"Вас вызывают, Таймыр".

(Итоги. 12.10.04. А.Камакин)

"Понятно, что регионы нуждаются в укрупнении, 89 - слишком большая цифра... Вопрос в том, на какой именно основе происходит слияние субъектов", - говорит губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

ДИСКУССИЯ, РАЗВЕРНУВШАЯСЯ ПО ПОВОДУ президентских инициатив, заставляет вспомнить, что первого губернатора Владимир Путин назначил почти ровно два года назад - им стал глава Красноярского края Александр Хлопонин. Назначение было временным, однако оно сыграло не последнюю роль в разрешении конфликтной ситуации (региональный избирком отказался признать победу Хлопонина на губернаторских выборах). Сегодня губернатор - убежденный сторонник укрепления исполнительной вертикали и активный проводник еще одной, тесно связанной с этим реформы: президент дал отмашку на проведение в Красноярском крае, Эвенкии и Таймыре референдума по вопросу образования единого субъекта Федерации. О преимуществах новой схемы управления регионами и о том, как далеко может зайти перекройка административно-территориальной карты страны, Александр Хлопонин рассказал в интервью "Итогам".

- Александр Геннадьевич, вы неоднократно говорили, что предложенная президентом конструкция формирования исполнительной власти в регионах "абсолютно правильна". Впрочем, практически все ваши коллеги говорят то же самое. Другой вопрос - говорят искренне или из опасения оказаться за бортом новой схемы?

- Не готов обсуждать своих коллег... Хотя, безусловно, могу допустить, что кто-то в глубине души думает иначе. Что касается меня, я предлагал перейти к назначению губернаторов еще в 2003 году. Понятно, какая ответственность лежит на первом лице государства, особенно с учетом специфики нашей страны - географического положения, расстояний, количества субъектов. Проблема в том, как всем этим управлять. Я очень хорошо отношусь к людям искусства, заслуженным и любимым народом артистам. Но сомневаюсь, что они в состоянии грамотно руководить регионами в случае избрания их губернаторами. Конструкция, которая сегодня предлагается, оптимальна: всенародно избранный президент и назначенный им губернатор-управленец. Собственно, это и есть механизм ответственности главы государства за то, что происходит в стране.

- Конечно, избиратели могут ошибиться, выбирая губернатора. Но где гарантия, что они точно так же не ошибутся, выбирая президента? Последствия такой ошибки при отсутствии страховочных механизмов и противовесов, в том числе во взаимоотношениях между центральной и региональной властями, могут стать катастрофическими.

- Должно быть два системных противовеса: сильная законодательная власть на всех уровнях и сильные выборные муниципальные органы. Независимая законодательная вертикаль - главный инструмент политического контроля над вертикалью исполнительной.

- И все-таки не несет ли новая схема некоторую угрозу для стабильности? Ведь теперь претензии за замерзающие дома, невыплаченную зарплату будут предъявляться напрямую президенту, назначившему некомпетентного чиновника.

- А сегодня они кому предъявляются? Если вымерзает микрорайон в каком-то городе, первое, что делают муниципалы, - сообщают населению, что виновата во всем федеральная власть, которая не выделила достаточно средств на такие-то и такие-то программы.

- Не следует ли в таком случае отменить и выборность мэров?

- У назначенного губернатора будет достаточно полномочий, чтобы навести порядок на местах - через бюджет, через соответствующую координацию федеральных структур, через политический процесс.

- Будут ли назначенные губернаторы столь же энергичны в отстаивании интересов своих регионов, как губернаторы избранные? Ведь если последние отчитываются перед избирателями, то первые - перед тем, кто их назначил.

- Это, извините, демагогия. Кричат, допустим: "78 процентов набрал губернатор такой-то территории!" Но маленькая деталь: 78 - от пришедших к избирательным урнам, а не от общего количества избирателей. А пришло, например, 30 процентов. Более того, когда спрашиваешь людей, влияет ли их голос на результаты выборов, 99 процентов отвечают, что не влияет ни при каких обстоятельствах.

- Однако интересы федерального Центра и региона не всегда могут совпадать. На память приходит известный случай из хрущевских времен: первый секретарь одного обкома уничтожил всю живность у себя в области, чтобы выполнить план по мясу.

- Что было бы, если бы... "А вдруг президентом у нас будет Муссолини?" Но, ребята, мы сами выбираем себе президента, а у него есть право выстраивать свою команду. Очень важные слова были сказаны президентом на расширенном заседании кабинета министров - о том, что он хотел бы видеть в своем правительстве не только федеральных министров, но и губернаторов. А сейчас что происходит? Есть федеральная власть, есть региональная власть, и их действия абсолютно не координируются.

- Получит ли назначенный губернатор право руководить силовыми структурами - МВД и ФСБ? Это как раз тот пункт, который напрямую связывает президентские инициативы с борьбой с терроризмом.

- Гражданский губернатор не может руководить силовыми структурами. Я, например, заканчивал Финансовую академию. Как я могу руководить УФСБ? Первый этап борьбы с террористической угрозой - это профилактика. Губернатор, являющийся руководителем региональной антитеррористической комиссии, может координировать работу силовиков: вызвать и спросить, что сделано по обеспечению безопасности стратегических объектов, школ, мест проведения массовых мероприятий. Но не дай бог, произойдет теракт. Слушайте, я не смогу правильно расставить пулеметчиков и организовать кольцо оцепления. За это уже должны отвечать профессионалы. На самом деле основная проблема возникает сегодня не с силовиками, а с другими федеральными структурами - с Минприроды, антимонопольными органами, судебными приставами и так далее.

- Как вы считаете, новая схема предполагает изменение порядка формирования Совета Федерации?

- Считаю, что мы должны прийти к выборной системе формирования Совета Федерации. Если Госдума будет формироваться по пропорциональному принципу, то члены СФ должны избираться напрямую населением - по представлению губернаторов и законодательной власти регионов.

- Перейдем к другой горячей теме - объединению Красноярского края, Эвенкии и Таймыра. Кстати, есть версия, что укрупнение регионов непосредственно связано с последними президентскими инициативами - мол, слишком большое количество субъектов затрудняет управление страной.

