Хотя русские СМИ уже поспешили объявить о победе партии "выходца из России", еще рано говорить о том, кто будет править Литвой следующие четыре года. Есть все основания полагать, что будут сделаны решительные попытки законным путем не допустить победителя к власти. А как выходить, законным путем, из СССР, не допускать победителя к власти и даже снимать законно избранного президента страны - литовцы знают и умеют лучше других.

Более того, реальная картина победы Рабочей партии Виктора Успаских пока не отвечает победе, предсказывавшейся всеми социологическими опросами последних месяцев, то есть можно даже говорить об определенном провале надежд. Согласно предварительным данным Центральной избирательной комиссии Литвы, Рабочая партия (РП) получила 28,6% голосов избирателей, коалиция Альгирдаса Бразаускаса и Артураса Паулаускаса "За работу во благо Литвы" (КАБАП) - 20,66%, правый Союз Отчизны (СО) - 14,58%. Далее следуют коалиция Роландаса Паксаса "За порядок и справедливость" с 11,42%, Союз либералов и центра с 9,13% и Союз Крестьянской партии и Партии народной демократии, руководимый Казимирой Прунскене, - 6,6%. То есть в новом сейме Литвы впервые будут представлены 6 партий (в сейм 1996-2000 г.г. прошли 5 партий, в сейм 2000-2004 - 4 партии). Остальные партии и коалиции не попали в парламент, не преодолев положенного барьера (5% для партий и 7% для коалиций).

Из общего числа имеющих права голоса в Литве (2 млн. 674 тыс. 96 граждан Литвы) к урнам для голосования пришли 45,93% избирателей (1 млн. 215 тыс. 716 граждан).

Это факты. А теперь посмотрим на опросы. Согласно последним опросам, Рабочая партия должна была набрать около 35-40 % голосов, в то время как следовавшая на втором месте коалиция ныне правящего большинства - около 15%. Практически все опросы последних двух месяцев показывали, что рейтинг РП превышает рейтинг КАБАП более чем в два раза (бывало и в три раза). В результате же мы имеем преимущество не на 100-200%, а всего лишь на 80%. А в пересчете на количество мест в сейме картина получается еще более разочаровывающая: 28,6% голосов РП соответствует 23 мандатам депутатов сейма, а 20,66% голосов КАБАП - 19 мандатам. То есть в результате голосования по мажоритарным округам (голосование за партии) победа РП над правящей последние годы коалицией выражается преимуществом всего в 4 депутата. Такое положение дает все основания говорить о феноменальном успехе РП, если иметь в виду, что она создана всего год тому назад, однако с позиций ожиданий последних месяцев ее можно расценивать как определенный провал. В сейме Литвы 141 место, и 23 мандата ничего не решают.

Вспомним, что имидж создателя РП В. Успаских строился на вере в "абсолютную победу". Он не скрывал своих намерений "единолично" править Литвой (то есть не прибегая к созданию коалиций): для этого ему нужно было завоевать в сейме большинство в 71 место, и все опросы ему именно такое большинство сулили. На этом основании В. Успаских и заявлял о своем намерении быть премьер-министром Литвы. На этот случай он даже уже подготовил теневой кабинет министров, состоящий исключительно из членов его партии.

Правда, пока что борьба не окончилась - впереди второй тур выборов 24 октября, который может значительно улучшить позиции РП и даже, теоретически, обеспечить ей абсолютное парламентское большинство. Если депутаты от партий уже избраны, то депутаты по результатам голосования в одномандатных округах в основном определятся только во втором туре. Пока что известны фамилии лишь пяти депутатов, прошедших в сейм - они набрали в первом туре больше 50% голосов. В остальных избирательных округах, где ни один депутат не набрал 50% голосов, во второй тур вышли по два депутата, занявшие в первом туре первое-второе места. Всего по одномандатным округам будет избран 71 депутат.

Таким образом, картина следующая: из 141 места в сейме 70 мест уже распределены между шестью партиями, попавшими в сейм в результате голосования по мажоритарным округам, "за партии", и еще 71 место будет отдано победителям в одномандатных округах. Среди одномандатников, попавших во второй тур, большинство, опять же, являются представителями партий, но есть и немного самовыдвиженцев.

