"При современной экстенсивной методике заготовки леса через 15-20 лет в Архангельской области уже нечего рубить. Через 8-12 лет лесозаготовительные предприятия не смогут заготавливать хвойную древесину в объемах расчетной древесины". Такое заявление сделал 13 октября на пресс-конференции координатор лесной кампании Гринпис России Алексей Ярошенко, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

По словам А.Ярошенко, на основании космических снимков Гринпис провел анализ изменений, произошедших в пределах крупных лесных массивов девственных лесов европейского севера России за период с 2000 по 2004 год. В результате выяснилось, что в настоящее время 23% общего объема рубок на территории области приходится на малонарушенные леса, в то время как еще 4 года назад эта цифра составляла 10%. Наиболее быстрыми темпами вырубаются леса, расположенные на Онежском полуострове и на водоразделе рек Северная Двина и Пинега. В связи с этим Гринпис предложил ряд мер, чтобы сделать лесное хозяйство в области более устойчивым и экологически безопасным.

1. Резервирование наиболее ценных участков малонарушенных лесных территорий - крупнейших сохранившихся массивов коренных лесов (с учетом необходимого баланса между интересами сохранения природы и социально-экономического развития лесных поселков). Почему это необходимо. Малонарушенные лесные территории - последние сохранившиеся в Европейской России эталоны дикой лесной природы, представляющие особую ценность для сохранения биологического разнообразия (приоритет сохранения таких эталонов предусматривается ст.З Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды"). Ценность малонарушенных лесных территорий признается подавляющим большинством европейских потребителей, и регион, не способный должным образом обеспечить их сохранность, будет сталкиваться с возрастающими проблемами при продаже лесной продукции. Ценность малонарушенных лесных территорий как ресурса для туризма и отдыха будет неизбежно расти в будущем, и уничтожение этих территорий подрывает одну из возможностей для будущего развития региона. Меры должна принимать администрация области (в отношении участков, еще не переданных в аренду или выбывающих из аренды); лесозаготовительные предприятия и холдинги (в отношении участков, находящихся в аренде).

2. Обеспечение интенсивного ухода за вторичными лесами на наиболее высокопродуктивных лесных землях. Прежде всего, необходимо обеспечить интенсивный уход за молодняками и младшими средневозрастными насаждениями (ранние рубки ухода) на участках вырубок последних нескольких десятилетий на наиболее доступных и продуктивных лесных землях (насаждениях IV класса бонитета и выше в пределах 5-10 км от дорог и населенных пунктов, III класса и выше на остальной территории). Это необходимо, так как экстенсивные сплошные рубки последних 50-60 лет привели к массовой смене коренных хвойных лесов мелколиственными на большей части территории Архангельской области. В ближайшие 5-10 лет в области неизбежен заметный дефицит доступной (по качеству и стоимости вывозки) хвойной древесины. Если не будет принято специальных мер, через 15-20 лет он перерастет в жесткий дефицит, угрожающий жизнеспособности всей лесной отрасли Архангельской области. Ранние рубки ухода - лесохозяйственные мероприятия, обеспечивающие наиболее значимый рост качества лесных ресурсов и наиболее быструю отдачу вложенных средств (через 15-20 лет в лесах III класса бонитета). Ранние рубки ухода - мероприятия, обеспечивающие наиболее высокую занятость населения в пересчете на единицу вложенных в лесное хозяйство средств (поскольку подразумевают в основном слабомеханизированный труд), и потому это хорошее средство для частичного решения проблем безработицы в лесных поселках.

Меры должна принимать администрация области и региональная лесная служба (предусмотреть обязательность обременения арендаторов рубками ухода при заключении новых договоров аренды, изыскать средства в областном бюджете для стимулирования этой деятельности и частичной компенсации расходов арендаторов). Арендаторы (проводить уход за молодняками на площадях, как минимум соответствующих площадям проводимых сплошных рубок, а в перспективе - с учетом накопленной задолженности по уходу за молодняками).

