"Тура зовет".

(Коммерсантъ, 13.10.04г. Дина Воробьева).

Эвенкия согласилась объединяться с Красноярским краем и Таймырским округом Депутаты суглана (парламента) Эвенкийского автономного округа единогласно одобрили обращение к президенту РФ "Об образовании нового субъекта РФ", принятое 29 сентября в Красноярске на совете глав Красноярского края, Эвенкийского и Таймырского автономных округов. 14 октября это обращение намерена рассмотреть Таймырская дума, а 15 октября - законодательное собрание Красноярского края. В случае одобрения документа всеми тремя парламентами процесс объединения этих регионов вступит в практическую фазу.

Ъ 29 сентября во время визита в Красноярск нового полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина главы Красноярского края, Эвенкии и Таймыра Александр Хлопонин, Борис Золотарев и Олег Бударгин подписали ряд документов, определяющих механизм объединения трех субъектов. В частности, был подписан протокол о создании рабочей группы из представителей исполнительной и законодательной власти, которая займется юридическими аспектами объединения. Ориентировочно 17 апреля 2005 года должен состояться референдум по вопросу объединения, а уже с Т. января 2007 года, по предположениям губернаторов и полпреда, в России появится новый субъект федерации.

На встрече в Красноярске был утвержден текст обращения к населению Эвенкии и Таймыра, в котором губернаторы изложили свои аргументы в пользу объединения. Правда, в особой разъяснительной работе нуждалось только население Эвенкии, поскольку таймырский губернатор Олег Бударгин против слияния никогда и не высказывался. А вот Борис Золотарев неоднократно делал резкие заявления, считая, что Эвенкия в случае объединения может лишиться трансфертов, которые сегодня округ получает из фонда финансовой поддержки территорий. Но соседям-губернаторам и полпреду удалось переубедить эвенкийского лидера. Вернувшись в округ после сентябрьской встречи в Красноярске, господин Золотарев начал агитировать земляков за объединение. Он посетил два самых крупных поселка округа - Ванавару и Байкит, провел совещание в столице округа Туре. На этих встречах губернатор объяснял, что объединение неизбежно, и выражал уверенность, что "в будущем богатая Эвенкия станет равноправным партнером в едином крае".

11 октября состоялась внеочередная сессия эвенкийского суглана, на которой депутаты поддержали проект закона "Об утверждении заключения договора от 29 сентября 2004 года об основах отношений между органами госвласти Красноярского края и Эвенкийского автономного округа" и одобрили текст обращения к президенту РФ, в котором три региона предлагают главе государства начать процесс их объединения. Как пояснил, комментируя обращение, председатель суглана Анатолий Амосов, "объединение будет способствовать повышению уровня жизни, быстрому экономическому росту, расширению возможностей в области социальной политики и культуры, успешной реализации новых совместных высокотехнологичных проектов". Теперь одобрить обращение к президенту должны таймырские и красноярские законодатели. Предполагается, что произойдет это уже на текущей неделе: сессии окружного и краевого парламентов назначены соответственно на 14 и 15 октября. После того как депутаты поддержат обращение (в чем никто в этих регионах не сомневается), процедура укрупнения будет запущена официально: ее следующими этапами станут референдумы во всех трех субъектах и в случае их положительного исхода внесение в Госдуму проекта конституционного закона об образовании в составе России нового субъекта.

"Совет директоров ОАО "ГМК "Норильский никель" рекомендовал выплату промежуточных дивидендов по итогам 9 месяцев 2004 года".

("Комсомольская правда" в Красноярске", 13.10.04)

Совет директоров ОАО "ГМК "Норильский никель" на своем заседании 8 октября 2004 года принял решение рекомендовать внеочередному общему собранию акционеров компании выплатить промежуточные дивиденды по итогам 9 месяцев 2004 года в размере 41,4 рубля на акцию. Совет директоров назначил дату проведения внеочередного общего собрания акционеров в форме заочного голосования на 23 ноября 2004 года. Список лиц, имеющих право на участие во внеочередном общем собрании акционеров ОАО "ГМК "Норильский никель", будет составлен по состоянию на 8 октября 2004 года. Выплату дивидендов предлагается произвести до 31 декабря 2004 года.

Решение о выплате промежуточных дивидендов соответствует миссии компании, направленной на увеличение доходов ее акционеров. Совет директоров принял во внимание исключительно успешные результаты деятельности ОАО "ГМК "Норильский никель", отражающие благоприятную ценовую конъюнктуру на рынках металлов в течение 9 месяцев 2004 года. Совет директоров ожидает, что общий объем дивидендов по результатам 2004 года, включая промежуточные дивиденды за 9 месяцев 2004 года, будет соответствовать дивидендной политике, утвержденной советом директоров (20%-25% от чистой прибыли, рассчитанной в соответствии с МСФО).

"Норильские кадеты "пропишутся" в Красноярске".

("АиФ на Енисее", 13.10.04)

КАК СООБЩИЛ первый заместитель губернатора края Василий Кузубов, в соответствии с законодательством РФ государственное образовательное учреждение должен содержать учредитель. В случае с Норильским кадетским корпусом таковым является краевая администрация. Совсем недавно в собственность края также был приобретен санаторный корпус "Тесь", на территории которого и располагается корпус. Теперь, когда санаторий ждет серьезная реконструкция, наиболее разумным решением будет перенос кадетского корпуса в Красноярск. Здесь кадеты смогут получить более качественное профильное образование, ориентированное на дальнейшее поступление в красноярские вузы. Кроме этого, обучение в столице края позволит значительно расширить спектр образования при помощи культурных и исторических ценностей Красноярска.

При этом Василий Кузубов выразил надежду, что "Норильский никель", уже не один год оказывающий помощь кадетскому корпусу, не оставит без внимания своих "подопечных" и в дальнейшем, вне зависимости от их нового места расположения.

"Неповторимый Красноярский край".

("Красноярский рабочий", 13.10.04, Анна Ланина)

В декабре этого года нашему краю исполняется 70 лет. Администрация региона подготовила обширную программу празднования юбилея. Одним из её значимых событий является издание имиджевого фотоальбома, представляющего Красноярье.

По решению конкурсной комиссии управления по телерадиовещанию, информации и печати от 19 июля 2004 г. работы по изготовлению фотоальбома выполняет группа компаний "Платина". Мы встретились с директором издательского центра "Платина" Натальей Николаевной Антич.

- Наталья Николаевна, чем фотоальбом "Неповторимый Красноярский край", который готовит к изданию творческая группа вашего издательского центра, отличается от других альбомов, посвящённых краю, есть ли что-то принципиально новое в концепции издания?

- Так как основная задача альбома имиджевая, мы сделали всё возможное, чтобы показать те особенности края, которые выделяют его на фоне России и мира. От уникальной территории до масштабности предприятий и персон - так можно сформулировать концепцию издания.

- Какие фотографии вошли в альбом?