- Я не любитель абстрактных рассуждений на тему, сколько должно остаться субъектов - 80, 30 или 15. Понятно, что регионы нуждаются в укрупнении, 89 - слишком большая цифра для эффективного управления. Вопрос в том, на какой именно основе происходит слияние тех или иных субъектов. Для этого должны быть объективные экономические и социальные предпосылки. Возьмем регионы-"матрешки" - это же абсолютно искусственная конструкция. Смотрите: губернатора Красноярского края избирали и жители Таймыра, и жители Эвенкии, представители Эвенкии и Таймыра входят в Законодательное собрание края. Зачем тогда Таймыру и Эвенкии нужна самостоятельная региональная власть? Тем более что интересы этих территорий объективно переплетены. Куда едет учиться и работать эвенкийская и таймырская молодежь? В Красноярский край. Куда пенсионеры переезжают с Севера? В Красноярский край. Я уж не говорю о том, что у Таймыра и Эвенкии нет и не может быть автономного от Красноярского края сценария экономического развития.

- Тем не менее, если исходить из опросов общественного мнения, население автономных округов склонно проголосовать на референдуме против объединения. Как будете переубеждать?

- Я видел разные опросы, в том числе инициированные лоббистами, не заинтересованными в объединении. Но понятно, что первая реакция человека, проживающего в субъекте, который может лишиться своего статуса, может быть негативной. Здесь, безусловно, сказывается определенный информационный вакуум. Спросите: почему мы до сих пор не работали с населением? Потому что только сегодня я могу выйти к людям и сказать, что от объединения будет лучше. На совещании в администрации президента руководители Минэкономразвития и Минфина подтвердили, что полностью принят предложенный нами финансово-экономический план объединения. Он предполагает сохранение для Таймыра и Эвенкии на трехлетний переходный период нынешних трансфертов и - что еще более важно - реализацию крупных инвестиционных проектов на территории края, которые позволят нарастить экономический и налоговый потенциал объединенного региона... Разумеется, необходимо учитывать и национальную окраску этих территорий. С этой целью мы планируем создать палату национальностей, в которой коренные и малочисленные народы - долганы, ненцы, эвенки - могли бы отстаивать свои интересы.

- Словом, нажить сепаратизм краевого значения - ситуацию, когда пойдут митинги и демонстрации с требованиями независимости от Красноярска, - вы не боитесь?

- Ну, мне кажется, что на митинги могут выйти только чиновники, обеспокоенные снижением своего статуса.

- А чиновников много?

- Представьте себе: в таймырском городе Дудинка с населением 26 тысяч человек находится 3 тысячи федеральных чиновников.

- Куда же они подадутся после объединения?

- Им будет чем заняться. Просто задачи несколько изменятся.

- В каком качестве Таймыр и Эвенкия вольются в Красноярский край? Как единые образования или как группы районов?

- Мы считаем, что и Таймыр, и Эвенкия должны войти в новый субъект как единые образования.

- Как будет называться новый субъект?

- Это трудный и непраздный, как оказалось, вопрос. И эвенки и таймырцы считают себя жителями Красноярского края, но мы столкнулись с юридической проблемой: вновь образованный субъект не должен повторять название старого. Поэтому, если оставляем "край", нужно уходить от "Красноярского". Если же предпочесть "Красноярский" - придется избавляться от "края". Поменять на "область"? Но это было бы умалением статуса. На "республику"? Честно говоря, попахивает неким сепаратизмом. На "губернию"? Звучит красиво, но по Конституции нет у нас субъектов с таким статусом. Остаются два варианта: либо вернуться к историческому названию - Енисейский край, либо добавить одно слово к прежнему - Объединенный Красноярский край.

- Ходят слухи, что расширение субъекта на этом не закончится, что вы не прочь присоединить также Хакасию с Тувой.

- Нет, я как раз считаю, что пока не время поднимать данную тему. Но если говорить о длительной перспективе, это было бы правильно. Что касается Хакасии, то она в свое время уже входила и в состав Красноярского края, и в Енисейскую губернию, ее энергетика строилась под обслуживание промышленности Красноярского края. В Туве берет начало Енисей - главная наша транспортная артерия. Но эти регионы имеют статус республик, что значительно осложняет объединительный процесс. Поэтому давайте начнем с более простого - с "матрешек". Если у нас все пройдет удачно, то это заставит внимательно посмотреть на такие же "матрешки" по всей стране.

- Первое, что приходит на ум, - это Тюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами.

- Там проблема в том, что богатые округа не хотят быть поглощенными бедной областью.

- И все-таки, если я вас правильно понял, процесс региональной "кристаллизации" рано или поздно перейдет к более сложным объединительным проектам?

- Повторяю: я против произвольного сокращения числа регионов до определенного числа без просчета экономических преимуществ и рисков каждого объединительного проекта. Гораздо более актуальной я считаю другую тему. Мне кажется, что, предельно централизовав политический ресурс, федеральная власть теперь может себе позволить отдавать на региональный уровень значимые инструменты экономического развития. До сих пор эти инструменты у не контролируемой политически региональной власти последовательно изымались.

Второе: существующий сегодня приоритет "выравнивания бюджетной обеспеченности регионов" приводит к тому, что у сильных регионов нет никаких стимулов для развития. Одна из главных сегодняшних болячек Красноярского края - чем лучше мы работаем, тем больше у нас "срезают". Между тем опора на "регионы роста" - путь, по которому прошли все страны в период бурного экономического роста. Возьмите примеры Китая, Бразилии, Индии - везде рывок совершался за счет нескольких базовых регионов.

- А что думают на сей счет в правительстве?

- Надеюсь, мне удалось достучаться до господина Кудрина и господина Грефа (Алексей Кудрин - министр финансов, Герман Греф - министр экономического развития и торговли. - "Итоги"). По крайней мере оба они говорят, что 2005 год - последний, когда действует нынешняя схема. После этого все, что мы будем зарабатывать сверх определенного норматива, остается на территории. Это меня абсолютно устраивает.

"Три в одном".

(Эксперт 11.10.04 Алексей Тарасов, собственный корреспондент "Московских новостей")

На весну будущего года назначен референдум по вопросу объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии в один субъект федерации. Большинство сибиряков пока не видят в этом для себя выгоды. Под доброжелательным взглядом полпреда президента в Сибирском федеральном округе Анатолия Квашнина, бывшего военачальника, губернаторы Красноярского края, Таймыра и Эвенкии, бывшие топ-менеджеры "Норникеля" и ЮКОСа, дисциплинированно подписали документы, инициирующие слияние регионов. Если процедура укрупнения, обкатанная в Перми, не даст сбоев (а такое может случиться - примером тому неудачные попытки объединения на Алтае и в Иркутской области), президент слияние одобрит, а избирательные комиссии и органы представительной власти объединяющихся территорий согласятся пройти часть своего пути, то референдум состоится в трех субъектах в один и тот же день - 17 апреля 2005 года. Слияние должно одобрить большинство избирателей в каждом из регионов при явке не ниже 50%. После этого Думе предстоит утвердить конституционный закон об образовании нового субъекта федерации. И к 1 января 2007 года может появиться укрупненный регион.