Посмотрим, какие дополнительные шансы имеют во втором туре шесть партий, прошедших в сейм Литвы. РП и здесь лидирует, причем, на первый взгляд, с большим преимуществом, чем это ей удалось в мажоритарных округах. Во второй тур вышли 49 кандидатов от РП, 20 от "Союза Отчизны", 17 от Союза либералов и центра и только 15 от социал-демократов. Теоретически, имея уже 23 мандата, РП может добавить еще 49 и, таким образом, получить абсолютное большинство в сейме и право единолично править Литвой. Однако проблема состоит в том, что из этих 49 кандидатов лишь небольшая часть идет на первом месте, а большая часть - на втором. Это означает, что, скорее всего, избиратели будут голосовать за того кандидата, которому они уже в первом туре отдали предпочтение. В то же время из 15 кандидатов от Социал-демократической партии Литвы (СДПЛ) большинство идет на первом месте, с большим запасом преимущества. Заставляет задуматься и тот факт, что из 5 кандидатов, прошедших в сейм после первого тура, три социал-демократа, один от Избирательной акции поляков Литвы (как партия она в сейм не попала) и лишь один от РП (сам В. Успаских, который выставил свою кандидатуру в своем Кедайняй, где он обосновался как предприниматель). Сами социал-демократы в лице вице-спикера сейма Чесловаса Юрщенаса уже заявили, что надеются вместе с союзниками по коалиции, социал-либералами, получить еще 15-20 мандатов. В свою очередь, лидер "Союза Отчизны" Андрюс Кубилюс заявил, что в 20 одномандатных округах, где с представителями РП будут соревноваться представители "традиционных" партий, последним удастся получить по крайней мере 15 мандатов. То есть, если прогноз осуществится, результаты выборов по одномандатным округам могут оказаться для РП не очень благоприятными, несмотря на впечатляющую цифру в 49 кандидатов от РП, участвующих во втором туре. Суть не в количестве, а в том, что кандидаты эти могут оказаться слабыми. От "традиционных" партий идут личности, известные избирателю политики, в то время как "одномандатники" от РП в большинстве своем люди широким массам неизвестные. При голосовании за партии избиратель имел перед глазами названия партий. Когда придется выбирать между известным и неизвестным лицом, может начать работать другая психология.

Скорее всего, большое количество кандидатов от РП не пройдет в депутаты, особенно если силы, которые не желают видеть Литву управляемой "непонятной", по общему мнению, партией, объединятся между собой и будут действовать протии нее. Лидер консерваторов А. Кубилюс уже на второй день после выборов заявил, что его партия будет придерживаться двойной тактики: пытаться получить максимальное количество голосов в тех избирательных округах, где выставляются ее кандидаты, а в тех, где их нет, будет открыто призывать своих избирателей голосовать за КАБАП и Союз либералов и центра - с целью не дать возможности пройти кандидатам от РП.

Похоже, что такую помощь КАБАП принимает. Один из лидеров коалиции спикер сейма А. Паулаускас уже заявил, что многим кандидатам от коалиции помощь других партий была бы полезной, поэтому "естественно, что нужно будет договариваться" (ELTA). В каком смысле можно договариваться? Только в том, что правые призовут голосовать за кандидата от левых там, где соперником левых будет кандидат от РП, а левые призовут своих избирателей голосовать в той же ситуации за кандидата от правых и либерал-центристов (правый центр), опять же, чтобы кандидат от РП не получил мандата.

Что это означает на деле? Это означает, что шансов получить абсолютное большинство в сейме у РП (несмотря на теоретическую возможность) почти нет. Для абсолютного большинства необходима победа абсолютно всех кандидатов от РП во втором туре по одномандатным округам, что не реально. А неабсолютная победа дает другим партиям огромную свободу для маневров на политическом поле. Литва уже имеет опыт недопущения к власти партии-победителя. Ею была сама СДПЛ, которая на предыдущих выборах победила, но Союз либералов Литвы создал коалицию с Новым союзом (социал-либералы), и эта коалиция сформировала правительство: СДПЛ оказалась тогда, неожиданно для себя самой, в оппозиции. Правда, впоследствии социал-либералы перебежали к СДПЛ и создали новую коалицию, а та - новое правительство, которое и правит Литвой последние годы.