- Вы знаете, фотографии в книге просто роскошные. Из 15 тысяч лучших снимков, посвящённых краю, мы отобрали 160. Редактор фотоматериалов, известный в краевом центре художник Александр Купцов, обошёл буквально всех красноярских фотографов в поисках неповторимых снимков. Александр Кузнецов, Валерий Бодряшкин, Илья Наймушин, Виталий Иванов и многие другие мастера представили лучшие работы для альбома.

К сожалению, высокие требования к техническим характеристикам снимков не позволили включить в книгу многие известные работы, так как при печати любительские фотографии потеряли бы всю свою привлекательность.

- Безусловно, подобные издания формируют яркий образ территории для жителей других городов и стран. Качественные, красивые книги о крае способствуют развитию туризма, вызывают у людей желание приехать к нам и всё увидеть своими глазами. Но всё же создание фотоальбомов - очень дорогое удовольствие. На какие средства издаётся "Неповторимый Красноярский край"?

- К счастью, есть в крае люди, готовые вкладывать средства не только в развитие собственных предприятий, но и в формирование положительного имиджа всего региона. Партнёрами издательского проекта "Неповторимый Красноярский край" выступили крупнейшие предприятия земли енисейской: золотодобывающая компания "Полюс", Красноярский завод цветных металлов им. В. Н. Гулидова, горно-металлургическая компания "Норильский никель", филиал ОАО "СУЭК" в Красноярском крае, МЭС Сибири, Саяно-Шушенская ГЭС.

Мы также благодарим информационных партнёров - любимую газету "Красноярский рабочий", телерадиокомпанию "Афонтово", радио "Зебра".

- Правда ли, что один из экземпляров альбома получит президент Путин?

- Да, правда. Общий тираж фотоальбома 5000 экземпляров, из них 100 фотоальбомов предназначены для первых лиц государства с именной дарственной надписью губернатора края. Также альбом будет представлен в Москве на презентации-выставке достижений нашего региона под названием "Дни Красноярского края", а также на специальных выставках в Министерстве иностранных дел, Государственной Думе, Совете Федерации и в посольствах иностранных государств в нашей стране.

"Контролеры воздуха".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 13.10.04, Ольга Шайхутдинова)

Эту машину, ежедневно колесящую по улицам Норильска, не сразу отличишь от обычной "Газели". Но если вы спросите у прохожего "Что это за уникум с антенной на крыше?" - вам ответят - санитар воздуха. И с гордостью добавят - единственный в мире. Если быть более точным, в мире таких машин две. И обе прописались в Северном городе. Их сделали специально по заказу ОАО "ГМК "Норильский никель". Горно-металлургическая компания в очередной раз показала, что решение экологических проблем - одна из главных ее задач.

Для Норильска экологическая проблема до сих пор остается одной из самых актуальных. Северяне стали заложниками загазованности города, которая обусловлена его расположением. Он находится между двумя промышленными площадками - медного и никелевого заводов. Но нельзя забывать о том, что более полувека назад город строился и рос как лагерь. Тогда об экологическом благополучии заключенных никто не задумывался. И вот теперь современные жители Норильска пожинают плоды советского гуманизма. Кроме того, медный и никелевый заводы расположены на пути господствующих в этой местности ветров. И либо с северо-запада, либо с юго-востока город обдуватся выбросами с заводов.

Топография Норильска тоже вносит лепту в загазованность воздуха.

Жилая зона находится в низине, и заводские выбросы, вместо того, чтобы нестись в потоке ветра и развеиваться по тундре, оседают в городе. Случаются дни, когда уровень загазованности больше чем в 10 раз превышает предельно допустимую норму.

Экологи "Норильского никеля" делают все возможное, чтобы не допускать подобных ситуаций. Ежедневно в городе берут пробы воздуха, и о превышениях загрязнения сразу сообщают на предприятие. Такая оперативность стала возможной благодаря новому оборудованию.

Нынешней весной компания приобрела две совершенно уникальные передвижные лаборатории контроля атмосферы. Автомобили созданы с учетом северных условий: в салоне предусмотрено дополнительное утепление. Собраны эти экспресс-лаборатории "на колесах" на базе "Газели", но салон намного выше -180 см. Это сделано для того, чтобы можно было, не сгибаясь в три погибели, работать стоя. Приборы, которыми оснащена машина, подобраны специально для измерения загазованности воздуха в Норильске.

Произвела на свет эту чудо-технику российская фирма, которая специализируется на разработке и монтаже систем экологического мониторинга. К разработке модели привлекались кандидаты и доктора наук. За работой машины в Норильске следят специалисты, которые ее сделали. Приезжают примерно раз в месяц и активно участвуют в опытно-промышленных испытаниях, предшествующих внедрению передвижных экологических лабораторий.

Об уникальных передвижных лабораториях рассказала "МК" заместитель начальника Управления по радиационному и экологическому контролю ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель", кандидат технических наук Ирина Буркова.

МК: Ирина Ивановна, вторая машина попала в Норильск с небольшим опозданием, с чем оно связано? Недоработки изготовителя или проблемы с транспортировкой?

И.Б.: В конце мая мы получили первый автомобиль и сразу запустили его на линию. Второй пришел в августе. Машины сделаны по индивидуальному заказу компании. И поскольку ничего подобного им раньше у нас в стране не было, вторую машину оставили как экспонат для международной выставки "Нефтегаз - 2004", которая проходила в Центре международной торговли в Москве. Из-за этого она и "опоздала" в Норильск. Нефтяников очень заинтересовала наша передвижная экологическая лаборатория, - как идея, которую можно воплотить с учетом их специфики.

МК: Сегодня уже обе машины "приступили к обязанностям" - контролю норильского воздуха?

И.Б.: Фактически машины выведены на линию, но их внедрение - дело времени. По результатам испытаний мы будем корректировать рабочий режим экологического контроля. Потому что и отбор проб, и их анализ с помощью оборудования, установленного на этих машинах, существенно отличается от того, что мы делали раньше. В задачи передвижной лаборатории входит контроль атмосферы в так называемой селитебной зоне города и состояние атмосферы на промышленных площадках предприятий. То есть там, где люди живут и работают.

МК: А как вам приходилось раньше делать замеры, неужели пешком по улицам Норильска ходили с приборами в руках?

И.Б.: Нет, конечно. До этого мы тоже передвигались на машинах, но на обычных, не оснащенных специальным оборудованием. Отбор пробы и замеры выполнялись в полуавтоматическом режиме: останавливались на месте, лаборант делал замер с помощью портативного прибора, причем контролировали мы только диоксид серы. Потому что это основной загрязняющий компонент в атмосфере города, для проведения других замеров не было технических возможностей. Внедрение передвижных лабораторий позволило контролировать содержание в воздухе одновременно четырех загрязняющих компонентов. Помимо диоксида серы, мы сейчас замеряем сероводород, оксиды азота и углерода. Диоксид серы и сероводород - продукты металлургических производств, оксиды азота - в первую очередь ТЭЦ, оксид углерода - это, как правило, автомобильные выхлопы.

