Азербайджано-грузинская стыковка. Гейдара вспомнили, а Эдуарда - нет

Баку, 16 октября 2004, 18:58 — REGNUM  "У меня нет иллюзий, что нефтепровод решит все проблемы, перед которыми стоит Грузия, но он являет собой один из компонентов общего процесса нормализации", - такое заявление сделал 16 октября президент Грузии Михаил Саакашвили, выступая на церемонии стыковки азербайджанской и грузинской частей трубопровода, по которому каспийская нефть из Баку будет поступать в турецкий порт Джейхан с весны будущего года.

Триумфальное словосочетание "Баку-Тбилиси-Джейхан" в последние месяцы, точнее после революционной смены властей в Грузии, звучало в стране не так часто, как прежде. Новое правительство, получившее в наследство парализованную экономику и опустошенную коррупцией страну, принимало срочные меры по ликвидации легендарного бюджетного дефицита. Время от времени о сооружении "нефтепровода века", как его окрестило несколько лет назад руководство компании "Бритиш Петролеум", напоминали не только визиты ответственных лиц, но и гражданские акции протеста. Люди требовали гарантий экологической безопасности и материальной компенсации на случай непредвиденных неприятностей, либо увеличения выплат, связанных с вероятным переездом семей, проживающих на территории в зоне строительства. Все эти месяцы, видимо, не случайно казалось, что новое руководство хоть и придает нефтепроводу известное стратегическое значение, но не склонно слишком преувеличивать для себя его экономическую составляющую. Явно отсутствует тяготение и к "пиаризации" торжественных событий, приуроченных к тем или иным этапам сооружения нефтепровода.

Обратило на себя внимание то обстоятельство, что все выступавшие сегодня на церемонии официальные лица, включая западных партнеров и президента Азербайджана, ни словом не обмолвились о Шеварднадзе, "брате Гейдара Алиева" - как друг друга называли они - главы двух государств, перекочевавшие из советской действительности в эпоху независимости своих стран. Саакашвили сегодня находился словно в не очень привычном состоянии, как бы играя некую заданную роль продолжателя "нефтепроводного дела" на территории вверенной ему Грузии. Прежнюю ситуацию напомнило и то, что Михаил и Ильхам обменялись словами "друг" и "брат". Но Саакашвили, что, пожалуй, нельзя было не услышать, впервые откровенно сказал собравшейся почтенной публике то, о чем никто из представителей грузинской стороны, заинтересованной в реализации неких, известных, впрочем, стратегических выгод, вслух не говорил. У Грузии нет иллюзий относительно сколько-нибудь ощутимых материальных дивидендов от этого нефтепровода, - адресовал он как бы своему политическому предшественнику едва скрытый упрек, давая тем самым понять, что на объединенные усилия сторон Грузия, прежде всего, рассчитывает как государство, которому "труба" поможет укрепить внутреннюю стабильность и региональную безопасность, а это, в свою очередь, будет способствовать привлечению в страну все новых инвестиций и бизнес-проектов.

За несколько месяцев до своей кончины президент Азербайджана Гейдар Алиев заявил в Тбилиси, характеризуя параметры экономической привлекательности нефтепровода для Грузии, что страна - партнер по транзиту - получит 2 миллиарда долларов в течение первых сорока лет функционирования этой магистрали. То есть за каждый год госбюджет получит 50 миллионов долларов. Однако сумма даже в размере пары миллиардов, заметим, может оказаться небольшой даже для отдельно взятого ненасытного олигарха. А тут, представим себе, та же сумма должна помочь четырем миллионам человек в течение почти полувекового существования (?!). Пару миллиардов прежнее правительство Грузии с завидной непринужденностью "освоило", кстати, всего за четыре года, превратив целевые гранты от сочувствующих и заинтересованных государств в источник персональной наживы. Короче говоря, грузинские власти придают проекту нефтепровода значение, обращенное, прежде всего, к стратегии безопасности. При этом они постоянно держат в уме и вероятные небезопасные экологические последствия. Нефть будет проходить и по территории живописного курорта Боржоми, жители которого не раз протестовали против такого маршрута "трубы". На поддержание инфраструктуры этого района, или, говоря иначе на преодоление возможных экологических последствий, партнеры выделили 60 миллионов долларов, что на 10 миллионов больше будущих ежегодных прибылей.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.