И губернаторы, и особенно Квашнин, подчеркивали: решать - народу, за ним последнее слово. В действительности это не так. Объединение уже состоялось, бюджет трех регионов сегодня фактически определяется заксобранием края. Остались политические формальности - вроде возможного переименования Красноярского края в Енисейский. Но до сих пор жителям этих регионов не известно самое главное - как после этой реформы изменится социально-экономическая обстановка.

Краткая история собирания земель

Сложносоставной Красноярский край - даже не административная матрешка, а уродливое детище разных эпох. На его территории со времени ельцинского "парада суверенитетов" образовались два равных с ним по статусу субъекта федерации - Таймырский и Эвенкийский автономные округа, а на Таймыре, еще со сталинской нарезки границ, существует Норильский анклав, который находится под юрисдикцией не округа, а края.

О необходимости интеграции земель, прежде составлявших единый регион, политики заговорили с того момента, как край начал распадаться. Первой в 1990 году его покинула Хакасия. Тогда автономные области выдвинули условие - они поддержат Бориса Ельцина на выборах председателя Верховного Совета РСФСР, если Руслану Хасбулатову, представителю Чечено-Ингушской АССР, будет отдан пост его первого заместителя. У этой сделки было два следствия: статус автономных областей повысился до республиканского, а между Хакасией и Красноярьем появились таможенные барьеры. Жители регионов были потрясены этим, но центробежные процессы развивались неумолимо. По Конституции 1993 года Таймыр и Эвенкия, формально оставаясь в составе Красноярского края, обрели все атрибуты самостоятельных субъектов федерации.

С тех пор для северных политиков стало правилом регулярно предпринимать попытки отдалиться от Красноярья. Одиннадцатилетняя холодная война между Севером и Югом (с 1991-го по 2002 год) велась в основном за богатый Норильский промрайон. Точнее, за налоговые платежи Норильского комбината. Вялые попытки договориться регулярно заканчивались провалом. Команда бывшего главы края, ныне депутата Госдумы Валерия Зубова (он первым из постсоветских красноярских губернаторов попытался заработать лавры собирателя земель), считала Таймыр, пытающийся переподчинить себе Норильск, "красноярской Чечней". Не давали результатов и неоднократные вмешательства в конфликт Кремля. Все договоренности, скрепленные подписями, в том числе и в присутствии Бориса Ельцина, не стоили даже той бумаги, на которой они излагались.

Весной 1998 года губернатором края стал отставной генерал Александр Лебедь. Экономические войны в регионе, эпидемия банкротств, грубые управленческие ошибки, а потом и дефолт привели к тому, что наполнение краевой казны осуществлялось практически исключительно экспорториентированной Норильской горной компанией, которая к тому времени зарегистрировалась в Дудинке - столице Таймырской автономии. Фактически краем управляли менеджеры Норильского комбината. Не случайно именно в те времена в регионе заговорили о переносе столицы края из Красноярска в Норильск. Позже, зимой 2001 года, когда гендиректор "Норникеля" Александр Хлопонин был избран губернатором Таймыра, он, по сути, стал главой всего Красноярского края.

Переговоры Хлопонина с Лебедем, перекрой отчислений промрайона в край и округ шли тяжело. Было очевидно: Норильск, став центром экономической и финансовой силы, становился и центром политической воли. Хлопонин однажды даже предложил "объединить Красноярский край в составе Таймырского округа - поскольку налоговые платежи "Норникеля" превышают 70 процентов бюджета края". В этой шутке была лишь малая доля шутки. Гибель губернатора Лебедя на время прервала переговоры об интеграции Севера и Юга. Они возобновились, когда пост губернатора Красноярского края занял Александр Хлопонин. Это, кстати, позволило решить проблему норильских платежей. Согласно последним договоренностям губернаторов, Норильск войдет в состав Таймыра, а Таймыр, соответственно, в состав края.

С Эвенкией же договариваться красноярцам поначалу было проще. В середине 90-х годов заксобрание края и эвенкийский Законодательный суглан санкционировали создание межрегиональной комиссии, чьи решения будут обязательны для органов власти Красноярского края и Эвенкии. Сей механизм был позаимствован из первоначального проекта договора России с Белоруссией. Однако власть в автономии сменилась, и нынешний губернатор Эвенкии Борис Золотарев до самого последнего времени был категорически против объединения. В немалой степени его стараниями очередная, достигнутая еще в 1997 году договоренность об образовании единого надрегионального органа исполнительной власти (что было зафиксировано в соглашении о разграничении предметов ведения и полномочий, подписанном тремя губернаторами и президентом России в том же 1997 году) оказалась под спудом до осени 2003 года.

Лишь в 2003 году Александр Хлопонин, губернатор Красноярья, Олег Бударгин, глава Таймыра, и Борис Золотарев на берегу таежного озера Виви закопали под лиственницами вместо топора войны три бутылки коньяка со своими портретами на этикетках и объявили о создании Совета губернаторов - некоего надрегионального органа исполнительной власти. Решения совета, как было заявлено, станут обязательными к исполнению в трех субъектах федерации.

Официальному рождению этого органа предшествовала фраза Хлопонина о том, что пора "перестать сопли жевать". Произнесена она была сразу после аналогичного высказывания Владимира Путина на переговорах о создании Единого экономического пространства, в которое войдут Россия, Украина, Белоруссия и Казахстан. Однако реальность в Сибири, как и на просторах ЕЭП, далека от политтехнологических построений.

Имитация брачных игр

Когда три губернатора образовали на берегу эвенкийского озера невиданный доселе на российских просторах орган, это выглядело данью политической конъюнктуре, имитацией объединительных усилий, не более того. У каждого из глав регионов были собственные воззрения на то, каковы полномочия Совета губернаторов. И все они, чуть не хором, твердили, что ни о каком объединении территорий речи не идет, демонстрировали искреннее непонимание (глава Эвенкии ярче и категоричнее своих коллег), зачем нужно регионам вновь сливаться и к чему местным налогоплательщикам оплачивать "объединительные" амбиции кого бы то ни было, включая и обитателей Кремля.

Что особенно важно, Хлопонин, подписывая документы о тройственном союзе, согласился на равноправие края с автономиями, которые формально никогда из состава края и не выходили. То есть Красноярск отказался от роли "старшего брата" в отношениях с Турой и Дудинкой.