МК: По какому принципу вы делаете заборы воздуха в том или ином месте? Что влияет на его выбор?

И.Б.: Мы контролируем состояние атмосферы в определенных точках. Они выбраны с учетом того, где образуется максимальное загрязнение и где находится особенно много людей. Контролируем 17 точек. Если формируется фронт повышенного загрязнения, который называется факелом, наши лаборанты "гоняются" за ним.

МК: Что такое "факел" завода? Выброс в атмосферу вредных веществ?

И.Б.: Выбросы идут постоянно. Наше производство работает непрерывно, круглые сутки, в том числе и металлургические предприятия. Объемы выбросов диоксида серы в атмосферу в основном стабильны и по годам и по дням. Но в зависимости от метеоусловий, от силы и направления ветра, от температуры воздуха их рассеивание (то есть самоочищение атмосферы) может быть то более, то менее интенсивными. И если выбросы металлургических агрегатов направлены в сторону города при слабом ветре, они могут быть очень ощутимы не только на промышленных площадках, но и в жилых районах Норильска. Вот, примерно, что такое факел.

МК: Если вы регистрируете повышенный уровень загрязнения, какие меры предпринимаются? И как быстро?

И.Б.: Сразу выявляем источник: медный завод или никелевый, - и оперативно сообщаем на предприятие. Поскольку загазованность в городе обусловлена неблагоприятными метеоусловиями, в Заполярном филиале компании есть специальный приказ о порядке действий в подобных случаях. На каждом заводе в соответствии с приказом разработаны мероприятия. Принимаемые меры зависят от уровня превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) диоксида серы в атмосфере - вплоть до остановки агрегатов при повышенном загрязнении.

МК: Предприятия реагируют на ваш сигнал?

И.Б.: Обязательно. Буквально на днях был такой пример. В три часа в городе зафиксировано десять ПДК со стороны никелевого завода. Мы отправили туда телефонограмму. Через два часа контроль показал уже семь ПДК, а следующий замер - три. При этом метеоусловия практически не изменились, и снижение уровня загрязнения произошло благодаря оперативным мерам завода. К вечеру уже все было в норме.

МК: Насколько я понимаю, работой передвижных лабораторий вы довольны, они с успехом проходят испытания?

И.Б.: Да, и в перспективе у нас - приобретение передвижных лабораторий для контроля гидросферы. Они будут оснащены приборами для экспресс-анализа проб воды. Это особенно важно с точки зрения оперативного контроля сточных вод. Сейчас мы отбираем пробу на месте сброса, везем ее в стационарную лабораторию, затем делаем анализ... А ведь очень многие показатели можно контролировать на месте и сразу информировать предприятия. Тогда и они смогут быстрее отреагировать и принять меры, чтобы предотвратить дальнейшее загрязнение.

"Ромашкино" на вечной мерзлоте".

("АиФ на Енисее", 13.10.04, Алена Ковалева)

Экскурсионный автобус заворачивает на центральную улицу. Над проезжей частью - плакат с приветствием: "Добро пожаловать в город ромашек!". Надпись вызывает как минимум недоумение, поскольку находимся мы не в центральной России и даже не на юге Красноярского края, а в городе, который одновременно является... самым северным портом мира. В Дудинке.

ОДНАКО задать экскурсоводу вопрос, как, собственно, ромашки относятся к Крайнему Северу, я не успеваю. Мою мысль прерывают крики попутчиков-москвичей: "Смотрите! Океан!".

"Наивные, - думаю. - Любой школьник знает, что до Северно-Ледовитого от Дудинки еще лететь и лететь. Это надо же, Енисей с океаном спутать!". Поворачиваю голову и... столбенею.

Дорогие красноярцы, смею вас заверить: то, что вы привыкли видеть в городе, еще не Енисей. Настоящую мощь "мать-реки" начинаешь осознавать только стоя на дудинском причале. Впрочем, немудрено, поскольку ширина Енисея здесь достигает 3 км, а глубина составляет 33 м! Увиденное вызывает двойственные ощущения: с одной стороны, начинаешь понимать, что все наши мирские заботы - пустое, суета; с другой - невольно восхищаешься дерзкой смелостью Человека, рискнувшего покорить гордый Енисей.

Страшная эпоха

История и развитие порта, расположенного в ста километрах от Норильска, начинаются со строительством в июне 1935 г. Норильского горно-металлургического комбината. Именно тогда сюда привезли первые баржи с заключенными: наступила страшная эпоха норильского ГУЛАГа. В первый год люди умирали "пачками". Даже секретные документы не называют точной цифры сложивших свои головы на стройке. Впрочем, даже не в тюремных условиях и не на "зоновских" харчах выжить здесь было сложно. Климат на территории Таймыра по шкале жесткости занимает 2-е место на планете после Антарктиды. Зимы отличаются сильным морозом (температура порой опускается до 57°С ниже нуля), а также порывистыми ветрами и продолжительными метелями. Суточные перепады температур достигают 10-15°С. Зима длится 8-9 месяцев в году.

Тем не менее, первый 40-метровый причал появился здесь уже в 1936 г.

В ледяном плену

СЕГОДНЯ это уникальное предприятие: морской порт в Дудинке - единственный в мире, способный работать в режиме круглогодичной навигации в условиях Крайнего Севера. Порт входит в состав ЗФ ОАО "ГМК "Норильский никель" и служит для снабжения населения Таймырского автономного округа необходимыми товарами в рамках "Северного завоза". Кроме того, удачное географическое положение порта дает возможность грузовладельцам производить оперативную доставку грузов практически из всех стран мира в Красноярск.

Однако не до конца ощущает человек здесь себя хозяином, гордый Енисей-батюшка, нет-нет, да преподнесет "сюрпризы".

Так, Дудинский порт обладает единственными в мире причалами, затопляемыми во время весеннего половодья: вода подступает к набережной, громоздя глыбы сверкающего на солнце льда. К этому времени с причалов уже вывезены все грузы, портальные краны подняты на специальную площадку, демонтированы подкрановые и железнодорожные пути, стрелки укрыты бетонными плитами, а территория "зачищена под метелку".

Когда вода схлынет до 8-метровой отметки, все это сложное комплексное хозяйство будет развернуто в обратном порядке за 2-3 недели.

Сложным считается и месяц октябрь: необходимо максимально быстро разгружать суда, чтобы последним из них не пришлось зазимовать на 70-й параллели, оказавшись в плену у льда (толщина его достигает полутора метров), из которого потом уже 8 месяцев не выбраться. Редко, но случалось и такое. Тогда речной ледокольный буксир заводит "загостившихся" в затон, небольшая часть экипажа остается на зимовку, остальные речники возвращаются домой самолетом. Иначе "на материк" никак не добраться - река-то застыла.