Есть, однако, большая разница между той и сегодняшней ситуацией, и она не в пользу РП. Тогда "рука Москвы" в качестве отпугивающего и консолидирующего другие партии фактора не фигурировала, речь шла о внутреннем дележе власти. Что касается РП, то ни один политик, ни один обозреватель в Литве не забывает, что она создана "пришельцем из России", который хотя и сумел адаптироваться, получить гражданство, выучить литовский язык, жениться на литовке, но источники богатства которого, берущие начало в сотрудничестве с "Газпромом" и вообще с российскими властями, не ясны. Характерно, что в ночь после выборов комментировавший на телевидении их ход ведущий литовской политолог и обозреватель центральной литовской газеты Lietuvos rytas Римвидас Валатка сказал присутствовавшему на телепередаче В. Успаских, что если бы он не приехал в Литву (в 1997 г.), а родился и вырос там, то его русское происхождение ни у кого не вызывало бы проблем. Однако тот факт, что к власти в Литве приходит партия, созданная и возглавляемая "пришельцем" из другого государства, является уникальным явлением для европейских стран и здесь литовцы в очередной раз показали себя с неожиданной стороны. В этой связи припомним и попытки оппозиции организовать накануне нынешних выборов принятие закона, который бы не разрешал лицам нелитовского происхождения занимать пост премьер-министра. Закон, правда, не был принят, однако сам факт попытки организовать "законное" недопущение В. Успаских к власти показателен.

Нельзя здесь не вспомнить и об общем настроении политической элиты в Литве. Она уже консолидировалась в деле свержения законно избранного президента (Роландаса Паксаса), проведя страну через уникальный в европейском контексте процесс импичмента. Тогда чуть ли не впервые левые и правые - социал-демократы, социал-либералы, с одной стороны, и либерал-центристы и консерваторы, с другой, - объединили свои ряды перед лицом "общей угрозы" в лице Роландаса Паксаса и его президентской команды. И угроза тогда тоже шла "из Москвы". Мы знаем, за кем осталась победа. Поэтому нет ничего удивительного, что лидер консерваторов А. Кубилюс давно уже озвучил вариант формирования правительства по принципу "радуги", в которое вошли бы представители "проигравших" выборы. Цель все та же - оставить РП и ее лидера ни с чем. Один из лидеров левых А. Паулаускас тоже не отбрасывает такую возможность. Наконец, не забудем, что президент Литвы Валдас Адамкус - выходец из кругов литовской эмиграции в США, ставленник правых. Хотя он и формирует правительство формально, учитывая большинство в сейме и предложения этого большинства, все же его волю и позицию нельзя не учитывать. Особенно в вопросе, когда речь идет о "лице Литвы" в мире, "угрозе с Востока" и других подобных вещах.

В ближайшие две недели процесс поисков средств для нейтрализации РП, наверное, будет набирать силу. Однако окончательное решение будет принято только после определения реального веса каждой партии в сейме, то есть после подсчета голосов по одномандатным округам.

Что касается интересов России, то трудно говорить о наиболее предпочтительном для нее варианте. В. Успаских, несмотря на свое российское происхождение, следует по пути адаптации к властвующим в Литве установкам. Заметна его политика "мимикрии", игры, сокрытия глубинных личных приоритетов, поэтому он вряд ли станет менять курс Литвы, даже если ему удастся получить власть. Для этого у него нет достаточной социальной базы, какая, например, есть у сегодняшних претендентов на пост президента Украины (напомним, что абсолютное большинство членов РП - коренные литовцы). Он не только заявил о своем "прозападном" курсе, курсе на ЕС и НАТО, но и, например, в ночь после выборов на телевидении в ответ на провокационный вопрос сказал, что намерен требовать от России компенсации за ущерб, якобы нанесенный Литве во время так называемой "советской оккупации". Так что не нужно путать то, что говорят о В. Успаских литовские правые, пытаясь "рукой Москвы" запугать избирателя и оправдать свои дальнейшие действия, и то, что представляет собой В. Успаских на самом деле (о чем мы могли бы судить, лишь если бы он побывал у власти).

Гораздо более неприятный для России момент - возможность объединения левых и правых на почве "угрозы с Востока", что может осложнить и без того расстроенные литовско-российские отношения.