Исходя из российской политической практики Енисейскому региону укрупнение не грозило бы до тех пор, пока губернаторы не задумались бы о третьем сроке своего правления. А это весьма отдаленная перспектива. Хлопонин же, первый срок губернаторства которого заканчивается осенью 2007 года, планировал обратиться к теме укрупнения региона не ранее 2006 года.

В общем, еще пару лет для небольшой аудитории в Москве губернаторы могли продолжать имитировать "брачные" игры. Даже в первой половине минувшего сентября, подводя итоги консультаций в президентской администрации, что велись с начала 2004 года, Хлопонин сказал, что объединения края с автономиями не миновать, но временем проведения референдумов он называл осень 2005 года.

В общем, губернаторы явно не были готовы ускоряться, хотя объективные предпосылки для укрупнения региона есть: история Енисейской губернии, "Норникель", скрепляющий, словно бочку, красноярские Север и Юг, крупные межрегиональные проекты (эвенкийские месторождения нефти и газа, алмазные россыпи на границе Красноярья и Эвенкии, Ванкорское нефтегазовое месторождение в Туруханском районе). Переговорщики прежде всего торгуются по поводу сумм "федеральных инвестиций", за которые северные округа поступились бы принципами и отказались от государственности.

Но как только президент Владимир Путин объявил о реформе госвласти, настроения в регионах решительно изменились.

Все деньги в одну кассу

Согласно принятым поправкам к Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", значительная часть полномочий, а также доходов округов с начала следующего года передается в ведение "головных" регионов, в состав которых они входят. Как пояснил начальник главного финансового управления администрации Красноярского края Александр Новак, в край передаются до 85% полномочий Таймыра и Эвенкии. В ведении округов останется лишь содержание администраций, архивов и расходы, связанные с национальной культурой. Дабы округа в переходный период могли все же качественно функционировать, край подготовил финансовые договоры с автономиями о передаче им полномочий вместе с налогами и федеральными трансфертами. "Но все эти потоки будут проходить через краевой бюджет", - подчеркнул г-н Новак.

Таким образом, Кремль вернул Красноярску статус "старшего брата" в отношениях с Таймыром и Эвенкией. И теперь правильнее говорить не о слиянии, а о поглощении Красноярским краем северных автономий. Еще несколько месяцев назад эта перспектива казалась фантастикой, поскольку существовавший порядок вещей устраивал почти всех, за исключением разве что части минфиновских и очень малой части кремлевских чиновников.

Смета объединительного проекта, похоже, окончательно еще не согласована с Кремлем и Минфином, отсюда разнобой в оценках сумм, которые федеральный центр согласится инвестировать в объединение регионов. Есть источники, которые утверждают, что цена вопроса - 23 млрд рублей из федеральной казны. Это - почти половина консолидированного бюджета всех трех субъектов. Альбер Камю как-то сказал: "Это не цель оправдывает средства, а средства служат для оправдания цели". Такие финансовые средства, о которых идет речь, оправдают любую цель: централизацию, децентрализацию, деление региона по меридианам, параллелям, да хоть на шахматные клетки.

По другим оценкам, Красноярскому краю не дождаться даже тех преференций, которыми одарили Пермский край. По мнению депутата Госдумы Раисы Кармазиной, у Красноярья, согласно Бюджетному кодексу, есть шансы сохранить после объединения и вплоть до 2009 года федеральные средства, направляемые в виде дотаций на покрытие бюджетного дефицита округов (2 млрд рублей), но для этого необходимо завершить объединение до 1 января 2006 года. Красноярский же проект объединения, напомним, рассчитывают закончить лишь к 2007 году.

А уже с 2005 года ЮКОС перестанет перечислять в казну Эвенкии сверхплановые платежи, частично покрывавшие бюджетный дефицит территории (1-1,5 млрд рублей в год). Это подтверждают руководители и Эвенкии, и края. По словам г-на Новака, в настоящее время представители края ведут переговоры с Минфином о выделении дополнительных трансфертов для Эвенкии на эту сумму. Министр финансов Алексей Кудрин, не озвучивая конкретных цифр, признал, что необходимо внедрить механизм сглаживания финансовых последствий реформы межбюджетных отношений для Красноярья.

Народ выгоды не зрит

Итак, процесс объединения трех регионов в один вступает в завершающую стадию, которая, пожалуй, может стать самой интересной - жители, по словам г-на Квашнина, должны будут выразить свою волю. Представить, что произойдет, если народ откажется проголосовать за объединение регионов, не хватает фантазии. А именно такой исход референдума наиболее вероятен. По данным последних соцопросов, 70% сибиряков выступают сегодня против слияния.

Негативное отношение жителей регионов к планам властей - самая серьезная проблема, стоящая перед собирателями сибирской земли. Пока за ее решение никто еще не брался. Занимаясь финансовыми потоками и склоняя региональные власти к компромиссу, федеральный центр пока не выдвинул никаких аргументов, которые могли бы убедить сибиряков в том, что объединение им выгодно.

Красноярск

"Один - это три".

(Российская Бизнес-газета. 12.10.04. А.Кульчицкий)

ВЧЕРА Суглан (Законодательное собрание) Эвенкийского автономного округа ратифицировал "Договор об основах отношений между органами государственной власти Красноярского края и Эвенкией".

Напомним, что этот документ был подписан 29 сентября 2004 года губернаторами Александром Хлопониным и Борисом Золотаревым. Согласно договору, полномочия органов государственной власти субъекта остаются за автономным округом в прежнем объеме. А вместе с полномочиями Эвенкии из краевой казны передаются и средства на их выполнение. Финансирование будет осуществляться в виде субвенций. Договор также определяет сроки поступления финансовых средств в окружной бюджет и порядок отчетности об использовании полученных субвенций перед краевыми властями.

Депутат Законодательного собрания Красноярского края от Эвенкии Людмила Каплина уверена, что ее коллеги приняли правильное решение. "Я лично выходец из той эпохи. Я всегда была за объединение края, - говорит Людмила Каплина, - у меня это в крови". В то же время депутат тревожится за судьбу титульной нации - эвенков. Она отмечает, что при объединении должны быть учтены их интересы, которые позволят эвенкам сохранить свою национальную культуру и не "раствориться". В принципе лучшим выходом, по мнению Каплиной, могло быть сохранение эвенкийской автономии в рамках Красноярского края. Однако это необходимо оформить на федеральном уровне. Людмила Каплина надеется, что на референдуме по объединению жители округа в основном проголосуют за интеграцию. "Месяц назад было тревожно. Сейчас есть уверенность, что люди проголосуют, - отмечает парламентарий, - две трети современного населения округа когда-то жили в едином крае. Думаю, им на пальцах не надо разъяснять, какая будет польза".