"Пьян, как три докера"

ОДНАКО с замерзанием Енисея жизнь в порту не замирает. В период с 20-го октября по 20-е мая Дудинка работает в режиме зимней (арктической) навигации. Кстати, погрузочно-разгрузочные работы производятся здесь даже при температуре до -40° и силе ветра до 15 м/с. Не каждому под силу выдержать такие условия. Потому местные докеры - это как отдельная каста.

"Докер - это не просто профессия, это образ жизни, - рассказал нам Василий, работник порта. - Однако усилиями писателей этот образ сделали далеко не идеальным. "Выражаться, как портовый грузчик"; "Пьян, как три докера сразу" - это все о нас. Такое впечатление, что докер только и делает, что пьет ром в тавернах и ругается. Но это не так. Не до того нам, честное слово".

Да и представьте сами: на улице мороз -30, с Енисея дует колючий, пронизывающий до костей ветер. Перед выходом на работу - обязательный инструктаж по технике безопасности. У каждого докера в нагрудном кармане имеется небольшая брошюра, а в ней талончики, 3 штуки. Нарушил правила безопасности - один талон вырывается, после третьего жди увольнения.

Деревянная лестница приставлена к обледеневшему контейнеру. Для начала нужно забраться туда, и счистить с емкости снег. Вот только незадача - его постоянно наметает обратно. Теперь нужно закрепить стропы. Стропы - это такие канаты с крючками, которые нужно зацепить за специальные отверстия в контейнере. Как это удается сделать, балансируя на краю огромного ящика - загадка. Неверное движение - и 2 метра свободного полета обеспечены. В среднем докер получает 20-25 тыс. руб. в месяц. Это в том случае, если есть суда на разгрузку-загрузку. Нет парохода, и части зарплаты как не бывало.

"Журавлики" в прошлом

ТАКЖЕ порт является экспериментальной площадкой для внедрения новых технологий и проектов. Так, в целях предотвращения разрушения железнодорожных и подкрановых путей порта во время ледохода в конце 70-х годов по проекту Александра Кизима была построена знаменитая ледозащитная дамба. Многие годы она сдерживает натиск стихии. А в 2002 г. в порту появилась новинка - портальные краны на пневмоходу, сделанные по специальному заказу в Австрии. Именно такая техника со временем заменит знаменитые "журавлики", и тогда во время половодья не понадобится демонтировать громоздкое подкрановое хозяйство.

Кстати, сегодня разрабатывается новая программа создания оптимальной транспортной системы. С вопросом, в чем она будет заключаться, корреспондент "АиФ на Енисее" обратился к заместителю генерального директора по логистике и толлинговым операциям компании "Норильский никель" Дмитрию Ческису: - Мы проанализировали все возможные способы транспортировки наших грузов. Основополагающим, по нашему мнению, является следующее: с 2004 года до конца 2008-го мы строим флот ледокольно-грузовых судов, которые могут самостоятельно, без участия ледоколов, перевозить грузы по Севморпути. На первом этапе мы провели закрытый конкурс среди компаний-проектировщиков судов. Победила финская компания, которая разработала и построила ряд судов усиленного класса, оснащенных принципиально новым видом движителя. Такое судно имеет возможность передвигаться как традиционно, носом вперед, так и кормой вперед (в тяжелых льдах), при этом винторулевая колонка может поворачиваться вокруг своей оси и менять направление водного потока для размывания льда. В мире эти суда получили название "суда двойного действия". А настоящая гордость Дудинского порта - лихтеровоз "Севморпуть". Это единственный в мире атомоход, оснащенный ядерной энергетической установкой мощностью 40 тыс. лошадиных сил. У него усиленный ледовый тип корпуса, благодаря которому судно способно самостоятельно преодолевать льды толщиной до одного метра. Грузоподъемность атомохода - 34 тыс. тонн.

P. S. Уезжая из Дудинки, даю себе твердое обещание прилететь сюда как минимум еще 3раза: в апреле, чтобы посмотреть на ежегодные соревнования по лову корюшки, в июне, чтобы не пропустить грандиозное стихийное зрелище ледохода, и в середине августа. Потому что ромашки, как мне объяснили, здесь действительно растут. В огромных количествах.

Языком цифр

- 25 тыс. тонн в сутки - пропускная способность причалов Дудинского порта.

- 706,5 га - площадь гидротехнических сооружений складов.

- 130 дней - продолжительность летней навигации.

Статус города Дудинке присвоен 5 марта 1951 г. Указом Верховного Совета РСФСР. В 2002 г, Дудинка отметила 335-летие со дня основания. Дело в том, что первое упоминание о "ясашном зимовье Дудино" датировано 1667 г. Об этом свидетельствует старинный документ "Отписка стрельца Ивашки Сорокина сотоварищи воеводу Родиону Павлову о происходящих действиях в Пясиде и о построенном пониже Дудины реки зимовье"...

"Готовь сани летом, а баржу - зимой".

("Сегодняшняя газета", 13.10.04)

Период летней навигации уже заканчивается, а так как речники живут по принципу "готовь сани летом", в ближайшее время на Красноярский судоремонтный завод уже начнут поступать заказы от предприятий водного транспорта на ремонт судов.

Сейчас Красноярский судоремонтный завод для Енисейского пароходства проводит модернизацию нефтеналивного судна и переоборудование сухогрузной баржи в нефтеналивную. Как сообщил корреспондентам НИА начальник промышленно-диспетчерского отдела завода Александр Мельников, общая стоимость заказа по модернизации судна составляет 6 млн. рублей. Переоборудование баржи обойдется пароходству в 20 миллионов. По словам Мельникова, модернизация и перепрофилирование судов - это плановые мероприятия. Подобные работы выполняются также на Подтесовской ремонтно-эксплуатационной базе флота.

"В настоящее время от Енисейского пароходства заказ на выполнение сезонного ремонта еще не поступал, и прогнозировать объем работ в этом году пока еще рано", - подчеркнул Мельников. Каким образом пароходство будет распределять объемы ремонтных работ между несколькими базами флота, пока неизвестно.

Основным заказчиком судоремонтного завода, как известно, является Енисейское речное пароходство, но традиционно судоремонтный завод параллельно выполняет заказы и частных перевозчиков.

Хотя ремонт базы флота занимает большую часть в деятельности предприятия (порядка 70 процентов), существует и другая сфера. Около 30 процентов от общей загрузки работы завода занимает изготовление различных деталей и не только для предприятий водного транспорта. Так, например, судоремонтный изготавливает канализационные люки для теплосетей, а также другое нестандартное оборудование.

"Восход" до Ярцево и Бора...".

("Красноярский рабочий", 13.10.04, Виктор Коморин)

Всю навигацию теплоход на подводных крыльях "Восход-60" проводит в среднем течении Енисея - курсирует между Енисейском и Бором, Енисейском и Ярцево.

