Справка ИА REGNUM. Альмир Абрегов - историк по образованию, директор Национального музея Республики Адыгея (Майкоп). В первой половине 90-х играл видную роль в Адыгэ-Хасэ - национальном движении черкесов и адыгейцев. В частности, возглавлял это движение в Адыгее во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг., когда оно оказывало активную помощь абхазам. Сейчас не занимает в национальном движении официальных должностей, одного как его ветеран пользуется большим авторитетом.

Будет ли, на ваш взгляд предложенная сейчас реформа выборной системы в регионах России способствовать борьбе с терроризмом?

Думаю, она не имеет непосредственного отношения к борьбе с терроризмом. Можно ли себе представить, например, что США после 11 сентября приступили бы к демонтажу своей государственности, согласно которому губернаторы штатов должны были бы назначаться президентом? То же можно сказать и в отношении предложений по законодательным органам. Я не вижу никакой связи с этой борьбой. Мне кажется, что здесь прослеживается попытка использовать то, что произошло в Беслане, и общую атмосферу нестабильности и тревоги, которая вызвана в обществе терактами, для других целей. Идет дальнейшее укрепление вертикали власти, причем в одних руках.

А борьбе с коррупцией предложенная система будет способствовать?

Россия - огромная держава, и чрезвычайная власть в руках президента обязательно должна будет реализовываться через массу чиновников. И если региональных лидеров назначать, то это неминуемо приведет власть, в том числе федеральную, к дистанцированию от электората, от его требований, чаяний. Но реформа, как мы знаем, коснется и региональных законодательных органов. Это значит, что те общественные организации, которые сейчас что-то из себя еще представляют, просто прекратят свое существование. А без них невозможно гражданское общество. И борьба с коррупцией без участия общественности тоже невозможна.

Чем это грозит таким национальным регионам, как Адыгея?

На карту поставлено - быть этим регионам или нет. Фактически у народов изымается право на самоуправление, на самоорганизацию вокруг собственной экономики, политики, культуры. Мы не знаем, что нас ждет: даются какие-то схемы, и объяснений при этом нет. Например, говорят об образовании Причерноморской губернии, куда войдут Краснодарский край, Адыгея и Карачаево-Черкесия. Не оговаривается даже, в каком виде войдут в данную губернию эти республики. Предполагается, например, что не в виде республик, а порайонно.

Но посмотрим на судьбу причерноморских шапсугов (шапсуги - этническая группа в составе адыгейцев; шапсугские корни имеет, в частности, нынешний президент Адыгеи Хазрет Совмен - ИА REGNUM), которые живут сейчас в районе Туапсе и Сочи. Они записывают себя под субэтническим названием "шапсуг", отказываясь от общеадыгского самоназвания. И это только для того, чтобы оказаться в числе так называемых "коренных малочисленных" народов, которые имеют право на адресную помощь из бюджета Российской Федерации. И если Адыгея войдет в эту Причерноморскую губернию порайонно, то каждый из субэтносов, живущих в республике - бжедуги, темиргоевцы, абадзехи, егерухайцы, хатукайцы, адамийцы, махошевцы и т.д., разделенные по этим районам, захотят сделать то же самое.

Многие из тех, кто пытается обосновать идею возвращения Адыгеи в Краснодарский край, говорят о том, что Адыгейскую автономную область в составе Краснодарского края на протяжении всех лет советской власти возглавляли адыгейцы, что и гарантировало соблюдение их прав. И сейчас, де, будет так же. Что вы можете сказать на это?

Коммунистическая система изначально предусматривала развитие национальных меньшинств, так была построена структура партийной иерархии. И худо-бедно - национальные вопросы решались. Сейчас другое время - все больший круг вопросов решает частный капитал. Но среди этих вопросов нет и не будет тех, которые призвана брать на себя республика. Поэтому республика - не чья-то блажь или каприз. Это жизненно необходимый инструмент для выживания народов.

А что нынешние реформы не нацелены на полноценное развитие народов, ясно из такого факта. Мы говорили о предложении по созданию Причерноморской губернии. Но обратите внимание, Кабардино-Балкарию, в которой титульными народами являются кабардинцы и балкарцы, не предлагается включать в эту губернию. Между тем, мы знаем, что кабардинцы являются одним из адыгских субэтносов, а с другой стороны, балкарцы - фактически единый народ с карачаевцами. Однако же, по нашим данным, Кабардино-Балкарию предлагается включить в Северо-Кавказскую губернию с центром в Ставрополе, в которую также могут войти Дагестан, Чечня, Ингушетия и Севернуая Осетия. То есть на этот регион возложены незавершенная война в Чечне, беспокойный Дагестан, нерешенный осетино-ингушский конфликт и все более втягиваемая в этот котел Кабардино-Балкария.

Так почему бы губернским архитекторам не включить вместо этого Кабардино-Балкарию в расположенную рядом Причерноморскую губернию? Чем объяснить нежелание того, чтобы близкородственные этнические группы оказались по одну сторону внутренних границ - в одном субъекте федерации были бы адыгейцы, черкесы и кабардинцы, в одном субъекте - карачаевцы и балкарцы? Ответ напрашивается простой: все это слишком похоже на прежнюю царскую политику обезличивания народов, на политику по принципу "разделяй и властвуй". И надеяться на то, что в составе новых губерний сохранятся нынешние республики в полноценном своем виде, не приходится.

Прогноз - дело неблагодарное. И все-таки, что, на ваш взгляд, нас ждет?

Я думаю, для проведения всех этих реформ необходимо будет применение серьезного силового давления. Что, свою очередь, не сможет не вызвать ответной реакции.