"С просьбой к Президенту".

("Красноярский рабочий", 12.10.04)

На днях "Красноярский рабочий" сообщил о результатах состоявшейся недавно в Кремле встречи губернатора Красноярского края Александра Хлопонина с Владимиром Путиным.

Одной из центральных тем разговора, по словам губернатора, был вопрос замены льгот денежной компенсацией. Президент интересовался, как этот процесс будет проходить в крупнейшем сибирском регионе. И похоже, не зря полюбопытствовал. Далеко не все пожилые сибиряки в крае довольны своим нынешним социальным положением. Уже в ближайшее время краевой совет ветеранов намерен обратиться к Владимиру Путину с тревожным письмом - "О мерах преодоления бедственного положения ветеранов и пенсионеров".

В частности, авторов обращения к президенту беспокоит результат начавшихся в стране реформ, касающихся монетизации льгот и пенсионного законодательства. Красноярские ветераны просят главу государства установить минимальный размер пенсий на уровне прожиточного минимума. А также выражают надежду, что правительство не допустит ухудшения социального положения ветеранов и пенсионеров, тем более в преддверии 60-летия Великой Победы.

"Перспективы Ванкора".

("Красноярский рабочий", 12.10.04)

В Москве состоялась встреча Александра Хлопонина с президентом ОАО "Роснефть" Сергеем Богданчиковым.

Был обсуждён ход реализации проекта освоения Ванкорского нефтегазового месторождения. Совет директоров компании полностью учёл мнение администрации края по вопросу транспортировки добытого сырья, согласившись инвестировать строительство трубопровода до порта Диксон и развитие нефтеналивной инфраструктуры порта. Также подтверждено намерение "Роснефти" при освоении месторождения отдавать приоритет подрядчикам, зарегистрированным в Красноярском крае. В 2008 году планируется начать промышленный этап добычи ванкорской нефти, а в 2009 г. месторождение должно заработать на полную мощность.

"Прожить бы на этот минимум".

("Красноярский рабочий", 12.10.04)

Краевая администрация разработала новый проект закона "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае".

Законопроект представил замгубернатора Эдхам Акбулатов на заседании секции по вопросам экономики, собственности и природных ресурсов координационного совета краевой ассоциации по взаимодействию представительных органов госвласти и местного самоуправления. С 1 января 2005 года Федерация предоставляет субъектам РФ право самим устанавливать величину прожиточного минимума на их территории. С учётом специфики Красноярья краевая администрация решила выделить не две, как предусмотрено сейчас законом о потребительской корзине, а три группы населения - жителей Крайнего Севера, приравненных к нему районов и остальной территории края. Величина прожиточного минимума будет утверждаться постановлением Совета администрации края и каждый квартал публиковаться в СМИ. На заседании секции законопроект был в целом одобрен и рекомендован для рассмотрения на сессии ЗС.

"Время созидания".

("Красноярский рабочий", 12.10.04, Эрих Пырх)

В Красноярске прошло XVI годовое собрание союза товаропроизводителей, предпринимателей края.

Актовый зал электровагоноремонтного завода был заполнен до отказа. Директора крупных предприятий, представители малого и среднего бизнеса собрались именно здесь не случайно. ЭВРЗ и сегодня демонстрирует пример успешной работы - завод не выживает, как многие предприятия, ввергнутые в пучину рыночной стихии, а живёт полнокровной производственной жизнью. Поэтому на его территории и было решено провести юбилейное собрание СТПК - недавно союзу исполнилось 15 лет.

ТРЕУГОЛЬНИК СОТРУДНИЧЕСТВА

Как отметил в своём кратком обращении к собравшимся депутат Законодательного Собрания края Юрий Абакумов, "вы пионеры в организации диалога бизнеса, профсоюзов и власти. В этом треугольнике решаются жизненно важные проблемы населения края. Тут ещё есть много недостатков, но ясно одно - трёхстороннее сотрудничество надо крепить".

Примечательно, что в тот же день в Красноярске прошло общее собрание членов союза промышленников и предпринимателей края. Поэтому некоторым приглашённым "поневоле пришлось раздвоиться" - тот же Абакумов, а также замгубернатора - начальник ГУРЭП Эдхам Акбулатов почтили своим присутствием оба заседания. Тем более что тема была общая, да и выводы во многом тоже. И президент СТПК Валерий Сергиенко, и председатель СППК Николай Ашлапов говорили о задаче удвоения ВВП, о том, что решить её невозможно без развития малого и среднего предпринимательства, и о том, что необходимо вести ещё более тесный и конструктивный диалог бизнеса с властью.

Кстати, Сергиенко в своём выступлении упрекнул нынешнюю краевую администрацию в том, что она "работает на разобщение работодателей". Создаются разного рода политизированные союзы предпринимателей - под "Интеррос" или "Русал". "А мы, - подчеркнул Валерий Иванович, - союз красноярцев для красноярцев". Это, действительно, так. К становлению СТПК приложили руку такие столпы промышленности края, как Красмаш, НПО ПМ, ГХК, электрохимзавод. Сергиенко по случаю юбилея сказал добрые слова в адрес стоявших у истоков союза руководителей крупных предприятий, в первую очередь назвав Геннадия Лапунова. Знания многоопытных хозяйственников старшего поколения будут востребованы - недавно при СТПК создан совет руководителей-ветеранов.

БАЛДА ВМЕСТО ЭКОНОМИКИ

Изначально планировалось обсудить задачи союза в свете провозглашённого президентом курса на удвоение ВВП и программы социально-экономического развития края до 2010 года. В эти рамки вполне вписался небольшой доклад первого заместителя губернатора Василия Кузубова. Он сообщил, что работа над упомянутой программой практически завершена, документ находится на согласовании в Минэкономразвития. Краевой бюджет-2005 верстается с учётом удвоения ВРП к 2010 году, так что Красноярье идёт в ногу со временем.

Яркое и пафосное выступление московского гостя, депутата Госдумы Дмитрия Рогозина, к заявленной теме имело весьма опосредованное отношение. Но манифест фракции "Родина", прозвучавший с трибуны актового зала ЭВРЗ, заслуживает того, чтобы остановиться на нём более подробно. Недаром парламентарий с ходу заявил, что его доклад "кое-кому не понравится".