Мы шли до Ярцево. Несмотря на позднюю осень, пассажиров много: возвращаются отпускники, едут запоздалые рыбаки в надежде успеть добыть чуть-чуть хариуса и омуля, из районной больницы спешат домой выздоровевшие жители Анциферово, Усть-Пита, Колмогорово, Назимово, Фомки и самого Ярцево. Есть и такие же, как мы, командированные по служебным делам. На соседнем сиденье - двое молодых бородатых мужчин, экипированных по-таёжному. Охотники едут промышлять белку и соболя по договору и лицензии. Высаживаются в Колмогорово. Один, тамошний житель, рассуждает:

- Да нет, одной охотой теперь не проживёшь... Приходится картошку выращивать - по две тонны каждую осень сдаю, живность свою держать, пчёл. Ну, и рыбу для себя ловим. Как-то выкручиваемся, есть-пить на столе всегда имеем...

Капитан-механик Виктор Симагин тоже, наверное, смог бы найти спокойную работу на берегу. Да тоже жить без реки не может. Скоро тридцать лет, как водит по Енисею крылатые суда. Работал и на "Метеорах", и на "Ракетах", теперь вот на "Восходе-60" командиром.

В Назимово выгружают почту, загружают фляги со сметаной для Ярцево.

- В Ярцево сметану? - удивился я. - Оттуда же всегда свою сметану в Норильск отправляли.

- Это когда было... Теперь в Ярцево совхоза нет, а в Назимово - есть. Вот и берёт ярцевская администрация сметану здесь для своей больницы и детского сада, - объясняет Симагин.

Помощник у него тоже опытный, с 1974 года на флоте и больше четверти века - на скоростном крылатом. Павел Пановик. После окончания речного училища два года отработал на танкере, потом армия, а после армии - "Метеор", другие крылатые суда.

Выныриваем из-за мыса, и на горизонте показались знаменитые ярцевские тополя, в лоцию Енисея внесённые. За бортом проплывают знакомые с детства места - Сурниха, Ручьи, Исаковка, стараниями Виктора Астафьева ныне известные всему просвещённому миру. В этих местах он рыбачил с братом Колей и его друзьями, здесь по вечерам делал первые наброски "Царь-рыбы".

В командировки обычно ездят подальше от дома. Мы с Валерием Заболотским ехали домой, в Ярцево, где родились и выросли. Приехали благополучно. Спасибо речникам.

"Ровесники".

("Красноярский рабочий", 13.10.04, Иван Булава)

На фоне красавца коммунального моста стоит забытый временем и властями теплоход "Красноярский рабочий". Тоже красавец, надо только чуть-чуть прищурить глаза - и увидишь флагман Енисейского пароходства тридцатых - сороковых годов, первооткрывателя Пясинских экспедиций.

Транспортное обеспечение факторий на побережье Карского моря и Енисейского залива обеспечивал флот "Комсеверпути", в том числе теплоход "Красноярский рабочий", и открытие речного пути на Туру, Байкит, Ванавару явилось основополагающим для включения в состав края Таймырского и Эвенкийского округов. Это он, "Красноярский рабочий", уходил в рейс в самые поздние сроки навигации, зачастую оставаясь в плёсе на случайную зимовку. Это он спускал караваны численностью до 20 и более барж общей протяжённостью до 1,5 километра. Это он открывал новые места для отстоя флота, будучи застигнутым ранним ледоставом, - там ныне Подтёсовская, Павловская, Ермолаевская ремонтно-эксплуатационные базы.

"Красноярскому рабочему" было оказано великое доверие наводить арки коммунального моста, на фоне которых теплоход сиротливо доживает свой век. Это он привёл в Красноярск из Дудинки морской лихтер "Лодьма" с первой гидротурбиной для Красноярской ГЭС. Это с него вот уже на протяжении почти тридцати лет ребята из детского речного пароходства начинают осваивать нелегкую, но полную романтики профессию речника и моряка.

У теплохода "Красноярский рабочий" счастливая судьба. С 1930 года по 1977-й он не имел серьёзных повреждений, хотя работа в Карском море, выводка с Севера и расстановка флота на зимний отстой, постоянная работа на подъёме караванов в Казачинском пороге по замене сначала туера "Ангара", а затем туера "Енисей" была не из лёгких.

В середине 70-х годов с приходом на Енисей более мощных современных буксиров-толкачей ОТ-2000 "Красноярский рабочий" начал сдавать эксплуатационные позиции. Стал "слезиться" корпус клёпаной конструкции, труднее стало содержать главные двигатели-дизели фирмы "Ман". Сложнее стало ремонтировать паровую лебёдку, шпиль, брашпиль, рулевую машину из-за отсутствия специалистов, которые ушли с флота вместе с пароходами. Всё это не способствовало тому, чтобы держать в рабочем ядре флота пароходства этот теплоход. В 1977 году теплоход "Красноярский рабочий" стал плавучей учебной базой Красноярского детского речного пароходства.

С тех пор на нём несли и несут вахту, являясь примером для будущих капитанов, механиков, электро- и радиомехаников, ветераны флота Енисейского пароходства Г. М. Угрюмов - капитан теплохода "Михаил Калинин", кавалер ордена Ленина; Н. Н. Балакин - капитан дизель-электрохода "Рубинштейн", участник перегона судов из США, Германии, Финляндии, автор сборника рассказов "О чём рассказывают старые пароходы"; В. П. Минаев - капитан теплохода "А. Матросов"; Ф. Г. Сидоров - капитан теплохода "Клим Ворошилов"; Ю. Н. Вавилов - капитан-наставник и много других заслуженных ветеранов Енисейского пароходства.

Не часто на своём борту "Красноярскому рабочему" приходилось принимать, особенно в последние годы, таких высоких гостей. Особенно загадочным было для него видеть среди гостей своего последнего капитана Алексея Николаевича Захарова, руководство ОАО "Енисейское речное пароходство" в лице и. о. генерального директора Леонида Никоновича Фёдорова.

Не довелось теплоходу поработать на акционеров. Наслышан он был о них от своего первого капитана М. Е. Лиханского, который за свои 102 прижизненных года успел послужить на царском флоте, побывать в Германии на приёмке этого теплохода и принять участие в перегоне его на Енисей. Не прошли для капитана незаметными репрессии конца тридцатых годов, но вышел он оправданным вчистую - и снова на мостик родного теплохода. В середине пятидесятых Лиханский ушёл на берег капитаном-наставником.

А теплоход уже под командованием другого капитана продолжал работать на передовых рубежах очередной пятилетки. И последний капитан - Захаров, поднявшись на борт по скрипучему трапу вместе с гостями, почувствовал тоску по прошлому. За эти долгие почти тридцать лет оба, и капитан, и теплоход, сильно изменились. Широкая окладистая борода капитана, как куделя на прялке, обветренное, сильно тронутое морщинами лицо, появившаяся сутулость и осторожность в движениях не могли скрыть могучей фигуры капитана тех лет. Когда он поднимался на капитанский мостик, слегка стонал трап.