3. Разрешение оставлять при рубках малоценные деревья и участки древостоя в целях сохранения биологического разнообразия. В частности, необходимо разрешить лесозаготовительным предприятиям оставлять "на корню" по своему усмотрению: "перестойные" деревья лиственных пород, группы таких деревьев или участки древостоя с их преобладанием; фаутные (имеющие пороки, снижающие их хозяйственную ценность) деревья; участки древостоя вдоль временных водотоков; участки с низкой товарностью или низким запасом, в том числе не выделенные лесоустройством; сухостойные деревья, не угрожающие безопасности работ. Это необходимо, так как оставление "на корню" элементов исходного древостоя при сплошных рубках позволяет частично сохранить лесную среду (особый микроклимат, характерный для леса) и мозаику условий, необходимую для сохранения биологического разнообразия. Оставление элементов исходного древостоя на корню широко применяется в таежных лесах разных стран (Канады, Финляндии, Швеции, Норвегии) как мера по сохранению биологического разнообразия, и часто рассматривается как необходимая мера при сертификации по системе РЗС. Обычно предусматривается необходимость оставления 1-3% от исходного запаса (не считая сухостойных деревьев). Оставление "на корню" части элементов исходного древостоя (например, перестойных лиственных деревьев, фаутных деревьев, сухостоя, небольших неэксплуатационных участков) способно повысить доходность лесопользования, поскольку позволит избежать заготовки неликвидных лесоматериалов (например, старая гнилая осина не нужна в тех объемах, в которых она присутствует на отводимых лесосеках). То есть оставление подобных деревьев на корню является "мерой двойного назначения" - позволяет уменьшить вредное воздействие сплошных рубок на природу лесов, и одновременно - поднять доходность лесопользования. Меры должны принимать одно или несколько лесозаготовительных предприятий области (обратиться в Администрацию Архангельской области с просьбой разрешить оставлять "на корню" указанные элементы древостоя). Администрация Архангельской области (по согласованию с региональной лесной службой принять соответствующее решение, в соответствии с "Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ").

4. Массовая проверка качества проведения рубок ухода в насаждениях старших классов возраста вдоль основных транспортных магистралей, и принятие предусмотренных законодательством мер к нарушителям. Это необходимо из-за того, что коммерческие рубки ухода в насаждениях старших классов возраста (так называемые "рубки дохода") приобрели массовый характер. При этих рубках производится заготовка лучших деревьев с оставлением в лесу тонкомерных, поврежденных, больных деревьев. Вместо формально заявленной цели - улучшения качества лесов - эти рубки достигают ровно противоположной цели. Кроме того, при "рубках дохода" часто образуются большие объемы неучтенной древесины, поскольку их интенсивность обычно превосходит заявленную в лесорубочных билетах. Следует также отметить, что "рубки дохода", хоть и ведут часто к заготовке высококачественной древесины, производятся лесхозами бесплатно, т.е. без уплаты в бюджет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню.

Кто должен принять меры. Администрация Архангельской области (образовать специальную комиссию по проверке качества ведения рубок ухода в насаждениях старших классов возраста, с включением в эту комиссию специалистов не только из лесной службы региона).

5. Разработка регионального стандарта и соответствующих нормативов, обеспечивающих контроль за происхождением древесного сырья, поступающего на перерабатывающие предприятия. Это необходимо, так как перерабатывающие предприятия Архангельской области приобретают древесное сырье не только у своих постоянных поставщиков, но и у мелких разовых посредников (в том числе "с колес"). Происхождение древесины у таких посредников крайне сложно проконтролировать, поскольку документы на древесину могут быть подложными или использоваться многократно. Это создает возможность для непреднамеренного использования перерабатывающими предприятиями древесины незаконного или сомнительного происхождения. Использование древесины неизвестного (или спорного) происхождения может создать серьезные проблемы при работе с потребителями за рубежом. Нормативы, ограничивающие доступ такой продукции на рынки Европейского Союза, уже разрабатываются в рамках общеевропейского процесса FLEGT (Forest Law Enforcement, Govermance and Trade). Кроме того, использование такой древесины препятствует сертификации по системе FSC.

Меры должна принимать администрация Архангельской области (создать рабочую группу по разработке стандарта и нормативов, с привлечением общественных организаций и специалистов из соседних регионов). Ведущие предприятия лесной промышленности (разработать предложения по контролю за происхождением древесины, в том числе основанные на собственном опыте).

6. Перераспределение средств, выделяемых на лесовосстановительные мероприятия, таким образом, чтобы обеспечить качественное выполнение этих мероприятий там, где они могут принести реальный эффект. В частности, обеспечение приоритетного лесовосстановления на землях высших классов бонитета (III и выше), и полный отказ от искусственного лесовосстановления на землях V класса бонитета и в удаленных частях лесных массивов. Это необходимо из-за того, что большая часть средств, вложенных в искусственное лесовосстановление в Архангельской области (и в целом в "многолесных" регионах России) за последние несколько десятилетий, не принесла никакой отдачи. Оставленные без последующего ухода, созданные лесные культуры хвойных пород оказались "забитыми" быстрорастущими лиственными деревьями, и в результате или погибли, или критически отстали в росте. Приемлемый результат был достигнут только в тех местах, где был обеспечен должный последующий уход. В целом окупаемость затрат на лесовосстановление зависит от продуктивности лесных земель - если продуктивность слишком мала, то дополнительный прирост (связанный с искусственным лесовосстановлением) не может в принципе компенсировать затраты на искусственное лесовосстановление и последующий уход. В условиях Архангельской области искусственное лесовосстановление с последующим уходом явно оправдано на транспортно доступных участках леса III и более высоких классов бонитета.

