На основании поручений Правительства РФ Минпромэнерго совместно с МПР, Минобороны, Мининформсвязи, ФСБ, Минтрансом, Минздравсоцразвития, Роскосмосом, Росатомом, Минэкономразвития, Минфином, Минюстом необходимо в установленном порядке внести изменения и дополнения в Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании". Речь, в частности, шла об уточнении положений закона о проведении обязательного подтверждения соответствия и государственного контроля и надзора в переходный период; о регистрации сертификатов и деклараций соответствия; о порядке разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов для проведения исследований (испытаний); об установлении особенностей режимов технического регулирования в отношении потенциально опасных производств, к категории которых относится атомная отрасль.

В целях разработки предлагаемых изменений в Минпромэнерго России была сформирована рабочая группа и проведен ряд совещаний с представителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM в министерстве, в процессе проработки поручений правительства, от отдельных федеральных органов исполнительной власти поступили предложения в отношении и других статей закона, в том числе об изменении общих положений закона, а также сферы его применения за счет фактического выведения из нее ряда отраслей. Такие предложения представили Ростерехгулирование, Росатом, Ростехнадзор и Минтранс России. В результате в Минпромэнерго России поступили предложения не только о редакционном уточнении отдельных положений закона, но и о концептуальном его изменении.

В связи с этим, в Минпромэнерго России отмечают, что в статье 46 Закона установлены все необходимые для регулирования в переходный период юридические нормы и правового и правоприменительного вакуума в сфере регулирования данного Закона не возникло. При этом требования по проведению обязательного подтверждения соответствия продукции фактически рассматриваются как неотъемлемая часть требований к продукции и также продолжают действовать и применяются на практике. Это относится и к вопросам регистрации, аккредитации, приемки и ввода в эксплуатацию, испытаний, государственного контроля (надзора). Что касается порядка разработки правил и методов исследований (испытаний) и измерений, отбора образцов для проведения исследований (испытаний), то анализ положений Закона показывает, что проблема их разработки и утверждения может быть урегулирована на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В целях упорядочения деятельности по разработке соответствующих правил и методов Минпромэнерго предлагает принять базовое постановление Правительства РФ, согласно которому разработку правил и методов осуществляют профильные федеральные министерства, используя общие принципы, подходы и процедуры, предусмотренные постановлением.

В министерстве считают, что "изменение концептуальных основ закона путем выведения из сферы действия закона целых отраслей неприемлемо и нецелесообразно". По мнению Минпромэнерго, необходимо сосредоточить усилия на реализации программы разработки технических регламентов и формировании подзаконной нормативной правовой базы в рамках действующих ключевых положений Федерального закона "О техническом регулировании". "Статус технических регламентов, как федеральных законов позволяет устанавливать любые необходимые особенности режимов регулирования по конкретным отраслям, при соблюдении основных требований к порядку их разработки... По результатам разработки и применения технических регламентов, в случае необходимости, возможно уточнение отдельных положений Закона, позволяющее отразить особенности регулирования в области использования атомной энергии", - заключают в министерстве.

Отметим, что по информации из Минпромэнерго, в настоящее время на рассмотрении в Правительстве России находится проект программы разработки технических регламентов, составленный на основании предложений всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, который включает 145 первоочередных технических регламентов.