Капитан, оглядываясь по сторонам, тоже замечал большие изменения на теплоходе. Остались прежними лишь буквы названия на борту и полубаке судна, отлитые из бронзы на заводах фирмы "Шахау". Время пощадило их даже сейчас, когда ничего святого не осталось у искателей цветного лома. Это заслуга тех, кто несёт вахту на теплоходе. По-прежнему крепко стоит рангоут, хотя такелажа поубавилось и он обветшал. Вспомнил Алексей Николаевич, что на однотипном судне "Клим Ворошилов", впоследствии переименованном и названном "Михаил Калинин", капитан А. Н. Здоров на этих мачтах поднимал паруса на Енисее ниже Подкаменной Тунгуски, тем самым увеличивал скорость каравана на 2-3 километра в час. Во многих местах износилась и прогнила палуба. Но все-таки мощно выглядят палубные механизмы: шпиль, брашпиль, буксирная лебёдка, которые давно уже забыли, когда на них подавали пар.

Гости заходят в надстройку, где ничего конструктивно не менялось - все те же переборки, кубрики с 2-ярусными койками, каюты комсостава, камбуз, кают-компания. Помнят, наверное, стены кают-компании заседания штабов экспедиций, которые возглавлял К. Мецайк - легендарная личность на Енисее. Бывали в этой кают-компании руководители Норильлага и ГУСМП, министры речного флота СССР - Шашков З. А. и РСФСР - Кучкин С. А. Помнят они И. М. Назарова, который около 35 лет возглавлял Енисейское пароходство в самые трудные для страны годы.

Экскурсия, где встретились через долгое время капитан и теплоход, продолжалась. Вот и святая святых теплохода -машинно-котельное отделение. Пусто в нём. Все, что могло пригодиться на других судах, было снято. Сиротливо на фундаментах стоят два "мановских" дизеля, которые когда-то выдавали на гребные винты по 700 лошадиных сил. Это были самые мощные теплоходы того времени на речном флоте. Сохранилось рабочее место вахтенного механика с пультом управления главными и вспомогательными механизмами, телефонной и прямой (через трубу) связью с капитанским мостиком и каютой механика. Здесь получали команду, а иногда просьбу с капитанского мостика: "Добавить обороты", когда уже исполнена команда "Полный", "Самый полный".

Наверняка помнят эти приборы помощника механика К. Ф. Селезнёва, который в первую Пясинскую экспедицию на этом теплоходе был участником митинга на Вальке по случаю благополучного прибытия. Жив Константин Федорович. Помотала ему душу перестройка с последующим развалом Советского Союза. Разменяв девятый десяток, он оказался на приёме у генерального директора, которого хорошо знал - ведь вместе в 1963 году работали на теплоходе "А. Матросов", один третьим штурманом, второй главным механиком. Без российского гражданства, без прописки, без пенсии Константин Федорович стоял и возмущался: "Как же так?! У меня отец, дед, прадед похоронены на Покровском кладбище, а мне не дают российское гражданство!" Помогли в "Клубе капитанов" получить К. Ф. Селезнёву паспорт, устроили его в пансионат пожилых людей. Помогли ему съездить по его просьбе на родном теплоходе (он ведь принимал "А. Матросов" в Германии) с туристами до Дудинки и обратно. Возвращаясь и зайдя к генеральному директору, Селезнёв воскликнул: "Иван Антонович! Теплоход стал лучше, чем я его оставил почти 40 лет назад!"

Главными механиками на "Красноярском рабочем" были опытные, авторитетные люди. Сегодня возродилась добрая традиция на флоте называть именами заслуженных людей суда пароходства. Теплоходы "Механик Ермолаев", "Механик Черкасов", "Механик Вакутин", "Механик Руденко", "Механик Ефремов" сегодня работают не только на Енисее, но и в Балтийском, Черноморско-Средиземноморском бассейнах. Символически, но последним главным механиком теплохода "Красноярский рабочий" был Н. В. Астафьев, двоюродный брат В. П. Астафьева - писателя и гуманиста. Возможно, поэтому Виктор Петрович знал работу речников не понаслышке.

Поднимается комиссия на капитанский мостик, в рулевую рубку, радиорубку, каюты капитана, радиста. Заметно оживился А. Н. Захаров. Многое в его памяти пронеслось за это короткое время. Вот планширь, по которому он определял, будет ли в предрассветное утро туман: если сухой, тумана не должно быть, если мокрый - выбирать место для оборота. Ведь в начале шестидесятых радиолокаторы только-только начали внедряться на речном флоте. Они были далеко не совершенными и на них вначале была слабая надежда. Верили наметке да магнитному компасу. Как только видимость ухудшалась, на бак отправляли намётчика.

Помнит Алексей Николаевич и такой случай. Пароход "Папанин" с большим караваном барж попал в плотный туман. Стать заранее на якоря капитан не успел. Осторожно, делая оборот, капитан вдруг обнаружил встречное несамоходное судно. На вопрос капитана "Кто вас буксирует?" последовал ответ шкипера: "Пароход "Папанин". Потом уже появились надежные радиолокаторы, авторулевые, эхолоты, которые автоматически включаются при наступлении определённой глубины. А сейчас практически все водоизмещающие суда и буксиры-толкачи оборудованы спутниковыми системами постоянного слежения за курсом судна.

Комиссия отметила: время оставило заметный след на надстройке. Деревянные детали и материалы 75-летней давности не подлежат восстановлению. Все требует реставрации современными материалами. Только корпус судна прочен - при умелом решении проблемы с заклёпками он прослужит еще сотню лет.

Не сожалел ни капитан, ни теплоход о прожитом времени. Оно для них не было застойным. Их жизнь является частью истории Красноярского края, чьё 70-летие мы будем отмечать в декабре этого года. Не забыли бы о них, о капитане и теплоходе...

Послесловие

Проблема увековечения труда и ратных дел речников, северян, полярников возникла не сегодня. Красноярская региональная общественная организация "Клуб капитанов" еще в 2000 году выступила с инициативой к 70-летию Енисейского пароходства на базе теплохода "Красноярский рабочий" организовать музей Арктики и Енисейского Севера. Эта идея была поддержана редакцией газеты "Красноярский рабочий", Красноярским землячеством в Москве, общественностью края. Сегодня мы снова поднимаем эту проблему. Но ее выполнение будет успешным, если она будет решаться сообща, всеми, кому дорого наше прошлое.

Иван БУЛАВА, президент КРОО "Клуб капитанов", бывший генеральный директор ОАО "Енисейское речное пароходство"

"Вот так овощ!".

("Известия-Красноярск", 13.10.04, Олег Яковлев)

Рекордный урожай "второго хлеба" накормит, но не обогатит...

Как известно, сибирский картофель - предмет зависти северокорейскою лидера Ким Чем Ира. Узнав о том, какие урожаи питательного овоща собирают местные крестьяне, отец всех народов не удержался от замечания: "Можно целую армию прокормить".,.. Можно. Только путь от дачного участка до Российской армии слишком тернист и ухабист. Хотя, по мнению агрономов, красноярская земля может давать по четыре урожая картофеля за один сезон. Казалось бы, дело за малым: есть предложение - должен быть и спрос. Так нужны ли рынку местные овощи?

