Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендовал палате принять в первом чтении законопроект "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2005 год", внесенный правительством. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ ГД РФ.

Бюджет Пенсионного фонда на 2005 год сформирован по доходам - в сумме 1 177,38 млрд. рублей, по расходам - 1176,13 млрд. рублей. Расходы бюджета Фонда запланированы исходя из среднегодовой численности пенсионеров на 2005 год - 38,45 млн. человек. В 2005 году предусмотрено увеличение базовой части трудовой пенсии по старости с 1 апреля 2005 года с 660 до 695 рублей и с 1 августа 2005 года до 719 рублей. Общие расходы на выплату и доставку базовой части трудовой пенсии составят 341,17 млрд. рублей, текущий дефицит средств на выплату базовой части пенсии, возникший в связи со снижением ставок ЕСН - 74,7 млрд. рублей. Общий объем средств на выплату, доставку, индексацию и увеличение страховой части трудовой пенсии предусмотрен в размере 617,95 млрд. рублей, в том числе на индексацию - 36 млрд. рублей, при планируемом поступлении страховых взносов в сумме 558,44 млрд. рублей. Страховую часть трудовой пенсии также планируется проиндексировать дважды - с 1 августа и с 1 июля 2005 года.

Таким образом, на конец 2005 года трудовая пенсия составит 2250 рублей и в целом увеличится на 233 рубля или на 11,5%, при этом базовая часть трудовой пенсии увеличится на 65 рублей (8,9%), а страховая - на 168 рублей (13%). Среднегодовой размер трудовой пенсии оценивается в 2149 рублей при прогнозируемой Минэкономразвития величине прожиточного минимума пенсионера 2040 рублей. Соотношение среднегодового размера пенсии к прожиточному минимуму пенсионера, рассчитанному по действующей потребительской корзине, в 2005 году составит 105,4%, а к прожиточному минимуму пенсионера по скорректированной в 2005 году потребительской корзине - 87,7%.

В своем заключении на законопроект Комитет обращает внимание на то, что рост трудовой пенсии в 2005 году "замедлится и абсолютно и относительно". Так, если в 2004 году размер трудовой пенсии увеличился на 269 рублей, то в 2005 году - на 233 рубля, поскольку текущие доходы Пенсионного фонда не позволяют обеспечить более существенное повышение размеров трудовых пенсий. Однако снижение налоговой нагрузки, считают члены комитета, не должно сопровождаться снижением уровня пенсионного обеспечения. Комитет предлагает в федеральном бюджете на 2005 год предусмотреть дополнительные средства на индексацию пенсий на уровне не ниже 2004 года. В заключении комитета отмечено, что планируемый объем текущих поступлений страховых взносов не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии, включая расходы по их доставке. Покрытие текущего дефицита в сумме 82,85 млрд. рублей будет осуществляться за счет остатка средств по состоянию на 1 января 2005 года (97,14 млрд. рублей).

В результате остаток средств на конец 2005 года составит 14,28 млрд. рублей при установленном нормативе средств на выплату пенсий в январе 2006 года - 48,5 млрд. рублей. В складывающейся ситуации финансовая устойчивость пенсионной системы в 2005-2006 годах вызывает обеспокоенность у депутатов Комитета, которые предлагают предусмотреть в федеральном бюджете для Пенсионного фонда средства в объемах, обеспечивающих переходящий остаток на конец 2005 года на уровне не ниже норматива оборотных средств.

Комитет высказал также ряд замечаний, касающихся осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан. В частности, из-за отсутствия соответствующих расчетов, которые должно было представить Правительство, сложно оценить, достаточно ли выделяемых средств (99,9 млрд. рублей) на финансирование указанной выплаты. Учитывая, что ежемесячную выплату граждане будут получать одновременно с пенсией, комитет предлагает предусмотреть в декабре 2004 года авансовые перечисления из федерального бюджета на ежемесячные денежные выплаты в январе 2005 года, поскольку направление Пенсионным фондом собственных средств на эти цели законодательством не предусмотрено. Правительству предложено разработать механизм передачи Фонду средств на авансирование ежемесячной денежной выплаты в декабре 2004 года и внести соответствующие изменения в бюджет-2004.

Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении 15 октября.