Перво-наперво Рогозин призвал "ставить под сомнение то, что предлагает власть, и принимать адекватные решения". Взять пресловутую монетизацию льгот. Как отметил Кузубов, край не может в 2005 году обеспечить денежными выплатами свои категории льготников - попросту не хватит бюджета. "А ведь это регион-донор, что же тогда говорить о 71 дотационной территории в России!" - воскликнул Рогозин и сделал выпад в сторону правительства, которое "принимает законы, не имеющие фактологической базы", и занимается "бездумным протаскиванием решений от балды, а не от экономики".

По мнению Дмитрия Олеговича, чёткие цели государственной политики должны быть отражены в Конституции. Первейшей целью "Родина" видит рост благосостояния населения, это куда более понятная людям категория, нежели удвоение валового продукта. Вторая цель - рост продолжительности жизни. "Зачем нужна высокоразвитая экономика, если население вымирает? - задал риторический вопрос Рогозин, только что побывавший с думской делегацией в Братске, где "дышать нечем". - У нас рабочих рук скоро не будет, а не только здоровых солдат". И третья цель - укрепление правопорядка и безопасности. Надо уметь противостоять новым угрозам вроде терроризма, бороться с дорожным травматизмом и эпидемиями.

АГРЕССОРОВ - В "ЛЕФОРТОВО"!

Рогозин считает, что движению России вперёд мешает прежде всего "агрессивность монополий, рыночная разнузданность олигархов, криминализация бизнеса и власти, грабительская приватизация, бегство капитала из России". Чтобы избавиться от этих напастей, "Родина" предлагает проект модернизации российской экономики с условным названием "ГОЭЛРО-2".

- Энергетика, - отметил депутат, - это политический инструмент. У кого в руках рубильник, тот президент и премьер одновременно. В условиях холодной страны, каковой является Россия, ТЭК не должен быть кормушкой для олигархов. Анатолий Чубайс - плохой, неудачный менеджер. Он работает не в интересах России, а в интересах своей команды.

Рогозин вопрошал, почему нефть на внешнем рынке дорожает, а цены на бензин внутри страны растут. Это, подчеркнул он, "не только происки олигархов, но и происки правительства". Дескать, Грефу надо "как можно быстрее затащить Россию в ВТО", и он выполняет одно из условий вступления в эту организацию - сравнять внутренние цены на энергоносители с мировыми.

- Но это же губит экономику страны! - сокрушался Рогозин. - К тому же ВТО - это скорее клуб по интересам, чем та организация, которая может принести нам экономические дивиденды. Поверьте мне, я хорошо изучил этих господ за время работы в комитете Госдумы по международным делам.

Что же предлагает "Родина" в качестве альтернативы? Надо национализировать "наиболее агрессивные предприятия ТЭК", внедрять новые энергосберегающие технологии, решать экологические проблемы. ТЭК должен работать на развитие реального сектора экономики. Надо реинвестировать в Россию вывезенный из страны капитал, тем более что такая возможность сейчас появилась в связи с ликвидацией в Европе оффшорных зон. Необходимо всерьёз заняться госрегулированием экономики, ввести прогрессивную шкалу налогообложения, плохих олигархов давить налогами, а с хорошими заключать общественные договоры.

Что ж, предложения дельные, созвучные умонастроению многих россиян, да только, похоже, останутся они благими пожеланиями. Сам Рогозин признал, что в Думе сейчас стену лбом не прошибёшь - недавно, например, проправительственное большинство отклонило предложенный "Родиной" законопроект о природной ренте. "Экспроприации экспроприаторов" не получилось, "грефомания в экономике" продолжается. Поэтому заключительная фраза Рогозина: "Вам бы надо съезды проводить в Кремле, а тем, кто объединяет олигархов, - в "Лефортове" - прозвучала лишь как броский лозунг.

КТО ПОДНИМЕТ СТРАНУ

По оценке Валерия Сергиенко, сейчас экономика в России и крае "стабилизировалась на низком уровне". Годы разрушения прошли, настало время созидания, но, как говорится, ломать не строить, созидать гораздо труднее. Шутка ли, за годы реформ в крупной промышленности края потеряно 500 тысяч рабочих мест, то есть треть! Хорошо хоть, эти потери сейчас потихоньку возмещают малые предприятия.

Но развивать бизнес, и большой и малый, сейчас тяжело - правительство готовит очередные сюрпризы. В будущем году планируется ужесточить налоговое администрирование, ввести так называемые справочные рыночные цены. Если чиновник решит, что предприятие реализует продукцию по ценам ниже справочных, он доначислит налог. Это называется борьбой с трансфертными ценами. Кроме того, повсеместно вводится компьютеризированная система счетов-фактур, требующая только на федеральном уровне затрат в пять миллиардов рублей. "А кто посчитал ваши затраты?" - обратился Сергиенко к директорам предприятий.

Он также доложил, что союз проводит большую работу по повышению минимальной зарплаты в крае. Увеличение ставки первого разряда признано нецелесообразным - тогда останутся на бобах низкооплачиваемые категории работников. На днях на заседании краевой трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принято решение установить в 2005 году размер месячной минимальной зарплаты сначала в 1800, а затем в 2400 рублей. Председатель краевой федерации профсоюзов Юрий Тарасов предложил: чтобы узаконить эти цифры, надо бы губернатору подписать соответствующий документ.

Квинтэссенцией всего того, что говорилось на собрании, можно считать фразу гендиректора "Красмаша" Виктора Гупалова: "В центре внимания должны быть товаропроизводители, только тогда наша страна поднимется и станет могучей державой". Ах, если бы это поняли в Москве... Пока же здравые хозяйственники на местах, равно как и разумные представители госвласти, думают о том, как противостоять тем самым "решениям от балды", на которые гораздо наше неугомонное правительство.

"На баланс края".

("Вечерний Красноярск", 12.10.04)

Стали известны подробности встречи генерального директора "Норникеля" Михаила Прохорова и председателя Законодательного собрания края Александра Усса, на которой обсуждалось будущее Норильского кадетского корпуса.

Напомним, недавно появилась информация о том, что комплекс зданий, где сейчас располагаются кадеты, под свою юрисдикцию заберет краевая администрация. Сейчас комплекс "Тесь" принадлежит "Норильскому никелю". Кадетский корпус для маленьких норильчан был построен комбинатом по договоренности губернатора Александра Лебедя с действующим в то время генеральным директором РАО "Норильский никель" Александром Хлопониным.