К слову, в советские времена главным "поедателем" картофеля действительно была армия. Но и она "изменила" российской картошке во времена рынка: военные коммерсанты нашли более выгодных поставщиков за границей - в СНГ.

Картофельное богатство края - факт неоспоримый. Урожай этой культуры в Красноярском крае нынче значительно лучше прошлогоднего: по сравнению с 2003 годом "второго хлеба" собрано больше на 5 тысяч тонн (урожайность составила 112 центнеров с гектара, что на 3 центнера с гектара больше, чем в прошлом году). Впрочем, и минувший год нельзя назвать неудачным. Тогда хотя и собрали меньше, зато хранить "второй хлеб" было легче. Картофель этого сезона хуже по качеству - уже осенью он начал гнить.

Поэтому не исключено, что к весне "картофельный" дефицит все же появится. Пока же хороший урожай привел к значительному удешевлению этого овоща. Рынок сейчас завален картофелем. По словам Анны Степановой, в течение целого месяца пытающейся сбыть в краевом центре всего-то 20 мешков картофеля, дело это - очень хлопотное:

- Если я не успею продать картофель до морозов, он попросту замерзнет. Хранить его мне негде. Я обзвонила около 18 магазинов краевого центра, и только в двух у меня приняли по пять мешков картофеля. Деньги обещали отдать после реализации. Еще 2 мешка со скрипом согласился купить боулинг-клуб - по 280 рублей. Вот и вся прибыль.

Источник "Известий", не пожелавший назвать свою фамилию, считает, что сегодня картофель хозяйствам выращивать в больших количествах невыгодно.

- В советские времена наш совхоз выращивал картофель на 700 гектарах. Обеспечивали Железногорск почти полностью. Сейчас высаживаем только на 50 гектарах. И все равно, нет никаких гарантий, что мы сможем полностью реализовать урожай. Частники сами себя обеспечивают. Рынок сбыта "сузился". Парадокс еще и в том, что хороший урожай не так уж и выгоден нам. Если весной не будет картофельного дефицита, значит, мы не получим прибыли. А может выйти так, что мы просто не успеем продать наш товар до следующей осени. Тогда остатки картофеля придется выбрасывать. Государство к нашим бедам равнодушно. Иначе - зачем привозить "чужие" овощи, когда свои девать некуда? Обидно: на Западе крестьян правительство поддерживает. Если их фермеры несут убытки - государство выделяет дотации.

Когда-то север края был главным рынком сбыта красноярской картошки. В регионе работали целые совхозы, специализировавшиеся на выращивании овоща для северян. Особенно прибыльным делом было его производство в тех деревнях, которые располагались вдоль Енисея. Уже в августе у причалов таких населенных пунктов обязательно появлялась баржа. Она затаривалась картофелем и шла на Север. Сегодня традиция хотя и существует, но радости она не приносит ни деревенским жителям, ни самим северянам. Коммерсанты-посредники закупают у селян овощи за копейки и реализуют по "норильским" ценам. Да и объемы торговли не те: центральные районы доставляют на Крайний Север картофель в количествах, не сопоставимых с прежними, советскими масштабами. Гораздо чаще бульбу туда завозят из-за границы. Причем коммерсанты утверждают, что такое положение дел по душе самим норильчанам: мол, народ богатый и избалованный, им голландскую подавай, своя уже не по вкусу.

Пытались местные бизнесмены организовать торговлю "вторым хлебом" в "степных" регионах России - возили ее в Ростовскую область. Оказалось, невыгодно из-за высоких транспортных расходов. Традиционный рынок сбыта - города края - также не особо нуждается в деревенском картофеле. Более половины красноярцев и жителей других южных городов края выращивают бульбу на своих дачных участках. Они же "обслуживают" магазины и рестораны (год назад в среднем за килограмм картофеля магазины и бары Красноярска давали 4 рубля, скупщики оценивали овощ в 1 рубль). Как следствие в том же Красноярске значительно сократилось количество магазинов, торгующих овощами. Место "овощных" заняли рынки. Появление супермаркетов не улучшило ситуацию: у этих магазинов жесткие требования к качеству. Для них большая часть сортов картофеля, произрастающего у нас, подпадает под категорию "нестандарт".

Как ни крути, а село остается "с носом". Сегодня деревенские жители выращивают картофель все больше на прокорм скоту. Кстати, экономический развал породил на селе еще одну, нетрадиционную, форму сбыта картофеля. Вошел в норму очень вредный для здоровья крестьян бартер. Зимой и весной ведро картофеля в деревне легко можно обменять на поллитра технического спирта. Так поступает, конечно, только пьющая беднота, - а по неофициальной статистике, таковых среди сельских жителей почти половина.

"Говорящая" цифра

Деревня в семьдесят дворов в советские времена могла отправить горожанам до 150 тонн "второго хлеба".

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Специалисты отмечают значительное снижение урожайности из-за распространения болезней и вредителей. Она колеблется в пределах девяти-десяти тонн с гектара, тогда как в мире средняя урожайность находится на уровне пятнадцать тонн. На фоне этой статистики сибирский "второй хлеб" выглядит очень неплохо. У нас в среднем собирается 10-12 тонн с гектара. Одно из объяснений этому феномену: в Сибирь еще не "прорвался" главный враг южан - колорадский жук. К тому же, почва для выращивания самой ходовой культуры в центральных и южных районах Красноярского края более благоприятная, чем в той же Ростовской области или в Приморье.

"Новое прочтение "нашизма".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 13.10.04, Алексей Беляков)

В прошлом номере ("Содержание оппозиции") мы писали о формировании в России двух политических полюсов: "Единой России" и КПРФ. Централизация власти путем назначения губернаторов и проведения выборов в Госдуму по пропорциональной системе должна привести к доминированию пропрезидентской "Единой России" и усилению роли КПРФ, как единственной, хотя и не имеющей существенного влияния, оппозиционной партии. После инициатив президента об изменении избирательной системы последовали предложения "с мест" пойти еще дальше; назначать не только губернаторов, но и мэров, проводить выборы да партийным спискам не только в Думу, но и в местные парламенты, и даже взять под президентский контроль судебную систему. Очевидно, некоторые слишком услужливые политики решили, что Владимиру Владимировичу неловко озвучивать эти идеи самому.

Возможно, президенту действительно "неудобно". Но не выступать с такими инициативами, а слишком резко переходить к авторитарной системе правления. Особенно если учесть, что Запад на последние шаги Кремля посматривает настороженно, и даже начинает грозить пальчиком. Намекает, к примеру, что у России могут возникнуть проблемы со вступлением во Всемирную торговую организацию. Так ли уж необходимо нам членство в ВТО - еще вопрос. Но все равно неприятно! В такой ситуации глава государства, скорее всего, не будет форсировать "реформы". В частности, следующие выборы в региональные законодательные органы власти могут пройти по прежней системе. Тем более что нет необходимости в полном контроле "единороссов" над этими органами. Вряд ли в заксобраниях найдется много "камикадзе", рискующих оспаривать волю президента в назначении губернаторов. А если сыщутся такие, то непослушный орган и распустить недолго.

