городе Фрезно состоялся прием с участием представителей армянских организаций, общественных деятелей и бизнесменов. Утром 9 октября А. Даниелян посетил армянское кладбище города Фрезно и возложил цветы на могилы всемирно известного американского писателя армянского происхождения Вильяма Сарояна и других выдающихся армянских деятелей. Затем делегация, в составе которой находились постоянный представитель НК в США Вардан Барсегян, председатель Совета попечителей лос-анжелесского филиала фонда "Айастан" Мария Мегранян и другие, посетила ряд армянских сельскохозяйственных организаций, в их числе "OK Produce", "National Raisin Company", "MVP", "Hy Cuisine", руководители которых ознакомили гостей с процессом и технологиями переработки аграрной продукции. А. Даниелян подчеркнул перспективность данной сферы для Нагорного Карабаха и призвал армянских фермеров города Фрезно посредством активных инвестиций и обмена опытом содействовать развитию сельского хозяйства в Нагорном Карабахе. Вечером того же дня по прибытии в Сан-Франциско в армянской церкви Св. Ованеса состоялась встреча Анушавана Даниеляна с представителями местной армянской общины. В своем выступлении Анушаван Даниелян выразил армянской общине Сан-Франциско признательность за поддержку Арцаха и участие в программах фонда "Айастан". Подчеркнув стратегическое и экономическое значение автомагистрали "Север-Юг", премьер отметил приоритетность этой программы для всего армянства. Рассказывая о темпах экономического развития НК, Даниелян сообщил, что за последние несколько лет объем иностранных инвестиций в экономику республики составил порядка 50 млн. американских долларов. По его словам, в Нагорном Карабахе созданы благоприятные условия для взаимовыгодного бизнеса. ("Ноян Тапан").

Система здравоохранения Степанакерта пополнилась еще одним медучреждением: 9 октября в Степанакерте открылась женская клиника, спонсором которой является Армяно-канадский медицинский союз Торонто, сообщает газета "Азат Арцах". С этой целью, пишет газета, был создан фонд, почетным председателем которого является первая леди республики Инна Гукасян. На торжественной церемонии открытия клиники присутствовали президент НК Аркадий Гукасян, спикер НС Олег Есаян, члены правительства НК, сотрудники системы здравоохранения, почетные гости из диаспоры. Поздравив всех с открытием клиники, министр здравоохранения НК Зоя Лазарян отметила важность сотрудничества между Арцахом, Арменией и армянской диаспорой, результатом которого и стало открытие клиники. На предложение Министерства здравоохранения об открытии клиники тут же откликнулся Армяно-канадский медицинский союз, приступивший к реализации данной программы, направленной в основном на оказание акушерско-гинекологических услуг.

Как сообщает газета "Азг", по состоянию на 1 июля 2004 года в экономику НК инвестировали средства 69 иностранных организаций, в том числе из США, Германии, Франции, Канады, Аргентины, Швейцарии, Австралии, стран СНГ. Об этом газете сообщили в Нацстатуправлении НК. За последние 4 года, пишет газета, в экономику НК было вложено около 40 миллионов долларов, львиную долю которых составили зарубежные инвестиции. Как сообщил газете премьер-министр НК Анушаван Даниелян, в ближайшие годы будет инвестировано еще 15-20 миллионов в строительство, в том числе малых гидроэлектростанций, развитие виноградарства, использование недр. Газета отмечает, что в 2005 году США предоставят Карабаху помощь в размере 2,5 миллиона долларов, что в пересчете на душу населения в 5 раз больше помощи, предоставляемой Азербайджану.

"Ноян Тапан" сообщает, что в январе-сентябре 2004 года в НК было зарегистрировано 1619 новорожденных, что по сравнению с тем же периодом прошлого года больше на 0,9%. По данным Нацстатслужбы НК, в тот же период было зарегистрировано 1002 случая смерти, что на 10,1% больше, чем за тот же период прошлого года. Естественный прирост населения республики составил 117 человек, что меньше прошлогоднего на 11,2%. За 9 месяцев в республике было зарегистрировано 572 брака (на 12,4% больше по сравнению с тем же периодом 2003 года) и 61 развод (меньше на 6,2%).