Вопрос о переводе Норильского кадетского корпуса, ставший актуальным в последнее время, возник после того, как по федеральному законодательству обеспечение и содержание кадетских корпусов было передано на уровень Федерации, и с этого момента промышленные компании не могут содержать и финансировать государственные учебные заведения. Теперь в создавшейся ситуации речь идет не о закрытии кадетского корпуса в поселке Тесь Минусинского района, а о его перепрофилировании в оздоровительный комплекс. Что касается самого кадетского корпуса как учебного заведения, то он будет переведен в Красноярск.

Однако в настоящее время проблемой кадетского корпуса является тот факт, что в общем количестве учащихся кадет дети-сироты составляют всего лишь десятую часть, а учащиеся из социально незащищенных семей - одну четвертую. В связи с этим Федерация профсоюзов Таймыра обратилась к губернатору Красноярского края Александру Хлопонину с просьбой взять под личный контроль ситуацию с перепрофилированием кадетского корпуса в оздоровительный комплекс и "создать такие условия, когда санаторно-курортный комплекс "Тесь" станет доступным всем норильчанам и жителям Красноярска, а не только избранным".

В случае перевода Норильского кадетского корпуса в Красноярск это учебное заведение приобретет даже ряд преимуществ. В частности, речь идет о начинающемся с 7-8-го класса профильном образовании, ориентированном на поступление в вуз, которого нет в Теси, но есть в красноярских школах. Также нахождение кадетского корпуса в краевом центре сможет обеспечить более качественное историческое и этнографическое образование детей, поскольку в Красноярске неоспоримо больше памятников истории и культуры, чем в Минусинске. Да и родители кадет получат возможность быстрее добраться до своих детей, поскольку Красноярск расположен ближе к Норильску, чем Минусинск.

Кроме того, в случае перевода кадетского корпуса в Красноярск и организации на его базе в Теси оздоровительного комплекса становится очевидным аспект социальной справедливости: содержание одного кадета сейчас равняется стоимости путевок для 9 человек в санаторно-курортный комплекс "Тесь".

Сейчас комбинат готов передать уникальный и современный комплекс кадетского корпуса на баланс края.

"Старые песни о главном".

("Сегодняшняя газета", 12.10.04, Антон Штольц)

Прошло годовое собрание Союза товаропроизводителей и предпринимателей Красноярского края. Событие вроде как рядовое, поскольку организация ничем особым себя не проявила. Народ, бьюсь об заклад, даже не знает, чем этот союз отличается от Союза промышленников и предпринимателей. Но привлек внимание тот факт, что в собрании приняли участие заместители губернатора края, ответственные чиновники городской администрации, депутаты Законодательного Собрания. Ну а посланцы предприятий и организаций, которые входят в СТП, само собой, были тут же. Прибыл на собрание и руководитель фракции "Родина" в Государственной Думе Дмитрий Рогозин.

Так что рядовому собранию был придан особый статус, об этом можно было бы догадаться сразу же: ведь никто иной как первый заместитель губернатора Василий Кузубов от имени главы края поприветствовал всех и даже произнес "программную" речь. В том смысле, что рассказал о завершении работы над "Программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года". Однако, по его словам, документ еще нуждается в корректировке. Дескать, с программой ознакомлены местные парламентарии, и сейчас документ находится в Министерстве финансов РФ. Положения программы легли в основу разрабатываемого бюджета на 2005 год. Краевой бюджет учитывает и поставленные президентом России задачи удвоения ВВП. В общем, все чинно, благородно, как в старые добрые времена, когда такие речи строились по определенной схеме, и всех присутствующих это устраивало. И на упомянутом собрании зал слушал докладчика вежливо.

Никто не выказал нетерпения даже тогда, когда первый заместитель губернатора Кузубов коснулся набившей оскомину темы объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского округов. Поскольку ничего конкретного пока не происходит, то все облеченные хоть какой-то властью люди стараются хотя бы просто "отметиться": мол, не сомневайтесь, значимостью объединения прониклись, приняли и работаем изо всех сил. Вот и господин Кузубов напомнил участникам собрания, будто те слыхом не слыхивали о грядущих переменах, что "с принятием федерального закона о разграничении полномочий между субъектами федерации ряд бюджетных полномочий Таймыра и Эвенкии переходит к Красноярскому краю. Во время переходного периода, который продлится до 2009 года, край будет получать трансферты из федерального бюджета для того, чтобы реализовать все социальные программы".

Заодно Василий Кузубов рассказал и о том, как на краевом уровне обстоят дела с принятием нового федерального закона об отмене льгот. По его словам, краевые власти разработали и частично внесли в Законодательное Собрание края 36 законодательных актов, с целью сохранить льготы на территории края. Это сделано из-за того, что сейчас краевой бюджет не сможет заменить льготы денежными выплатами. В то же время он считает, что динамика развития социальной сферы будет приводить к постепенной замене льгот "живыми" денежками. Все-таки обтекаемость - великая сила.

Перечислив весь набор злободневных, а потому конъюнктурных тем, Василий Кузубов в финальной части своего выступления поблагодарил руководителей предприятий, принимающих участие в программе социально-экономического развития края. Явно недоставало одной детали - вручений переходящих красных (ну или каких иных по колору) знамен за успехи в труде, пусть и не социалистическом.

И уж совсем на недосягаемую высоту попытался поднять значимость годового собрания краевого Союза товаропроизводителей и предпринимателей Дмитрий Рогозин. Он, создалось впечатление, посмотрел на все сказанное заместителем губернатора с высоты политического Олимпа. Господин Рогозин удивился, что край, который является донором, не располагает средствами для замены льгот денежными выплатами. "У меня возникает вопрос: зачем в Государственной Думе принимать такие законы?", - спросил высокий гость не то себя самого, не то своих коллег по парламенту, хотя их и не было в зале. И перешел к глобальным откровениям. Открыл глаза на цели, которые, по его мнению, должны ставить перед собой власти всех уровней, чтобы отвечать интересам людей. В их числе Рогозин назвал рост благосостояния населения и продолжительности жизни людей, а также укрепление безопасности страны. Как ново, свежо и остро.

И опять повеяло коммунистическо-перестроечными временами. Обещания одно другого заманчивей. Требования - надо сделать то да это, они должны, они обязаны. "Родина" тоже не отстает, она хочет модернизировать экономику и предлагает свой проект, в основе которого лежит топливно-энергетический комплекс. "Мы считаем, что должно быть восстановлено единство национальной российской энергосистемы. Нужно быстро остановить грабительский рост цен на энергоресурсы и усилить контроль государства", - велел Рогозин. А кто будет останавливать и усиливать - одному Богу известно. Скорее всего, никто. Главное, сказать надо!