В свете вышесказанного для красноярских политиков, которым не с руки вступать в "Единую Россию" либо примыкать к коммунистам, открываются определенные перспективы. Куда, например, податься Александру Уссу? Быть рядовым "единороссом" - самолюбие не позволит. Оказаться на вторых ролях в КПРФ - тем более. Для Анатолия Быкова такие варианты еще менее вероятны. А говорить о том, что для Игоря Захарова в этих партиях найдется сколько-нибудь значимое местечко, и вовсе смешно.

Сохранение возможности создавать избирательные блоки на региональном уровне дает этим людям и их окружению весомые шансы не уйти в политическое небытие. У Александра Викторовича есть харизма, какой не может похвастать никто из местных лидеров "партии власти". У Анатолия Петровича, надо полагать, осталось кое-что в "кубышке". О том, что общий язык они всегда найдут, наверное, никто не сомневается. Может примкнуть к этой компании и бывший ярый "антинашист" Игорь Захаров. По крайней мере, сам Игорь Евгеньевич такую возможность для себя не исключает и даже называет основы будущего альянса.

Первый мотив объединения: "Родину надо защищать!" (это по поводу последних шагов Путина). Второй - "краевой патриотизм": "Интересы Красноярского края могут быть ущемлены, а "Единая Россия" эти интересы не отслаивает". Словом, все тот же "нашизм", но - в новом прочтении, и идея создания объединения на такой основе не нова. Проект "Наши-2" обсуждался более года назад. После того как в подходе федеральной власти к формированию местных законодательных органов появится ясность, можно ждать уже конкретных действий по созданию "патриотического блока".

"Претендент из тени".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 13.10.04)

Николай Ашлапов не теряет надежды.

Как только пошли разговоры о назначении глав регионов, в Красноярье, как, наверное, и везде, началось кулуарное обсуждение возможных кандидатур на пост местного губернатора (или, скорее, губернатора объединенных территорий), которые мог бы одобрить президент. Лица, впрочем, частично все те же: Александр Хлопонин и Александр Усс. Теперь вот еще добавляют в перечень главного российского "Чипа и Дейла" Сергея Шойгу. Реже, правда, стали вспоминать нынешнего депутата Госдумы Николая Ашлапова. А зря...

В окружении Николая Ивановича поговаривают, что он надеется на добрую память президента. Помнится, когда разразился скандал вокруг результатов последних выборов главы края, "на ковер" к президенту были вызваны г-да Усс, Хлопонин и Ашлапов. Результат встречи известен: Николай Иванович, не колеблясь, написал заявление о добровольном снятии с себя полномочий и.о. губернатора, а Владимир Владимирович вынес окончательный вердикт о признании победителем Александра Геннадиевича. Ходили слухи, что именно в благодарность за "быстрое принятие единственно правильного решения" Николаю Ашлапову обеспечили достойное место в списке "Единой России", а, соответственно, и в Госдуме. Злые языки утверждают, что и нынче Николай Иванович рассчитывает на хорошую память президента и не теряет надежды оказаться в списке "вероятных претендентов" на пост губернатора объединенных Красноярья, Таймыра и Эвенкии.

"Предвыборная радиоактивность".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 13.10.04)

"Петрович" выделил средства на выборы в Железногорске.

Если для кого и было неожиданностью досрочное сложение полномочий мэром Железногорска Андреем Катаргиным, то не для местных политиков. В течение полутора лет многочисленные слухи, вероятность возбуждения уголовного дела и достройка Катаргиным коттеджа в Краснодарском крае наводили на размышления: мол, это ж неспроста. Так что в позе низкого старта возможные кандидаты стоят уже давненько. И как только Катаргин произнес долгожданную речь об отречении, претенденты рванули... проверять кошельки.

Местные политтехнологи утверждают, что на сегодня как минимум два вероятных кандидата уже имеют достаточно средств для начала предвыборной кампании. Поговаривают, будто одного из счастливчиков обеспечил стартовым капиталОм Анатолий Быков. Что подтверждает нашу версию о повышенном интересе известного красноярского бизнесмена к Железногорску (см. "МК" в Красноярске", № 38, "Рискующий преемник). Интересно, будет ли о его поддержке кандидата заявлено публично?

Чтобы выиграть выборы в ЗАТО, одних денег явно недостаточно. Популярность Быкова в "девятке" в свое время была очень велика - на последних выборах в ЗС его блок неожиданно для всех занял первое место. Но большое влияние там имеют и градообразующие предприятия. Вряд ли руководители бывшего ядерного щита Родины - ГХК и космического предприятия НПО ПМ открыто поддержат того, кто замечен в связях с отставным алюминиевым олигархом.

"Многокрылые братья".

("Московский комсомолец" - в Красноярске", 13.10.04)

Александр и Борис Абрамовичи попытаются сменить блокирующие пакеты на контрольные.

Как известно, в сентябре частные акционеры "КрасЭйр" приобрели около 49% акций "Домодедовских авиалиний" (ДАЛ). В руках братьев Абрамовичей оказались блокирующие пакеты обеих авиакомпаний (к слову, занимающих четвертую и восьмую строчку в российском рейтинге), тогда как контрольными пакетами распоряжается государство.

Изменения в ДАЛ не заставили себя долго ждать: исполняющим обязанности гендиректора и коммерческим директором здесь назначены менеджеры "КрасЭйр". Кроме того, "Домодедовские" и "Красноярские авиалинии" учредили компанию "Air Bridge", возглавил которую Александр Абрамович. Пока говорят, что "Air Bridge" получит функции управляющей организации обоих авиаперевозчиков, но вопрос этот еще должны обсудить Советы директоров (до конца октября). Не исключено, однако, что в дальнейшем под эгидой "Air Bridge" вообще сольются и активы "КрасЭйр" и ДАЛ. По крайней мере, в правительстве РФ уже поговаривают о возможности санкционировать такое объединение.

Вероятно, подобная благосклонность федеральных чиновников к братьям Абрамовичам еще пригодится им для реализации дальнейших планов. В окружении близнецов-акционеров поговаривают, будто они не прочь вообще сменить свои блокирующие пакеты в авиакомпаниях на контрольные. Для этого вовсе не надо скупать 51% акций, достаточно приобрести лишь по 2%, которые в сумме с уже имеющимися у Абрамовичей пакетами в корне изменят их положение. В правительственных кругах ходят слухи, что в Росимуществе ждут лоббистов, способных "подогреть" желание государства выставить на торги акции "Красноярских" и "Домодедовских авиалиний" - "всего лишь" два судьбоносных процента...