За 9 месяцев 2004 года Восточно-Сибирской железной дорогой - филиалом ОАО "РЖД" отгружено 8 млн. 50 тыс.тонн лесных грузов, сверх плана отправлено 183,5 тыс.тонн, это на 2,3% больше установленного плана. По объему перевозок на ВСЖД лесные грузы за 9 месяцев 2004 года стабильно занимают третье место по номенклатуре грузов после нефти и угля - это составляет 16% от общего объема погрузки на магистрали. По сравнению с 9-ю месяцами прошлого года погрузка леса увеличилась на 10,1% или на 737,1 тыс.тонну.

Отправление лесных грузов на ВСЖД осуществляется на 108 станциях от 905 предприятий-грузоотправителей. Большинство этих предприятий являются градообразующими, от их эффективной работы зависит стабильная деятельность железнодорожного транспорта и благополучие территории.

На страницах региональной прессы в последнее время появились выступления представителей лесной промышленности, о недостаточной работе железнодорожного транспорта в сентябре 2004 года. Причины этого стороной лесопромышленного комплекса объяснялись однозначно: недопоставка полувагонов. Хотя итоги работы по отгрузке леса именно в сентябре 2004 года говорят об обратном: по плану ВСЖД должна была погрузить 764 тыс.тонны леса, фактически отправлено 812 тыс.тонн, сверх плана погружено 47,9 тыс.тонн, что на 6,3% выше установленного на месяц плана. Наряду с этим отдельным грузоотправителям действительно были недопоставлены вагоны. Дефицит подвижного состава - полувагонов - это одна из главных проблем перевозок лесных грузов. Именно полувагоны желают получить все лесоотправители. Погрузка в них проходит технически проще, а значит быстрее, без привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Как правило, в конце лета с начала осени в рамках общероссийских мероприятий по подготовке в зиме полувагоны активно используются для перевозки каменного угля, вводятся конвенции на использования этого подвижного состава для перевозки только топливных материалов. Также есть целый ряд грузов, перевозка которых возможно только в полувагонах - это железная руда, сыпучие грузы.

В разрешении этого вопроса дорога стремится к выполнению всех принятых заявок грузоотправителей, а при недостатке полувагонов на сети дорог России предлагает грузоотправителям использовать платформы. Платформы потребовали от лесопереработчиков более тщательного подхода к погрузке, потому что древесину к погрузке надо готовить, сортировать, быстро и правильно грузить. Для этого нужны подготовленные специалисты, которых у грузоотправителей не хватает. Лесопромышленные предприятия плохую организацию погрузочных работ на своих предприятиях стремятся прикрыть за счет железнодорожников. Немаловажным моментом для полной, своевременной и ритмичной подачи вагонов под погрузку леса необходимо, чтобы каждый лесозаготовитель не держал вагоны под погрузкой и выгрузкой дольше технологической нормы по договору с дорогой, а выполнял ее Средняя технологическая норма нахождения вагона на подъездных путях в целом по Корпорации Российские лесопромышленники составляет 8 часов, фактически же предприятиями лесного комплекса вагоны используются 17, 44 часа.

Как сообщили ИА REGNUM в службе по связям с общественностью Восточно-Сибирской железной дороги, проблема с отправкой лесных грузов сегодня есть, их нужно решать сообща, хотя не мешало бы подумать и о том - не пора снизить поток круглого леса заграницу и наладить его обработку в регионе. При нынешних темпах роста перевозок леса на экспорт полувагонов все равно не хватит. Нужно использовать другой подвижной состав, идти на затраты и осваивать на 100% подачу вагонов под погрузку.