А уж когда представитель "Родины" дошел до темы объединения, то можно было заранее тезисно изложить сказанное им далее, Разумеется, Дмитрий Рогозин убежден: "Красноярский край, Эвенкия и Таймыр должны объединиться. Единственное условие при объединении регионов - все механизмы должны обсуждаться и не скрываться. Губернаторы должны максимально сбалансировать интересы людей, которые будут жить в новом субъекте федерации". И снова... Те должны, эти обязаны. И снова видимость титанической преобразовательной работы.

Но справедливости ради замечу, что в речи Рогозина прозвучали и бунтарские нотки: "Нынешнее парламентское большинство, которое заседает в Госдуме, ориентировано на беспрекословное подчинение правительству, и оно будет реализовывать только те законодательные инициативы, которые исходят из правительства, либо из администрации президента, хотя никто не отнимал конституционное право на законодательную инициативу субъектов федерации. Таким правом располагает и Законодательное Собрание края, и администрация края. На сегодняшний момент любая идея, которая могла бы быть инициирована из Красноярска, заглохнет, по той причине, что парламентское большинство игнорирует интересы регионов. Поэтому есть смысл обращаться именно к фракциям, которые представляют иную точку зрения". Надо понимать так, что "Единая Россия" игнорирует всю Россию.

В общем, вся эта преамбула сводилась к тому, что неплохо бы красноярской власти в пику единороссам, заседающим в Думе, заключить некий пакт с "родинцами", в той же думе заседающим. Прошел слух, что будто бы инициатором такого соглашения выступил сам Хлопонин. Это что же получается? Верный единоросс должен пойти на смычку с оппозиционной фракцией? Ничего себе!

Признался Рогозин и в другом: мол, он хотел бы "обсудить с губернатором возможности для развития блока на базе того успеха, который имела "Родина" в Красноярском крае, с учетом того, что скоро новая выборная кампания. Мы хотели бы здесь консолидировать наших сторонников в рамках одной политической организации. Тем более, что есть новые инициативы президента, которые усиливают партию, блоки больше существовать не будут. Партия "Родина" должна уже готовиться к выборам в органы местного самоуправления и выборам в Законодательное Собрание края".

А с какой это стати губернатор, член "ЕР", должен обсуждать возможности "для развития блока на базе того успеха "Родины"? Чай, единороссы-то сами тоже хотят поболе мест отхватить в разных законодательных структурах. В общем, странности да и только.

"Нарушается принцип социальной справедливости".

("Вечерний Красноярск", 12.10.04)

Федерация профсоюзов Таймыра обратилась к губернатору Красноярского края Александру Хлопонину с письмом, в котором говорится о перспективах Норильского кадетского корпуса.

В настоящее время, говорится в обращении, в средствах массовой информации обсуждается вопрос о перспективах развития Норильского кадетского корпуса, который находится на юге Красноярского края и размещается в АСК "Тесь".

На этапе создания Норильского кадетского корпуса в этом учебном заведении были дети-сироты и дети из семей, принадлежащих к социально незащищенным категориям населения. Однако в настоящее время в численности кадет учащиеся-сироты составляют всего лишь десятую часть и учащиеся из социально незащищенных семей - одну четвертую часть.

Необходимо отметить, что кадеты проживают в указанном санаторном комплексе, предназначенном для оздоровления и лечения детей в течение всего года, то есть для каждого кадета ежегодно предоставляется по 9 путевок.

Это приводит к тому, что большинство детей работников предприятий Норильского промышленного района, которые нуждаются в санаторно-курортном лечении, не могут пройти санаторно-курортное лечение и реабилитацию в АСК "Тесь" в необходимом объеме! Такое положение дел, по нашему мнению, является нарушением принципа социальной справедливости.

Учитывая, что в соответствии с законодательством политику в сфере развития образовательных учреждений, в том числе Норильского кадетского корпуса, определяет администрация Красноярского края, необходимо создать такие условия, когда санаторный комплекс "Тесь" - лучший лечебный детский санаторий края - станет доступным всем норильчанам и жителям Красноярска, а не только "избранным" кадетам. Комплекс должен служить делу оздоровления всех наших детей.

Просим вас, Александр Геннадиевич, взять под личный контроль развитие событий вокруг АСК "Тесь" и не идти на поводу у группы избранных, которые за счет наших налоговых платежей решают проблемы содержания своих детей.

При необходимости готовы принять участие в решении этого вопроса.

Письмо подписал председатель Федерации профсоюзов Таймыра В.В. Глазков

"Расставить все точки над "i".

("Вечерний Красноярск", 12.10.04)

Первый заместитель губернатора Красноярского края Василий Кузубов прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг Норильского кадетского корпуса. "В этом важном вопросе необходимо расставить все точки над "i", - считает заместитель губернатора.

Кузубов, в частности, отметил, что в соответствии с Законом "Об образовании" и Гражданским кодексом РФ государственное образовательное учреждение должен содержать учредитель: "В случае с Норильским кадетским корпусом таковым является администрация края в лице Главного управления образования, которое и должно определять политику развития НКК. Одним из предложений управления является перевод корпуса из поселка Тесь в Красноярск".

По мнению заместителя губернатора, такое решение полностью соответствует законодательству и имеет очевидные плюсы: "Во-первых, воспитанники 7-8-х классов смогут получить качественное профильное образование, ориентированное на поступление в вузы Красноярска. В Теси эта невозможно. Во-вторых, нахождение в столице края позволит значительно расширить спектр образования, обеспечив кадетам доступ к культурным и историческим ценностям краевой столицы. Да и родителям будет значительно удобнее приезжать к своим детям из Норильска в Красноярск напрямую".

Василий Кузубов подчеркнул, что большое значение в вопросе о местонахождении корпуса имеет социальный аспект: "В настоящее время кадеты проживают в санаторном комплексе, предназначенном для оздоровления и лечения детей. При этом один воспитанник кадетского корпуса использует за год 9 путевок, в то время как другие дети, нуждающиеся в лечении, не имеют возможности пользоваться услугами санатория в Теси". Именно на это указывает в своем письме на имя губернатора Красноярского края председатель Федерации профсоюзов Таймыра Валерий Глазков.

"Норильский кадетский корпус - государственное учреждение, следовательно, определять его судьбу и формировать политику в этой области должны органы государственной власти края", - заявил Василий Кузубов. Он также выразил надежду, что "для отдельных депутатов Законодательного собрания тема кадетского корпуса перестанет быть поводом для громких заявлений, а "Норильский никель" и в дальнейшем будет оказывать помощь корпусу вне зависимости от его местонахождения".