Меры должна принимать администрация Архангельской области (выставив условие, что выделяемые из областного бюджета средства на искусственное лесовосстановление будут использованы только на лесных землях III и выше классов бонитета и на наиболее доступных в транспортном отношении участках лесного фонда, и только если на территории соответствующего лесхоза или арендного участка обеспечивается уход за ранее созданными лесными культурами).

7. Разделение имеющейся расчетной лесосеки на "экономически доступную" и "условно-доступную", включая в определение "условно-доступной" расчетной лесосеки те леса, которые по современным экономическим условиям в основном не могут быть использованы лесозаготовительными предприятиями. В частности, к таким лесам можно отнести: участки леса с запасом менее 100 м3/га; кварталы леса со средним запасом спелых лесов (в пересчете на общую площадь квартала, включая площади нелесных земель и молодняков) менее 40 м3/га, расположенные на расстоянии более 10 км от ближайшей имеющейся дороги; участки формально доступного для эксплуатации леса площадью до 10 га, окруженные неэксплуатационными участками, и расположенные на расстоянии более 1 км от ближайшей дороги или большего эксплуатационного участка леса и т.д. (полный перечень "условно-доступных" лесов, формально доступных для эксплуатации, но не используемых в реальности лесозаготовительными предприятиями, должен быть определен на основании анализа работы лесного комплекса за последние 3-5 лет)., Кроме того, целесообразно разделить расчетную лесосеку по хвойному хозяйству на "хвойную" и "смешанную" расчетные лесосеки, включив в расчет последней все леса с долей лиственных пород более 30%.

Это необходимо, так как по существующей методике определения расчетной лесосеки в расчет принимаются все леса, формально не исключенные из рубок главного пользования, с запасом в возрасте спелости 40 м3/га и более. В то же время реально доступными для рубки с экономической точки зрения являются леса с запасом 100м3/га и более, в зависимости от условий. Кроме того, в реальности недоступными являются мелкие участки леса, расположенные среди болот или участков молодняков - которые сейчас также включаются в определение расчетной лесосеки. Кроме того, отнесение смешанных лесов (с долей лиственных пород 30-55%) к "хвойному" хозяйству создает иллюзию обилия хвойных лесов, в то время как реальные запасы хвойных лесов оказываются значительно более низкими. В результате расчетная лесосека по хвойному хозяйству оказывается значительно завышенной и не отражает реально имеющихся в области лесных ресурсов. Завышенная расчетная лесосека создает иллюзию изобилия хозяйственно ценных лесных ресурсов и приводит к принятию ошибочных стратегических решений. Разделение расчетной лесосеки на "доступную" и "условно-доступную" позволит хотя бы на уровне региона руководствоваться более верными данными при разработке стратегии развития лесной отрасли.

Меры должна принимать администрация Архангельской области и региональная лесная служба (заказать соответствующий перерасчет Архангельской лесоустроительной экспедиции); Архангельская лесоустроительная экспедиция (уточнить перечень параметров лесов, являющихся "условно-доступными", и произвести перерасчет).

Примечание. Поскольку действующим законодательством не предусматривается возможность подобного разделения расчетной лесосеки, полученные данные пока можно будет использовать только для стратегического планирования на уровне области, но не как основу для заключения договоров аренды.

8. Создание работоспособного Лесного совета Архангельской области, обеспечивающего эффективный обмен мнениями между всеми заинтересованными сторонами (включающего представителей областной администрации, лесного хозяйства, лесной промышленности, научных и общественных организаций). Лесной совет необходим, прежде всего, как консультативный орган (носитель "коллективного здравого смысла"). Почему это необходимо: в настоящее время не существует эффективного механизма решения важнейших вопросов управления лесами и лесопользования в Архангельской области (например, вопросов сохранения и рационального использования малонарушенных лесных территорий, действий в связи с принятием нового Лесного кодекса и грядущей реформы органов лесного хозяйства и т.д.). В результате нередко возникают излишние конфликты, а важнейшие вопросы не решаются годами, даже если большинство сторон заинтересовано в их решении. Прошлая попытка создать подобный лесной совет не удалась, поскольку не было обеспечено должных условий для равноправного заинтересованного участия в его работе всех сторон.

Меры должна принимать администрация Архангельской области (создав условия для функционирования такого совета, обеспечив решение организационных вопросов и обеспечив равные возможности для каждого из участников в выражении своей точки зрения).